Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда






Скачать 71.09 Kb.
НазваниеУрок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда
Дата публикации18.01.2015
Размер71.09 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Кузнецова Е. Ф.

Урок географии в 11 классе.

Тема: Факторы японского экономического чуда.

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так  отличалася она.

Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.

Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Япония».

Вступительное слово учителя: Сегодня я приглашаю вас  в удивительную страну. Я бы назвала её  «страна – наоборот». Настолько там всё непривычно для нас. Кошки там без хвостов, сады из камней. Пальто подает женщина, обувь оставляют у порога, стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима  от рисования и пишут сверху вниз. Национальный костюм - кимоно не зависит  ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста  и комплекции человека.  Спят на полу, а белый цвет является траурным.  Религия синто- утверждает, что все  в мире одушевлено. Именно синтоистская вера  воспитала в людях данной страны  чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью.
– О какой стране пойдет сегодня речь?
– Какие ассоциации у вас возникают при слове «Япония»?

Цель урока: объяснить причины японского экономического чуда.

Япония – страна восходящего солнца – один из лидеров современного мира (слайды)

  1. ЭГП  Японии (работа с картой - слайды)

карта2



  • Островное положение

  • Удаленность от других регионов

  • Омывается…

  • Соседское положение с Китаем, НИС, Россией

  • В центре Азиатско-Тихоокеанского региона

Вывод:

Благоприятные условия:


Неблагоприятные условия:

  • выход к морям и океану;

  • близость к восточноазиатским  странам и России.

  • изолированность (островная страна);

  • удаленность от рынков сырья и сбыта.

Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое соседское положение открывает большие возможности для участия страны в МГРТ, в том числе с Россией.  Однако, развитию отношений с Россией мешают территориальные претензии на часть Курильских островов. (сообщение «проблема Северных территорий»)

  1. Государственное устройство

Япония – Конституционная монархия. В 1947г в Японии была принята новая Конституция, согласно которой Япония объявлялась конституционной монархией, империей. В настоящее время император страны – символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная  власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По государственному устройству Япония – унитарное государство. В ней 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. 

  1. Япония – древнее государство. Однако длительный период её самоизоляции от внешнего мира привёл к тому, что вплоть до 20 века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев, изолирована (слайд).

Бурное послевоенного развитие Японии привело к тому, что эта азиатская страна превратилась в экономическую супердержаву и один из центров современного мира наряду с США и Западной Европой.

Роль Японии в мировой экономике (таблица на слайде)папируспапирус

Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров  (автомобилей, судов, видеомагнитофонов,  промышленных роботов,  металлообрабатывающих  станков) страна занимает ведущее место в мире. Япония является крупнейшим финансовым  центром мира, её банки «Токио-Мицубиси»,  «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% ВВП. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работает 20 АЭС. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий  один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением  электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации.

С середины 50-х гг. японская экономика вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Именно с этого времени ведётся отсчёт так называемого «японского чуда» (слайды)

Доля в мировом ВВП:

1948

1,3 %

1960

4,6

1970

13,3 (2 место)

1997

7,5

2000

7,2

2005

7.2

Среднегодовой прирост продукции 1951-70 гг. – 15,2% (ФРГ, Италия – 7,4, США – 4, Великобритания – 3)

Темпы роста производительности труда – 6,2% (США – 3,4).

1 место – расходы на НИОКР, число научных работников, Валютные резервы.

По мнению японских и западных специалистов к началу 80-х. гг. Япония обладала более совершенной производственной и технической базой, нежели США и страны Зарубежной Европы, что в свою очередь давало ей определённые преимущества в развитии новейших технологий.

Нефтяные кризисы 70-х. гг. замедлили темпы роста, однако в 80-е гг. они увеличились (слайд). Заговорили о приближении победы над США.

Развитие Японии в послевоенный период всегда вызывало повышенный интерес к этой стране, ставило и ставит целый ряд вопросов, связанных с причинами высокого качества товаров, способностью её промышленной структуре относительно быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мировой экономике.

Наша задача попытаться выяснить эти причины, в течение урока записать.

Чем объяснить японский парадокс? (слайд).

Говоря о причинах высоких темпов количественного и качественного роста послевоенной экономики, необходимо принять во внимание сложную гамму исторических, культурно-этнических, социальных, политических и международных факторов, не только успешные экономические реформы.

  1. Обсуждение факторов, примеры которых приводят учащиеся, получившие опережающие задания.

  1. Один из факторов – послевоенная помощь США, предоставление Японии новейшей техники и технологии, не предполагая, что тем самым способствуют возрождению и укреплению экономического соперника. Американская помощь сэкономила Японии огромные материальные и финансовые ресурсы, а самое главное – время, необходимое для проведения научных разработок и создания новой технологии.

  2. Япония импортировала лицензии, американские концепции управления, маркетинга, контроля над качеством. Японцы приспосабливали их к специфической культуре, характеру и т.д. Японцы с успехом заимствовали различные аспекты чужих, более передовых культур и затем приспосабливали их к своим традиционным ценностям (примеры заимствований – сообщение учащегося).

  3. Ограничение военных расходов (не более 1% национального дохода). Увеличение расходов на НИОКР (слайд).

  4. Чтобы не допустить растворения японцев в более передовой цивилизации, правящие круги страны не протяжении всей истории активизировали национальные концепции о превосходстве японской культуры, её духовности, о миссионерской роли японской нации.

Какие концепции? (слайды) – сообщения учащихся.

- Особенности воспитания.

- Особенности образования.

«Страна, в которой будут учить рисовать также, как считать и писать, превзойдёт все страны во всех науках и искусствах» (Д. Дидро).

- Отношение к труду, японское трудолюбие.

- Отношения на работе, система пожизненного найма (результат – высокое качество продукции, не знают что такое брак)

- Особенности японского национального характера:

Вежливость, бережливость (в результате– 1 место в мире по накоплениям), практичность, готовность умереть, мобильность, чувство коллективизма.

Забота о здоровье , образ жизни, достижения в области здравоохранения (слайды).



Японский менталитет (слайды).

Обряды и традиции Японии

(Сообщения учащихся и дополнение учителя с просмотром слайдов)

  • Поклоны.

  • Чаепитие.

  • Традиционная кухня  Японии.

  • Икебана.

  • Бонсай – миниатюрное дерево или миниатюрный сад.

  • Кимоно.

  • Гейша – кто это?

  • Японский менталитет.

  • Поэзия Японии.

  • Самураи.

  • Оригами.

-Особенности японского менеджмента, тесты на психологическую совместимость.

  1. Влияние природы. Пять бед: землетрясения, тайфуны, цунами, наводнения, пожары (слайды).

  2. (слайд) Подъёму японской экономики (как это не парадоксально) способствовало и то обстоятельство, что Япония фактически лишённая собственных сырьевых ресурсов, имела возможность импортировать сырьё, а главное, вынуждена рационально использовать природные ресурсы и создавать ресурсосберегающие технологии (сообщения учащихся – примеры).





  1. Сочетание традиций и технологий (примеры приводят учащиеся).

  1. Пример Японии показал, что традиционные цивилизации в определённых условиях имеют огромный потенциал развития, которым надо умело распорядиться. Причём особенно успешно он реализуется в рамках высоких технологий.

Почему? Высочайшая технологическая дисциплина, скрупулезная точность и внимательность, качество выполнения работы.

Смысл жизни японца – отличное выполнение порученной работы.

Какие ещё факторы можно добавить?

  1. Вывод: экономика Японии до 80-х годов развивалась революционным путём. Благодаря всем этим факторам, тщательно продуманной национальной стратегии экономического развития с учётом местных условий, традиций, можно попытаться объяснить феномен Японии.

  2. Какова модель развития Японии сейчас? (слайд).

Мы доказали, что японская экономика адаптируется к НТР.

На следующем уроке мы познакомимся с отраслевой и территориальной структурой, специализацией экономики Японии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconКонтрольная работа по теме «Новейшая история второй половины 20 века»
Что из перечисленного не имеет отношения к причинам японского "экономического чуда"?

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconУрок географии (9 класс) Тема урока. Демография и хозяйство Тверской...
Данный урок входит в систему регионального курса экономической и социальной географии России, составной частью центрального федерального...

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconЯпония – легенды и реальность. Причины процветания. Цель урока
Цель урока: дать экономико-географическую характеристику страны согласно типовому плану, а так же определить составляющие японского...

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconКонкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconЭволюция Социально-экономической системы Китая во второй половине XX века
Если в Германии и Японии данные процессы в полной мере проанализированы, то причины китайского «экономического чуда» малоизученны....

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconТема урока: Роль экономики в жизни общества
Открытый урок по обществознанию в 10 классе, посвящённый Дню государственности Республики Саха (Я)

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconУрок по экономике в 11 классе Тема: «Налоги и налогообложение»
«Экономика и право. 9-11 кл.» или презентацией, созданной учителем на основе этого пособия

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconУрок по обществознанию в 10 классе Тема: «Строение общества»
Обществознание. Учебное пособие. Ю. Ю. Петрунин. Москва. Университет «Книжный дом» 2007

Урок географии в 11 классе. Тема: Факторы японского экономического чуда iconУрок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство»
Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную