Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании»






Скачать 127.74 Kb.
НазваниеРабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании»
Дата публикации14.06.2015
Размер127.74 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рагозинская СШ» Седельниковского района

Омской области


РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на методическом объединении заместитель приказом директора учителей естественно-научного директора по УВР МКОУ «Рагозинская СОШ»

цикла ____ Балашенко Г.И ______ Седых А.Ф

Протокол заседания от от « ___» ______ 2014г.

« __29__» _августа___ 2014г. « _____» _________ 2014г. № _____

№ _1___


Рабочая программа

Экология и охрана природы” 10 класса

на 2014-2015 учебный год


Составил:

Учитель биологии

Сукачев А.Я

1КК


Рагозино 2014
Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с:

1.Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»;

2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Программа “Экология и охрана природы” курса 10 класса составлена на основе программы “Экология, этика, эстетика” Высоцкой В.П.

Курс”Экология и охрана природы”(10) является интегративным, в нем систематизируются знания, полученные учащимися в основной и средней школе при изучении предметов естественного цикла: географии, биологии, физики, химии, формируется единая естественно-научная картина мира.

Количество часов на изучение курса, 10 кл-34ч.
Цель курса: формирование экологически грамотной личности с четко выраженной активной гражданской позицией, сформированными экологическим мировоззрением, мышлением и экологической культурой; личности, соблюдающей правила природопользования и поведения в природе.

Программа ориентирована на достижение следующих образовательных задач:

углубление, систематизация и обобщение экологических знаний, полученных учащимися в основной и средней школе, в том числе, о специфике проблем экологии и охраны природы Омской области, путях рационального природопользования в регионе;

о факторах, влияющих на здоровье человека, путях сохранения и укрепления здоровья, об экологии в быту.

Формирование знаний основ экономики и права природопользования;

формирование экологического мировоззрения, понимания естественнонаучной картины мира, единства природы и человека, сущности взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды;

формирование и развитие экологической культуры, осознание красоты, гармонии, ценности природы;

развитие экологического мышления, восприятие природоохранных проблем как личностно значимых;

воспитание готовности к практическим действиям по разрешению природоохранных проблем, пропаганда экологических знаний;

подготовка к профессионально-трудовой деятельности и дальнейшему продолжению образования


Содержание учебной программы

Введение (1 ч)

Экология, разделы. Сущность аутэкологии. Взаимосвязь организма и окружающей среды. Законы экологии.

  1. Основы экологии (12ч)

1 Демэкология-популяционная экология. Вид, популяция, их экологическая характеристика. Структура популяций. Динамика популяций. Охрана растений и животных Охраняемые растения и животные Омской области. Синэкология-наука об экосистемах. Типы экологических взаимоотношений организмов: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Понятия: биоценоз, биогеоценоз, экосистема, агроценоз.

Структура и саморегуляция биоценозов.

Биогеоценоз как экосистема. Компоненты и факторы биогеоценоза.

Трофические уровни, пищевые цепи и сети.

Биомасса. Экологическая и энергетическая пирамиды. Продуктивность биогеоценозов Размещение первичной продуктивности на земном шаре.

Динамика и развитие биогеоценозов (сукцессии). Основные биогеоценозы Омской области.

Творческая работа

Составление сборника (на выбор):

“Типы биотических отношений”,

“Природные сообщества (экосистемы)”.

II. Проблема природопользования и охраны природы (12 ч)

Природные ресурсы: понятие, классификация. Природопользование рациональное и нерациональное. Экология и экономика.

Вода как природный ресурс: запасы, размещение на планете, использование, охрана.

Воздух- природный ресурс. Изменение состава атмосферного воздуха в результате антропог енного воздействия.

Рациональное использование и охрана полезных ископаемых.

Почва-главный ресурс агроценозов. Истощение, загрязнение, разрушение почвы; ее охрана.

Растения и животные как природные ресурсы. Понятие о естественных и искусственных экосистемах. Естественные экосистемы России, их рациональное использование и охрана.

Вторичные ресурсы, проблема их использования.

V Космос, его изучение и использование в научных и хозяйственных целях. Юхрана космоса.

F Роль науки в сохранении и улучшении природной среды. ‘Прогрессивные технологии, обеспечивающие сохранение окружающей среды.

Природопользование и охрана природы за рубежом, в России. Народные культурные традиции природопользования. Природопользование в Омской области, его экономическая и экологическая эффективность. Практические работы

Оценка природных ресурсов Омской области.

Экономика и экология быта (учет потребления электроэнергии, воды, газа, товаров народного потребления, пищи, утилизации бытовых отходов). Творческие работы Выставка “Отходы в доходы” (утилизация бытовых отходов).

Ролевая экологическая игра “Экологическая оценка природоохранных проектов” (на местном материале).

III. Человек, среда, здоровье (10 ч)

Экология человека, се задачи. Здоровье как категория экологии человека. Способы оценки здоровья. Факторы здоровья. Наследственность и здоровье человека, профилактика наследственных заболеваний.

Среда жизни как фактор здоровья. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Биологическое загрязнение среды. Человек как сообщество организмов. Специфика природной среды региона. Среда населенных мест, жилых помещений, школы. Качество среды, степень комфортности среды, основные параметры их оценки. Система «предболезнь – болезнь» Условия среды, ослабляющие организм. Болезни цивилизации. Популяционное здоровье. Демографические проблемы мира, России, Омской области, пути их решения. Образ жизни человека и здоровье.

Практические работы

-Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья человека.

-Самооценка здоровья, анализ своего образа жизни.

- Анализ степени комфортности жилого помещения, учебного кабинета. Исследовательские работы

Определение качества среди в г.Омске и Омской области.

Оценка демографической ситуации (па выбор): па планете, в России, Омской области.

Природоохранная работа «Сотворим красоту”.


На учебный предмет «экология и охрана природы» в 10 классе выделен 1ч в неделю, 35ч в год, в региональном компоненте образовательного учреждения.
Требования к усвоению предмета
В 10 классе знать:

основные понятия: популяция, природное сообщество (экосистема), биогеоценоз, биосфера, природные условия и ресурсы;

сложности природы как единой многогранной развивающейся системы, важным звеном которой является разумное существо - человек;

многообразие и специфику природных ресурсов региона, пути их рационального использования и охраны;

экономическую сторону природопользования и деятельности чело- пека по отношению к окружающей среде;

факторы, влияющие на здоровье; условия сохранения и укрепления уюровья.

Уметь:

дать оценку состояния и перспектив развития природы как в данной местности, так и на планете в целом;

заботиться о здоровье своем и окружающих, укреплять защитные силы организма, вести здоровый образ жизни.


Тематическое планирование


№ урока


Тема урока


Содержание урока

Тип урока

Вид контроля

Домашнее задание

1

Введение в экологию

Экология, разделы. Сущность аутэкологии. Взаимосвязь организма и окружающей среды. Законы экологии.

к

Ио,т

Ч.стр4-5

Основы Экологии (12ч)

2

Вид, популяция

Демэкология-популяционная экология. Вид, популяция, их экологическая характеристика.

к

Ио,т

К. стр 48-50

3

Характеристика популяций

Структура популяций. Динамика популяций.

к

Уо

К стр59-70

4

Охрана растений и животных

Охрана растений и животных Охраняемые растения и животные Омской области.

пзу

т

тетрадь

5

Синэкология-наука об экосистемах

Синэкология-наука об экосистемах. Понятия: биоценоз, биогеоценоз, экосистема, агроценоз.


Онм

Ио,т

К стр 108--111

6

Типы экологических взаимоотношений организмов

Типы экологических взаимоотношений организмов: нейтрализм, симбиоз, антибиоз

к

Ио,т

К стр72-106

7

Биогеоценоз как экосистема.

Структура и саморегуляция биоценозов.

Биогеоценоз как экосистема. Компоненты и факторы биогеоценоза.


к

Ио

К стр12-121

8

Трофические уровни, пищевые цепи и сети.


Трофические уровни, пищевые цепи и сети.


онм

рк

К стр124-130

9

Биомасса.

Биомасса. Экологическая и энергетическая пирамиды.

онм

рк

тетрадь

10

Продуктивность биогеоценозов

Продуктивность биогеоценозов Размещение первичной продуктивности на земном шаре.

онм

рк

К стр122-124

11

сукцессии

Динамика и развитие биогеоценозов (сукцессии).

онм

ио

К стр146-150

12

Биогеоценозы Омской области.

Основные биогеоценозы Омской области.

онм

ио

тетрадь

13

Контрольная работа по теме «основы экологии»




пзу

к\р




Проблемы природопользования и охраны природы (12ч)

14

Природные ресурсы

Природные ресурсы: понятие, классификация

онм

Ио,т

тетрадь

15

Природопользование

Природопользование рациональное и нерациональное. Экология и экономика.


онм

ио

тетрадь

16

Вода как природный ресурс

Вода как природный ресурс: запасы, размещение на планете, использование, охрана.


к

ио

Ч п.36

17

Воздух- природный ресурс

Воздух- природный ресурс. Изменение состава атмосферного воздуха в результате антропогенного воздействия.


к

ио

Ч п.35

18

Почва-главный ресурс агроценозов

Почва-главный ресурс агроценозов. Истощение, загрязнение, разрушение почвы; ее охрана.


к

ио

Ч п.38

19

Растения и животные как природные ресурсы.

Растения и животные как природные ресурсы.

к

Ио,т

Ч п.39,40

20

Естественные и искусственные экосистемы

Понятие о естественных и искусственных экосистемах. Естественные экосистемы России, их рациональное использование и охрана.


онм

ио

Ч п.18

21

Вторичные ресурсы

Вторичные ресурсы, проблема их использования.


онм

ио

тетрадь

22

Природопользование и охрана природы за рубежом, в России

Природопользование и охрана природы за рубежом, в России. Народные культурные традиции природопользования. Природопользование в Омской области, его экономическая и экологическая эффективность

к

ио

тетрадь

23

Экономика и экология быта

Экономика и экология быта (учет потребления электроэнергии, воды, газа, товаров народного потребления, пищи, утилизации бытовых отходов).

к

рк

тетрадь

24

Отходы в доходы

Отходы в доходы (утилизация бытовых отходов).


к

рк

тетрадь

25

Контрольная работа по теме «природопользование и охрана природы»




пзу

к\р




Человек, среда, здоровье (10Ч)

26

Экология человека

Экология человека, се задачи. Здоровье как категория экологии человека

онм

ио

тетрадь

27

Факторы здоровья.

Способы оценки здоровья. Факторы здоровья.

онм

ио




28

Наследственность и здоровье человека

Наследственность и здоровье человека, профилактика наследственных заболеваний.


онм

ио




29

Среда жизни как фактор здоровья.

Среда жизни как фактор здоровья. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Биологическое загрязнение среды.

к

т

К стр 220-226

30

Человек как сообщество организмов.

Человек как сообщество организмов. Специфика природной среды региона. Среда населенных мест, жилых помещений, школы

к

ио

тетрадь

31

Качество среды

Качество среды, степень комфортности среды, основные параметры их оценки.

к

Ио

тетрадь

32

Система «предболезнь – болезнь»

Система «предболезнь – болезнь» Условия среды, ослабляющие организм. Болезни цивилизации. Популяционное здоровье.

к

рк

К стр 204-216

33

Демографические проблемы

Демографические проблемы мира, России, Омской области, пути их решения. Образ жизни человека и здоровье.

к

рк

Ч п.32

34

Контрольная работа по теме «человек, среда, здоровье»




пзу

к\р




35

Итоговое занятие по теме «Экология»













Контроль уровня обученности




Тема

Кол-во часов

Контрольная работа

1

Основы Экологии

12

Контрольная работа

2

Проблемы природопользования и охраны природы

12

Контрольная работа

3

Человек, среда, здоровье

10

Контрольная работа



Обучение проводить по пособиям:
- Криксунов Е. А , Пасечник В.В., Сндорив А.П. Экология, 9 кл. - М.: Дрофа, 199.5.

  • Мамедов Н.М., Суравсгина И.Т. Экология 9-11 кл.-М.: Школа-Пресс, 1996

-Ердаков Л.Н„ Чубыхчна Н.Л. Экология Учебное пособие для 10-11 кл,- Новосибирск, 1996

Дополиитедьная литература:

  • Баландин Р.К., Бондаоев Д.Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль,

1988.

Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование. - М.: Просвещение, 1995.

  • География Омской области (учебное пособие для учащихся). - Омск, 1991

  • Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс (книга для учащихся). М.: Просвещение, 1995.

  • Занимательная география Омской области. - Омск, 1995.

  • Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Экология России. - АО МДС АНИСАМ, 1995.

  • Новиков Ю. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991.

  • Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: Мысль, 1990,

  • Чернова Н.М., Былева А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1988




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconПояснительная записка Нормативно-правовые документы, на основании...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconРабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана в соответствии...
Планирование составлено на основе Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 6 – 11 классы. 3 –е издание, М.; Просвещение,...

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconОбразовательная программа разработана на основании следующих документов:...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Закон об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconРабочая программа по истории для 9 класса учителя истории и обществознания
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы. Настоящая программа разработана на основе:...

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconЗакон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Преподавание истории в мбоу сош №1 им. П. М. Стратийчука осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconРабочая программа составлена на основе нормативных документов: Федеральный...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в рф»
Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в рф» (с последующими изменениями и дополнениями)

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для...
Настоящая рабочая программа по истории для 7 класса гбоу оши №1 разработана на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа разработана на основе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа по экологии для 10 класса разработана в соответствии с: Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании» iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05. 03. 2004г....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную