1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан






Название1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан
страница1/4
Дата публикации19.04.2015
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4



1.Краткая информация делового климата Республики Таджикистан

Республика Таджикистан расположена на юго-востоке Центральной Азии, население на январь 2013 года составило 8 млн. человек. Из них городское население составляет 26,5%, сельское население - 73,5%. В столице республики - городе Душанбе, проживает более 750 тыс. человек.

В Таджикистане проживают представители многих наций и народностей. Этнический состав населения составляет: таджики 80%, узбеки 15,3 %, русские 1,1 %, другие национальности 3,6 %. В стране используются следующие языки: таджикский (государственный), русский, узбекский. В последние годы, в связи с расширением в стране деятельности международных организаций, становится популярным английский язык.

Республика Таджикистан, общая площадь которой составляет 142,600 км², граничит на западе и севере с Узбекистаном и Кыргызстаном, на юге - с Афганистаном, на востоке - с Китаем. 93% территории страны занимают горные хребты, относящиеся к Памирской, Гиссаро-Алайской и Тянь-Шаньской горным системам. Указанные хребты разделены богатыми и плодородными землями Ферганской (на севере), Зарафшанской (на северо-западе), Вахшской и Гиссарской (на юго-западе) долин. На юго-востоке страны расположен Памир, на котором расположена одна из самых высших точек земного шара - пик Исмоила Сомони (7 тыс. 495 метров).

По административному делению республика состоит из столицы - города Душанбе, Горно-Бадахшанской Автономной области (ГБАО), Согдийской и Хатлонской областей, районов республиканского подчинения (РРП).

Основные промышленные зоны расположены в трех географических районах страны, а именно: в Согдийской области, южном Пяндже и Кулябе.

В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, принятой в 1994 году, Республика Таджикистан является «суверенным, демократическим, светским и унитарным государством».

Высшим законодательным и представительным органом страны является Парламент (Маджлиси Оли), состоящий из верхней (Маджлиси Милли) и нижней палат (Маджлиси Намояндагон). Высшим исполнительным органом страны является Правительство Республики Таджикистан. Главой государства и исполнительной власти является Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, избранный в 1994 году.

В сентябре 1991 года Таджикистан провозгласил государственную независимость.

Наибольшее экономическое развитие страна получила в 50-е и 60-е годы прошлого столетия. В этот период были заложены основы современной промышленности и сельского хозяйства, объекты производственной и социальной инфраструктуры.

Таджикистан поддерживает деловые отношения со всеми странами бывшего Советского Союза, а также со странами Востока, Азии, Европы и Америки. Доступ в страну с зарубежными странами обеспечивают четыре международных аэропорта, которые предлагают различные прямые рейсы, выполняемые национальными или международными авиалиниями.

Страна имеет богатые запасы полезных ископаемых и крупных месторождений золота, серебра, сурьмы, руды, угля, меди, полудрагоценных камней, а также газ, нефть и уголь, по запасам которого (4 млрд. тонн) Таджикистан занимает ведущее место в Центральной Азии, а по запасам сурьмы - первое место среди стран СНГ. Всего в республике разведано более 400 месторождений, из которых на сегодняшний день эксплуатируется не более 100.

Кроме того, в Таджикистане имеются большие запасы полезных ископаемых, используемых в качестве строительных и отделочных материалов, таких, как мрамор, гранит, вулканический туф, известняк и многие другие. Основные запасы каменной соли сосредоточены в южной части страны.

Таджикистан обладает богатым гидроэнергетическим потенциалом. Площади ледников превышают 8476 кв. км. На территории Таджикистана насчитывается 947 рек, длина которых превышает 10 километров, главные из них - Пяндж, Сырдарья, Вахш, Зарафшон, также имеются крупные озера - Сарез, Каракуль.

Климат Таджикистана континентальный, страна расположена в самой северной части субтропического пояса земного шара. Климату страны свойственна интенсивная солнечная радиация, сухость воздуха и малая облачность. Температура воздуха характеризуется большими суточными и сезонными колебаниями. Сложность рельефа и разнообразие высот обуславливают большие климатические различия в отдельных районах республики.

В горах, в зависимости от высоты, климат умеренно теплый, умеренный и холодный. В долинах и в предгорных равнинах средняя температура в июле составляет от +23 до +30 градусов по Цельсию. В январе от -1 до +3 градусов тепла. Годовые осадки составляют 150 - 300 мм.

Таджикистан является членом СНГ, ЕврАзЭС, Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество (ОЦАС). В марте 1992 года Таджикистан вступил в члены ООН и установил сотрудничество с рядом ее учреждений, в частности с Европейской экономической комиссией (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Программой развития ООН (ПРООН). В апреле 1993 г. Таджикистан стал членом МВФ. Активно сотрудничает с международными финансовыми институтами такими, как Всемирный банк, АБР, ИБР, ЕБРР. Таджикистан является также членом нескольких региональных и субрегиональных организаций, включая Организацию экономического сотрудничества (ОЭС). 2 марта 2013 года Таджикистан стал полноправным членом ВТО.

Экономика Таджикистана открыта для иностранных инвестиций практически во всех деловых и промышленных секторах. Никаких ограничений для иностранных инвесторов и компаний нет, при этом создать свой бизнес может каждый желающий, независимо от гражданства или места жительства. Вопросы вложения инвестиций, создания и ведения бизнес - деятельности, в основном, регулируют следующие законы: Гражданский кодекс Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства», «Закон об инвестиции» и другие.

В Таджикистане иностранные инвесторы наравне с отечественными могут выбрать любую организационно-правовую форму ведения бизнеса. Иностранные компании также могут осуществлять свою деятельность в республике через свой филиал или представительство.

Наибольшего развития в экономике Таджикистана достигли такие отрасли, как гидроэнергетика, горнорудная, алюминиевая, химическая и текстильная промышленность, сельское хозяйство и производство продуктов питания, а также переработка хлопка-волокна. Благодаря великолепным горным пейзажам, рекам, озерам, историческим достопримечательностям, страна располагает значительными возможностями для развития туристического сектора.

Электроэнергия и цветные металлы

Электроэнергетика и цветная металлургия - ключевые отрасли экономики Таджикистана. По запасам гидроэнергетических ресурсов на душу населения Таджикистан занимает первое место, а по абсолютным показателям - восьмое место в мире. В Таджикистане действуют 5 ГЭС и 2 крупные ТЭС, при этом страна использует не более 5% технического потенциала гидроэнергетических ресурсов. Самая крупная гидроэлектростанция Таджикистана - Нурекская ГЭС (мощностью 2700 МВт), производящая 75% от общего объема вырабатываемой в стране электроэнергии, входит в число 30 самых мощных гидроэлектростанций мира. По уровню высоты плотины эта ГЭС - абсолютный мировой лидер. В 2009 году сдана в эксплуатацию вторая по мощности ГЭС в стране - Сангтудинская ГЭС-1, построенная с привлечением российских инвестиций. В настоящее время на долю Сангтудинской ГЭС-1 приходится около 15% совокупной выработки электроэнергии в Республике Таджикистан. Государственная стратегия экономического развития страны предусматривает развитие строительства ГЭС и других энергетических объектов с привлечением местного и иностранного капиталов и расширение зоны экспорта электроэнергии.

Основным промышленным объектом цветной металлургии является завод «Талко» в городе Турсун-Заде. Построенный в советское время, завод имеет установленную мощность 517 тысяч тонн алюминия в год и производит более 300 тыс.тонн продукции в год.

Машины, оборудованиe, материалы и запасные части.

Продукция отрасли представлена электрическими силовыми и измерительными трансформаторами, станками и оборудованием для пьезокварцевого производства, солнечными коллекторами для бытового отопления и горячего водоснабжения, электрическим кабелем, изолированными и неизолированным и электрическими проводами, автобусами. Производятся велосипеды и инвалидные коляски. Техническая база отрасли, созданная в советские время, неплохо сохранилась и, при некоторой ее модернизации, Таджикистан может существенно расширить объемы производства и рынки сбыта продукции.

Телекоммуникации

Благодаря поддержке правительства в Таджикистане быстро развиваются телекоммуникационные технологии. Рост абонентской базы услуг сотовой связи за три последние года составил 61,7%. Уровень проникновения сотовой связи достиг 88,6%. В стране действуют шесть компаний сотовой связи: «TT Mobile», «Babilon-M», «Tсell», «Beeline», «ТК-mobile», ОАО «Таджиктелеком». По данным Консалтинговой компании ComNews Research, проводившей исследование, рынок мобильной связи Таджикистана признан одним из самых конкурентных в СНГ.

Продукция химической промышленности.

В числе продукции отрасли - минеральные удобрения, жидкий азот, жидкий аммиак, технический кислород с массовой долей не менее 99,5% и давлением 16,5 МПа, жидкая и твердая двуокись углерода, рукава высокого давления для газовой сварки и резки металлов, лента изоляционная поливинилхлоридная и прорезиненная на хлопчатобумажной основе, резиновая обувь, резиновые шланги и другие изделия. Отрасль основывается на местном химическом сырье, гидроэнергетических ресурсах и дешевой рабочей силе. Представлена предприятиями СП «Таджик азот», построенным в 1967 году и к настоящему времени полностью модернизированным, Яванским электрохимическим комбинатом, заводом «Заря Востока», Исфаринским химическим и гидрометаллургическим заводами, заводом лакокрасочных изделий «Нилуфар» и другими.

Строительные материалы

В стране имеются значительные запасы местного сырья для производства строительных материалов, включая строительный гипс, цемент, жженый и силикатный кирпич, стеновые материалы из пенобетона и газобетона, дакокрасочные изделия, кровельный материал, наполнители. Наряду с традиционными, предприятия отрасли выпускают широкий ассортимент новой продукции. В их числе: металлопластиковые окна, двери, витражи, минеральная штукатурка, акриловые водоэмульсионные краски. Производятся декоративные тротуарные и облицовочные плитки из строительного мрамора, асбестоцементные трубы, кровельные материалы и другие. Промышленность строительных материалов Таджикистана представлена предприятиями, имеющими значительный экспортный потенциал. В их числе: цементные заводы, заводы по производству железобетонных конструкций, комбинаты строительных материалов и др. Имеются заводы по выпуску силикатного и жженого кирпича, сборного железобетона. Предприятия отрасли были реконструированы для работы с новыми видами материалов, таких как базальт, керамзит, аглопорит, минеральная вата, легкобетонные панели. Отрасль получила новый импульс в связи с возобновлением строительства новых ГЭС, в частности, Рогунской ГЭС.

Текстиль, ковровые, кожевенные и швейные изделия

Этот сектор экономики имеет давние традиции, истоки которых восходят к периоду расцвета великого шелкового пути. В середине прошлого столетия был организован завершенный цикл производства, включая производство сырья, прядение, изготовление тканей, производство швейных и ковровых изделий. Основными видами продукции являются ткани и швейные изделия из них, джинсовые брюки, шорты, текстильные, ковровые и кожаные изделия. Сектор располагает современными предприятиями по пошиву одежды, обуви, галантерейных товаров. Правительство считает этот сектор приоритетной отраслью. Действуют государственная Программа полной переработке хлопкового волокна и Программа развития легкой промышленности на период до 2015 гг. Предусматривается повышение экспортного потенциала на основе модернизации производства, стимулирования создания новых предприятий. В Таджикистане успешно реализуется Программа Международного торгового центра (МТЦ), направленная на поддержку развития текстильной и швейной отрасли и улучшения инфраструктуры управления качеством.

Деревообрабатывающее производство

Эта отрасль представлена предприятиями, выпускающими корпусную, офисную, кухонную и мягкую мебель из натурального дерева и других материалов. Сырье и комплектующие для производства мебели поставляются из стран СНГ и дальнего зарубежья. В перечень продукции входят офисные и журнальные столы, книжные шкафы и полки, кровати спальные, стенки, диваны, стулья, кресла, кухонная мебель, гарнитуры для детских комнат. Продукция пользуется спросом на местном рынке и в ближайшем зарубежье - в прилегающих к Таджикистану районах Узбекистана и Кыргызстана. Отрасль состоит из крупных, средних и мелких предприятий. Крупные предприятия, построенные в советский период и модернизированные с участием иностранного капитала, обладают значительными производственными площадями, развитой производственной инфраструктурой и большим экспортным потенциалом.

Фарфор, керамика, изделия из стекла и цветных камней.

Изделия из керамики, фарфора и цветных камней являются неотъемлемой частью культурной и экономической жизни жителей Таджикистана. Страна обладает запасами кварцевого песка для производства стеклотары, драгоценных и полудрагоценных камней и самоцветов. Имеются несколько предприятий, выпускающих сувенирную продукцию в виде декоративной посуды и других изделий из такого сырья, как лазурит, оникс, змеевик, мрамор, габбро, офит. Фарфоровый завод в городе Турсунзаде выпускает национальную посуду и сувенирные наборы.

Продукция пищевой промышленности

В пищевой промышленности страны функционируют предприятия консервной, мясомолочной, мукомольной, хлебопекарной, пивоваренной, винодельческой и других отраслей, продукция которых реализуется на внутреннем и внешних рынках. Огромным экспортным потенциалом для развития обладают предприятия консервной промышленности. Большая часть консервных предприятий размещена в северных районах страны, где сосредоточены основные площади садово-виноградных насаждений. В состав экспортируемой продукции входят широкий ассортимент фруктовых концентратов, фруктовых и овощных соков, джемы, варенья, томатная паста, маринады, сухофрукты. Таджикистан имеет уникальные биоклиматические условия для выращивания фруктов и овощей, поэтому консервная промышленность - одна из ведущих отраслей промышленности Таджикистана, имеющая глубокие традиции и развитую производственную и сырьевую базу.

Туризм.

Таджикистан располагает огромным потенциалом для развития внешнего и внутреннего туризма. Великое культурно-историческое наследие, самобытная культура, выгодное географическое расположение, многообразие природных ландшафтов, уникальные памятники природы, - все это издавна привлекает интерес туристов со всего мира. В Таджикистане много мест, способных удовлетворить вкус самого взыскательного путешественника. Заоблачные пики и озера Бадахшана, ущелья и водопады Рашта, исторические памятники Зеравшана и Хатлона, живописные пейзажи Ферганы - все это всегда привлекало многочисленных туристов. Правительством Республики Таджикистан упрощен порядок въезда иностранных граждан в страну и устранены излишние административные барьеры для полноценного пребывания туристов на территории республики. В реализации государственной политики в сфере туризма особая роль придается деятельности туристических организаций республики. За последние 3 года предпринимаются целевые меры по созданию благоприятных условий для формирования здоровой конкуренции на туристическом рынке и упрощению деятельности туристических организаций страны. Расширяется география международного сотрудничества туристических организаций, в настоящее время партнеры из частного сектора республики сотрудничают с коллегами из более 50 стран мира.

Перечень предприятий Республики Таджикистан по сферам деятельности представлен в Приложении № 1


  1. Информация о контактных данных дипломатических представительств Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, представительств субъектов Российской Федерации в Республике Таджикистан


Торговое представительство Российской Федерации в Республике Таджикистан

734003, г. Душанбе, ул. Лоик Шерали, д. 17 Тел.: 8-10 (992 37) 224-16-19; факс: 224-83-73 Электронная почта: torg@rustrade.tj

Исполняющий обязанности

Торгового представителя Российской

Федерации в Республике Таджикистан Кораблин Михаил Викторович
Посольство Российской Федерации в Республике Таджикистан

734001, г. Душанбе, ул. Абу Али ибн Сино, д.29/31 Тел.: 8-10 (992 37) 235-09-06; факс: 8-10 (992 3 7) 235-70-65 Электронная почта: Rambtadjik@rambler.ru

Чрезвычайный и Полномочный

Посол Российской Федерации в

Республике Таджикистан Попов Юрий Федорович

Наименование организации

Контактная информация

ООО «Газпромнефть - Таджикистан»

тел: 601 60 00

ф. 601 60 12

e-mail: office@gazprom-neft.tj


ОАО «Сангтудинская ГЭС - 1»

Тел/ф:600 33 01-(03)

Тел/ф:600 33 02

e-mail: office@sangtuda.com


ЗАО «Газпром - зарубежнефтегаз»

тел:221 86 86

ф. 221 94 39

e-mail: tojikiston@zargaz.ru


ООО «Созидание»

тел:600 53 81

e-mail: g.director@sozidanie.tj

web: www.sozidanie.tj


ООО «Таком»

тел: 919 05 00 35

ф. 919 05 02 45

e-mail: Salieva@beeline.tj

ЗАО «ТТ мобайл»

тел: 41 100 81 44

тел: 41 100 09 02

ф.: 41 100 70 74

e-mail: zulfiya.safarova@megafon.tj


Представительство

ООО «Инвестиции и управление»

тел: 600 53 61

ф.: 600 53 63

e-mail: Akhsan.Davlediyanov@rusal.com


Торговый представитель предприятий Свердловской области в РТ


тел: 918 31 00 25

Представительство

ОАО «Россельхозбанк»

Тел/ф: 600 63 24

e-mail: masrur@mail.ru



  1. Обзор нормативной правовой базы и предпринимаемых мер в области государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Республике Таджикистан


3.1. К основополагающим нормативным правовым актам, регулирующим внешнеторговую деятельность, относятся:

1) Закон Республики Таджикистан от 03 июля 2012 г. № 846 «О внешнеторговой деятельности» (приложение № 2);

2) Таможенный кодекс Республики Таджикистан (приложение № 3);

3) Налоговый кодекс Республики Таджикистан (приложение № 4).
1) В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О внешнеторговой деятельности» (далее - Закон) уполномоченным государственным органом в области внешнеторговой деятельности определено Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан (статья 9).

В соответствии пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона («Национальный режим») «иностранным лицам, занимающимся импортом или экспортом товаров в соответствии с положениями настоящего Закона, предоставляется такой же режим, который предоставляется отечественным лицам. Импортируемые товары прямо или косвенно не подвергаются любым видам внутренних налогов или других внутренних оплат, превышающих те, которые применяются прямо или косвенно, относительно аналогичных продуктов отечественного производства. Для импортируемых товаров устанавливается режим не менее благоприятный, чем предоставляется для аналогичных товаров отечественного производства».

Гарантии прав и интересов субъектов внешнеторговой деятельности закреплены пунктом 1 статьи 10: «Республика Таджикистан гарантирует обеспечение прав и интересов субъектов внешнеторговой деятельности».

В статьях 16-18 Закона изложены положения, касающиеся количественных ограничений импорта и экспорта, в статье 19 – порядок распределения квот, в 22-29 статьях изложены особенности разрешительной системы Республики таджикистан.

Глава 4 «Особые требования» включает в себя правила и порядок сертификации товаров (статья 30), применение ветеринарных, санитарных, фитосанитарных и экологических требований (статья 31), технических регламентов (статья 32).

Глава 5 определяет внешнюю торговлю услугами.

В Главе 6 «Специальные меры в торговле товарами» подробно изложены критерии и процедура введения специальных мер при осуществлении внешнеторговой деятельности (антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины; защитные меры; меры по защите платежного баланса). При этом делается ссылка, что «Правительство Республики Таджикистан устанавливает процедуру и условия применения специальных торговых мер с учетом положений, соответствующих соглашений Всемирной Торговой Организации».

Статья 52 (Глава 7) Закона определяет понятие «зоны свободной торговли» и устанавливает порядок торгового режима для субъектов указанных зон.

2) Таможенный кодекс Республики Таджикистан (в редакции Закона Республики Таджикистан от 28.12.2012г. № 906) определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела.

В соответствии со статьей 36 Таможенного кодекса Республики Таджикистан (ТК РТ), при ввозе товаров на таможенную территорию Таджикистана документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется только в том случае, если стране происхождения данных товаров Республика Таджикистан предоставляет тарифные преференции.

В отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ, действует Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанное правительствами глав государств-членов Содружества в городе Ялта 20 ноября 2009 г. (ратифицировано Республикой Таджикистан в 2011 году). Указанное Соглашение действует в отношении товаров, находящихся в торговом обороте между государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (действие данного Соглашения прекратится после вступления в силу Договора о зоне свободной торговли участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 2011 года).

Статьей 155 ТК РТ определены виды таможенных режимов в отношении товаров, а именно: выпуск для свободного обращения; экспорт; международный таможенный транзит; переработка на таможенной территории; переработка для свободного обращения; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства; временный вывоз; беспошлинная торговля; свободная таможенная зона; свободный склад; перемещение припасов; специальные таможенные режимы.

В соответствии со статьей 217 ТК РТ, «Таможенные оpганы Республики Таджикистан классифициpуют товаpы, то есть относят конкpетные товаpы к позициям, указанным в Товаpной номенклатуpе внешнеэкономической деятельности. Решения таможенных оpганов Республики Таджикистан о классификации товаpов являются обязательными. Решения дpугих оpганов и учpеждений по классификации товаpов не используются в таможенных целях». Республика Таджикистан в отношении государств - членов Евразийского экономического сообщества для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией, применяет Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества (ТН ВЭД ЕврАзЭС), утвержденную Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 20 сентября 2002 года № 69.

Статьей 340 ТК РТ определены таможенные платежи и их виды. В частности, к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз, которые взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Таджикистан.

Статьей 345 определены отдельные виды товаров, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин:

1) ввоз национальной и (или) иностранной валюты (кроме нумизматических целей), а также ценных бумаг;

2) ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней Национальным банком Таджикистана и Министерством финансов Республики Таджикистан для Государственного хранилища ценностей;

3) ввоз безвозмездно передаваемых государственным органам Республики Таджикистан, ввоз товаров в качестве гуманитарной помощи, ввоз товаров, безвозмездно передаваемых благотворительным организациям на цели ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

4) ввоз техники сельскохозяйственного назначения, производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к ним, образующих единый технологический комплект. Перечень производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Республики Таджикистан;

5) ввоз медикаментов, медицинского, фармацевтического оборудования и медицинских инструментов в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Таджикистан;

6) ввоз осуществляемый для реализации инвестиционных проектов Правительства Республики Таджикистан в пределах средств соглашений о грантах (кредитах);

7) ввоз для строительства особо важных объектов, перечень которых определяется Правительством Республики Таджикистан;

8) ввоз товаров для выполнения работ, предусмотренных программами работ и сметами расходов в установленном соглашением о разделе продукции порядке, утвержденным в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О соглашениях о разделе продукции». В случае поставки (за исключением экспорта) этих товаров на территорию Республики Таджикистан таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Таджикистан. Перечень документов, по представлению которых ввоз товаров освобождается от уплаты таможенной пошлины определяется Правительством Республики Таджикистан;

9) ввоз в соответствии с перечнем (за исключением подакцизных товаров) и в объемах, определяемых Правительством Республики Таджикистан, осуществляемый непосредственно производителями для производства алюминия первичного;

10) ввоз хлопкового волокна и алюминия первичного;

11) ввоз специализированной продукции индивидуального использования для инвалидов по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан (в редакции Закона РТ от 28.12.2012 г. № 906)

Статья 347 определяет таможенные сборы и их виды, в частности: таможенный сбор за таможенное оформление; таможенный сбор за таможенное сопровождение; таможенный сбор за хранение товаров на складах таможенного органа; таможенный сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

3) Налоговый кодекс Республики Таджикистан (от 17.09.2012 г. № 901).

Налоговым Кодексом предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость (статья 169, п.3):

- поставка, в том числе на экспорт, драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, алюминия первичного, концентратов металлов, товарной руды, лома черных и цветных металлов, других производимых в Республике Таджикистан металлов, хлопка-волокна, хлопковой пряжи и хлопка-сырца;

- (статья 169, п.4) ввоз техники сельскохозяйственного назначения, производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему, образующих единый технологический комплект (перечень производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Республики Таджикистан);

- ввоз товаров, осуществляемый для реализации инвестиционных проектов Правительства Республики Таджикистан в пределах средств соглашений о грантах (кредитах);

- ввоз товаров для строительства особо важных объектов, перечень которых определяется Правительством Республики Таджикистан;

- ввоз товаров (за исключением подакцизных товаров) по перечню и в объемах, определяемых Правительством Республики Таджикистан, осуществляемый непосредственно производителями для производства алюминия первичного;

- ввоз хлопкового волокна и алюминия первичного;

3.2. Таможенный тариф.

В Республике Таджикистан действуют ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 октября 2003 года № 450 (в редакции постановления Правительства Республики Таджикистан от 7.05.2009 г. № 283) (приложение № 5).

Являясь членом ЕврАзЭС, Республика Таджикистан, в соответствии с пунктом 2 указанного постановления, с 1 ноября 2003 года установила режим свободной торговли и применяет нулевую ставку ввозной таможенной пошлины при импорте товаров, происходящих из государств-членов ЕврАзЭС, за исключением «Руды и концентраты алюминиевые» - код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2006 00 000 0, код ТН ВЭД ЕврАзЭС 281220000 0 (глинозем).

Пунктом 3 постановления введены преференции и установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере пятьдесят процентов от утвержденных ставок при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (согласно приложению № 2 к настоящему постановлению).
3.3. Законодательство об иностранных инвестициях.

Республика Таджикистан, испытывая существенные экономические трудности и имея ограниченные возможности внутренних капиталовложений в экономику, уделяет значительное внимание привлечению иностранных инвестиций.

Основополагающим документом государственной политики в области инвестиционной деятельности является принятый в 2007 году Закон Республики Таджикистан (от 12 мая 2007 года № 260) «Об инвестициях», в статье 4 которого сказано, что «Государство гарантирует равенство прав между иностранным и отечественным инвесторами, не допуская никакой дискриминации в отношении инвесторов на основе их гражданства, национальности, языка, пола, расы, вероисповедания, места проведения экономической деятельности, а также страны происхождения инвестора или инвестиций».

Также указанным Законом (часть 1, статья 5) «Государство гарантирует инвестору полную и безусловную защиту прав и законных интересов». Кроме того, Законом предусмотрены гарантии от последующего изменения в законодательстве: «В случае внесения изменений и дополнений в инвестиционное законодательство Республики Таджикистан, инвесторы в течение пяти лет с даты официальной публикации таких изменений или дополнений имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий. Данный режим не распространяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан и законодательство Республики Таджикистан, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды, нравственности и этики. Инвестор имеет право на возмещение ему вреда, причиненного в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Таджикистан, а также в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц этих органов в соответствии с законодательством Республики Таджикистан» (части 2,3, статья 5).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона «Республика Таджикистан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и уполномоченными государственными органами, за исключением случаев, когда изменения и дополнения в договоры вносятся по соглашению сторон».

Статьей 6 Закона инвесторам, в том числе иностранным, предоставляются права на перемещение в целях инвестиционной деятельности по всей территории Республики Таджикистан, за исключением территорий, условия и порядок пребывания на которых определяются соответствующим законодательством Республики Таджикистан.

Также Законом предусмотрено право инвесторов открывать на территории Республики Таджикистан банковские счета в национальной и (или) иностранной валюте, по своему усмотрению использовать прибыль, полученную от своей деятельности (часть 1. статья 7), инвесторам и иностранным работникам гарантируется право перевода за границу их доходов и заработной платы в иностранной валюте (часть 2, статья 7),

В случае прекращения инвестиционной деятельности, не по вине инвестора, инвестор имеет право на возмещение причитающихся ему инвестиций и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме по реальной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности (часть 3, статья 7).

Инвесторы в отношении всех платежей, связанных с инвестиционной деятельностью в Республике Таджикистан, имеют право на свободную конвертацию национальной валюты Республики Таджикистан в другую свободно конвертируемую валюту, а также покупку иностранной валюты для оплаты операций за пределами Республики Таджикистан (часть 1, статья8).

Инвесторам обеспечивается свободный доступ к сведениям о регистрации юридических лиц и их уставов, регистрации соглашений в отношении недвижимого имущества, а также выдаче лицензий, за исключением информации, содержащей коммерческую и иную охраняемую законом тайну (часть 2, статья 9).

В случае стихийных бедствий, аварий, инфекционных заболеваний, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах имущество в интересах общества может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законодательством, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Обращение имущества, принадлежащего гражданам и юридическим лицам, в государственную собственность посредством его национализации допускается только на основании законодательства о национализации имущества, принятого в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, и с возмещением лицу, имущество которого национализировано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых национализацией. Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества определяется на основании рыночной стоимости имущества. Возмещение должно быть реально осуществимым, выполнено в сроки, согласованные сторонами, и выплачено в свободно конвертируемой валюте (статья 11).

В соответствии со статьями 14 и 15 Закона, «Инвестор, который первоначально ввез на территорию Республики Таджикистан имущество, информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве инвестиций, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанного имущества

и информации за пределы Республики Таджикистан после прекращения инвестиционной деятельности в соответствии с таможенным законодательством Республики Таджикистан. Все права инвестора в отношении объектов интеллектуальной собственности, защищаются в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан»

Права инвестора на использование природных ресурсов определены в статье 16 Закона «Об инвестициях» и в статьях 13 и 25 Земельного кодекса Республики Таджикистан: «Приобретение инвестором права на использование

земельных участков, других природных ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан При переходе права собственности на строения и сооружения, вместе с этими объектами право пользования земельными участками также переходит инвестору в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан. В срочное пользование земельные участки могут передаваться юридическим и физическим лицам на определенный срок. Иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам земельные участки могут предоставляться в срочное пользование сроком до 50 лет».

Статьей 16 Закона предусмотрены гарантии реинвестирования «Инвестор по своему усмотрению может реинвестировать прибыль, оставшуюся после уплаты налогов на территории Республики Таджикистан. При осуществлении реинвестирования инвестор пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными законодательством Республики Таджикистан».

В принятом 19 марта 2013 года № 944 Законе Республики Таджикистан «Об инвестиционном соглашении» статьей 6 определяется правовой статус инвестиционного соглашения. В частности, в пункте 1 сказано, что «Инвестиционное соглашение может предусматривать специальный режим реализации инвестиционного проекта и предоставлять инвестору определенные льготы, не предусмотренные законодательством Республики Таджикистан. Правительство Республики Таджикистан гарантирует соблюдение и исполнение положений инвестиционного соглашения всеми государственными органами, ответственными за реализацию инвестиционного соглашения».

В пунктах 2 и 3 статьи 6 сказано, что «Положения инвестиционного соглашения сохраняют юридическую силу в течение всего срока его действия, если иное не предусмотрено самим инвестиционным соглашением. Любые изменения или дополнения инвестиционного соглашения приобретают юридическую силу, только в случае заключения сторонами соответствующего дополнительного соглашения в порядке, предусмотренном инвестиционным соглашением, и его утверждения в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Инвестиционное соглашение может содержать положение, предусматривающее, что изменения и дополнения в законодательство Республики Таджикистан, принятые после заключения инвестиционного соглашения, регулирующие отношения, являющиеся предметом инвестиционного соглашения и ухудшающие условия реализации инвестиционного проекта, не будут применяться к определенным положениям инвестиционного соглашения в течение срока действия инвестиционного соглашения или иного предусмотренного им срока».

Кроме законов «Об инвестициях» и «Об инвестиционном соглашении», стимулы для инвесторов, в частности, для предприятий с иностранными инвестициями, предусмотрены Налоговым (НК РТ) и Таможенным (ТК РТ) кодексами Республики Таджикистан.

В частности, пунктом 4, статьи 345 ТК РТ и частью 4, пункта 4, статьи 169 НК РТ предусмотрено, что «Импорт производственно - технологического оборудования и комплектующих изделий к нему (образующие единый комплект, т.е. без этих комплектующих не возможна работа производственно - технологического оборудования), для формирования или пополнения уставного фонда предприятия или технического перевооружения действующего производства, при условии, что это имущество используется непосредственно для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с учредительными документами предприятия и не относится к категории подакцизных товаров, а также личное имущество, ввозимое в Республику Таджикистан иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями непосредственно для собственных нужд» освобождается от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Также освобождается от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость «Импорт товаров, осуществленный для реализации инвестиционных проектов, одобренных Правительством Республики Таджикистан за счет (в пределах) средств грантов и (или) кредитов (займов), предоставленных юридическим или физическим лицам, иностранными государствами, правительствами иностранных государств или международными организациями (пункт б) статья 345 ТК РТ и подпункт 6, пункт 4, статья 169 НК РТ).

В соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 110 НК РТ «освобождаются от налога на прибыль новые предприятия, если учредителями вносится в уставной фонд предприятия от 200 до 500 тыс. долл. США инвестиций - на 2 года, от 500 тысяч до 2 млн. долл. США - на 3 года, от 2 до 5 млн. долл. США - на 4 года, и на 5 лет, если объем инвестиций превышает 5 млн. долл. США».

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 132 НК РТ «В период строительства гидроэлектростанции (далее - строительство) на территории Республики Таджикистан заказчик строительства и генеральный подрядчик строительства могут быть полностью или частично освобождены от уплаты следующих налогов (с момента наступления срока уплаты, непосредственно связанных со строительством, по перечню налогов, в размерах и на сроки (период), которые устанавливаются Правительством Республики Таджикистан):

- налога на добавленную стоимость;

- налога с пользователей автомобильных дорог;

- налога на прибыль (налога по упрощенной системе);

- налога на транспортные средства;

- налогов на недвижимое имущество;

- социального налога в отношении иностранных граждан, непосредственно занятых на строительстве гидроэлектростанции;

- государственной пошлины за регистрацию проспектов эмиссии негосударственных ценных бумаг, осуществленных в связи со строительством гидроэлектростанции;

-ввоз товаров для строительства гидроэлектростанций, являющихся особо важными объектами для Республики Таджикистан, подлежит освобождению от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин».

Также пунктами 1, 2 и 3 статьи 313 НК РТ для вновь созданных предприятий, занятых полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию (от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий), установлены следующие льготы:

- ввоз товаров непосредственно для собственных нужд вновь созданными предприятиями, занятыми полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию (от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий) (далее - вновь созданные предприятия), освобождается от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость;

-экспорт товаров, производимых вновь созданными предприятиями, освобождается от налога на добавленную стоимость;

-вновь созданные предприятия освобождаются от налога на прибыль (налога, уплачиваемого по упрощенной системе) и налогов на недвижимое имущество.


3.4. Валютное регулирование.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан icon1. Краткая характеристика делового климата
Основополагающие нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconИнформация по развитию международного сотрудничества и внешнеэкономических...
Органами государственной власти Чеченской Республики уделяется большое внимание развитию внешнеэкономической деятельности, межрегиональных...

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан icon1. Краткая характеристика делового климата Турции Экономика Турции...
Турции. Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение...

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconГосударственный комитет статистики Республики Таджикистан
В кратком статистическом сборнике публикуются основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Республики Таджикистан...

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconАзербайджанская Республика Путеводитель для бизнеса Краткая характеристика делового климата
Азербайджанская Республика – основной импортер прямых иностранных инвестиций в регионе. Суммарные инвестиции в экономику страны в...

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconБишкекская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской...
Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconРеспублика таджикистан национальная стратегия развития республики таджикистан
Особое внимание будет уделено усилению роли гражданского общества в принятии и исполнении решений. 35

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconКонцепция инклюзивного образования Республики Таджикистан
Настоящая Концепция является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития инклюзивного образования...

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан iconДоклад о состоянии делового климата в России в 2012 году Москва Март 2013 г. Оглавление
Динамика макроэкономических показателей в 2012 г оказалась ниже прогнозируемых значений. Экономический рост замедлился, сохраняется...

1. Краткая информация делового климата Республики Таджикистан icon“Парламентарии исламского мира за установление благоприятного делового...
Мероприятие проводится Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан совместно с Некоммерческим фондом развития исламского...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную