Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации






НазваниеОтчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
страница1/6
Дата публикации15.07.2015
Размер0.88 Mb.
ТипОтчет
e.120-bal.ru > География > Отчет
  1   2   3   4   5   6
Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года,

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации

от 5 сентября 2011 г. №1538-р

Общая характеристика округа

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1538-р (далее – Стратегия).

Площадь территории Южного федерального округа (далее также – ЮФО, округ) составляет 416 840 кв. км (2,4% территории Российской Федерации). Численность населения, постоянно проживающего в ЮФО, составляет
13 910,2 тыс. человек (9,7% населения страны, по данным Росстата
за 2013 год).

Стратегической целью является превращение округа в одного
из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности
и конструктивного российского влияния в Черноморском и Каспийском бассейнах, что предполагает:

  • создание главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование «от поля до продукта»;

  • реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;

  • развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;

  • инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.

Регионы ЮФО обладают различным потенциалом – экономическим, социальным, административно-кадровым и существенно отличаются
по природным, территориальным, инфраструктурным возможностям и другим факторам.

В то же время последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.

В связи с этим особое значение приобретает комплексное решение проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЮФО (далее также – субъекты ЮФО).

Инвестиционный потенциал является достаточно стабильной величиной, но в округе он существенно разнится.
Инвестиционный потенциал субъектов ЮФО
Планы всех субъектов ЮФО по реализации Стратегии включают соответствующие мероприятия и в течение 2012 года в данном направлении были сделаны важные шаги. Так, к примеру, улучшение инвестиционного климата в Астраханской области связано, в первую очередь, с разработкой
и реализацией ведомственной долгосрочной целевой программы «Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата
в Астраханской области на 2013-2017 годы». Целью указанной программы является обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики за счет формирования положительного инвестиционного имиджа области, создания комфортных условий для привлечения инвестиций в регион и методического обеспечения инвестиционной деятельности.

В Краснодарском крае в 2012 году принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата, в том числе учитывающих требования стандарта деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края
по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В Ростовской области в рамках мероприятия «Разработка и реализация субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, программ улучшения инвестиционного климата» разработана
и утверждена Областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область
на 2012 – 2015 годы».

Регионы/ виды рисков

Интегральный

Социальный

Экономический

Финансовый

Криминальный

Экологический

Управленческий



2013

2012

разница

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

Республика Адыгея

26

38

12

55

52

29

31

71

73

19

8

1

3

1

10

Республика Калмыкия

76

80

4

82

82

67

60

74

76

53

54

51

47

49

78

Краснодарский край

5

2

-3

23

14

3

3

32

19

18

16

10

10

4

7

Волгоградская область

50

39

-11

37

27

50

54

30

26

41

52

33

26

79

63

Астраханская область

43

40

-3

64

59

37

33

29

37

74

72

57

53

11

15

Ростовская область

8

12

4

36

26

6

4

9

49

9

3

24

18

39

22

Инвестиционный риск субъектов в 2012-2013 гг., места
Наиболее востребованными формами государственной поддержки среди инвесторов являются:

  • предоставление налоговых льгот (по налогу на имущество организаций) и пониженных налоговых ставок (по налогу на прибыль организаций);

  • предоставление государственных гарантий в случае привлечения заемных средств для реализации инвестиционного проекта;

  • предоставление льгот по арендной плате за аренду земельных участков, находящихся в собственности области;

  • обеспечение земельных участков инженерными коммуникациями;

  • предоставление нефинансовых мер государственной поддержки.

В Основных направлениях бюджетной политики на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрено уменьшение объема межбюджетных трансфертов, выделяемых региональному уровню бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета.

В целом собственная доходная база рассматриваемых субъектов Российской Федерации ограничивает возможности полноценного стратегирования социально-экономического развития. Бюджеты субъектов ЮФО остаются дефицитными и дотационными.

Из дотационных регионов в 2011 году наибольший уровень бюджетной обеспеченности имеют Волгоградская область (78%) и Краснодарский край (74%).

Бюджетная обеспеченность субъектов Южного федерального округа
до и после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности приведена в таблице.





2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

До распре-деления ФФПР

После распре-деления ФФПР

До распре-деления ФФПР

После распре-деления ФФПР

До распре-деления ФФПР

После распре-деления ФФПР

До распре-деления ФФПР

После распре-деления ФФПР

Республика Адыгея

0,352

0,660

0,390

0,662

0,389

0,609

0,366

0,581

Республика Калмыкия

0,412

0,667

0,420

0,666

0,354

0,597

0,326

0,572

Краснодарский край

0,782

0,830

0,743

0,799

0,749

0,777

0,728

0,741

Астраханская область

0,738

0,796

0,722

0,782

0,643

0,676

0,594

0,617

Волгоградская область

0,795

0,841

0,784

0,831

0,692

0,721

0,650

0,666

Ростовская область

0,611

0,698

0,612

0,696

0,579

0,635

0,565

0,611

Бюджетная обеспеченность субъектов ЮФО
Представленные показатели расчетной бюджетной обеспеченности свидетельствуют, что большинство регионов не имеет достаточных средств для реализации возложенных на них расходных полномочий.





2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013

Всего

млн. рублей

В %
к 2009 г.

Всего

млн. рублей

В %
к 2010 г.

Всего

млн. рублей

В %
к 2011 г.

Всего

млн. рублей

В %
к 2011 г.

Республика Адыгея

3514,9

87

3347,4

95,2

3318,0

99

3971,5

120

Республика Калмыкия

1868,9

82

1959,5

104,8

2438,3

124

2938,9

121

Краснодарский край

6231,8

108

8087,3

129,8

4910,4

61

2847,6

58

Астраханская область

1270,5

131

1598,6

125,8

1100,3

69

927,8

84

Волгоградская область

2994,2

108

3379,1

112,9

2635,5

78

1750,9

66

Ростовская область

12308,4

90

11077,5

90

8449,2

84

8246,9

98

Динамика дотаций, выделяемых на выравнивание бюджетной обеспеченности
Основная доля валового регионального продукта (далее – ВРП)
в 2011 году в округе формируется за счет оптовой и розничной торговли – 16,7%. Доля обрабатывающих производств в общем объеме составляет 16,2%. Также значительные доли ВРП приходятся на сельское хозяйство – 12,4%
и на транспорт и связь – 12,3%. Высокий процент в структуре ВРП приходится на строительство (12,7%). Государственное управление и обеспечение военной безопасности в структуре занимает (5,6%).
Характеристика структуры ВРП Южного федерального округа в 2011 году

Самый низкий процент по численности проживающего в регионе населения в Южном федеральном округе приходится на Республику Калмыкия (2,04%), Республику Адыгея (3,19%), Астраханскую область (7,29%). Самый высокий процент приходится на Краснодарский край (38,32%), Ростовскую область (30,59%), Волгоградскую область (18,57%) .

Структура Южного федерального округа по численности населения в регионах

на 1 января 2013 года
Обеспечению оптимизации системы расселения, привлечения
и закрепления населения в регионе в рамках реализации Стратегии должны способствовать реализация направлений социальной и демографической политики, а приоритетами социального развития ЮФО на ближайшее десятилетие должны стать оптимизация системы расселения, повышение уровня и качества жизни населения, интенсивное развитие человеческого потенциала.

Вместе с тем жизнеспособность населения начала улучшаться. В целом по Южному федеральному округу коэффициент естественного прироста населения в 2011 году составил -1,9, а в 2012 году -0,8. При показателях
по Российской Федерации в 2011 году -0,9 и 0,0 в 2012 году соответственно.

Вместе с тем наблюдаются миграционные колебания: в 2010 году приток населения составил 21,7 тыс. человек, в 2011 году – 59,1 тыс. человек, в 2012 году – 37,5 тыс. человек.

Численность экономически активного населения, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2010 году, составила
7,0 млн. человек, или 50,7% общей численности населения округа, в 2011 году – 7,0 млн. человек, или 50,9% общей численности населения округа, а в 2012 году – 7,0 млн. человек или 50,2% общей численности населения округа. В 2010 году не имели занятия, но активно его искали 534,0 тыс. человек, или 7,7% общей численности экономически активного населения (в соответствии
с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные), в 2011-м году – 489,7 тыс. человек, или 7,0% общей численности экономически активного населения, в 2012-м году – 438,5 тыс. человек, или 6,3% общей численности экономически активного населения.
В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2010 года было зарегистрировано
99,2 тыс. человек, или 1,4% экономически активного населения, на конец декабря 2011 года было зарегистрировано 87,1 тыс. человек, или 1,2% экономически активного населения, на конец декабря 2012 года – зарегистрировано 68,8 тыс. человек, или 1,0% экономически активного населения.

При этом ситуация в округе хуже, чем в целом по Российской Федерации: в 2010 году количество безработных составило 5 544 тыс. человек (7,3% общей численности экономически активного населения), в 2011 году –
4 922 тыс. человек (6,5%), в 2012 году – 4 131 тыс. человек (5,5%), при этом
в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 1589 тыс. человек (2,1%),
1286 тыс. человек (1,7%) и 1065 тыс. человек (1,4%) соответственно.

Среди субъектов Южного федерального округа самая высокая доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев в общей численности безработных, в 2010 году зафиксирована в Республике Калмыкия (47,2%)
и Республике Адыгея (38,4%). Самый низкий процент – в Ростовской области (23,3%). В 2011 году негативные тенденции усилились, так в 4 из 6 субъектов ЮФО доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев в общей численности безработных, превысила 30% и только в Краснодарском крае (25,6%) и Астраханской области (27,8%) остается относительно низкой.

Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных

по Южному федеральному округу за 2012 год, %
Анализ показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в сравнении с показателями консервативного сценария реализации Стратегии показал в целом положительную динамику развития округа.




п/п

Наименование показателя

темп роста

среднегодовой темп







Фактическое значение, по данным Росстата (процентов)

2011 год

к 2009 году

Прогнозное значение в соответствии со Стратегией (процентов)

2013 год

к 2009 году

Фактическое значение, по данным Росстата (процентов) 2011 год

к 2009 году

Прогнозное значение в соответствии со Стратегией (процентов) 2013 год

к 2009 году

Республика Адыгея

1.

ВРП

110,2

106,4

104,8

104,1

2.

Реальные доходы населения

115,8

115

107,7

108,1

3.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

84

102,9

95,4

109,8

4.

Индекс промышленного производства

132,5

120,6

109,8

103,6

Республика Калмыкия

5.

ВРП

98,5

108

99,3

103,4

6.

Реальные доходы населения

104,3

115

102,2

108,6

7.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

129

146,2

111,1

110

8.

Индекс промышленного производства

97,1

120,4




137,1

Краснодарский край

9.

ВРП

114,3

111,4

106,9

105,9

10.

Реальные доходы населения

118,2

113,2

108,9

103,4

11.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

130,6

133,4

109,5

106

12.

Индекс промышленного производства

125,2

112,9




107,7

Астраханская область

13.

ВРП

110,1

143,5

105

106,9

14.

Реальные доходы населения

107

120,1

103,5

106,1

15.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

113

117,1

104,8

104,3

16.

Индекс промышленного производства

170

154,9

119,4

118

Волгоградская область

17.

ВРП

107,1

121,9

103,5

105,7

18.

Реальные доходы населения

98,9

114,7

99,7

103,9

19.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

125,2

97,6

108,4

109,2

20.

Индекс промышленного производства


114,2

114

104,5

103,5

Ростовская область

21.

ВРП

113,6

120

106,6

106,2

22.

Реальные доходы населения

107

123,7

103,5

106,4

23.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

84,6

115,3

96

105,8

24.

Индекс промышленного производства

141,3

128,6

108,2

112,3

Показатели развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЮФО
По ряду показателей темпы развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, превышают плановые.
Так показатели «Валовой региональный продукт» и «Реальные доходы населения» превышены в Республике Адыгея и Краснодарском крае, показатель «Индекс промышленного производства» – в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях.

На диаграмме представлены объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по трем основным видам экономической деятельности.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности
Таким образом, можно утверждать, что основные социально-экономические показатели в основном достигли целевых значений Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЮФО, и будут иметь тенденцию к дальнейшему росту.
Приоритетные направления развития
Остановимся на секторах экономики округа, имеющих общероссийское
и межрегиональное значение, и анализе мероприятий по реализации Стратегии в агропромышленном, транспортном, энергетическом, строительном и иных комплексах.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconОтчет о ходе реализации в 2014 году Стратегии социально-экономического...
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconПравительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. №1535-р
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconОтчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития...
И байкальского региона на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconУтвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического...
Распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 924-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconО стратегии социально-экономического развития мурманской области...
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconПостановление от 30 сентября 2009 г. N 370 о стратегии социально-экономического...
Башкортостан до 2020 года в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconПравительство республики бурятия распоряжение
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconПравительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538-р стратегия
Социально-экономического развития южного федерального округа на период до 2020 года

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconУтвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического...
Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского...

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации iconПравительство российской федерации распоряжение
Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную