Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления






Скачать 154.39 Kb.
НазваниеМодернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления
Дата публикации18.01.2015
Размер154.39 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
Нуртазина Р.А.

д.полит.н., профессор Евразийского национального университета, Республика Казахстан
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Модернизация системы регионального и местного самоуправления

В рамках мировой глобализации для Казахстана главным является одновременное соблюдение трех требований: интегрирование в мировую экономику, конкурентоспособность на международной арене и обеспечение того, чтобы этот процесс привел к значимым и соразмерным изменениям внутри страны. Достижение этой цели становится проблематичным без участия в этом процессе каждого региона республики, поскольку экономика страны в целом зависит от экономики административно-территориальных единиц, ее составляющих.

Для Республики Казахстан, разделенной в административном порядке на 2 города республиканского значения, включая столицу страны - Астану и 14 областей, тема выработки и реализации эффективной региональной политики актуальна по двум основным обстоятельствам.

Во-первых, в связи с природно-географическими характеристиками территории страны, параметры которой создают существенные риски для осуществления сельскохозяйственных работ, промышленного производства, требующих концентрации коллективных трудовых усилий и капитала и гарантий со стороны государства.

Во-вторых, в связи с неэффективным планированием и осуществлением ключевых мер в рамках рассматриваемого направления государственной деятельности и неравномерностью развития региональных структур. Очевидно, что именно эта сторона региональной политики государства отражает такие негативные моменты, как неравномерное и непропорциональное развитие регионов, недостаточная помощь наиболее отсталым из них, слабый приток инвестиций в регионы, недостаточная обеспеченность местного населения рабочими местами, высокий уровень внутренней миграции.

В регулировании регионального развития участвуют все государственные институты. Но решение региональных проблем не всегда может быть их основной функцией. В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается: «Мы должны сосредоточиться на решении проблем социальных дисбалансов в развитии регионов. Сейчас слабое экономическое развитие ряда регионов ведет к тому, что не обеспечивается занятость. Происходит поляризация уровня доходов населения. Прежде всего, необходимо усилить координацию работы госорганов в области регионального развития. Задача – синхронизировать выполнение всех государственных и отраслевых программ с решением приоритетных задач развития регионов»1. Поэтому в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана в системе государственного регулирования регионального развития выделяется специализированная регионально-ориентированная деятельность — региональная политика. Указом Президента Республики Казахстан 16 января 2013 года было создано новое министерство регионального развития Казахстана.

Региональная политика как составная часть политики государства направлена на ориентацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Ее можно охарактеризовать как систему намерений и действий, которая реализует, во-первых, интересы государства в отношении регионов, во-вторых, внутренние интересы самих регионов, осуществляет это преимущественно в структуре межрегиональных и внутри региональных связей, используя при этом методы и способы, учитывающие природу современных региональных процессов.

До 2001 года макроэкономические показатели, которых удалось достичь к тому времени, свидетельствовали о позитивных тенденциях в развитии нашего государства. Однако в отличие от стран с оптимальными региональными параметрами, позволяющими создать развитую местную экономику и местное самоуправление, регионы Казахстана характеризовались обширными территориями, низкой плотностью населения, сильно рассредоточенным производственным потенциалом и сравнительно небольшой емкостью внутреннего рынка.

В период трансформации экономической и социальной систем в 1990-х годах ослабла регулирующая роль государства в развитии территорий, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие. Это отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктур. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью населения переживали глубокий спад производства и демографический кризис.

Большие проблемы создавали появившиеся депрессивные сельские районы и малые города. Переходный процесс удлинялся из-за неоднородности экономического пространства Казахстана, значительных различий в возможностях адаптации регионов к рыночным условиям. На рост и многообразие региональных проблем значительное влияние оказали процессы:

  • формирование нового геополитического и экономического пространства;

  • переход от административно-плановой экономики к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;

  • экономический кризис;

  • возникновение новых приграничных регионов со специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными проблемами.

Чтобы создать устойчиво растущую экономику, необходимо было решать проблемы снижения межрегиональных различий, целенаправленно регулировать развитие экономики регионов. Концепция региональной политики Республики Казахстан (на 2002—2006 годы)1 определила основными принципами государственной региональной политики системность, приоритет территории, оптимальное сочетание интересов государства и его регионов. Предоставление самостоятельности регионам в определении стратегии их развития, расселение населения в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах, смягчение усиливающейся территориальной дифференциации, необходимость государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение.

Приоритеты развития регионов

На предварительном этапе реализации Стратегии «Казахстан-2030» (1998—2000 годы) были проведены основные политические и социально-экономические реформы, создана стабильная и устойчивая государственная система, заложены основы будущего роста. В 2001 году был утвержден первый десятилетний стратегический план, конкретизированный в дальнейшем среднесрочными индикативными планами развития на пятилетний период. В общегосударственном плане содержатся приоритеты развития регионов, отвечающие стратегии системного развития страны.

В настоящий момент Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста.

В соответствии с поручениями Президента страны определены и приоритетные направления деятельности Правительства на среднесрочную перспективу, это:

1) эффективная интеграция в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны;

2) дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста;

3) современная социальная политика, нацеленная на защиту наиболее уязвимых слоев населения и стимулирующая производительное развитие экономики;

4) развитие современной системы науки и образования, духовного потенциала народа, процветание культуры;

5) переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения;

6) территориальное развитие, соответствующее потребностям сбалансированного развития экономики.

В этих условиях целью государственного вмешательства в развитие регионов стала такая пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов будут иметь равные возможности в достижении желаемого благосостояния и качества жизни.

В унитарных государствах, к числу которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным правительством, которое в равной степени пользуется и макро-, и микроинструментами. Средства и формы региональной политики в большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старых промышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения.

Например, зона экологического бедствия Аральского региона охватывает территорию 17 районов четырех областей Республики Казахстан: Актюбинской, Кызылординской, Карагандинской, Южно-Казахстанской и города Туркестана, и воздействует на все центрально-азиатские республики;

— уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые в развивающихся странах и связанные с реализацией крупных новостроек или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные). Например, строительство города Астаны, новой столицы республики, и города Алматы — крупнейшего регионального финансового центра.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического положения и качестве жизни населения, развитии инфраструктуры, в экологическом состоянии среды, остроте социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мировой табели о рангах.

Совокупный объем экономик Северо-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей составляет только 16% от республиканского валового регионального продукта, 18 % совокупных доходов местных бюджетов, десять процентов инвестиций в основной капитал от республиканского уровня.

В этих же регионах наименьшие доли валового регионального продукта на душу населения.

Атырауская и Мангистауская области, города Астана и Алматы, производят около 44 % республиканского валового регионального продукта.

Достаточно ярки региональные контрасты в уровнях развития производства и социальных стандартах жизни населения страны. Особенно выражены диспропорции между столичным регионом, бурно развивающимися областями запада Казахстана и сельскохозяйственными на юге и севере, между городом и селом.

Неравномерно и размещение производительных сил в республике. Оно имеет свои особенности в разных экономических районах и природно-хозяйственных зонах, различающихся физико-географическими, историческими, демографическими условиями, развитостью инфраструктуры.

Причинами межрегиональных различий в уровне жизни населения является усиление отраслевой, профессиональной и социальной дифференциации.

Государственная политика регулирования регионального развития с момента приобретения Казахстаном независимости всегда была направлена на достижение провозглашаемых национальных целей: максимальной занятости населения, улучшения качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста. Эти обстоятельства заставляют Правительство страны уделять основное внимание «территориальному переустройству» страны в целях достижения сбалансированности в размещении хозяйства и населения. Как следствие — действие большинства принятых государственных программ направлено именно на развитие регионов.

Кроме того, с целью эффективной реализации развития территорий Правительством разработана «Стратегия территориального развития Республики Казахстан на период до 2015 года».1 Стратегия направлена на формирование конкурентоспособной специализации регионов, создание условий по концентрации производственных и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и становление «полюсов роста», развитие инфраструктуры территорий со становлением «кластерного» пути.

На смену концепции равномерного развития регионов должна прийти концепция поляризованного их формирования, где «полюсами роста» могут стать наиболее динамично развивающиеся города или области, интегрированные в региональные и глобальные рынки.

Особую роль будет играть развитие городов Астаны и Алматы как важнейших центров в Евроазиатской системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов. Развитие этих городов будет ориентировано на становление их как бизнес-центров в масштабе Центрально-Азиатского региона.

Стратегия территориального развития Республики Казахстан определяет концептуальные подходы к решению вопросов комплексного развития территории, диверсификации и модернизации региональных экономик, оптимального расселения населения, размещения объектов производственной и социальной инфраструктур.

В преддверии вхождения Казахстана в ВТО и неизбежного усиления в связи с этим международной конкуренции стране в целом, ее регионам выработка такой стратегии необходима.

Региональная политика - инструмент государственного регулирования

Региональная политика — важный инструмент развития нашего государства, что требует тщательного научного, взвешенного подхода к данной области. Это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут существовать на каждой конкретной территории лишь случайно и без гарантированного успеха. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. Природные, хозяйственные различия между регионами предопределяют актуальность повышения эффективности регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответственности между центральными и местными органами.

Успешное проведение реформ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого региона. Неприемлемы ни чрезмерный централизм, не способный учесть многообразие местных условий, традиций, ни местничество, игнорирующее общенациональные интересы.

Современные подходы к построению демократических основ государственности предполагают использование принципов децентрализации, которые в сочетании с другими создают условия продуктивного хозяйствования на всех уровнях территориальных образований.

Безусловно, это требует новых подходов к формированию региональной политики, поиска новых методик, таких как стратегическое планирование, программирование и проектный менеджмент. Они должны стать сутью обновлений в государственном управлении ближайшего будущего, в повышении его эффективности. Поэтому сегодня актуально:

  • обозначить сущность региональной политики в Республике Казахстан на современном этапе как составной части политики государства;

  • решить вопрос межбюджетных отношений для эффективного управления регионами;

  • проанализировать децентрализацию государственного управления как основы регионального развития;

  • изучить совершенствование отношений между республиканскими и местными уровнями управления;

  • изучить состояние и перспективы обеспечения устойчивого развития регионов.

Модернизация позволит усовершенствовать взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами управления на основе усиления децентрализации управленческих функций.

Среди важнейших задач совершенствования системы управления можно выделить кардинальное повышение управляемости процессами социально-экономического развития на уровне отдельных регионов. Несмотря на то, что Казахстан является унитарным государством, система рыночных отношений объективно требует децентрализации функций, непосредственно связанных со сферой жизнеобеспечения населения и развитием местного хозяйства с учетом особенностей природного и социально-экономического потенциала каждого региона.

В настоящее время экономическая теория еще не располагает в достаточной степени разработанными положениями по последовательному преобразованию системы территориального управления и ее адаптации к условиям современной рыночной экономики. Остаются дискуссионными организационные принципы, формы и методы трансформации территориальных систем управления. Существуют различные методологические подходы к проведению децентрализации управления, к распределению управленческих функций между центральными, региональными и местными органами управления и самоуправления.

В специальной литературе предлагаются альтернативные варианты проведения процессов децентрализации, но они носят излишне обобщенный характер и не подкреплены убедительно обоснованными критериями и показателями повышения уровня управляемости региональными и локальными социально-экономическими системами.

Недостатки сложившейся практики хозяйствования и управления территориальными образованиями в Казахстане вызваны слабым привлечением конкретных инициатив, исходящих от первичных уровней местных территориальных систем.

Активизация местных инициатив, которая может рассматриваться как поэтапное развертывание элементов саморазвития в общей системе регионального управления, дает возможность проявиться скрытым или явным резервам социально-экономического роста в территориальных образованиях любого уровня — от крупного регионального до локального.

Формирование рациональной системы управления социально-экономическими процессами в рамках территориальных образований включает в себя исследование направлений развития местного самоуправления. Его научное обоснование становится все более актуальным и значимым. Быстрые темпы экономического развития в целом по стране сопровождаются дифференциацией в уровне развития отдельных регионов.

Темпы роста уровня жизни в нефтедобывающих областях, в столице Астане, в крупных городах и промышленных центрах значительно опережают повышение благосостояния в менее развитых регионах, в особенности в сельской местности. В результате возникают диспропорции, которые в значительной степени сдерживают реализацию стратегических целей по построению социально ориентированной рыночной экономики в Казахстане.

В связи с этим целесообразно в полной мере задействовать опыт стран с развитой рыночной экономикой по преодолению диспропорций в социально-экономическом развитии между региональными системами различного масштаба.

Однако прямой перенос, копирование форм и методов выравнивания уровней жизни в различных регионах малопродуктивны. Поэтому необходимо глубокое переосмысление опыта развитых стран и адаптация форм, методов и механизмов активизации производственной и коммерческой деятельности в относительно менее развитых регионах.

Возможности организации местного самоуправления на уровне территориальных образований Казахстана в нынешней ситуации определяются успехами и достижениями в социально-экономической области, вызванными как внутренними, так и внешнеэкономическими факторами, связанными с благоприятной рыночной конъюнктурой мирового рынка на энергоносители и другие экспортные товары республики.

Все это на территориальном уровне позволяет решать насущные задачи жизнеобеспечения населения. Как правило, потребительские нужды реализуются на местном уровне, где население проживает и участвует, активно или пассивно, в экономическом процессе.

Задачей местного управления как раз и является активизация социально-экономических процессов, обеспечение населения всеми необходимыми услугами, в том числе через усиление функций местного самоуправления.

Анализируя состояние правовых аспектов проблемы, следует отметить, что в Конституции Республики Казахстан (статья 89)1 признается необходимость функционирования местных органов самоуправления и гарантируется их самостоятельность в пределах установленных полномочий.

Эти задачи последовательно решаются путем создания законодательной базы системы управления на территориальном уровне. В рамках данного процесса был принят Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Он регулирует общественные отношения, определяя компетенцию, организацию местного государственного управления, а также правовое положение депутатов маслихатов.

В настоящее время имеется объективная потребность в формировании и развитии самоуправления на всех уровнях территориальных образований, основой чего может послужить разработка и принятие проекта Закона «О местном самоуправлении».

В последующем должен быть осуществлен новый этап реформ, в котором будут определены меры децентрализации государственных функций, которая во многом связана с обеспечением всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг.

Программа «Развитие регионов»

В настоящее время региональная политика Казахстана направлена на повышение конкурентоспособности регионов, развитие центров экономического роста, повышение занятости и качества жизни жителей республики. Правительством Республики Казахстан разработана и утверждена Программа "Развитие регионов"1, в рамках которой решаются актуальные социально-экономических проблемы регионов. Реализацию программы предполагается осуществить в 2 этапа: 1 этап – 2011 и 2012 годы (пилотный), 2 этап – 2013 – 2020 годы.

На первом этапе выявляются системные проблемы и факторы, ограничивающие социально-экономическое развитие регионов, вырабатываются механизмы действий акиматов областей для их устранения и будет оказана финансовая поддержка. На начальном этапе реализации Программы разработана методика определения потенциала сельских населенных пунктов. Проекты планов мероприятий и перечни инвестиционных проектов согласованы с заинтересованными центральными государственными органами и национальными компаниями АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро».

Отличительной особенностью данного мероприятия является то, что решения по отбору тех или иных проектов принимаются собранием местного сообщества, исходя из первоочередности и актуальности решения проблем.

Одной из ключевых задач местных исполнительных органов, влияющих на деловой и инвестиционный климат в регионе, является развитие и поддержание инфраструктуры.

В последующем, в целях динамичного развития регионов Казахстана основной упор Программы предполагается делать на развитие малых городов, а также на решение первоочередных задач в центрах экономического роста (областные центры, города областного значения, ОСНП).

1 Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012. - http://www.akorda.kz.

1 Концепция региональной политики Республики Казахстан (на 2002—2006 годы). - www.kazpravda.kz.

1 Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года. - https://www.law.delovoimir.kz/laws/view/2900/1.

1 Конституция Республики Казахстан (2007 г). - www.parlam.kz/ru/constitution.

1 Сайт министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. - http://www.minplan.gov.kz.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconП. Модернизация Японии. Преобразования эпохи Мэйдзи
Первые шаги реформирования государственно- административной системы. Образование институтов местного самоуправления. Реформа сословной...

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconМодернизация российской системы государственного управления устойчивым...

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления icon«Московский государственный университет культуры и искусств» «утверждаю» Проректор по научной
Ключевые слова: модернизация, социальная модернизация, человеческий потенциал, социокультурные изменения, факторы модернизации

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconСборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого...
Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы // состав. Некрасова Л. И....

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconПрограмма V всероссийской научно-практической конференции с международным...
Актуальные проблемы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconТема 19/1 модернизация как культурный процесс
Основные категории: модернизация общества; индустриализация, урбанизация, либерализация; культурные источники модернизации; Возрождение,...

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconМодернизация системы среднего профессионального образования: проблемы...
Ное преимущество любого региона обеспечивается развитием кадрового потенциала, в частности, с ростом уровня образования населения....

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления icon17 апреля 2010 года Всеволожск 2011 с овременное состояние и перспективы...
Современное состояние и перспективы развития системы государственного и муниципального управления

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconСтатьи
...

Модернизация региональной политики казахстана: проблемы и перспективы модернизация системы регионального и местного самоуправления iconСоциально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана
Бұрын сатылып кеткен активтердің бірқатар маңызды бөлігі мемлекет меншігіне қайтарылды






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную