Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий






Скачать 169.33 Kb.
НазваниеБайкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий
Дата публикации22.03.2015
Размер169.33 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
Байкальский государственный природный биосферный заповедник
Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала ООПТ и прилегающих территорий.

Давая характеристику социально-экономических условий региона, следует отметить их специфические особенности, которые способствуют или затрудняют устойчивое развитие экономики.

1. Природа Байкальского региона, особенно его южная часть, представляет собой уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира, геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда Земли и понимания ее биологической и геологической эволюции, что полностью соответствует понятию «мировое природное наследие» (Конвенция…, 1972).

2. Экономика региона в основном ориентирована на развитие сырьевых отраслей, сборочное производство и оборонные нужды и пока не может обойтись без централизованных дотаций; по сумме природных и экономических параметров, уровню жизни Байкальский регион должен относиться к категории депрессивных районов России, которые способны выйти на уровень устойчивого развития лишь при наличии особого «стартового капитала».

3. Регион имеет сравнительно высокие образовательный и научный потенциал, но при реализации концепции устойчивого развития необходимо учитывать и специфику национальной культуры коренных народов.

Байкальский регион обладает неисчерпаемым потенциалом для развития экологического туризма благодаря своей всемирной известности, высокому видовому и ландшафтному разнообразию, наличию редких и эндемичных видов, эстетической привлекательности ландшафтов, наличию базовой инфраструктуры (турбазы разного уровня, сеть автодорог и др.). В настоящее время Байкал является третьим местом по посещаемости туристами после г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В год на Байкал, в Бурятию приезжают около 200 тысяч человек. По оценке специалистов это количество может возрасти в 10 раз. Соответственно доходы от туризма в республике возрастут на 2,5 млрд. руб. Главный тормоз в развитии туризма – неразвитая инфраструктура. Для достижения этой цели в нашем регионе важно решение, принятое по результатам приезда в сентябре этого года министра Минэкономразвития Г.О. Грефа о выделении в 2007 г. 1,6 млрд. рублей на ремонт и строительство дорог, электрификацию подстанций, прилегающих к туристским зонам. Также потенциалом в развитии туризма явится создание Правительством Бурятии, совместно с Министерством экономического развития и торговли федеральной целевой программы по созданию на Байкале специальной экономической зоны туристско-рекреационного назначения.

Согласно результатам экспертных исследований, наиболее перспективно в байкальском регионе развитие познавательного и научного туризма. Территория Байкальского заповедника и направления его деятельности как нельзя лучше подходят для активного и эффективного внедрения в зоне сотрудничества экологического туризма.
Определить перспективные направления по поддержке малого бизнеса на территории.

Одним из важнейших способов альтернативного использования природных ресурсов может стать развитие экологического туризма, который может обеспечить создание новых рабочих мест, придать дополнительный импульс развитию малого и среднего бизнеса в регионе. Бесспорное преимущество в том, что он может дать местному населению экономические стимулы к охране природы, наглядно показывая, что выгоднее сохранять заповедные уголки в первозданном виде

Основные перспективные направления в развитии малого бизнеса на прилежащих территориях к заповеднику, на основе нашего анализа, можно обозначить следующие:

  1. Туризм (научный, спортивный, семейный, зимний, водный, охотничий и другие)

В том числе

- работа гидов;

- размещение и питание туристов в семейных гостиницах;

- прокат лодок и др. инвентаря туристами;

  1. Промысел сувениров и традиционные ремёсла;

  2. Сбор и переработка дикоросов: ягода черники, клюквы, папоротника, грибов;

  3. Лов рыбы и её переработка;

5. Выращивание и переработка ягодных растений: клубника, смородина и др.;

6. Выращивание и переработка других продуктов земледелия;

7. Разведение частного молочного животноводства;

8. Торговля продуктами питания.
Все вышеперечисленные направления могут открыть новые рабочие места и принести устойчивый доход местному населению. В настоящее время по данным направлениям малый бизнес в регионе не имеет массового характера и безусловно требуется создание условий для его развития.
Выявить текущие конфликты между сохранением и использованием природных ресурсов на местном уровне

Основные текущие конфликты:

1. Конфликт между интересами частных лиц в получении и использовании участков побережья для дачной застройки с одной стороны, в особенности незаконный захват земель, местного сообщества для использования этих же участков в рекреационных целях с другой, и сохранением природного достояния Байкала с третьей.

Два работника заповедника (В. Сутула и В. Краснопевцева) побывали на озере Тахо (США). Там воочию они убедились в главном противоречии между сохранением территории и использованием природных ресурсов на местном уровне – земли побережья используются не для всего общества, и не для местного населения, а для застройки индивидуальных частных лиц (в нашем понимании – дач). Более 50% территории побережья озера находится в частном владении. Государственная политика и громадные деньги там направлены на то, чтобы исправить ошибку прошлых лет – выкупить у частных лиц участки побережья и использовать их в интересах всего общества и в особенности местного сообщества. Данный пример показателен тем, что наше местное сообщество имеет эту проблему в начальной стадии. В настоящее время, однако, мы идем семимильными шагами к повторению этой ошибки. Дачная застройка побережья, незаконные захваты земель имеют нарастающий характер. Под угрозой как сохранение уникальных природных комплексов Байкала, так и необходимое развитие экономического развития региона через рекреацию.

2. Конфликт между неорганизованными туристами желающими отдохнуть на природе Байкала и сохранением этой природы.

В настоящее время побережье Байкала в доступных местах без преувеличения можно отнести к одной громадной свалке. Посетители не уносят за собой бытовой мусор, захламляя берег. Отсутствуют туалеты, места сбора мусора, места для кострищ. На дрова и устройство стоянок вырубаются деревья и кустарники. Транспортом и людьми повреждается растительный горизонт почвы, что способствует эрозионным процессам в прибрежной полосе Байкала.

3. Конфликт между сохранением в неприкосновенном виде природных экосистем на особо охраняемых территориях и интересами местных жителей в потреблении природных ресурсов.

В нашем случае это противоречие между сохранением Байкальского заповедника и, подчинённого ему, федерального заказника «Кабанский» и населением из близ расположенных населённых пунктов (сбор ягоды, орехов, грибов, рыбалка и другое).

Тем более что уровень сохранности экосистем региона оставляет желать лучшего. Немалую роль в загрязнении окружающей среды в регионе играют крупные предприятия (в частности, Целлюлозно-бумажный комбинат), транспортные магистрали, нерационально ведущееся лесное и сельское хозяйство. В последние годы в условиях экономического кризиса резко усилился антропогенный пресс на экосистемы со стороны местного населения, которое вынуждено обратиться к традиционным средствам выживания: разведению скота, охоте и заготовке дикоросов. Причём всё это делается по большей части стихийно.

В целом для хозяйства региона характерны несовершенство отраслевой структуры, относительно низкие технологический, технический и организационный уровни, недостаточная эффективность промышленного и сельскохозяйственного производств, неразвитость обеспечивающих инфраструктур, изолированность предприятий, отсутствие должных технологических связей, внутрирегиональной специализации и кооперирования производств, малая глубина переработки природных ресурсов. Все это - следствия ориентации на экстенсивное развитие экономики.

Без сбалансированных подходов во всех отмеченных сферах невозможна интеграция в регионе. В разработке стратегии интеграции важно предусмотреть оптимальный набор эффективных средосберегающих мероприятий. Последние должны быть ориентированы на решение ряда важных сопряженных экологических (загрязнения воздушного бассейна, водных ресурсов, истощение земель и деградация лесов) и социально-экономических (использование дикоросов, развитие экотуризма, открытие инвестиций на улучшение телекоммуникации и сферы услуг, усовершенствование региональных рыночных отношений и другие) задач.
Установить контакты с ключевыми партнерами и заинтересованными сторонами (органы власти, турфирмы, бизнес и т.д.)
Установлены деловые контакты с главами и депутатами муниципальных образований Кабанского, Селенгинского и Джидинского районов Бурятии. Всего готовы принять участие в работе 6 муниципальных образований.
Налажены партнерские отношения:

Исполнительная власть:

  • на уровне района - администрацией Кабанского района через механизм совместного учреждения и работе в некоммерческой организации – «Некоммерческое партнерство» //Берег//»;

  • на уровне муниципального поселения – администрации поселения – через создание информационного центра по партнёрской деятельности с ООПТ (договор, информационный стенд)

Законодательная власть:

На уровне района - директор заповедника В. Сутула является депутатом районного Совета и членом комиссии по местному самоуправлению, законности и экологии;

На уровне поселения – зам. директора заповедника В. Бойченко – депутат Совета поселения, заместитель председателя Совета депутатов.

Туристический бизнес:

С ООО «Горнолыжный курорт //Гора Соболиная//, ООО «БайкалТур» и другие. Имеются договора о сотрудничестве в приеме туристов в визит-центре и на экотропах.

С ООО «Фирн» в рамках строительства «Большой Байкальской тропы» имеются результаты и дальнейшие намерения по волонтерскому движению.

Промышленный бизнес:

С Байкальским ЦБК, Селенгинским ЦКК, Каменским цементным и шиферным заводами, ОАО «Щебеночный завод», АО «Турист» имеются результаты и перспективы в инвестировании в инфраструктуру туризма заказника «Кабанского» (структурного подразделения нашего заповедника) и Байкальского заповедника.

Некоммерческие организации:

С НКО «БРО по Байкалу», «Байкальская экологическая Волна», «ББТ», «ГРИН» и другими организациями Иркутской области и Республики Бурятии налажены партнерские отношения во многих направлениях и несомненно с их стороны мы получим помощь в реализации программы УЖН. Методическую помощь мы надеемся получить также от Экоцентра «Заповедники», г. Москва.
Подготовить предложения по использованию местных ресурсов (технических, финансовых) для внедрения программ УЖН

В данной главе мы изложим не только желаемые предложения, но и осуществляемые. При описании главы мы исходим из того, что в случае выбора Байкальского заповедника в качестве модельной территории данные предложения получат дальнейшее развитие.

В настоящее время в Кабанском районе осуществляется работа по созданию Фонда местного сообщества (подробнее о фонде в приложении 1). Этому способствовало выделение финансирования фонда РОЛЛ в размере более 50,0 тыс. долл. на Консорциум проектов РОЛЛ «Берег Байкала» (Навстречу друг другу: создание механизма межсекторного взаимодействия для устойчивого развития Кабанского муниципального образования). Участники проекта: Администрация Кабанского района, управление образования, Центральная районная больница, общественная организация «Дельта», Байкальский заповедник, некоммерческое партнерство «Берег». В рамках проекта работают 3 подпроекта – один энергосберегающий и 2 модельных социально направленных. Результат этой работы – сэкономленные в энергосберегающем подпроекте средства через созданный фонд местного сообщества будут направляться на поддержку социально значимых проектов. Кроме этого идет работа по наполнению фонда за счет иных источников – районного бюджета, средств бизнеса и иных.

В связи с участием работников заповедника в законодательных органах и тем обстоятельством, что работник заповедника Т.С. Кучумова избрана на 2006-2009 гг. главой муниципального поселения «Танхойское», представляется необходимым и возможным пролоббировать вопрос о законодательном оформлении выделения средств из местных бюджетов на микрокредитование в Фонд местного сообщества.
В рамках подпроекта «Развитие системы партнерства с местным населением в зоне сотрудничества Байкальского биосферного заповедника (Партнёрство ради будущего)», осуществляемого заповедником планируется:

  1. Проведение двух 20 дневных волонтерских программ с участниками консорциума.

  2. Создание информационного центра по партнёрской деятельности с ООПТ при Управлении труда и социального развития Кабанской районной администрации.

  3. Подготовка 6 местных жителей для работы с туристами в качестве гидов-проводников и работников эко-этногородка, создание 7 рабочих мест для промысла сувениров.

  4. Вовлечение 15 местных жителей в постоянное партнерство с заповедником в экопросвещении и приёме туристов.

  5. Увеличение приёма посетителей экоцентра заповедника на 50%.

  6. Оформление эколого-этнографической экспозиции на территории экоцентра заповедника и оформление экологической тропы.


Через депутатов райсовета и в личных беседах выяснен спрос на микрокредитование. Вывод – имеется высокий спрос, надежность возврата, экономическая и социальная эффективность в предварительно проработанных предложениях.

Например, проанализированы следующие предложения:

- ЗАО «Новый промой» с. Байкало-Кудара - переработка папоротника;

- АО «Кабанский рыбзавод» - переработка рыбы;

- Физическое лицо Мартусов А.Ф. п. Танхой – переработка ягоды;

- Физическое лицо Е.А. Путинцев, п. Танхой – организация приема гостей на дому;

- Физическое лицо Стулов А.А. , п. Таежный - заготовка и переработка грибов;

- Физическое лицо Иванов М.И. – сувенирное производство;

По каждому из этих примеров проанализированы квалификация исполнителей, их личный взнос, сырьевые и иные ресурсы.

В 2006 году будет осуществляться инвестирование из федеральных источников в инфраструктуру туристического бизнеса Бурятии, в связи с этим Байкальским заповедником заявлено 5 проектов по развитию экологического туризма и содействию развитию малого бизнеса в пределах зоны сотрудничества заповедника.

Для участия в национальном проекте специальной экономической зоны в нашем регионе заповедник подал информацию по инвестиционному федеральному проекту с заявкой - «Создание туристической инфраструктуры в Байкальском заповеднике». Подробнее – в приложении 2.

Директор Байкальского заповедника В.И. Сутула



Приложение1
Информация о создании Фонда местного сообщества Кабанского р-на РБ


Название проекта

«Энергосбережение на службе местного сообщества»

реинвестирование сэкономленных средств в социальные проекты путем создания фонда.

Краткое содержание проекта

Задачи:

  1. Разработать механизм реинвестирования сэкономленных

средств в социальные проекты района.

  1. Создать и зарегистрировать Фонд Местного Сообщества

Кабанского района. Подготовить программу привлечения дополнительных средств в социальную сферу через ФМС.

  1. Подготовить условия и начать выполнение социальных

проектов на постоянной основе


Районы распространения



Кабанский район Республики Бурятия.

Ожидаемые конкретные измеряемые результаты
(результат – продукт)

  1. От экономии энергосберегающих проектов и благ

творительных взносов местного и регионального бизнеса в социальную сферу Кабанского района, через Кабанское представительство Байкальского фонда местного сообщества будет привлечено не менее 200 тысяч рублей.

  1. Будет создан Фонд Местного Сообщества на муници-

пальном уровне;

  1. Будет поддержано не менее 10 социальных проектов.




Ожидаемое влияние результтов
(результат – эффект)

  1. Данный проект является логическим завершением всего

консорциума проектов, направленных на энерго-ресурсосбережение.

  1. Внедрение проекта в другие районы Республики Бурятия

и соседние регионы путем пропаганды эффективности энергосберегающих технологий и объяснение механизма реинвестирования сэкономленных средств в социальные проекты, улучшающие жизнь местного населения.

  1. Средства от энергосбережения пойдут в социальные

проекты для улучшения жизни местного сообщества на постпроектном этапе развития всех проектов консорциума «Берег Байкала».




Настоящий проект предусматривает разработку механизма негосударственного финансирования инициатив населения и социальных программ в местном сообществе через ресурсосбережение, а так же объединение ресурсов всех секторов экономики. Наиболее передовой технологией для того, что бы это сделать является, по данным Всемирного банка, фонд местного сообщества (см. материалы Форума Всемирного Банка "Инвестиции в сообщество" от 19-23 мая 2003 г., который состоялся в Вашингтоне, США, в рамках программы ВБ "Community Driven Development (CDD)" - "Развитие местных сообществ на основе местных инициатив"). Специалисты Всемирного Банка подтвердили свой высокий интерес к этой модели, подтверждением чему является создание в штаб-квартире ВБ должности Специалиста по фондам местных сообществ.

В России, на данный момент действуют более 20 ФМС и создано Общероссийское Партнерство ФМС. Из них наиболее эффективные фонды работают в г.Тольятти, г.Тюмень и г.Первоуральск.

В Бурятии работа над созданием ФМС велась с 2001 года Байкальским благотворительным фондом и в настоящее время создан Байкальский региональный общественный благотворительный фонд местного сообщества (БФМС) и он зарекомендовал себя с положительной стороны. В его активе:

  1. Подготовка проекта и продвижение закона РБ «О благотворительной деятельности в РБ».

  2. Выпуск бюллетеня «Благое дело», по благотворительной деятельности в РБ.

  3. Проведение конкурса среди республиканских и городских СМИ.

  4. Администрирование конкурса социальных проектов, объявленным Администрацией г.Улан-Удэ.

  5. Проведение собственного конкурса мини грантов.

  6. Организация и проведение встречи в Республике Бурятия представителей европейской аристократии - участников мотопробега «Владивосток – Санкт – Петербург», во главе с лордом Англии, Николасом Фейрфаксом;

  7. Проведение конкурса эскизов детских площадок.


Источником финансирования данных проектов и программ стали местные бизнес структуры и Администрация г.Улан-Удэ. Координатором проектов является исполнительный директор фонда - Грудинин Анатолий Викторович.

С данным фондом подготовлено Соглашение о совместной деятельности.


Приложение2
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРОЕКТУ
Наименование инвестиционного проекта: Создание туристической инфраструктуры в Байкальском заповеднике.
1.Сведения о заявителе:

1.1. Полное наименование предприятия, дата создания. ФГУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник», 1969 год.
1.2. Юридический адрес предприятия: 671220 Республика Бурятия, Кабанский район, п. Танхой, ул. Красногвардейская, 34.
2.Сведения о проекте.

2.1. Общее описание проекта (цель, вид реализации: новое строительство, реконструкция и т.д)

Целью данного проекта является создание туристической инфраструктуры на особо охраняемой территории и в зоне сотрудничества Байкальского биосферного заповедника. Благоприятные климатические условия, живописные уголки байкальской природы, удобные подъездные пути (железная дорога, автодорога федерального значения), обеспечивают возможность широкого развёртывания эколого-туристической деятельности с привлечением посетителей из соседних регионов и зарубежных гостей.
Проект предусматривает:

  • строительство комфортабельной гостиницы на 30 мест на центральной усадьбе заповедника;

  • строительство на высокогорном участке экологической тропы на территории заповедника горного приюта «Осиновка» на 10 мест;

  • строительство кемпинга на 15 мест и лодочной базы в с. Шигаево для приёма туристов в госзаказнике «Кабанский»;

  • строительство избы первых поселенцев для эко-этногородка на центральной усадьбе заповедника;

  • аренду земельного участка в местности «порт Танхой» под создание кемпинга для организованного отдыха туристов;

  • создание кемпинга на 10 мест на базе реконструкции старого здания электростанции в местности «порт Танхой»;

  • строительство причала для швартовки катера в местности «порт Танхой»;

  • приобретение прогулочного катера для обслуживания туристов на участке экологической тропы, где предусмотрен водный туризм;

  • разработку курса лекций для ведения эколого-образовательной работы с туристами и издание научно-популярной книги о природе заповедника;

  • реконструкцию объектов туристической инфраструктуры (кордоны, тропы, места отдыха, смотровые площадки).

  • Регулярное проведение технических мероприятий, направленных на поддержание чистоты на берегу Байкала, примыкающем к заповеднику ( протяжённость – 54 км).



2.2. Местонахождение проекта: Республика Бурятия, Кабанский район, пос. Танхой.
2.3. Предполагаемые затраты на проект: потребность в инвестициях составляет 12 млн. рублей.

В том числе за счет:

Собственных средств – 300 000 руб

Средств федерального бюджета – 10 700 000 руб.

Средств бюджета РБ – 0

Средств муниципального бюджета – 0

Внебюджетных средств – 1000 000 руб.

Форма:

Капитальные вложения: 7 000 000 руб.

НИОКР : 300 000 руб

Текущие расходы : 4 700 000 руб.
2.4. Предполагаемые формы участия инвестора (кредит, лизинг, участие в акционерном капитале и др.): безвозмездное финансирование.
2.5. Период реализации проекта – 2006-2010.
2.6. Какие разработки имеются (бизнес-план, ТЭО, ПСД и др.): Менеджмент –план развития заповедника, ТЭО, генеральный план центральной усадьбы заповедника
2.7.Наличие маркетинговых исследований, договоров, намерений и т.п.: Маркетинговые исследования не проводились. Наличие договоров с профессиональным лицеем номер 38 с. Иволгинск, этнографическим музеем г. Улан-Удэ, краеведческим музеем с. Кабанск, местной администрацией п. Танхой
2.8.Социальная и экономическая эффективность: Все перечисленные этапы проекта при первоначальном инвестировании дадут возможность создания дополнительных рабочих мест, что позволит снизить социально-экономические проблемы. Даст возможность дополнительного заработка для ООПТ, что позволит эффективно выполнять задачи, направленные на сохранение уникальных экосистем южного Прибайкалья. Окупаемость проекта 5 лет
3. Техническая сторона проекта:

3.1. Наличие производственной инфраструктуры ( тепло-водо-электроснабжение, транспортные коммуникации) : имеется.
3.2. Наличие трудовых ресурсов (потребность в подготовке): Имеются.
3.3. Отвод земельного участка: аренда земельного участка у муниципального образования «Танхойское» общей площадью 0,5 га.
3.4. Наличие технологий: энергосберегающие, переход с нефтепродуктов на природный газ автотранспорта заповедника.
3.5 Экологическое ограничение проекта: экологических ограничений проект не имеет.
3.5. Возможные источники поставки оборудования: коммерческие фирмы и предприятия Республики Бурятия и Российской Федерации.

Директор ФГУ «Байкальский заповедник» В.И. Сутула

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconВ. А. Немченко Государственный природный заповедник «Белогорье»
Оопт – это биомные ядра экологических каркасов территорий и важные элементы региональных полигонов моделей устойчивого развития (последнее...

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconАспекты социально-экономического саморазвития муниципальных образований республики адыгея
Кой Федерации осознали необходимость самостоятельного социально-экономического развития своих территорий. Первоочередной целью такого...

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconМосковские берега
Столичными властями в 2014 г принято решение о реорганизации территорий, прилегающих к Москва-реке, итогом которой станет создание...

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconДоклад о социально-экономической ситуации
Администрации муниципального образования Приуральский район в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования...

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconОписание лесных ресурсов, экологических ограничений, характера землепользования...
Лесные участки переданы в аренду ООО «Поросозеро» с целью заготовки древесины. Проект освоения лесов разработан на период до 2017...

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconПрактическая работа №9 Тема: «Выявление и анализ условий для развития...
Цели работы: выявить на основе анализа исторических и природных особенностей региона и его центров возможности развития в нем рекреационного...

Байкальский государственный природный биосферный заповедник Анализ социально-экономической ситуации и рекреационного потенциала оопт и прилегающих территорий iconАнализ ситуации Дан краткий анализ ситуации, указаны разрывы, которые...
Дан краткий анализ ситуации, указаны разрывы, которые требуют для своего решения системных средств">


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru