Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/8
Дата публикации18.01.2015
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
e.120-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра управления развитием территорий и регионалистики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России»
Студент группы № 491
Зворыгина Ирина Ивановна

Руководитель ВКР
Руководитель кафедры,
профессор,
Леонард Кэрол Скотт

Москва, 2013

Содержание


Введение 2

Глава 1. Понятие и характеристика инвестиций. Мировые инвестиции и инвестиции в России 7

1.1 Понятие и виды инвестиций 7

1.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и в России 9

Глава 2. Региональное распределение ПИИ в России. Факторы привлечения ПИИ в российские регионы 12

2.1 Прямые инвестиции в регионах России 12

2.2 Классификация факторов ПИИ 16

2.3 Индекс привлекательности UNCTAD. 19

2.4 Общая классификация факторов ПИИ. 21

2.5 Анализ «мягких» и «жестких» факторов 23

Глава 3 34

3.1 Улучшение инвестиционного климата регионов 34

3.2 Инвестиционный климат в Республике Башкортостан 36

Заключение 38

Библиографический список 39

Приложение 1 41


Введение


В последние десятилетия многие страны встали на путь экономических реформ. Правительства большинства стран выделяют привлечение иностранных инвестиций, в особенности прямых иностранных инвестиций, которые способствуют диффузии технологий и накоплению человеческого капитала (Deutsche Bank, 2012). В соответствии со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, основным приоритетом для страны должен стать выход на максимально высокие темпы сбалансированного экономического роста. Ключевым элементом экономической политики, направленной на создание условий для экономического роста, является разработка стратегии улучшения делового климата и стратегии повышения инвестиционной привлекательности страны (институциональная и инвестиционная стратегии). Эти стратегии возникли не случайно. За последние несколько лет наблюдается ухудшение положения России на мировом рынке. В 2013 году Российская Федерация заняла 112 место из 185 стран в рейтинге Всемирного банка Doing Business, где по категории «Подключение к системе электроснабжения» Россия заняла 184 место1. В ежегодном рейтинге глобальной конкурентоспособности IMD в 2012 году Россия заняла 48 место из вошедших в исследование 59 стран2. Рейтинг экономических рисков стран Euromoney Country Risk (ECR) определил для России 57 место среди 187 исследуемых стран в марте 2011 года3.

Такие цифры говорят о том, что деловой климат России не является привлекательным для иностранных инвесторов. В то время как другие развивающиеся экономики в последние годы демонстрируют экономический рост, не обладая такими природными ресурсами как Россия. К примеру, объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в 2010 году в России составляли $91, а в Казахстане значение этого показателя установилось на уровне $890 на душу населения. И в 2013 году эта страна поднялась на 49 место в рейтинге Doing Business. Это объясняется не только благоприятным деловым климатом в стране, но и многими другими показателями. Например, снижением налоговой нагрузки
на физических и юридических лиц. В таблице 1 можно видеть сопоставление налоговой базы России и Казахстана:

Таблица 1.

Сравнение налоговой базы России и Казахстана.

Страна

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на прибыль

Социальный налог

Казахстан

12%

10%

15%

11%

Россия

18%

13%

20%

34%

Кроме налоговой нагрузки, в Казахстане более привлекательные условия для инвесторов в несырьевой сектор экономики по финансированию, качеству
и стоимости трудовых ресурсов, а также по облегченным административным процедурам и высоким качеством инфраструктуры. Для России инвестиции
в несырьевой сектор экономики являются стратегически важной задачей. За много лет Россия приобрела имидж нефтегазовой страны и экономика работает
на экспорт продуктов добывающей отрасли. При этом наблюдается снижение темпов роста экономики России. Это явление обозначается термином «ресурсное проклятие», введенное Р.Аути еще в 90-х годах (Auty, 1993) и относится ко всем странам, богатым природными ресурсами, а не только к России. Последствия данного феномена таковы, что политики и бизнес сырьевой страны заинтересованы в несовершенстве институтов, благодаря которым сильно облегчается присвоение ресурсной ренты. Отсюда и замедление экономического роста. Неэффективные институты не только открывают дорогу коррупции, но и порождают тяжелые социальные последствия для населения и для окружающей среды. Социально-экономическое положение сырьевых регионов сильно отличается от положения регионов, не богатых ресурсами. Например, уровень безработицы по методологии МОТ в 2011 году в Ямало-Ненецком АО составил 3,7%, а в Республике Ингушетия – 48,8%4. По данным Росстата с 2001 по 2011 год население в России уменьшилось на 2,3%, а это более чем на 3,3 миллиона человек. В то же время экологическая обстановка в сырьевых регионах крайне неблагоприятная. В таблице 2 перечислены города с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха
по данным на 1 квартал 2013 года.

Таблица 2.

Города с высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха.

 

Вещество, обусловившее высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха

Число случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха

Максимальное превышение допустимой концентрации, раз

Архангельск

бенз(а)пирен

6

21

Екатеринбург

этилбензол

8

18

Курган

бенз(а)пирен

2

16

Омск

хлористый водород

1

14

Челябинск

бенз(а)пирен

1

13

Южно-Сахалинск

сажа

2

13

Нижний Тагил

бенз(а)пирен

1

12

Волгоград

фенол

1

12

Магнитогорск

бенз(а)пирен

1

11

По оперативным данным Росгидромета.

Эти города – центры добывающей и перерабатывающей промышленности нашей страны. С 18-кратным превышением допустимой концентрации этилбензола в воздухе в Екатеринбурге проживают 1,396,074 человек5. Кроме того, в 1 квартале 2013 года службами мониторинга природной среды Росгидромета было зафиксировано 632 случая экстремально высокого и высокого загрязнения водных объектов и 4 случая аварийного загрязнения почв6. Таким образом, сырьевая специализация сильно влияет на все сферы жизни страны, причем с негативными последствиями. Это означает, что переориентация регионов на другую экономическую специализацию просто необходима, учитывая, что большая часть населения проживает в несырьевых регионах.

Для России просто необходимо кардинальное улучшение инвестиционного климата для того, чтобы обеспечить экономический рост. Именно эту задачу призвана решить Стратегия 2020. В настоящее время уже были приняты меры
по улучшению делового климата в стране. Созданы особые экономические зоны (ОЭЗ) для инвесторов и построен туристический кластер
на юге страны. Однако появляться и развиваться ОЭЗ в России начали совсем недавно, с принятием Федерального Закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в 2005 году. По состоянию на 21 марта 2012 года Министерство экономического развития Российской Федерации обозначает 25 ОЭЗ, среди которых 4 промышленно-производственных, 4 технико-внедренческих,
14 туристско-рекреационных и 3 портовых. С 2006 по 2012 год в Россию пришло 340 инвесторов из 23 стран благодаря особым экономическим зонам7. Однако особые экономические зоны не всегда решают проблему неблагоприятного инвестиционного климата. И на сегодняшний день есть необходимость эффективной реализации комплексной социально-экономической политики, рассчитанной на долгосрочный период.

Инвестиционная политика в России имеет богатую историю. Еще со времен Советского Союза идея привлечения инвестиций ставилась государством
на первый план. Однако законодательно инвестиционная политика была закреплена только в 1995 году с подписанием постановления Правительства
от 13.10.1995 г. «О комплексной программе стимулирования отечественных
и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Результаты внедрения программы не заставили себя долго ждать, и уже в 1997 году приток инвестиций достиг 1% от ВВП. Однако и этот показатель сильно отставал
от аналогичного показателя в других развивающихся странах. Например, в Китае
в 1997 году было привлечено прямых инвестиций на сумму 37 млрд. долларов США, что составило 4,2% от ВВП данной страны. Возможность использования дешевой рабочей силы, либерализация законодательства, развитие фондового рынка, приватизация и быстрый экономический рост развивающихся стран способствовали притоку ПИИ в 90-е годы (Л.Н.Красавина, 2000).

С принятием в 1999 году Федерального закона № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» взамен действующего тогда Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» объем инвестиций в Российскую Федерацию постепенно рос. Это способствовало также принятию Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальный вложений», который законодательно закрепил в качестве методов государственного регулирования инвестиционной деятельности создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие государства. Девальвация рубля и рост мировых цен на нефть значительно ускорили процесс привлечения инвестиций в добывающий сектор экономики России. Так как территориально эта отрасль в России распределена неравномерно, инвестиции сконцентрировались преимущественно в сырьевых
регионах (Х.Х.Валиуллин, 2004). Это привело к проблеме неравномерности распределения инвестиций в регионах и, соответственно, неравномерности социально-экономического развития регионов России.

В данной работе я рассмотрю общее понятие инвестиций, их виды
и характеристику в первой главе, а также рассмотрю динамику привлечения инвестиций в мировом масштабе и в Российской Федерации. Далее во второй главе я рассмотрю факторы инвестиционной привлекательности российских регионов,
то есть факторы, руководствуясь которыми инвесторы делают выбор: вкладывать ли средства в тот или иной регион или нет. Региональные власти при этом создают благоприятные условия для ведения бизнеса в собственном регионе. Стратегия 2020 предполагает распространение лучшего регионального опыта работы
с инвесторами. В числе регионов лучших практик отмечаются: Калужская область, Липецкая область, Республика Татарстан и другие регионы, которые более подробно будут рассмотрены во второй главе, где я проведу сравнительный анализ четырех регионов Приволжского федерального округа: Республик Татарстан
и Башкортостан, Нижегородской и Самарской области для определения нереализованного резерва и потенциала для их социально-экономического развития. Более подробно будет рассмотрена Республика Башкортостан, так как данный регион, обладая колоссальными природными ресурсами и национальным богатством, так и не реализовал свой инвестиционный потенциал. Целью данного анализа является определение точек роста Республики Башкортостан и возможных направлений будущего развития в части привлечения прямых иностранных инвестиций. В третьей главе будет рассмотрен Инвестиционный Стандарт, который в настоящее время внедряется в регионах России, в том числе
в Республике Башкортостан. Будет проведен анализ соответствия региональной политики положениям Стандарта.

Целью данной работы является анализ факторов инвестиционной привлекательности регионов России и оценка инвестиционного климата отдельного региона для определения рисков и потенциала его экономического роста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выделить основные факторы привлечения прямых инвестиций;

  • Выделить факторы, имеющие региональное значение;

  • Продемонстрировать анализ факторов ПИИ;

  • Применить общий статистический анализ для республики Башкортостан;

  • Рассмотреть способы улучшения инвестиционного климата республики Башкортостан;

  • Сделать выводы по проведенному исследованию.

Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную