Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной






Скачать 171.19 Kb.
НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной
Дата публикации13.04.2015
Размер171.19 Kb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > География > Доклад
Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной хозяйственной деятельности титульных народов посредством нормотворческой деятельности органов государственной власти
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
на Научно-практическом семинаре «Роль национальных правозащитных учреждений в продвижении прав коренных народов»
(г. Красноярск, 30 сентября 2014 года)


Первое заседание конференции. «Право на традиционное природопользование и свободный доступ к объектам животного и растительного мира – основа выживания и развития коренных народов».

Добрый день, уважаемые участники конференции!

«Право на традиционное природопользование и свободный доступ к объектам животного и растительного мира – основа выживания и развития коренных народов». Так называется тема первого дня семинара.

Основа выживания…. Звучит как факт. Получается, что аборигенные народы во всем мире не живут, а борются за выживание… и в Российской Федерации, как это ни печально, в том числе… иначе бы мы с Вами здесь не собирались.

Для титульных народов традиционная среда обитания это – их дом, их пища, их одежда, их душа, это их мир и целый космос.

Они так живут, по-другому думают, они – дети природы, у аборигенов великая связь с ней, она живая и она – божественная.

Коренные народы Севера – это сама природа, к ней необходим особый подход, особое бережное отношение, потому что она очень хрупка и она – уникальна.

Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера является важнейшей основой жизнеобеспечения, существенным фактором, влияющим на сохранение традиционного образа жизни, языка и культуры.

Думаю, Вы со мной согласитесь, среда обитания для аборигенов – это все же основа их жизни. Право титульным народам жить, а не выживать в своей исконной среде должно соблюдаться, и мы с вами обязаны этому содействовать.

Ведение традиционного хозяйства сегодня для аборигенов связано, прежде всего, с обеспечением юридических прав на земли и природные ресурсы. Закрепление этих прав является одной из основных нерешенных проблем не только в Российской Федерации, но и во всем мире.

Радует то, что международное сообщество осознает и признает значение и роль коренных народов в глобальном движении цивилизации к устойчивому развитию, более того, рассматривает их традиционное природопользование как часть стратегии сохранения биологического разнообразия и как один из способов рационального использования и улучшения качества окружающей среды.

Об этом свидетельствует провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН с 1 января 2005 года Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Хочется надеяться, что будет провозглашено и Третье, в рамках которого нам все же удастся не только прислушаться, но и выполнить рекомендации международного сообщества о предоставлении свободного доступа аборигенов к исконной земле и природным ресурсам.

Надеюсь, за этот период мы сможем вернуть коренным народам все права, некогда отнятые в погоне за передовые места по добыче нефти, газа, древесины, полезных ископаемых и т.п.

Из-за бурно начавшегося в 1960-е годы промышленного освоения Сибири, происходившего в основном на исконных землях аборигенов, их существование оказалось под угрозой. К сожалению, органы власти автономного округа обратили на это внимание только в 1990-е годы.

И, тем не менее, за два десятилетия в Югре моими коллегами совместно с представителями коренных народов, сделано все возможное по защите прав на исконную среду обитания и традиционного образа жизни аборигенов, на сколько это позволяет федеральное законодательство.

Основные гарантии прав титульных народов автономного округа закреплены в Уставе Югры, в соответствии с которым автономный округ является исконным местом проживания народов ханты, манси и лесных ненцев. В округе проживает более полутора миллионов человек. По отношению ко всем жителям Югры аборигенное население составляет всего 2%. В округе проживает более 1,58 миллионов человек. Численность коренных малочисленных народов автономного округа составляет 30 450 человек, из них: ханты – 17 955 человек, манси – 10 630 человек, другие коренные малочисленные народы – 713 человек.

Думаю, Вы согласитесь со мной, если я скажу, что никто лучше аборигенов не знает специфику их жизни. В автономном округе коренные народы занимают в социально-экономическом развитии Югры такое важное место, что эксперт ООН по вопросам коренных народов мира Джеймс Анайя не сможет упрекнуть нас в том, что титульные народы в автономном округе не представлены в органах власти на муниципальном и региональном уровнях, не соблюдается их право на участие в обсуждении вопросов, затрагивающих положение коренного населения, как это высказал он в адрес России в своем докладе в 2010 году на очередной сессии ООН.

Во-первых, в законодательном (представительном) органе автономного округа интересы народов Югры представляет Ассамблея коренных малочисленных народов Севера. Все законодательные инициативы, затрагивающие права и интересы аборигенов не рассматриваются Думой автономного округа без согласования с депутатами Ассамблеи.

Во-вторых, количество государственных гражданских и муниципальных служащих автономного округа из числа титульных народов Югры, выполняющих свои функции в органах государственной власти и местного самоуправления равно пропорционально их количеству к числу жителей автономного округа, а именно – 2%;

В третьих, необходимо отметить, что в деятельности Правительства автономного округа обозначены новые формы работы в отношении аборигенов – это комплексный подход, широкое обсуждение вопросов на стадии принятия управленческих решений. Фактически все документы, проекты нормативных правовых актов, касающиеся вопросов жизнедеятельности коренных народов проходят обязательное согласование с представителями общественности.

Создаются и действуют межведомственные комиссии, координационные советы и рабочие группы, в состав которых входят представители коренных народов. Всего таких коллегиальных органов – 26, некоторые из них вы видите на экране:

- Совет при Правительстве Югры по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; Координационный совет по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры;

- Общественный совет по реализации Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года при Губернаторе Югры;

- Нижнеобской научно-промысловый совет Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна;

- Научно-координационный совет по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера автономного округа;

- Совет по грантам Югры для реализации проектов и программ, способствующих сохранению, развитию, популяризации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнографического туризма;

- Комиссия по присуждению премии Правительства Югры им. И.Н. Шесталова;

- Комиссия по вопросам малочисленных народов Севера при Общественной палате Югры;

- Общественный совет при Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Рыбохозяйственный совет при Правительстве автономного округа и т.д.

В четвертых, в автономном округе созданы общественные организации, которые также способствуют решению любых вопросов, касающихся коренных малочисленных народов Севера:

- Совет старейшин коренных малочисленных народов Севера; Общественная организация автономного округа «Спасение Югры»;

- Союз оленеводов;

- Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов «Сорни Ёш»;

- Молодежная организация обско-угорских народов;

- Союз общин коренных малочисленных народов Севера.

Правительство автономного округа уделяет проблемам коренных народов Югры пристальное внимание, системно и последовательно ведет государственную политику в сфере обеспечения защиты их прав. В течение последних двух десятилетий в Югре с непосредственным участием представителей коренных народов сформирована законодательная база в области экономического и социально-культурного развития коренных титульных народов, проживающих на территории автономного округа, регулирующая взаимоотношения коренных народов, власти и ресурсодобывающих компаний.

В целях поддержки жизнедеятельности аборигенов в автономном округе принято более 60 нормативных правовых актов, в том числе 13 «именных» законов. Вы видите лишь некоторые из них:

- «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Югре»;

- «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Югры»;

- «О факториях в Югре»;

- «О святилищах коренных малочисленных народов в Югре»;

- «О культуре и искусстве в Югре» и др.

В 2011 году Правительством автономного округа принята «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Концепция предусматривает системный подход и реальные механизмы в оказании мер государственной поддержки, направленных на повышение качества жизни титульных народов Югры.

Основными направлениями Концепции, разработанной и утвержденной в 2011 году, являются:

1) развитие организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;

2) развитие и поддержка малого предпринимательства, формирование механизмов государственной поддержки общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, с целью создания новых рабочих мест;

3) улучшение жилищных условий, развитие организаций социально-бытового и коммунального обслуживания;

4) обеспечение социальной защиты, доступности и качества образования, подготовки кадров из числа малочисленных народов;

5) сохранение и развитие культуры, языков, традиций и обычаев малочисленных народов;

6) совершенствование системы здравоохранения и социального развития в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) защита исконной среды обитания и улучшение экологической ситуации, обустройство территорий традиционного природопользования малочисленных народов.

Концепция предусматривает реальные механизмы ее реализации, построенные на принципах, системного подхода в оказании мер государственной поддержки, учитывая категорию и виды осуществляемой деятельности граждан из числа коренных малочисленных народов.

Данная Концепция устойчивого развития, является базисом и ориентиром для разностороннего подхода в реализации окружных целевых программ, направленных на повышение качества жизни и социально-экономическое развитие коренных народов Югры.

В октябре 2013 года Правительством автономного округа утверждена новая государственная программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Югры на 2014-2020 годы».

Основной целью окружной государственной программы является создание оптимальных условий для устойчивого экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов автономного округа на основе рационального природопользования, укрепления социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания, традиционной культуры и быта малочисленных народов, совершенствования системы государственной поддержки.

Для достижения указанных целей государственная программа предусматривает реализацию двух подпрограмм:

Подпрограмма № 1 «Развитие и повышение уровня адаптации традиционного хозяйствования коренных народов к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, развития этнографического туризма»;

Подпрограмма № 2 «Содействие развитию традиционной культуры, фольклора и национальных ремесел, повышение уровня качества жизни и образования коренных малочисленных народов Севера».

Ещё в 10-ти долгосрочных программах автономного округа и программах муниципальных образований утверждены мероприятия, направленные на развитие исконных мест проживания коренных народов.

На экране Вы видите основные мероприятия, реализуемые в рамках программы:

- осуществление государственной поддержки юридических и физических лиц, занимающихся традиционной деятельностью, на обустройство земельных участков традиционных территорий, акваторий, предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами, на приобретение материально-технических средств и северных оленей;

- субсидирование продукции традиционной хозяйственной деятельности (грибы, ягоды, орехи, пушнина, мясо диких животных, боровой дичи);

- предоставление грантов для реализации проектов и программ, способствующих развитию традиционной деятельности, этнографического туризма;

- осуществление выплаты единовременной финансовой помощи молодым специалистам, выезжающим на работу в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, на обустройство быта;

- функциональное зонирование традиционных территорий;

- компенсация расходов на оплату обучения учащимся, студентам и слушателям подготовительных отделений в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, выплата пособий и оказание иных мер поддержки;

- оказание материальной финансовой помощи малообеспеченным гражданам (семьям);

- организация и проведение окружных и межрегиональных мероприятий и другие.

В бюджете автономного округа, местных бюджетах муниципальных образований ежегодно предусматриваются финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов, привлекаются дополнительные средства из федерального бюджета.

Сегодня Югра во многом определяет стабильное развитие экономики нашей страны. Достаточно сказать, что в регионе добывается половина российской нефти или 7 процентов мировой, и Югра дает значимую часть консолидированного бюджета страны. Учитывая, что на территории автономного округа большинство лицензионных участков частично или полностью расположены на территориях исконного проживания коренных народов, особое место занимают вопросы регулирования отношений между недропользователями и титульными народами.

За десятилетия в автономном округе накоплен определенный опыт, который можно использовать на уровне Российской Федерации. По крайней мере, участниками 11-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных малочисленных народов в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке нашей практике сложившихся отношений между коренными народами и ресурсодобывающими компаниями была дана положительная оценка и рекомендация к распространению.

В рамках соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными компаниями предусматриваются совместные усилия, направленные на стабильное социально-экономическое развитие автономного округа и его муниципальных образований, с учетом интересов коренного населения и эффективное развитие, укрепление минерально-сырьевой базы. Кроме того, соглашения предусматривают участие компаний в долевом строительстве объектов социальной сферы, развитии коммунальной, транспортной инфраструктуры, проведении мероприятий, способствующих сохранению культуры и этноса народов Севера.

Такие крупные компании, как «ЛУКОЙЛ», ОАО НК «Сургутнефтегаз», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РИТЭК», ОАО «ГАЗПРОМ» в границах лицензионных участков каждой из которых проживают от 300 до 1000 жителей ТТП, своей политикой в отношении коренных жителей, во многом определяют характер соответствующих взаимоотношений в целом по округу.

На территории автономного округа за период с 1992 по 2002 годы в интересах отдельных граждан, семей и общин коренных малочисленных народов были образованы родовые угодья. В дальнейшем родовые угодья были признаны территориями традиционного природопользования регионального значения.

В настоящее время в округе ведется Реестр территорий традиционного природопользования регионального значения, в который включены 475 территорий. На карте они обозначены зеленым цветом. Общая площадь их занимает более 13 миллионов гектаров, что составляет 24,4% от общей площади территории Югры.

Урегулирование вопросов между компаниями-недропользователями и представителями титульных народов осуществляется в рамках заключения договоров и соглашений об использовании земель в границах традиционных территорий. Подробней об этом вы можете посмотреть в интернете в материалах научно-практической конференции «Коренные народы. Нефть. Закон», которая проходила в августе прошлого года в городе Сургуте.

Заключение соглашений осуществляется в целях компенсации убытков за ограничение прав традиционной хозяйственной деятельности вследствие промышленного освоения традиционных территорий.

В соответствии с соглашениями в обязанности компаний, осуществляющих добычу природных ресурсов на территориях традиционного природопользования, входят такие мероприятия как:

- согласование с коренными жителями схем объектов обустройства и геологоразведочных работ;

- компенсации за ограничение традиционной хозяйственной деятельности вследствие промышленного освоения ТТП;

- осуществление природоохранных мероприятий;

- предоставление транспорта;

- трудоустройство коренного населения.

Кроме того, соглашениями предусмотрена и другая помощь: оплата обучения и проживания членов семей коренных жителей в учебных заведениях, оплата лечения, обучение специальностям и трудоустройство в структурных подразделениях ресурсодобывающих компаний, предоставление транспортных услуг, приобретение или строительство жилья и многое другое.

За 2013 год на территории округа предприятиями-недропользователями было заключено 741 соглашение с главами родовых угодий, средний объем компенсационных средств (в денежном эквиваленте) в год на 1 человека составил более 112,9 тыс. руб., общий объем компенсационных средств составил более 358,3 млн. рублей.

Разработан механизм разрешения споров двух сторон. В случае возникновения конфликтной ситуации, подключается созданная в округе постоянно действующая Комиссия. По результатам работы Комиссии

Правительством автономного округа принимаются решения о возможном размещении либо об отказе в размещении объектов недропользования на традиционных территориях. В случае несогласия с вынесенным решением стороны имеют право обратиться на любом этапе в судебные инстанции.

Обращаю Ваше внимание, что коренным народам в автономном округе оказывается бесплатная юридическая помощь, за счет окружного бюджета адвокат в суде представляет интересы титульных народов. Важно отметить, что до настоящего времени в спорах удавалось находить компромисс, и ни одно решение Комиссии не было оспорено в суде.

Кроме того, в целях повышения юридической грамотности наиболее уязвимых групп титульных народов, с 2014 года в Югре началась работа по переводу на хантыйский и мансийский языки законов автономного округа, обеспечивающих правовые гарантии и жизнедеятельность аборигенов.

Вопросы экологии и сохранения окружающей среды являются одной из первостепенных задач в Югре. Принята окружная программа обеспечения экологической безопасности, которая предусматривает внедрение системных измерений состояния окружающей среды, что позволяет увеличить долю учтенных объектов негативного воздействия на окружающую среду и по каждому из них выстраивать план оздоровления. Причем в этой работе коренные жители принимают самое активное участие.

Большую роль в сохранении традиционных территорий, культурного наследия аборигенов играет организация и проведение работ по выявлению, проектированию и составлению учётной документации охранных зон культовых мест и святилищ коренных малочисленных народов. Данное мероприятие включено в перечень мероприятий программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и получает ежегодное финансирование в размере 700,0 тыс. рублей. Выявление и охрана объектов культурного наследия, священных мест обских угров, является важным элементом реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Югры.

На сегодняшний день в Югре под охраной государства находится 57 памятников истории и культуры – культовых мест коренных малочисленных народов Севера.

В 2013 году включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения достопримечательные места «Нёх-Урий», «Барсова гора», «Священное озеро «Еманглор-Балбанты», «Священное озеро «Имлор». В 2014 году запланировано выполнение научно-исследовательских работ для обоснования выделения достопримечательного места «озеро Нумто» в Белоярском районе, «Высокая гора» в Кондинском районе.

В результате мер государственной поддержки и адресных мероприятий в Югре за последние семь лет численность народов ханты, манси и лесных ненцев значительно повысилась на 4,8% (1398 человека).

Увеличилось на 22% количество семей (1 312 семей), ведущих традиционное хозяйствование в сравнении с 2012 годом (1075 семей). На сегодняшний день ведут традиционную хозяйственную деятельность 4 213 человек. А это, вы согласитесь со мной, один из важных показателей повышения качества жизни аборигенного населения, ведущего традиционный образ жизни.

Количество общин коренных малочисленных народов Севера увеличилось с 52 общин в 2005 году до 92 в 2013.

Увеличилось и количество оленей в хозяйствах с 27 300 в 2005 году до 40 068 в 2013 году.

Несмотря на усилия, направленные Правительством автономного округа на развитие природопользования, конфликтные ситуации при решении вопросов об использовании земель в границах традиционных территорий, безусловно, возникают.

По информации, предоставленной Ассамблеей коренных малочисленных народов Севера следует, что за два года в ее адрес поступило более 50 обращений по фактам нарушения крупными ресурсодобывающими компаниями конституционных прав аборигенов.

В качестве примеров можно привести следующие выдержки из обращений:

1. «Недропользователи… при строительстве дорог, уничтожают кормовой запас ягеля для оленей. …При нефтяной скважине устанавливаются емкости для сбора нефти на берегу озера, а рядом яма для слива нефти, этот факт приведет к уничтожению всей рыбы, которой кормилась наша семья, проживая на своих угодьях» (из обращения жителей ТТП В-37, д. Варьёган, Нижневартовский район).

2. «Нефтяные скважины не огорожены, допускаются разливы нефти, в результате олени беспрепятственно заходят на нефтяные объекты, облизывают оборудование, соль, по этой причине заболевают. Дороги строят, перерывая верховья рек, реки пересыхают…» (из обращения жителя ТТП-1 п. Нижнесортымский, Сургутский район).

3. «…выделяются лесоучастки для сплошной вырубки леса на территориях, на которых охотятся коренные жители, звери уходят, приходится уходить на охоту все дальше в лес» (из обращения национальной общины «Яун-Ях», п. Угут, Сургутский район).

4. «…нефтяники самовольно устанавливают размеры компенсационных выплат коренным жителям за ущерб, нанесенный природе, без учета их мнения …» (из обращения жителей ТТП № 31, д. Русскинская, Сургутский район).

Подобные нарушения в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни титульных народов происходят по ряду причин:

- несовершенство действующего федерального и регионального законодательства, в том числе подзаконных актов органов исполнительной власти автономного округа;

- правовая стагнация ранее принятых норм по защите исконной среды обитания в федеральном и региональном законодательстве с целью упрощения доступа к ресурсам для компаний-недропользователей.

Вышеперечисленные обращения аборигенов свидетельствуют о необходимости совершенствования государственного регулирования и контроля осуществления деятельности в границах традиционных территорий.

Необходимо обратить внимание на существующие пробелы в действующем законодательстве в части поддержки жизнедеятельности коренных народов. Зачастую они создают угрозу возникновения конфликтных ситуаций между представителями коренных малочисленных народов Севера, ресурсодобывающих компаний, органов власти автономного округа и органов местного самоуправления.

На данный момент, основной проблемой требующей решения на федеральном уровне является определение нанесенного ущерба и выплаты компенсаций за вывод из традиционного хозяйственного оборота территорий интенсивного промышленного освоения и разработки полезных ископаемых.

Методика расчета нанесенного ущерба, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 г. №565 фактически не может быть реализована в силу противоречий гражданскому и земельному законодательству Российской Федерации, о чем Правительством автономного округа в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации неоднократно были направлены письма с предложениями о необходимости доработать методические рекомендации. Подробно об этом мы писали Вам, Элла Александровна, в своем письме в начале сентября текущего года.

Кроме того, Правительством автономного округа были направлены предложения по совершенствованию законодательства на федеральном и региональном уровнях для разрешения обсуждаемых нами проблем природопользования, которые были рассмотрены на парламентских слушаниях, состоявшихся 16 мая 2014 года в Совете Федерации и вынесены рекомендации. Считаю необходимым поддержать данные рекомендации и совместно способствовать их реализации.

Нам предстоит большая совместная работа, направленная на повышение качества жизни, сохранение уникальной традиционной культуры, самобытности коренных народов, право аборигенов на питание в соответствии с их обычаями и традициями, право на свободный доступ к земле и природным ресурсам.

Уверен, что объединив усилия, мы достигнем поставленных целей, сохраним исконные земли для аборигенов, нашу уникальную по своей красоте природу, нашу хрупкую сибирскую землю для наших детей.

Спасибо за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление
Ханты-Мансийского автономного округа Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 24 июня 2013...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры
Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconХанты-мансийский автономный округ югра губернато р постановлени е
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 мая 2005 года №37-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconХанты-мансийский автономный округ югра губернато р постановлени е
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 мая 2005 года №37-оз «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconИзбирательная комиссия ханты-мансийского автономного округа – югры постановление
Югры от 20 января 2015 года №742 «Об утверждении Плана мероприятий Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа –...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconЗакон ханты-мансийского автономного округа югры о порядке предоставления...
Настоящий Закон принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconХанты-мансийского автономного округа югры распоряжение
В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconПриказ о комиссии по проведению аукционов на право заключения охотхозяйственных...
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconО проведении окружного конкурса
Окружной конкурс «Лидер бизнеса Югры 2016» (далее – Конкурс) учреждён Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного...

Доклад Уполномоченного по правам человека Ханты-Мансийского автономного округа Югры Александра Леонидовича Сидорова «Создание условий для ведения традиционной  iconЭкономическая безопасность как приоритетное направление развития...
В данном докладе раскрываются теоретические аспекты экономической безопасности как приоритетного направления развития экономики Ханты-Мансийского...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную