Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока






Скачать 60.55 Kb.
НазваниеТема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока
Дата публикации13.06.2015
Размер60.55 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период».

Вид урока: усвоение нового материала по экономике и повторение материала по географии России.

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Взаимодействие спроса и предложения" по программе НИРО в 5-11 классах (в зависимости от уровня изучаемого предмета) в 8 классе.

  • на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы" в 9 классе, как повторение курса физическая география в 8 классе.

  • на занятиях элективных курсов по экономике и географии.

Цели урока.

  • Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием неценовых факторов на различных территориях России в зависимости от плотности заселения в перестроечный период.

  • Развивающая: показать ситуацию нарушения рыночного равновесия на рынке товаров и услуг в перестроечный период России, развивать экономическое мышление через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и закрепить полученные знания при работе с картами России.

  • Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, ориентацию на рынке товаров и услуг на различных территориях России.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Экономика - география", учебник «Экономика» 8 класс, «Рабочая тетрадь по экономике» 8 класс, географический атлас 8-9 класс.

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Благо народа – высшая цель,

благополучие народа – показатель прогресса» – девиз древних римлян.

Уч. Географии: Здравствуйте! Сегодня у нас интегрированный урок – экономика-география. Мы с вами сегодня будем решать проблемы, которые общие как для предмета экономики, так и для географии. Работа проходит в группах, каждая получила лист учета знаний, в него вы будете выставлять оценки за вашу работу на уроке. В конце урока выведите общий балл каждому работающему в группе.

Уч.экономики: Какую цель ставит человечество на планете Земля и все делает для ее осуществления? Чтобы лучше жить. На уроке мы рассмотрим маленькую частичку этой проблемы.

Уч. Географии: Ребята, мы с вами проходим физическую географию России. Откройте, пожалуйста, карту плотности населения России, мы будем работать преимущественно с этими картами.

-Ребята, по территории Россия занимает первое место в мире. Какова площадь России?

-Какова численность населения в России?

-Посмотрите, где на территории России самая высокая плотность населения?

Уч. Экономики: Какую тему на прошлом уроке экономики мы изучили? Откройте Рабочую тетрадь на странице 115.(нахождение точки равновесия между спросом и предложением).

-Дайте определение т. равновесия.

- Назовите координаты т. равновесия. тЕ (Ре; Qе) из дом. задания....

-Какими способами можно найти т. равновесия? ( тремя...)

-У себя в группах посовещавшись, поставьте в графу д/з оценки каждому.(время 1 мин.)

  • Уч. Географии: Давайте внимательно посмотрим на экран (4-6 слайд) и попробуем сформулировать цель нашего интегрированного урока экономики-географии и запишем тему урока (Цель: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием неценовых факторов на различных территориях России в зависимости от плотности заселения в перестроечный период.) Цель: Рыночный механизм нарушился. Почему?Потому что на него влияют разные факторы.

Уч. Географии: Записываем тему урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период».

Уч. Экономики: Рынок должен находиться в равновесом состоянии, поскольку ни у покупателей, ни у продавцов нет стремления изменить точку равновесия (это идеальное состояние рынка). В чем заключается суть этого равновесия? (Цена, по которой будет куплен весь товар, будет удовлетворять и продавцов, и покупателей). Слайд – схема рыночного равновесия.

Но под действием неценовых факторов рыночное равновесие будет нарушаться. Тогда произойдет или увеличение или уменьшение спроса и предложения.

Уч. Географии:

-Давайте вспомним основные неценовые факторы, влияющие на спрос. (сезонные изменения – климат, реклама, прогноз и ожидания, доходы потребителей). Стр.70

Уч. Экономики: Давайте прослушаем доклады ребят. Это было домашнее задание каждой группе:

    1. Характеристики основных эк. систем: командно- административной и рыночной. (2 доклада)

  1. Период перестройки ( переход от К-А к Р) – основные сложные моменты.

Уч. Географии: В обычное время, когда экономика страны стабильна, состояния рынка близко к идеалу, колеблется вокруг точки равновесия. Но в период экономического, политического кризиса, в период природных катаклизм происходят резкие отклонения от точки равновесия, изменения спроса в большую сторону на товары первой необходимости и в меньшую – на товары роскоши.

  1. - Какие факторы наиболее сильно влияют на уровень жизни людей? (климат, близость к столице) Сопоставив карты и прослушав доклад, мы сделаем вывод, чтобы ответить на этот вопрос.( Доклад –«Расселение населения по территории России»). (3мин.)

-Где плотность населения на территории России высокая, а где низкая? -Почему плотность населения выше на Восточно-Европейской равнине и на юге Сибири, а на севере и Дальнем Востоке ниже? ( климат благоприятный, меньше катаклизм, столица).

-Из перечисленных факторов, какой фактор будет влиять на изменение спроса в рыночном механизме? (климатический – сезонные изменения).

-Даже в период перестройки люди с Дальнего Востока ехали на Восточно-Европейскую равнину, ближе к столице, т.к. проще было в тот период выжить.

-Что мы считаем товарами первой необходимости?

-Что считаем товарами роскоши? Слайды товаров......

Подведение итога: такая ситуация произошла в 90-е годы в России, когда одна эк. система сменила другую, наступил экономический кризис.

Уч. Экономики: Откроем страницу «Рабочей тетради» стр. 124 и рассмотрим неравновесные ситуации на рынке, изменение спроса под влиянием неценовых факторов.

-Рассмотрим рис. 21 «Увеличение спроса при неизменном предложении».

В период перестройки цены на товары первой необходимости (хлеб, соль, спички) резко стали расти, выросли в тысячи раз за короткий промежуток времени. (Слайды....).

-Как называется такое явление в экономике? (Инфляция).

-Какой фактор повлиял? (Фактор ожидания чего-то, то есть нестабильность экономики вызвала ажиотаж на рынке, неблагоприятные прогнозы).

-На картах на графике №1 изобразим сдвиг линии спроса(прочитать пояснения), записать пояснение, перечислить примеры товаров.

- Второй и последующие периоды перехода к рыночной экономике характерны были тем, что зарплаты покупателей и их выплаты не успевали за ростом цен. Люди стали отказываться от некоторых товаров.

-От каких товаров люди стали отказываться, чтобы выжить, так как денег просто не хватало? Рассмотрим рис. №22 «Уменьшение спроса при неизменном предложении». Записали выводы и изобразили сдвиг линии спроса на уменьшение, подписали товары. Неценовой фактор – уменьшение доходов потребителей.

-Домашнее задание: графики с предложением – разобрать, начертить сдвиг линии предл. и привести примеры по аналогии.

Рефлексия.

Уч. Географии: Неценовой фактор - ожидание, прогноз, доходы потребителей - мы рассмотрели. Давайте рассмотрим еще один фактор – сезонные изменения или климат, как они влияют на спрос.

Задания группам.

- Каждая группа получает свой товар ( картинка товара): 1 гр. – резиновые сапоги, зонты, резиновые лодки; 2гр. – мороженое, напитки, купальники, кондиционер; 3гр.- дубленки, валенки, меховая одежда, камины-обогреватели. Этими товарами мы пользуемся в разное время года. Назовите какое?

-На какой территории России больший спрос на эти товары?

-Создайте ситуацию для нашей местности (стихийное бедствие, катаклизм, когда спрос на эти товары резко увеличивается и при постоянном предложении увеличивается равновесное количество, а значит и равновесная цена, т.е. сдвигается т. равновесия (дефицит товара).

Сдать лист отчета:

1.определение эк. или географ. явлению

2. графики

3.ситуации

4. показать на карте территории с наиболее вероятными природными катаклизмами

5.поставить оценку по географии, по экономике, и тот и другой.

Заключение.

Экономика

g:\экономика 1.jpg

g:\экономика 2.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconРазработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война»
Вид урока: лекция, с элементами беседы и использованием компьютерной презентации. (Компьютерная презентация сделана с использованием...

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconУрока дата Тема урока Тип урока
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconУрока – урок-конференция. Цели урока
Тема урока – «География и технологические особенности народных промыслов Уральского экономического района»

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconУрока Тема урока Основное содержание урока
Политическая карта мира. Почему и как она меняется? Какие сведения можно извлечь из политической карты?

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconКонспект урока по истории. Тема урока: Социально экономическое развитие...
Цель урока: Полвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию...

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconУрока: урок-групповая работа Цель урока
Методическая разработка урока по истории России по теме "Внутренняя политика РФ в 2000-2008 г г."

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconУрока Тема урока Тема Зарубежная Европа (11 часов)
Практическая работа №12 «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран: Швеции и Италии»

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconРазработка урока истории в 9 классе Тема урока: Восстановление экономики...
Развивающая способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить...

Тема урока: «Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период». Вид урока iconПлан-конспект открытого урока по истории России в 11 классе Тема...
Тема урока: Экономика и политика второй половины 50-х – начала 80-х годов: от реформ – к «застою»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную