Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы






Скачать 179.59 Kb.
НазваниеТоргово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы
Дата публикации18.01.2015
Размер179.59 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы

В настоящее время более 50% российского товарооборота приходится на Европу. Но проблема в том, что европейский рынок серьезно расширяться уже не будет. Европа вступила в эпоху медленного экономического развития. Нам нужно экономически интегрироваться с остальной Европой, прежде всего с остающимися в ней инновационными локомотивами, особенно немецким, двигаться к общеевропейскому экономическому пространству, единому энергокомплексу Европы, но, осознавая при этом, что главный потенциал роста внешнеэкономических связей России теперь - Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сейчас на него, включая США, приходится около 20% внешнеторгового оборота России. Это цифра растет. Но очень медленно.

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, КНДР, Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.) относительно общего объема ВТС невелико, однако развивается в последнее время динамично и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста. Географическая близость богатых природными ресурсами восточных районов России к странам Восточной и Юго-Восточной Азии благоприятствует этому. Вместе с тем низкий уровень инфраструктуры, хозяйственной обустроенности территории этих слабозаселенных российских районов — фактор, сдерживающий развитие. Страны региона с населением более 2, 7000 млрд. человек ( почти половина населения планеты), совокупным объемом ВВП в $20 трлн. долл (55% мирового ВВП) и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляют собой центр интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Россия экспортирует в страны региона продукцию черной металлургии, топливо (нефть и нефтепродукты, уголь), удобрения, лес, цветные и драгоценные металлы и др. Машины и оборудование (в основном военная техника) в российском экспорте занимают незначительный удельный вес. В то же время большая часть российского импорта из стран региона составляет промышленная продукция производственного и потребительского назначения, продовольствия и сельскохозяйственное сырье (чай, кофе, натуральный каучук, специи, пальмовое масло, сахар-песок, кожевенное и джутовое сырье и др.).

Из стран Южноазиатского субрегиона самый крупный торговый партнер России – Индия, но ее доля в российском внешнеторговом обороте едва превышает 1 %. Основу российского экспорта в Индию составляют цветные и черные металлы, удобрения, бумага. В рамках военно-технического сотрудничества традиционно поставляются в Индию оружие и военная техника. Импортирует Россия из Индии продукцию легкой (ткани, одежда, обувь) и пищевой (чай, кофе, сахар и др.) промышленности.

Особое значение для России в этом регионе все же имеют торгово-экономические отношения с сопредельными странами — Японией и Китаем.

Самым крупным внешнеторговым партнером России в январе-феврале 2012 года стал Китай, товарооборот с которым составил 13,3 млрд. долларов, что на 21,1 проц. больше, чем в январе-феврале 2011 года. (Об этом 12.04.12 сообщила Федеральная таможенная служба России /ФТС/.)

В целом за два первых месяца текущего года внешнеторговый оборот РФ составил 126,1 млрд. долларов, что на 21,5 проц. больше, чем за тот же период прошлого года.
( Для сравнения - основными торговыми партнерами России в январе-феврале 2012 года были Нидерланды -- 12,4 млрд. долларов /рост на 45,3 проц. к тому же периоду 2011 года/, Германия -- 11 млрд. долларов /33,6 проц./, Италия -- 6,7 млрд. долларов /18,1 проц./, Турция -- 5,3 млрд. долларов /7,2 проц./, США -- 5,2 млрд. долларов /75,1 проц./, Польша - - 4,5 млрд .долларов /9,2 проц./, Япония -- 4,1 млрд. долларов /2,5 проц./, Франция -- 3,7 млрд. долларов /0,5 проц./, Республика Корея -- 3,3 млрд. долларов /28,9 проц./.

Еще в 1997 году был подготовлен Проект постановления «О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С АССОЦИАЦИЕЙ СТРАН ЮГО - ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН).» В новых экономических условиях этот документ потерял свою актуальность, и с 2008 года в РФ идет работа над следующим документом.

Так, Полпред Президента РФ на Дальнем Востоке Виктор Ишаев сообщил, что «уже к осени2012 г» будет готова концепция проекта стратегии развития сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока до 2050 года. Итоговые тексты стратегии и прогноза будут представлены на саммите АТЭС, который должен открыться 1 сентября 2012 года во Владивостоке.

Развитие делового сотрудничества РФ с государствами Азии в настоящее время сдерживается, в частности, такими факторами, как острая конкуренция на региональном рынке, традиционные связи стран с японскими, американскими, европейскими, китайскими, тайваньскими фирмами, давно поделившими между собой рынки государств Ассоциации, ограниченностью экспортных ресурсов России, невысоким уровнем качества российских машин и оборудования, отсутствием у нас возможностей в проведении активной кредитной политики и т.д.

Потребности экономического развития стран АСЕАН открывают определенные возможности для облагораживания структуры российского экспорта. Структурная перестройка в экономике этих стран, проводимая модернизация сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, расширение систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных программ в строительстве, энергетике, др. отраслях, укрепление собственной базы НИОКР, предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование, технологии, причем не только на ультрасовременные. В целом страны АСЕАН можно рассматривать в качестве перспективного рынка для российской машиностроительной продукции, в первую очередь в области энергетики, металлургии, нефте- и газодобычи, производства строительных материалов и минеральных удобрений. При надлежащей гибкой внешнеэкономической политике с нашей стороны можно использовать эти возможности.

Важное место в этой работе должно отводиться вопросам кредитного содействия российскому экспорту машин и оборудования, созданию благоприятного таможенного режима.

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на Европу и США, однако многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона пережили его, не понеся ощутимых экономических потерь. Тем самым подтвердились прогнозы экспертов о том, что этот регион превращается в локомотив мирового развития. И, возможно, это превращение происходит даже быстрее, чем представлялось до сих пор. Это обстоятельство повышает ценность азиатско-тихоокеанского вектора международных связей России, развитие которого способно помочь оживлению российской экономики. Возникает вопрос, с кем из «обитателей» АТР России следует сотрудничать, чтобы максимально эффективно вписаться в экономику региона?

Как известно, в АТР нет единого доминирующего международного объединения, подобного ЕС в Европе. Вместо этого здесь действуют несколько региональных образований разного формата и разной нацеленности. Со многими из них Россия уже сотрудничает.

Во-первых, это АТЭС, занимающееся в основном экономическим сотрудничеством. Создание АТЭС стало, в значительной степени, ответом стран региона на усиление европейской экономической интеграции. В 1991 году в Сеульской декларации АТЭС целями Организации были названы поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли и ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Отсутствие у АТЭС специального административного аппарата, полномочий правопринуждения при разрешении конфликтов, жесткого планирования перспектив эволюции Форума, а также сложившаяся в Организации практика сотрудничества на основе консенсуса и невмешательства во внутренние дела членов Организации и безусловном признании незыблемости государственного суверенитета сделали Форум чрезвычайно привлекательным клубом для обсуждения региональных и даже глобальных проблем. Поэтому в начале XXI века участниками Форума стала, по принятой в АТЭС терминологии, 21 экономика: Австралии, Брунея, Вьетнама, Гонконга (как особой зоны Китая), Индонезии, Канады, КНР, Республики Корея, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Перу, России, Сингапура, США, Таиланда, Китайского Тайбея (Тайваня), Филиппин, Чили, Японии. На долю стран АТЭС приходится 49 % мировой торговли товарами и услугами и 40 % прямых иностранных инвестиций.

С другой стороны, те же факторы, что способствовали росту привлекательности Форума, стали причиной чрезвычайно низкой практической эффективности АТЭС, закрепившей за ним ярлык «говорильни», «клуба болтунов» и тому подобное.

Самое главное, что под большим вопросом остается создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества как зоны свободной торговли и инвестиций. Этот курс был зафиксирован в Богорской декларации 1994 года и в Манильской программе действий 1996 года. Вхождение в Сообщество было намечено к 2010 году для промышленно развитых стран-участниц, и к 2020 году — для развивающихся стран. Однако перспективы реализации этих планов остаются туманными.

Главная причина такого положения заключается в том, что даже внутри каждой из двух обозначенных выше групп стран (промышленно развитых и развивающихся) нет единства по поводу скорости формирования зоны свободной торговли.

В частности, США, как и Австралия и ещё ряд стран, заинтересованы в ускорении этого процесса и открытии рынков стран Восточной Азии. В то же время, Япония и Республика Корея хотели бы этот процесс притормозить, поскольку не спешат пустить конкурентов на свои рынки, например: рынок сельскохозяйственной продукции. Аналогичную Японии и Корее позицию занимают и входящие в АТЭС страны АСЕАН, больше заинтересованные не в либерализации торговли, а в развитии научно-технического сотрудничества, которое помогло бы им уменьшить технологический и экономический разрыв с развитыми странами.

Сохраняются и расхождения в представлениях о целях интеграции, существующих у США и Австралии, с одной стороны, и у стран Восточной и Юго-Восточной Азии — с другой. Поэтому, начиная с Шанхайского саммита 2001 года, набирает популярность идея о приоритетности для АТЭС программы экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК).

Россия была принята в АТЭС в 1998 году. И неоднократно выступала с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан «Диалог по цветным металлам» (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия также неоднократно предлагала свою помощь в формировании новой энергетической конфигурации в АТР, и прежде всего в Восточной Азии, путём создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.

Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1 %, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15 %). Причина проста: Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует, в первую очередь, высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.

Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить ее экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной. Однако следованию в этом направлении, видимо, в какой-то степени помешал новый финансовый кризис, с которым в 2010--11 году столкнулся мир и который отвлёк внимание от других тем.

Хорошим шансом предметно продемонстрировать возможности России как партнера АТЭС станет проведение саммита этой Организации во Владивостоке в 2012 году.

Председательство России в АТЭС в 2012 году должно простимулировать углубленный и профессиональный анализ диверсификации экономических интересов на востоке страны, в зоне Тихого океана. Это направление все больше становится одним из главных для России. В статье вновь избранного Президента В.В. Путина «Россия и меняющийся мир» намечен ряд конкретных действий России на международной арене до 2018 года, четко прописаны приоритеты и направления взаимодействия с внешним миром, в том числе и на Востоке.

В частности, в статье говорится: «Рост китайской экономики – отнюдь не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества, шанс поймать «китайский ветер» в «паруса нашей экономики».

Также к числу ведущим партнеров России были отнесены остальные страны БРИКС, на долю которых приходится уже больше 25 процентов мирового ВВП. Тем самым, В.В. Путин недвусмысленно подчеркнул свою главную мысль: настала пора преодолеть односторонность европоцентризма и научиться учитывать реальное геополитическое место России как евроазиатско-тихоокеанской державы.

Россия еще не встроилась в АТР, а также в восточноазиатское сообщество, не встроилась прежде всего экономически. Однако, учитывая потенциал и перспективы развития Российской Федерации, Китай не только на словах, но и на деле демонстрирует готовность сотрудничать с Москвой. Есть интерес не только к российской энергетической и сырьевой базам, но и к российским транспортным проектам, к подходам по обеспечению продовольственной безопасности, экологической безопасности, к сотрудничеству в атомной, авиационной, космической и других сферах высоких технологий. От России в тихоокеанской зоне ждут соответствующих действий. В АТР и в Восточной Азии, когда говорят об экономике, привыкли оперировать практическими, конкретными категориями. А у России, к сожалению, до сих пор сохраняются различия между тем, что декларируется, и тем, что конкретно делается в развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Причем стоит иметь в виду, что в АТР уже достаточно успешно действуют вполне реальные экономические союзы, например АСЕАН. Россия начала активно развивать отношения с АСЕАН с 2001 года, когда начал функционировать Совместный планово-распорядительный комитет «Россия — АСЕАН». В 2004 году Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, а 10 декабря 2005 года министры иностранных дел РФ и стран АСЕАН подписали в Малайзии «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития». Позднее страны АСЕАН поддержали вступление РФ в ВТО.

Основой экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН стало «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития», подписанное в декабре 2005 года. В комплексной программе на 2005-2015 годы прописаны планы сторон по развитию сотрудничества в конкретных областях. Особое место в сотрудничестве России с АСЕАН занимает военно-техническая сфера. Этот рынок интересен для России тем, что на долю АСЕАН приходится до 15 % стоимости мировых поставок вооружений и военной техники, в странах АСЕАН разработаны долгосрочные программы модернизации вооруженных сил. Многие страны АСЕАН являются активными импортерами российских вооружений. Россия интересна для АСЕАН и как партнер в диверсификации поставок энергоресурсов, даже несмотря на то, что ряд стран АСЕАН (таких, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Бруней) сами являются крупными производителями нефти и газа. По мнению российских экспертов, члены АСЕАН интересуются и российскими научными разработками, особенно в сфере биотехнологии, телекоммуникаций, новых материалов, возможностями использования космической техники. Кроме того, Россия настойчиво пытается заинтересовать страны АСЕАН развитием сотрудничества в области ядерной энергетики. Однако многие проекты сотрудничества РФ — АСЕАН пока остаются на бумаге, а по объему торговли с АСЕАН, и тем более по объему инвестиций в этот регион, Россия занимает последние места в списке.

Тон в сотрудничестве с АСЕАН сейчас задает Китай. С января 2010 года начала действовать свободная торговая зона «АСЕАН+Китай», в которой основной валютой является юань. Это облегчило Китаю доступ на рынки стран АСЕАН и может компенсировать спад в американо-китайской торговле. Кроме того, открывается перспектива превращения юаня в резервную валюту в этом регионе. Последнее время в мире стали широко обсуждать новые тенденции во внешней политике Китая. По мнению наблюдателей, экономические успехи Китая последних десятилетий привели к более «самоуверенному» подходу к внешнему миру, намерению Китая проявлять большую жесткость в отношениях с партнерами. Успешное экономическое развитие последних десятилетий и укрепление международных позиций страны привели здесь к росту национализма среди элиты. Последнее время в Китае открыто издаются статьи и книги, в которых говорится, что Китай должен активно, в том числе с использованием армии и флота, обеспечивать свои экономические интересы по всему миру. И даже контролировать мировые ресурсы и их распределение. И хотя официальные представители Пекина заявляют, что подобные мнения не выражают точки зрения правительства и являются частными, очевидно, что их придерживаются серьезные, влиятельные группы в стране, в том числе и в силовых структурах.

России необходимо поддерживать и сохранять дружеские отношения с Пекином, при этом откровенно объясняя наши опасения относительно новых тенденций в настроениях китайской элиты. А для баланса так же, как это делает и сам Китай, развивать тесные отношения с другими игроками как в регионе (Япония, Южная Корея, страны АСЕАН), так и в мире (США, ЕС, Индия, Бразилия).

В последнее время появились идеи о создании новой формы интеграции стран региона - это так называемое Восточно-Азиатское сообщество.(ВАС)

Напомним, что в 2005 году премьер-министр Австралии Дж. Говард выступил против приглашения России в Восточноазиатское сообщество, одним из инициаторов которого тогда был премьер-министр Малайзии М. Мохаммад. По мнению ряда экспертов, такая позиция Дж. Говарда объяснялась чисто экономическими мотивами: Австралия видит в России конкурента в области поставок в страны АТР сырьевых и энергетических ресурсов, прежде всего сжиженного газа.

Кроме этого, есть и инициатива создания к 2020 году Азиатско-Тихоокеанского сообщества (АТС), предложенная в июне 2008 года премьер-министром Австралии К. Раддом, которое должно объединить США, КНР, Японию, Индию и другие страны региона на базе АТЭС, Регионального форума АСЕАН, АСЕАН с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате 10+3, саммита Восточной Азии и т.д. для развития потенциала трансграничной борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности, укрепления механизмов открытой, недискриминационной торговой системы, создания гарантий для обеспечения долгосрочной энергетической, ресурсной и продовольственной безопасности. По оценке китайских экспертов, идея АТС была холодно встречена в Сингапуре, Таиланде и других странах АСЕАН, поскольку она предусматривает сохранение стратегического доминирования США как ключевого фактора поддержания региональной безопасности. очевидно и то, что рассматриваемые инициативы, хотя и предлагают некий набор объединяющих целей, не дают действенных рецептов преодоления главного препятствия для создания в Восточной Азии или, шире, в АТР, единой интеграционной структуры по типу Евросоюза — несходства и, более того, в некоторых случаях, противоречия национальных интересов государств региона. Именно поэтому обе инициативы не получили широкой поддержки стран региона.

Условия для нынешнего этапа развития России сложились таким образом, что в обозримой перспективе неизбежной остается сырьевая направленность российского экспорта. В силу исторических причин Россия пока не в состоянии выходить на внешние рынки, в том числе и на китайский, с новой высокотехнологичной продукцией или с передовыми инновационными разработками, но может предложить углеводороды, другие энергоресурсы, сырье, продовольствие, зерно. Выход только один – ускоренно развиваться: осуществить реиндустриализацию на основе самых передовых технологий. Этому и соответствует взятый Россией курс на развитие инноваций, нанотехнологий, а внедрение новейших разработок в производство неизбежно связано с международным трансфером технологий. Не следует изобретать велосипед, проще купить технологию его производства. И в этом смысле, сырье – источник средств для новых технологий. К тому же Россия с учетом своих интересов будет решать, где приобретать новейшие технологии – в Китае ли, или в других, более продвинутых в технологическом отношении, странах.

Во взаимосвязанных стратегиях освоения Сибири и Дальнего Востока и присоединения к экономическому локомотиву новой Азии нужно опираться не на прекраснодушные мечты, а на использование реальных конкурентных преимуществ России. А они есть.

В последние десятилетия рынки поднимающейся Азии испытывают устойчивый относительный дефицит продовольствия. Связано это в первую очередь с ростом благосостояния и как следствие - увеличением потребления мяса, для производства которого необходимо корма и зерно. Во многом благодаря этому идет долговременный рост цен на него во всем мире. Сходный, если не опережающий, рост цен на энергоносители. В регионе нарастает дефицит пресной воды, посевных площадей. В Китае из-за этого уже несколько лет происходит падение производства зерна, ряда других видов продовольствия. Сокращаются возможности наращивания производства зерна и у главных его экспортеров - США, Канады, Австралии, Украины. У нас возможности наращивания производства огромны.

В Китае, других странах Восточной Азии вопреки прогнозам быстро растет потребление бумаги, продукции деревообработки. Китай наращивает импорт бумаги со всего мира, даже из Финляндии. Где она, надо думать, производится и из российского леса. В Китае быстро растет производство пива, нарастает и дефицит рекреационных ресурсов.

Россия же, надо постоянно напоминать самим себе, обладает 23% мировых запасов леса, 20% запасов пресной воды, почти 10% пахотных земель. Особенно велики их неиспользуемые запасы в южной Сибири и на Дальнем Востоке. Изменение климата, видимо, в целом улучшает условия для производства продовольствия в этих регионах. И ухудшает в остальной Азии.

По расчетам, Россия может увеличить свой пахотный клин на 10 млн гектаров, а урожайность - в 2,5 раза. Нетрудно подсчитать, что страна может во много раз увеличить экспорт зерна. Он раньше ограничивался спросом. Теперь Китай и страны новой Азии предлагают практически неограниченный рынок.

До сих пор мы заигрывали с проектами по переброски вод северных рек на юг. И стращали себя грядущими конфликтами из-за воды.

Между тем наши водные преимущества относительно легко коммерциализируются. Но другими путями. Нужно продавать не просто воду, а так называемую виртуальную воду. В каждом килограмме продовольствия в зависимости от его типа заключено от нескольких десятков до нескольких сот литров воды, использованной для его производства. Весьма водозатратным является и производство целлюлозно-бумажной продукции.

Итак, что предлагается?

Россия - страна с недостаточным инвестиционным климатом, страшной коррупцией. Если хотим сохранить реальный суверенитет над восточной частью страны, придется создавать специальные привилегии для инвестиций, особые экономические зоны. Распространять особые условия хозяйствования типа сколковских на целые регионы. Иностранные инвестиции нужны не только сами по себе. Но и как рычаг борьбы с русской коррупцией. Если захотим бороться. Иностранцев у нас обирают меньше. У них есть международная защита. Придется обеспечивать и специальную российскую, если сможем.

Рабочую силу для нового проекта можно найти. Еще есть несколько миллионов избыточных работников в Центральной Азии. Также возможен завоз сезонных рабочих из Индии и Бангладеш. Там чудовищный переизбыток рабочей силы. Придется завозить и из Китая, но по очень жестким квотам. Управляющих, инженеров для новых компаний придется собирать по всему миру.

Что предлагается делать?.

Ни много ни мало - создать в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока, где для этого есть (и как показали проведенные в ВШЭ исследования - отличные) условия, кластеры высокопродуктивного сельскохозяйственного производства, нацеленного на бездонные рынка Китая и Восточной Азии. В частности, производства зерна, кормов, мяса птицы, свинины, возможно, пива.

Курс на создание таких кластеров окажет мультиплирующий эффект на целый ряд отраслей, отечественного машиностроения, поможет сохранить их. Потребуется не только завоз техники, но и создание, и развитие уже существующих предприятий сельхозмашиностроения, заводов по производству рефрижераторов. Такие возможности у нас есть.

Выгодным, учитывая потребности азиатских рынков, окажется строительство в Сибири и на Дальнем Востоке дополнительных 2-3 целлюлозно-бумажных комбинатов.

Разумеется, такая стратегия потребует строительства автомагистралей, мостов, железных дорог, портов. (У нас на Востоке практически нет портовых мощностей для экспорта зерна.)

А инфраструктуру - на наши деньги и с использованием иностранных технологий пусть строят китайцы. Дешевле обойдется.

Конечно, предполагаемый путь превращения России и, особенно, через ее зауральские регионы в великую сельскохозяйственную державу немного обиден.А как же инновации? Новый технологический уклад? Нужно развивать их, где можно и нужно - в ракетной технике, атомной электроэнергетике, самолетостроении, военной технике. Но ими Сибирь и Дальний Восток не поднять. Только защитить можно. Да и то не очень надежно. Поднимать эти регионы нужно тем, чем можно. А это - водоемкие производства - сельское хозяйство, производство бумажно-картонной продукции, продуктов лесопереработки, нефтехимии, обогащенной руды, просто нефти и газа.

А высокотехнологичную продукцию надо производить там, где еще остались люди, которые могут ее производить. Есть такие места в Зауралье. Но в основном они все-таки сосредоточены в европейской части России. Проект "Сибирь" должен иметь и европейское измерение. В него нужно приглашать европейские компании, капиталы и технологии. Дотягивая Европу до новых границ. До которых ее когда-то дотянули русские первопроходцы, неся с собой европейский уклад жизни.

Предлагаемый вариант развития хорош тем, что он выгоден всем. Россия сохраняет реальный суверенитет над восточными территориями и создает новую базу развития. Китай, новая Азия, весь мир получают новую ресурсную и продовольственную базу, облегчающую возникшие дефициты. Частично решается и водная проблема. Международный характер предлагаемого проекта предотвратит образование геополитического вакуума. В конечном счете, невыгодного и Китаю. Возможность попадания Восточной России, а затем и всей России в сферу китайского влияния только усиливает настроения в пользу "сдерживания" Китая.

Справочно

Российская Федерация участвует на правах полноправного регионального члена также в деятельности ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана(1947). Призвана содействовать экономическому развитию региона в Азии, поддержанию и укреплению экономического сотрудничества азиатских стран между собой и с государствами других континентов. Членами ЭСКАТО являются 28 государств Азии и района Тихого океана (Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, МНР, КНР, Япония и др.), а также Великобритания, Нидерланды, США и Франция. Комиссия проводит исследования, собирает, обобщает и распространяет информацию и статистические материалы, оказывает консультативную помощь и даёт рекомендации правительствам государств — членов ЭСКАТО по всем вопросам, входящим в её компетенцию.

Материал подготовлен на основе данных Интернет и др. информационных источников

1.Мегапроекты Востока России: Стратегия Россия 2020 http://mega-pro.ru/publication/838588/

2. М.Л.Титаренко, академик, директор Института Дальнего Востока Российской академии наук «Обоснован ли тезис о китайской угрозе российской экономике?» http://russian.people.com.cn/95181/7780945.html

3.Обзор «экономические связи России с зарубежными странами»

4.Сайт ФТС России http://www.customs.ru/

http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15796:-2012-&catid=53:2011-01-24-16-29-43

5.В.В.Путин «Россия и меняющийся мир» http://www.putin2012.ru/events/314

6.Свободная торговая зона «АСЕАН+Китай» http://russian.dbw.cn/system/2011/11/14/000423667.shtml

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconФорум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Атэс образован в ноябре 1989 г. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconФорум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Атэс образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками является 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconФорум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Атэс образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками является 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconФорум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Атэс образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются 21 экономика Азиатско-Тихоокеанского...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconРоссия и азатско-тихоокеанское сотрудничество в рамках председательства...
В рамках председательства России в Форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» во Владивостоке в сентябре 2012 года...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconРоль форума атэс в политико-интеграционных процессах азиатско-тихоокеанского региона
Работа выполнена в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона Дипломатической академии мид россии

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconИнформация об атэс азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
Целью атэс является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconТел. 8 916 192 25 75, дэн, проф
Проблемы освоения Сибири и Дальнего Востока и развитие внешнеэкономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconСотрудничества Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Целью данной работы является изучение положения Дальнего Востока России в атр, выявление особенностей и перспектив сотрудничества...

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – проблемы и перспективы iconСтатья директора Департамента экономического сотрудничества со странами...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную