Рабочая учебная программа по географии 10 класс






Скачать 251.75 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по географии 10 класс
Дата публикации24.01.2015
Размер251.75 Kb.
ТипРабочая учебная программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Гимназия при Главе муниципального района “Сосногорск”

(МАОУ “Гимназия г.Сосногорска”)

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ


методическим советом Директор МАОУ “Гимназия

МАОУ “Гимназия при Главе МР "Сосногорск"

при Главе МР "Сосногорск" ______________ О.В.Кривенко


Протокол № 1 от 28.08.2014 29.08.2014

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ




10 КЛАСС
1 ГОД
Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений

География, Москва, «Просвещение», 2010 г. Авторы: А.И. Алексеева, Е.К.Липкина,

В.В. Николина.

учителем географии и биологии Цветковой М.И.
Сосногорск

2014 год

Пояснительная записка.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников. Он изучается в 10 классах общеобразовательных учреждений как обязательный курс.

Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

Основная цель курса — завершение формирования знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах. Предлагаемая программа полностью отражает обязательный минимум содержания географического образования для средней (полной) школы.

На примере социально-экономических процессов и явлений, происходящих в отдельных странах, регионах, во всем мире, данный курс призван решать следующие задачи:

— показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;

— вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии;

— продолжить развитие географического мышления;

— сформировать основы географической культуры и мировоззрения.

В основу курса положены такие важнейшие принципы, как историзм, показывающий социально-экономическую панораму в динамике; внутри- и междисциплинарная интеграция, позволяющая учащимся использовать материал, наработанный другими естественными и гуманитарными школьными дисциплинами; принципы актуальности, системности и др.

Кроме традиционной системы научных понятий, даются знания, например, о теории «демографического перехода», о сущности политической географии и т.п.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-гео-

графических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.

Данной программой предусмотрено проведение практических работ, список которых скорректирован с предлагаемым списком РМО учителей географии. В программу включен НРК в темах: « Человек и ресурсы Земли», «География населения».

Тематическое планирование составлено в соответствие с примерной программой по

географии для общеобразовательных учреждений и в соответствие с учебным планом общеобразовательного учреждения. В отличие от примерной программы количество часов выделенных на изучение разделов изменено: «Человек и ресурсы Земли» - с 10 ч. до 12ч., «География населения» - с 5 ч. до 6 ч., «Политическая карта мира» - с 4 ч. до 5 ч., «Регионы и страны» - с21 ч. до 23 ч., «Глобальные проблемы человечества» - с 4 ч. до 5

Программой предусмотрены следующие формы и методы обучения: комбинированные уроки, уроки – лекции, зачетные уроки, уроки исследования, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки обобщения и систематизации знаний.

На уроках применяются технологии:

- проектная технология;

- технология развивающего обучения.;

- диалоговое обучение;

- деятельностный подход.

Данная программа рассчитана на учащихся базового класса средней общеобразовательной школы.

Программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений

География, Москва, «Просвещение», 2010 г. Авторы: А.И. Алексеева, Е.К.Липкина,

В.В. Николина.

Содержание программы рассчитано на 70 ч., 2ч. в неделю.
Содержание программы, 10 класс 70 ч, 2 ч в неделю.

Название раздела, темы,

количество часов.

Обязательный минимум

Тема 1

Человек и ресурсы Земли. 12ч.

Тема 2.

География населения. 6ч.


Тема 3.

География культуры

и цивилизаций. 4ч.


Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географческой среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество-природная среда» в Средневековье. Промышленная революция-качественный скачёк в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Н.Т.Р. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и в России.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Местонахождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность ими отдель-ных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. С\Х угодья. Невозможность

расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы, Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потециал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура. Аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые

конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов. Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресур.

Что такое природопользование Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества

П.\р.№1 Построение картосхемы размещения основных природных ресурсов мира.

П./р.2 Определение ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира (страны по выбору).

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы воспроизводства населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковый состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира.

Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структук-

тура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и её географические особенности. Рынок труда

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения Земли. Города - главная форма рас-

селения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Крупнейшие агломерации и мегаполисы Земли. Классификация городов. Сельское население и расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины и значение миграций. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов и талантов.

П.\р.№3 Сравнение показателей качества жизни населения отдельных стран взятых из различных источников информации.

П.\р.№4 Обозначение на к.\к крупнейших агломераций и мегаполисов мира.

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура –путь решения многих проблем человечества. Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия-важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, её характерные черты. Культурно-историческое наследие кит.-конфуц. цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации-бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации; специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, её географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности. ЦивилизацииЗапада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европо центризме. Россия - мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.


Тема 4.

Политическая карта

мира. 6ч.

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие странна политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и гранийы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
П.\р.№5 Составление классификационной таблицы и картосхемы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

Тема 5 .

География мировой экономики. 10 ч.


Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хояйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание Н, Т, Р, на современном этапе. Международное разделение труда – высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК основные экспортёры нефти. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая и др. отрасли обрабатывающей пром-и: структура особенности развития и размещение. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское с\х. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зелёная революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные с\х районы мира. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды тран-а: сухопутный, воздушный, морской. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), деловые, социальные. Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
П.\р.№6 Характеристика отрасли промышленности по плану. (по выбору).

Тема 6

Регионы и страны.

25ч.


Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения

культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и « полюсы» бедности.

Англоязычная Америка.

США. Территория. Г./П. Природные условия и ресурсы.

Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции

в формировании американской нации. «Плавильный котёл» и «лоскутное одеяло».

Экономика США – «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли с\х. С/х пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: С-В, Средний Запад, Юг, Запад.

Канада. Особенности террит-и. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Латинская Америка.

Г,/п. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения.

Население: этнический состав, темпы роста. Контрастны в размещении населения, их причины. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли её специализации. Регион – крупнейший экспортёр сырьевых товаров. С/х: значение «зелёная революция», главные с\х районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Лат. Америки: Ка-рибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа.

Г.\п. и состав региона. Традиционные субъекты З. Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. З. Европа- старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, её главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное с\х. Транспорт. Мировые центры туризма.

Германия. Г.\п. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности страна З. Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия – страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.

Великобритания. Г.\п.: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное с\х. Внутренние различия.

Франция. Г.\п. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика. Отрасли специализации Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция-мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.

Италия. Г.\п. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. С.\х. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа.

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.

П.\р.№7 ЭГХ одной из стран Вост. Европы (по выбору).
Постсоветский регион. (без России и стран Балтии.) Г.\п. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, с\х.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Г.\п. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация.

Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китайская Народная Республика. Г.\п. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализа ции промышленности. Крупнейшие промышленные центры. С\х. Внутренние различия. П.\р.№8 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека (на примере КНР).

Япония.

Особенности г.\п. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегаполисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. С.\х. Транспорт. Внутренние различия. Ю.-Восточная Азия.

Г.\п. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. От-расли промышленности и с\х.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Г.\п. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава-почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения-главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль с\х. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия – наиболее развитая страна региона.
Ю.-З. Азия и Северная Африка.

Состав региона. Исламская цивилизация – общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности г.\п. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и с\х. Национальные ремёсла. Транспорт. Регион- мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮРА.

Состав региона. Г\п. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка-регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка- экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли с\х и промышленность. ЮАР-единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания.

Особенности г\п. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и с\х. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов - Меланезия, Полинезия, Микронезия. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: с\х- главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

П.\р.№9 Сравнительная характеристика двух стран на примере Канады и

Австралии.

Тема 7. Глобальные

проблемы человечества

5ч.

Годовая к.\р.

Всего: 68ч., из них п\р.9; к.\р.-5, + 2 ч. резерв.

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголе-

тия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы-кризис взаимоотношения общества и природы. Экологическая культура об-щества-одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы.

П.\р.№10 На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.


Перечень географических объектов рекомендуемых для изучения в 10 кл.
Страны.

Америка:

Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу,

Никарагуа, Гондурас, Панама, Гватемала, Коста-Рика, Гаити, Доминика, Ямайка, Колумбия, Эквадор, Боливия, Суринам, Парагвай.

Европа:

Исландия, Соедин. Королевство Великобритания и Сев, Ирландия, Ирландия,

Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Голландия, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Греция, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словакия, Черногория, Хорватия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия, Сан-Марино, Лихтенштейн.

Азия:

Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Монголия, Китай КНДР. Респ. Корея, Таиланд, Филиппины, Мьянма, Сингапур, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Вьетнам, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

Африка:

Ливия, Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гана, Гвинея, Либерия, Камерун, Ботсвана, Зимбабве, Намибия, Мадагаскар.

Австралия:

Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея.
Крупнейшие города и мегаполисы.

Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де--Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Угольные бассейны:

Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Рурский (ФРГ), Аппалачский (США) Печорский, Таймырский, Западный (США), Донецкий,

Нефтегазоносные районы:

Персидский залив (Сауд.Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ), Западно-Сибирский, Каспийский (Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан), Североморский Норвегия, Великобритания, Дания, Бельгия), Западно-Канадский (Канада, США), Аляскинский (США), Калифорнийский (США), Техасский(США), Мексиканский залив (Мексика), Оринокский и Маракайбский (Венесуэла), Сахарский (Алжир, Ливия), Гвинейский залив (Нигерия), Суматранский Индонезия), Дацинский (КНР).

Крупнейшие бассейны железных руд:

Хаммерсли(Австралия), «Железнорудный треугольник», Каражас и Урукум(Бразилия), о. Верхнее(США и Канада), Сингхбум(Индия), Симен (ЮАР), Лотарингский (Франция), Кирунавара (Швеция), КМА.

Медные руды:

Чукикамата (Чили), Аризона (США), Западное (Канада), «Медный пояс»-(Замбия, Заир), Кобриса(Перу),Хобарт (Австралия), Калифорнийское (США), Окип (ЮАР).

Бокситоносные провинции:

Средиземноморская (Франция, Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния), Гвинейский залив (Гвинея, Гана, Камерун), Карибский

бассейн (Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам), Австралийская.

Фосфориты:

Егорьевское, Камско-Вятское, Бьютт (США), Юсуфия (Марокко), Амман (Иордания), Сехира (Тунис), Каратауское (Казахстан), Эр-Русеифа (Израиль).

Калийные соли:

Соликамское, Саарское (Франция), Лотарингское (ФРГ), Карлсбад (США), Солигорск (Беларусь), Соскачеванское (Канада).

Золото:

США, Россия, Канада, ЮАР. Австралия, Бразилия, Казахстан.

Алмазы добывают:

Россия, ЮАР. Заир.
ЛИТЕРАТУРА

(для учителя)
1.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир: учебник для 10-11кл. общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2008

2.Гладкий Ю.Н., Гдалин Д.А., Махов С.И. География. «Конструктор» текущего контроля. 10-11 кл.: пособие для учителя общеобраз. учрежд. М.:Просвещение.2009

3.Климанов В.В. «География в таблицах», «География в цифрах». Справочное пособие. М., Дрофа, 2000

4.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежден. М.: Просвещение, 2006

5.Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику. Экономическая и социальная география мира 10 кл. Пособие для учащихся общеобразов. учрежден. М., Дрофа, 2006
6.Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы». М., Дрофа, 2000

7.Сиротин В.И. «Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 классы». М., Дрофа, 2006

8.Шабанов А.Н. Страны мира. Современный справочник. М., ООО «Мир книги», 2006


(для учащихся)

1.Гладкий Ю. Н., Николина В.В. География. Современный мир: учеб. для 10 -11 кл., Москва, «Просвещение», 2008

2.Контурные карты по курсу, 10 кл. М., Дрофа, «ДИК», 2007

3 Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежден. М.: Просвещение, 2006

4.Петрова Н.Н. «Готовимся к ЕГЭ по географии», Москва, «Дрофа», 2005 год.
5.Школьный географический атлас, 10 класс. М., Дрофа, «ДИК», 2007

Требования к уровню подготовки выпускников средней школы по географии 10 кл.:

После изучения данного курса планируемыми результатами обучения являются:

1. Называть и (или) показывать на политических, социально-географических и экономико-географических картах мира, частей света, материков, государств:

— государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира;

— важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения;

— районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения;

— ареалы распространения мировых религий на Земле;

— важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения;

— примеры старопромышленных районов мира и районов нового освоения;

— районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур;

— наиболее известные курортные районы мира;

— этапы освоения Земли человеком;

— типы естественного движения населения; — наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

— традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и районы размещения;

— основные формы международных экономических отношений;

— основные средства и методы получения и фиксации географической информации;

— основные формы правления и государственного устройства.

2. Определять (измерять):

страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

— обеспеченность стран природными ресурсами;

— уровень экономического развития разных стран;

— географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран.

3. Характеризовать (описывать):

— важнейшие этапы демографической истории человечества;

— особенности типов и уровень урбанизации отдельных территорий и стран;

— этапы формирования политической карты мира;

— основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;

— страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка, источники загрязнения окружающей среды; — различия между странами по обеспеченности природными ресурсами;

— наиболее распространенные мировые религии;

— мировые экономические связи, экономическая интеграция стран мира, роль транснациональных корпораций и банков.

4. Объяснять:

— влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли;

— направление современных миграций населения;

— особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения, изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды;

— размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира;

— особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира;

— различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран;

— возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь;

— особенности рационального и нерационального природопользования;

— экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.

5. Прогнозировать:

— темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира;

— тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения;

— основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном
Тематическое планирование 10 класс, 70 ч., 2ч в неделю.

п\п.

Название раздела,

темы.



Количество часов.

Практическая

часть.


Тема 1

Человек и ресурсы Земли

12ч.

П.\р.1 Построение к.\схемы

размещения основных групп минераль-

ных ресурсов. П.\р.2 Определение ресу-рсообеспеченности стран (страны по вы-

бору).

Тема 2

География населения.

6ч.

П.\р.3 Сравнение показателей качества

жизни населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.

П.\р. 4 Обозначение на к\к. крупней-

ших агломераций и мегаполисов мира.

К.\р.№1 по теме : «География населения».

Тема 3

География культуры и цивилизаций.

4ч.




Тема 4

Политическая карта мира.

6ч.

П.\р.5 Составление классификационной таблицы и к.\схемы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

К.\р. №2 по теме «Политическая карта мира».

Тема 5

География мировой эко-

номики.

10ч.

П.\р.6 Характеристика отрасли промы-

шленности мира по плану.

К.\р. №3 «География мировой зкономики»,


Тема 6

Регионы и страны мира.

25ч.

П.\р.7 ЭГХ одной из стран Вост. Европы (по выбору). П.\р.8 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для

жизни и хоз-й деятельности (на примере

КНР). П.\р.9 Сравнительная характеристика двух стран( на примере Канады и Австралии).

К.\р.№4 по теме «Регионы и страны мира».

Тема 7

Глобальные проблемы

человечества.

5ч.

Годовая контрольная работа. №5

Всего:




68 ч.+ 2 ч. резерв.



П.\р.9, к.\р.-5




  1. Критерии оценки


При устных ответах:

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал вопроса. Правильно раскрыто содержание понятий, географических закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами. Правильное использование карты и других источников знаний. Ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям – он полный, правильный, есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые при дополнительных вопросах учителя

Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе

Отметка «2» - ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

Отметка «1» - ответ отсутствует
Оценка практических умений учащихся:

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности. Соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов. Самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний в оформлении результатов

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний
При выполнении тестовых заданий:



Учебно-методический комплект для учащихся

1.Гладкий Ю. Н., Николина В.В. География. Современный мир: учеб. для 10 -11 кл., Москва, «Просвещение», 2008

2.Контурные карты по курсу, 10 кл. М., Дрофа, «ДИК», 2007

3 Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежден. М.: Просвещение, 2006

4.Петрова Н.Н. «Готовимся к ЕГЭ по географии», Москва, «Дрофа», 2005 год.
5.Школьный географический атлас, 10 класс. М., Дрофа, «ДИК», 2007






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая учебная программа по предмету «География» 10 класс
Авторская программа: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений (М.: Ооо «тид «Русское...

Рабочая учебная программа по географии 10 класс icon«Общая характеристика мира»
Рабочая учебная программа по географии «Экономическая и социальная география мира» 10 класс- 72 часа

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 9 «А» класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconПояснительная записка к программе по географии 11 класс рабочая программа...
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconПояснительная записка рабочая программа по географии для 11 класса...
В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, М. Просвещение 2011

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая учебная программа по географии
Охватывают основные вопросы по географии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным...

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии России 9 класс Пояснительная записка Курс «География России»
Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется...

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии для 10-11 классов умк е. М. Домогацких
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс (70 ч)

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы

Рабочая учебная программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную