Утверждена






Скачать 188.36 Kb.
НазваниеУтверждена
Дата публикации12.06.2015
Размер188.36 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Череповец


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора
МБОУ «СОШ № 22»
№ 170/01-15 от 01.09.2014

ПРИНЯТА

решением педагогического совета школы
(протокол № 1 от 28.08.2014)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету

ГЕОГРАФИЯ

основное общее образование

10 класс

Учитель
Вахрина Оксана Николаевна

2014 – 2015 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по географии 10 класс на 68 часов (2 часа в неделю) составлена на основе

Документ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл., М.:Дрофа, 2002-2004г. Сост. В.И. Сиротин.

Учебник: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2010 год.

Содержание программ определяется стандартом основного общего образования и в соответствии с федеральным базисным учебным планом.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за один год обучения общеобразовательном классе. т.е. в 10 классе (2 часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно-методические материалы по дисциплине:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2009.

  2. Атлас  Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Дрофа, издательство ДИК, 2009

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

1.1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

1.2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

1.3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

1.4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Уметь

2.1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2.2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

2.3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

2.4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

2.5. сопоставлять географические карты различной тематики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

3.2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

3.3. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Поурочное планирование

тема курса

дата



тема урока

практические работы

содержание

д/з

Введение (1 час)





1.

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения




Источники географических знаний. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран.

стр. 5-7

Раздел 1. Общая экономическая и социальная география мира

( 30 часов )

Тема 1. Современная политическая карта мира ( 5 часов )




2. Обзорная лекция

Многообразие стран современного мира. Количество, группировка и типология стран.


1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.


Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира.

стр.9-14




3.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно - территориального устройства.

*2.Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

Государственное устройство стран. Зависимые ( колонии ) и независимые ( суверенные ) страны. Страна. Государство.

стр.17-19




4. практикум

Политическая география и геополитика. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом.

стр.14-17




5. Урок-диалог

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Международные организации.




Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО.

стр.19-20




6.

Зачет по теме «Современная политическая карта мира».










Тема 2. География мировых природных ресурсов ( 5 часов )




7.

Взаимодействие общества и природы.




Географическая оболочка и географическая среда.

стр.25-28




8.

Оценка и размещение основных мировых природных ресурсов. Минеральные ресурсы мира.

4. Составление картосхемы размещения важнейших видов природных ресурсов мира.

Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

стр.28-31




9.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.


*5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.


Ресурсы Мирового океана. Земельные и почвенные ресурсы. Лесные ресурсы мира.

Агроклиматические ресурсы мира, водные, рекреационные.

стр.31-41




10. Семинар


Загрязнение и охрана окружающей среды. Экологическая политика.




Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное.

стр. 41-47




11.

Зачет по теме «География мировых природных ресурсов»










Тема 3. География населения мира

( 6 часов )





12.

Численность и воспроизводство населения мира

*6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира. 7.Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов (устно)

Типы воспроизводства. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика в странах разных типов.

стр.57-66




13-14.

Структура населения мира.

*8.Составление классифи-кационной таблицы стран с различным национальным или религиозным составом населения.

Половой, возрастной, религиозный, национальный состав населения.

стр.66-71




15.

Размещение и миграции населения мира.

10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

Плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные ареалы размещения населения мира. Страны с максимальными и минимальными показателями средней плотности населения.

стр.71-74







16.

Особенности городского и сельского населения мира.

*9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.

Урбанизация. Крупнейшие города и агломерации мира. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения и их географические аспекты.

стр. 74-81




17.

Зачет по теме «Население мира»










Тема 4. НТР и мировое хозяйство ( 4 часа )




18.

Научно-техническая революция, её характерные черты и составные части.




Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

стр. 91-97




19.

Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.

*11. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его причины. Международная специализация.

стр. 98-102




20.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

стр. 102-110




21. Самост.изуч. темы

Основные факторы размещения производительных сил.





Факторы размещения производства в период НТР.

стр. 110-115

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов )





22-

23


География добывающей промышленности мира.

13. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

(презентация, реферат)

Основные черты размещения топливной и горнорудной промыш-ленности мира. Главные добываю-щие районы мира. Страны - лидеры по добыче основных видов минерального сырья. Крупнейшие экспортёры и импортёры минерального сырья.

стр. 123-133




24-25.

География обрабатывающей промышленности мира.




Характерные черты структуры, развития и размещение мировой энергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности. Промышленность и природная среда.

стр. 133-140




26-27.

География сельского хозяйства мира. География рыболовства мира.

*14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства.

стр. 140-150




28-29.

География мирового транспорта.

15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.


Характерные черты основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда.

стр. 150 - 159




30.

Всемирные экономические отношения. Мировая торговля.




Особая роль международной торговли, научных связей, кредитно-финансовых отношений, предоставления международных услуг.

стр. 159 -164




31.

Международный туризм.

*16. Составление проекта международного туристического маршрута.

Главные торговые, банковские и туристические центры мира.

стр. 164-165




32.

Зачет по теме «География отраслей мирового хозяйства».










Раздел 2 Региональная экономическая и социальная география ( 33 час )

Тема 6. Зарубежная Европа (6ч.)




33

Экономическое районирование мира




Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира ( СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания ) и принципы их выделения.







34

Общая характеристика Зарубежной Европы. Особенности ЭГП и природно – ресурсный потенциал.

*17. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.

Формирование современной политической карты Европы.

Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве.







35

Население Зарубежной Европы.




общая характеристика населения







36

Характеристика хозяйства Зарубежной Европы.

*18. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Европы.

Главные промышленные, сельскохозяйственные, финансовые и рекреационные районы и центры Европы







37

Внутренние различия Зарубежной Европы.

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

19. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной  Европы.


Экономико-географическая характеристика Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.







38

Экономико-географическая характеристика Германии, Франции, Великобритании и Италии.

*20. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

Экономико-географическая характеристика







39

Зарубежная Европа. Урок обобщения и контроля знаний.










Тема 7. Зарубежная Азия ( 8 ч. )





40

Общая характеристика Зарубежной Азии.




Формирование политической карты Зарубежной Азии. Особенности современной политической географии азиатского региона.

Характерные черты ГП, природных ресурсов и хозяйства







41

Население Азии.




Характерные черты населения







42

Субрегионы Зарубежной Азии.




Экономико-географическая характеристика Юго-Западной, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.







43

Экономико-географическая характеристика Китая.

*21. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.

Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны







44

Экономико-географическая характеристика Японии.

*22. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны







45

Экономико-географическая характеристика Индии.

*23. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с/х Индии.

Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны







46

Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны.




Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны







47

Зарубежная Азия. Урок обобщения и контроля знаний.










Тема 8. Африка ( 3 часа )





48

Общая характеристика Африки.




Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки.







49

Хозяйство Африки. Деление Африки на субрегионы.

24. Составление прогноза экономического развития стран Африки.

Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохо-зяйственные регионы Африки. Монокультура.







50

Экономико-географическая характеристика ЮАР.




Субрегионы Африки. Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки. ЭГХ ЮАР.




Тема 9. Северная Америка (5 ч. )





51

Общая характеристика Северной Америки.




История формирования политической карты Северной Америки. Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.







52

Экономико-географическая характеристика США. Хозяйство США.

*25. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Особенности политико- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США







53

Главные экономические районы США


26. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.


Главные промышленные и сельско-хозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития .







54

Экономико-географическая характеристика Канады.




Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны










55

Северная Америка. Урок обобщения и контроля знаний.










Тема 10. Латинская Америка(4ч.)





56

Общая характеристика Латинской Америки.




Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки. Экономико-географическая специфика региона.







57

Хозяйство Латинской Америки.




Главные промышленные и сельско-хозяйственные районы







58

Экономическое районирование Латинской Америки.

*27. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.

Характерные черты латиноамери-канских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии, Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы.







59

Экономико-географическая характеристика Бразилии.




Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны




Тема 11. Австралия и Океания (2ч.)





60

Общая характеристика региона.




Характерные особенности политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании







61

Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза




Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны




Тема 12. Глобальные проблемы человечества (2 часа)





62

Глобальные проблемы человечества

*28. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

Понятие о глобальных проблемах человечества. Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, сырьевой, продовольственной, энергетической, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства.







63

Глобальные прогнозы и их географические аспекты.










Тема 13. Россия в современном мире (3 часа)




64


Россия на ПКМ, в мировом хозяйстве, системе международ-ных финансово-экономических и политических отношений.




Характерные черты ЭГП, населения, природных ресурсов, хозяйства культурных традиций страны







65

Особенности географии, экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.













66

Заключение. Мир в 21 веке.
















67

Итоговое тестирование по курсу.













68

Итоговое повторение по курсу.












СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 22»

_____________ /В.М.Смелова/

«_29_____августа__2014 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

(протокол № 1 от 29.08.2014 г.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждена iconКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской...
Российской Федерации (на период до 2020 г.) (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., №1662-р)

Утверждена iconРабочая программа по дисциплине «Организация биржевой деятельности»...
Рабочая программа по дисциплине «Организация биржевой деятельности» рассмотрена и утверждена на методической комиссии экономического...

Утверждена iconМетодика проведения экспертизы проектов муниципальных программ города...
Утверждена Коллегией Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи (решение от 04 декабря 2012 №68)

Утверждена iconПрограмма вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры отечественной истории «30»

Утверждена iconРабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Таможенного дела

Утверждена iconУтверждена
Официальная статистическая методология исчисления индексов тарифов на грузовые перевозки

Утверждена iconРабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Таможенного дела

Утверждена iconРабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании...

Утверждена iconВведение в регионоведение
Программа курса утверждена методической комиссией факультета международных отношений

Утверждена iconУтверждена
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную