Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии»






Скачать 95.07 Kb.
НазваниеКонспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии»
Дата публикации18.01.2015
Размер95.07 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок


Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии»

Цель урока: сформировать целостное представление об Австралии, создать образ страны.

Задачи урока:

1. Познакомить школьников с географической спецификой Австралии.

2. Познакомить с особенностями природы, населения и хозяйства Австралии.

3. Продолжать учить работать с различными источниками информации:

картами атласа, Интернет-ресурсами.

4. Расширить словарный запас школьников терминами по экономической и социальной географии.

5. Формировать представление о различных моделях развития стран.

6. Развивать умение сравнивать и обобщать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать доводы и мнения товарищей.

Оборудование: учебник, атлас, физическая и экономическая карты Австралии,

картосхемы по экономической и социальной географии мира.

План урока:

1. Историческая справка.

2. Государственный строй.

3. Особенности географического положения.

4. Особенности размещения населения. Урбанизация.

5. Оценка природных ресурсов.

6. Развитие хозяйства. Отрасли специализации.

7. Внешнеэкономические связи.

8. Можно ли считать Австралию счастливой страной? (выводы по уроку)

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

Прослушав стихотворение, скажите, о какой стране мы будем сегодня говорить.

Она располагается под нами.

Там , очевидно , ходят вверх ногами,

Там расцветают в октябре сады,

Там в декабре, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды

(они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней ,чем наводненье…

Г. Усова

О каком регионе мы будем сегодня говорить? На сегодняшнем уроке речь пойдёт об Австралии. Мы познакомимся с географической спецификой страны, проанализировав различные источники информации: картосхемы, карты, Интернет-ресурсы.

В ходе урока мы попытаемся ответить на вопросы:

· Всегда ли сырьевая специализация признак отсталости?

· Можно ли считать Австралию счастливой страной?

Знакомство с планом урока.

II. Изучение нового материала.

1. Историческая справка.

В средние века люди называли этот материк «неизвестная южная земля» (терра аустралиус инкогнито).

Задание 1. Кто были первые европейцы, посетившие Австралию?

Это были датчане, они открыли ее, совершая путешествие между Нидерландами и о. Ява, датской колонией в Южной Азии. Позже западная часть этого континента получила название Новой Голландии. В 1642 году Абель Тасман (датский исследователь) исследовал юго-восточную часть материка (он открыл о. Тасмания и Н. Зеландию). В 1770 году англичанин Джеймс Кук открыл восточное побережье и назвал его Новый Южный Уэльс. В 1778 году - это первая английская колония.

Задание 2. О долгой зависимости Австралии от Англии говорят многие географические названия на карте страны. Приведите примеры с карты.

2. Государственный строй и устройство страны.

Форма правления – конституционная монархия

Форма территориального устройства – федеративное государство

Глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором.

Изучение изображения государственного флага Австралии.

Задание 3. О чем свидетельствует символика флага?

Это свидетельство федеративной правовой основы республики – Австралийского Союза. Это официальное название страны, которая возникла в 1901 г. и включает 6 штатов и 2 территории.

Современная Австралия – вполне самостоятельная страна, входящая в состав Содружества. Великобритания присутствует в Австралии чисто номинально: в виде врезки британского флага на флаге Австралии или британского государственного гимна, являющегося одновременно и гимном Австралии.

Названия штатов: Западная Австралия, Южная Австралия, Квинсленд, Виктория, Тасмания, Новый Южный Уэльс.

Названия территорий: столичная (г. Канберра), северная (административный центр г. Дарвин)



Задание 4. Перенести границы штатов на контурную карту и обозначить территории.

3. Особенности экономико- и политико-географического положения Австралии

Страна-континент

Далеко от центров мирового хозяйства

Член Британского Содружества наций

Задание 5. Охарактеризуйте особенности экономико- и политико-географического положения Австралии по визитной карточке страны на форзаце и плану характеристикики экономико- и политико-географического положения на стр.222 учебника.



Снимок Австралии из космоса Географическая карта Австралии

4. Население Австралии.

Задание 6. На основе текста учебника (стр. 257-258), карт атласа: «Народы», «Продолжительность жизни мужчин», «Продолжительность жизни женщин», «Размещение населения» , «Занятость населения в сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг» дайте краткую характеристику населения Австралии.

Итог этапа: Вы видите, что структура занятости населения Австралии характерна для развитых стран.

5. Особенности природных ресурсов.

Вспомни! Виды природных ресурсов.

Задание 7. На основе карт атласа дайте характеристику природных ресурсов Австралии.

Австралия – страна с богатейшими ресурсами. Единственный вид ресурсов, которыми она бедна, - это водные.

6. Отрасли международной специализации Австралии.

Теперь нам надо понять, каково место Австралии среди других стран. По ВВП Австралия занимает 16-е место в мире. Но есть отрасли её международной специализации, роль которых в мировом хозяйстве значительно более высока.

По каким видам продукции Австралия занимает ведущие позиции в мире?

Отрасль международной специализации



Место в мире

Овцеводство

2-е место по поголовью

Производство шерсти

1-е место

Зерновые

Крупнейший экспортёр

Мясо

Крупнейший экспортёр

Молоко

Крупнейший экспортёр

Добыча угля

3-е место

Добыча железной руды

3-е место

Добыча урановых руд

2-е место

Добыча алмазов

1-е место

Добыча бокситов

1-е место

Добыча золота

2-е место




Развитие производящего хозяйства Австралии началось с овцеводства. До недавнего времени Австралия занимала первое место по поголовью овец в мире. Китай оттеснил её на второе. Но по производству шерсти Австралия занимает первое место в мире.

Со второй половины 19 века в Австралии стали больше выращивать зерна, мяса и молока в расчёте на экспорт. По валовому производству зерна Австралия не выделяется, но по экспорту находится в тройке лидеров. Огромен её экспорт мяса и молока.

На сельскохозяйственную продукцию приходится 23% экспорта Австралии.






Эта страна относится к числу «великих горнодобывающих держав мира». Давайте посмотрим, по каким видам сырья Австралия выделяется в МГРТ.

Австралия занимает 4-е место по добыче каменного угля,3-е место по добыче железной руды. Большую часть руды экспортирует. Добывает больше всех бокситов, производит больше всех глинозёма. По выплавке первичного алюминия занимает 6-е место. По добыче урановых руд Австралия находится на втором месте в мире. По добыче золота тоже на втором. По добыче алмазов – на первом. На минеральное сырьё и металлы приходится 42% австралийского экспорта. Кроме алюминия, Австралия вывозит медь, свинец, цинк.

Когда мы анализировали структуру занятости населения, отметили, что 20-30% населения занято в обрабатывающей промышленности. Анализ экономической карты Австралии. Здесь развиваются автомобилестроение, электроника и электротехника, выпуск агротехники. Посмотрим на картосхему «Продукция обрабатывающей промышленности»: стоимость продукции обрабатывающей промыщленности на душу населения достаточно высока, тем более по сравнению с Россией.

7. Внешнеэкономические связи.

Задание 8. По картам атласа определите страны, в которые осуществляются основные перевозки того или иного вида сырья.

III. Дискуссия по итогам урока.

Давайте ответим на главные вопросы урока .

1. Можно ли считать Австралию счастливой страной?

ВВП (место в мире)

16-17-е

Продолжительность жизни (место в мире)

7-е

Количество заключённых

Сравнительно небольшое

Насильственная смерть

Низкие показатели


В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации говорится: « нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения». Мы знаем, что важным показателем уровня развития страны является структура экспорта – импорта. Знаем, что в нашей стране преобладает сырьевая составляющая экспорта.. Так вот и Австралия является горнодобывающей и сельскохозяйственной страной. При этом она входит в число стран первой двадцатки.

2. Всегда ли сырьевая специализация признак отсталости?

В этой стране не только в природе, но и в хозяйстве все вывернуто наизнанку. Она экспортирует в основном продукцию горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства, а ввозит компьютеры и автомобили, что совсем не характерно для развитых стран, к которым относится Австралия по своим экономическим показателям.

Дискуссия «Почему Россия не Австралия?»

У России и Австралии много общего (перечислить). Так что же мешает России жить и развиваться, как Австралии?

Черты сходства

Черты различия







Австралия

Россия

Огромная территория

ВВП на душу населения – 30 тыс. $

ВВП на душу населения ≈ 10 тыс. $

Слабая заселённость

Не имеет сухопутных соседей

16 сухопутных соседей

Высокий уровень урбанизации

Средняя продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни

Сидней и Мельбурн – австралийские Москва и С.-Петербург

Население – 18 млн. человек

Население – 143 млн. человек

Неравномерное размещение населения

Европейский менталитет, дисциплинированность

 ?

Богатые ресурсы в районах нового освоения

Большая часть страны в тропиках

Холодная страна

Проблема сохранения малых народов

Не претендует на титул сверхдержавы

Дорогая внешняя политика

Недостаточная густота транспортной сети в районах нового освоения

 

 

Экстенсивный путь развития хозяйства

 

 


Решать каждому, в какой стране он хочет жить. В тихой, сытой и безмятежной, но послушной чужой воле стране? Или жить в стране, которая имеет своё собственное лицо, богатую историю, культуру, но пока ещё недостаточно динамично развивающуюся экономику.

IV. Домашнее задание: стр. 257-258.

.

.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока географии в 11 классе
Дидактическая цель урока: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconПлан-конспект урока географии в 10 классе Тема: «Отдых и туризм в Зарубежной Европе»
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Зарубежная Европа» по изученной теме

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока истории России в 7 классе Урок по истории России в...
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории моу будинской оош тверской области

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока географии в 11 классе по теме «Хозяйство стран Африки»
Цель урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в мгрт; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую...

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока обществознания в 7 классе «Обмен, торговля, реклама».+Презентация....
Конспект урока обществознания в 7 классе «Обмен, торговля, реклама».+Презентация

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconКонспект урока географии в 10 классе по теме: «Многообразие стран на политической карте мира»
Образовательная технология: технология групповой работы с элементами исследования, интеграционные технологии

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconПлан конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе Экономические функции государства
Изучение роли и функций государства в рыночной экономике, формирование представлений и базовых умений, необходимых для ориентации...

Конспект урока в 10 классе по теме «Изучение Австралии» iconПлан-конспект урока истории в 11 классе по теме: «Начальный период Великой Отечественной войны»
Программа: Шевченко Н. И. История России. 11 класс // Программы общеобразовательных учреждений. История. «Академический школьный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную