Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа






Скачать 285.58 Kb.
НазваниеТранспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа
страница1/3
Дата публикации15.07.2015
Размер285.58 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > География > Автореферат
  1   2   3


УДК 338.48:796.032.2 (470.620)
На правах рукописи



Кудинова Людмила Михайловна
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Специальность 25.00.24 – экономическая, социальная,

политическая и рекреационная география


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата географических наук


Краснодар – 2013

Работа выполнена на кафедре экономической, социальной и политической географии географического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Научный руководитель: Рябошапко Владимир Петрович,

кандидат географических наук,

доцент кафедры экономической, социальной

и политической географии

Официальные оппоненты: Бадов Александр Даурбекович

доктор географических наук, профессор

кафедры экономической, социальной

и политической географии ФГБОУ ВПО

«Северо-Осетинского государственного

университета им. К.Л. Хетагурова»
Веселов Денис Сергеевич

кандидат географических наук, доцент

кафедры менеджмента и мировой экономики

ФГБОУ ВПО Краснодарского филиала

«Российского государственного университета

им. Г.В. Плеханова»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный

университет»
Защита состоится октября 2013 г. в 1400 на заседании диссертационного совета Д 212.101.15 по географическим наукам при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149, ауд. 200.
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 ), с авторефератом – на сайте http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «______» сентября 2013 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат географических наук Т.А. Волкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Транспортный и рекреационный комплексы тесно взаимосвязаны между собой, особенно на Юге России, где функции туризма и отдыха выражены в значительно большей степени, чем в целом по стране. Существует много методологических и научных источников, освещающих экономическую взаимосвязь транспорта и рекреационной сферы, однако анализ их взаимодействия раскрывается преимущественно фрагментарно, в соответствии с целями и задачами отдельных авторов и специалистов. Аналитическое обобщение данной тематики по отдельным регионам, в том числе и по ЮФО, отсутствует.

Вместе с тем в настоящее время в ЮФО происходит динамичное развитие рекреационной деятельности, особенно в Краснодарском крае. Это обусловлено, с одной стороны, усилением внимания к сфере туризма, как одной из ведущих, а с другой, – подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014г. Целесообразность оценки взаимовлияния транспортного и рекреационного комплексов, с учетом их динамики, структурно-функциональной организации, проблем и перспектив развития, определили актуальность, цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросам теоретического и практического изучения влияния транспорта на развитие туристско-рекреационной сферы посвящено множество разработок. Среди них следует выделить труды М.Б. Биржакова, И.И. Будко, В.Г. Гуляева, Е.Н. Ильиной, А.С. Кускова, О.Я. Осиповой. Однако эти работы имели в основном общетеоретическую направленность, или рассматривали транспортно-рекреационные взаимосвязи в пределах всей России. Региональные аспекты касались, как правило, либо туризма, либо транспорта и носили вспомогательный характер: Ю.А. Веденина, В.С. Преображенского, И.В. Зорина, И.Т. Твердохлебова, Б.М. Бероева, Н.С. Мироненко, В.А. Квартального, Н.В. Красновой, Г.С. Гужина, М.Ю. Беликова, В.И. Чистякова, В.П. Рябошапко и др., а также документально-информационные материалы статистических служб и периодической печати. Это относится и к ЮФО, субъекты которого располагают значительным туристско-рекреационным потенциалом и весьма развитой транспортной сетью. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью определило выбор настоящего исследования.

Объект исследования – Южный федеральный округ и его субъекты в пространственной системе Российской Федерации.

Предмет исследования – транспортный и рекреационный комплексы Южного федерального округа.

Цель исследования – раскрыть экономико-географические особенности, проблемы и перспективы взаимодействия транспорта и туристско-рекреационной сферы ЮФО с учетом его положения в пространственной системе России.

На основании указанной цели были сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать теоретические и научно-методические источники, отражающие взаимодействие транспорта и рекреационной сферы;

  • отразить значение и основные направления взаимосвязи транспортного и рекреационного комплексов в экономической системе ЮФО с учетом их положения в пространственной системе России;

  • раскрыть современное состояние и проблемы развития транспорта Краснодарского края в транспортно-логической системе регионов ЮФО с учетом его влияния на туристско-рекреационную сферу России;

  • установить перспективы и возможные пути решения проблем дальнейшего развития транспорта в связи с развитием туристско-рекреационного комплекса ЮФО и в связи с подготовкой к зимним Олимпийским играм.

Научная новизна работы заключается в выявлении инновационных подходов в экономико-географическом изучении роли транспортной системы в развитии туристско-рекреационного комплекса ЮФО. На взгляд автора, новыми направлениями научного вклада являются следующие:

  • установлены основные подходы во взаимодействии между транспортным и рекреационным комплексами с учетом региональных особенностей;

  • дана авторская оценка целесообразности развития и дальнейшего совершенствования транспортной системы для решения рекреационных задач;

  • определены пространственные особенности, связанные с функционированием транспортного комплекса и курортно-рекреационных зон ЮФО;

  • раскрыты основные количественные показатели деятельности различных видов транспорта для рекреационных целей по регионам ЮФО в виде табличного, графического и картографического изображения;

  • исследованы перспективы дальнейшего развития транспорта на основании изучения туристско-рекреационных маршрутов.

Теоретическая значимость работы состоит в проведении анализа взаимодействия различных видов транспорта и туристско-рекреационной сферы ЮФО с учетом его положения в транспортной системе России.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования результатов в теории и методологии изучения транспорта как одного из основных факторов развития туристско-рекреационного комплекса на примере ЮФО. Эти результаты могут использоваться при разработке инновационных подходов в управлении различными видами транспорта для рекреационных целей, а также в качестве учебно-методического материала в процессе вузовского преподавания на лекционных курсах: «География транспорта», «Рекреационная география», «География туризма».

Методология и методы исследования:

- фундаментальные концепции экономической и социальной географии, рассматривающие современные особенности развития транспортной системы в условиях рыночной экономики с учетом ее влияния на развитие туристско-рекреационной сферы;

- опубликованные данные и материалы территориального органа Федеральной государственной статистической службы России;

- материалы собственных исследований автора.

В работе использовались следующие методы: сравнительно-географический, библиографический, статистический, картографический, аналитический, а также метод экспертных оценок.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Результаты оценки воздействия транспортной системы на развитие курортно-рекреационного комплекса с учетом радикальных рыночных преобразований;

  2. Установленные экономико-географические и организационно-технические особенности и разносторонние социально-экономические взаимосвязи между федеральными, региональными и местными функциональными структурными подразделениями при реализации задач, связанных с использованием различных видов транспорта;

  3. Выявленная специфика взаимодействия транспортной системы ЮФО и России с учетом ее влияния на рекреационную деятельность;

  4. Обоснование основных проблем и перспектив развития транспорта субъектов ЮФО при его использовании в туристско-рекреационной сфере;

  5. Разработанные практические рекомендации по совершенствованию управления транспортным комплексом с целью развития туризма и отдыха в ЮФО на основании установления инновационных решений, предлагаемых транспортно-логистическими организациями.

Апробация работы и публикации. Основные положения и выводы диссертации докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях, посвященных вопросам развития курортно-рекреационного комплекса в системе регионального развития (2011 - 2013 гг.).

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе 3 в изданиях, включенных в перечень ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы - 168 страниц. Библиографический список содержит 149 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновываются актуальность избранной темы, анализируется степень ее научной разработанности, выявляется основной круг проблем, определяются цели, задачи, методологическая основа, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные ее положения, выносимые на защиту, характеризуются источники, которые использовались диссертантом.

В первой главе «Теория и методология развития и функционирования транспортных систем и туристско-рекреационных комплексов» раскрываются современные концепции изучения транспорта, а также новые подходы в изучении туристско-рекреационного комплекса

Транспорт - важнейшая составная часть экономики государства. Размеры территории России, а также динамика ее социального и экономического развития вызывает необходимость оптимизации транспортной инфраструктуры.

В состав транспортной системы включаются следующие объекты: пути сообщения, вокзалы и станции, учреждения по организации перевозок и продаже билетов, логистические центры, различные коммуникации и т.д. Более четкую характеристику инфраструктурного обеспечения транспорта представить весьма затруднительно вследствие ее большого разнообразия.

Транспортная инфраструктура является для любого региона или страны не только системообразующей, но имеет большое значение в разрешении экономических и социальных проблем, ввиду того, что обеспеченность пространства транспортными коммуникациями является ключевым условием для привлечения инвестиций, населения, развития различных отраслей экономики, тем самым представляя существенное преимущество в размещении производства, что дает высокий интеграционный эффект.

Транспортный комплекс играет большую роль во всех отраслях экономики, в том числе в развитии туристско-рекреационной сферы, которая развивается весьма поступательно и отличается повышенной отраслевой и пространственной динамичностью.

Транспорт активно участвует в развитии региональных и национальных рынков, поэтому в условиях неустойчивой экономической ситуации роль оптимизации транспортной системы значительно возрастает. Это обусловлено тем, что транспортный фактор определяет результативность работы того или иного предприятия, т.к. товарообмен без транспорта невозможен, таким образом, будет затруднительно функционирование и самого рынка. В силу этого транспорт представляет собой важнейшую составную часть современной рыночной экономики и инфраструктуры.

Следовательно, транспортная инфраструктура представляет собой сочетание организационных и материально-технических условий, которые способны обеспечивать быструю и беспрепятственную реализацию перевозных процессов. Она имеет большое значение для развития регионов и страны в целом.

Во второй главе «Территориальная организация транспорта России и ЮФО» показано, что туристско-рекреационная сфера в России в настоящее время представляет одну из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики страны. Одним из главных факторов развития индустрии туризма и отдыха в России является функциональная организация транспортной системы, которая зависит от сложившихся исторических и географических предпосылок, а так же социально-экономических факторов.

В России, как и во многих развитых странах, транспорт – ведущая отрасль экономики, существенный элемент хозяйства. Транспортные коммуникации в разной степени связывают все регионы страны, что обеспечивает ее территориальную целостность и единство, в том числе экономическое сжатие ойкумены. Транспортная система играет важную роль в международных связях России и является значительной материальной основой в развитии интеграционных процессов.

Пространственная структура России указывает на приоритет транспорта в формировании инвестиционной привлекательности страны и более полного раскрытия ее транзитных перспектив между государствами Европы и Азии. Наличие доступных, безопасных и качественных транспортных услуг способствует поступательному и высокоэффективному развитию хозяйства и территориальной организации населения.

Курортно-рекреационный комплекс является одной из транспортно-образующих отраслей России, которая в значительной степени опирается на сложившиеся инфраструктурные обеспечения и изменяющиеся потребности рекреантов.

Одним из транспортно-обеспеченных регионов России является ЮФО, через который проходит транспортный коридор, идущий из центра к крупным портам и курортам.

Транспортный комплекс Юга России основывается на многофункциональной, тесно интегрированной в экономическую структуру региона и РФ в целом системе. В субъектах округа получили развитие все виды транспорта, создающие единую транспортную систему. Основное и перспективное значение, как в межрегиональном обмене в ЮФО, так и в его взаимодействии с другими регионами страны, можно отнести железнодорожный, трубопроводный и автомобильный, а также морские перевозки. Международное значение имеют морские грузоперевозки.

Транспортная система экономики территорий Юга России имеет относительно зависимый характер по взаимоотношению к другим отраслям экономики. На Юге России транспортная составляющая имеет большее значение, чем в целом для страны, благодаря развитию транспортных путей рекреационных регионов - Краснодарского края, а также Ростовской области. Наряду с наземными и водными видами транспорта здесь реализовано достаточно много крупных трубопроводных проектов международного значения (табл. 1).

Таблица 1. Ввод в действие основных производственных мощностей транспорта по субъектам ЮФО

 

2000

2005

2010

2011

Введено в действие новых железнодорожных линий, км


Российская Федерация

1,7

127,8

111,1

93,4

Южный федеральный округ

1,1

1,3

-

12,3

Краснодарский край

1,1

1,3

-

6,9

Астраханская область

-

-

-

5,4

Введено в действие механизированных причалов речных портов, пог. м

Российская Федерация

-

163,0

440,0

452,0

Южный федеральный округ


-

163,0

-

-

Астраханская область

-

21,0

-

-

Ростовская область

-

142,0

-

-

Введено в действие аэровокзалов, пропускная способность (пас/час), человек

Российская Федерация


370

740

1949

2638

Южный федеральный округ

-

-

209

-

Краснодарский край

-

-

209

-

Введено в действие взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, тыс. м2

Российская Федерация

567,4

162,2

143,8

937,8

Южный федеральный округ










57,2

Республика Калмыкия

-

-

-

37,6

Астраханская область

-

-

-

19,6
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconИ регионального управления
Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса российской федерации на современном этапе

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconСхема территориального планирования майкопского района республики адыгея
Структура туристско-рекреационного комплекса района. Медико-климатическое зонирование. 90

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconРазвития туристско-рекреационного комплекса крыма 2020 (проект) симферополь 2011
Потенциал перспективного развития рекреации и туризма в регионе

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconОтчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития...
...

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconХарактеристика оэз туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconПриоритеты структурной модернизации экономики и социальной сферы южного федерального округа

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconСписок членов диссертационного совета д 212. 101. 13
Список членов диссертационного совета д 212. 101. 13, присутствующих на заседании совета по защите диссертации Ишханяна Аркадия Сергеевича...

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconДемографическое развитие трудоизбыточных регионов южного федерального округа
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconКонкурс творческих эссе учащихся всех уровней
Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов

Транспортная система в развитии туристско-рекреационного комплекса южного федерального округа iconКонкурс бизнес-идей студентов неэкономического профиля подготовки
Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную