Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология»






Скачать 105.17 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология»
Дата публикации17.03.2015
Размер105.17 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
СОЛОВЬЁВА НАДЕЖДА ПАВЛОВНА

Учитель начальных классов МОУ «Тузисярмусская ООШ» Вурнарского района

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема: «Экономика и экология»

Цели:

  1. Познавательная - закрепление представления о полной взаимосвязи человека и природы, знакомство с двумя сторонами экономики.

  2. Формирование умения обосновать свою точку зрения.

  3. Творческая- развитие творческого воображения.

  4. Развивающая- развитие речи учащихся, активности, самостоятельности; реализация задач Послания Президента Н.В.Фёдорова «Чувашия из будущего и для будущего».

  5. Коммуникативная - создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями.

  6. Организационно-деятельностная – обучение проектно-исследовательской деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цели урока, подводить итог.

  7. Воспитательная - воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • таблички для постановки целей: (Я...);

  • компьютерные слайды

  • таблицы по охране природы

  • таблички: потребители, экономисты, экологи, эксперты.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, урок ведёт совсем другой учитель. Во-вторых, у нас много гостей. С вами я успела познакомиться. Надеюсь, вы покажете себя только с хорошей стороны.

- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох. Спокойно сели.

2. Сообщение цели и задачи урока.

Сегодня ознакомимся с задачами экологии и двумя сторонами экономики, и я хочу, чтобы вы научились бережно относиться к природе. За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?

Дети: Я--умный, любознательный, внимательный, старательный, верю в себя, смелый, бодрый, дисциплинированный, устойчивый, сообразительный, активный, трудолюбивый, творческий...

Учитель: Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.

Учитель: Начну я урок словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского. Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания.

- Я читаю: “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.

- Итак, какие же мысли у вас возникли?

Дети: Что человек без природы не может существовать.

3. Формулирование темы.

- А сейчас, внимание! Откройте учебник на странице 81, посмотрите на слова, которые записаны на самом верху страницы, написанные синим цветом.( ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ). У этих слов есть одинаковые части: ЭКО

Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: «экос» и «номос». «экос»--дом, домашнее хозяйство, а «номос» означает «правило», «закон».

Экономика—правила, законы ведения домашнего хозяйства.

Что известно об экологии? Экология-- это наука о связях между живыми существами и окружающей среды, между человеком и природой.

--Теперь посмотрите внимательно на иллюстрацию. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом месте.

- Что вы видите? ….. (говорят).

- Что видите на слайде №5? Что общего у этих изображений?

Д: Случилась беда.

- Как можно озаглавить их?

Д: Экологическая катастрофа. (на экране слайд №6 - экологическая катастрофа).

- Кто же в этом виноват?

Д: Человек.

- Да. Но почему же человек допустил такое?

Д: Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.

- Какая наука занимается предотвращением этого?

Д: Экология.

-Посмотрите на следующий слайд № 7 (изображения дымящих труб (анимация + рабочие, деньги).

-Что видите?

-Вредит ли дым окружающей среде, людям?

-При чем здесь изображение денег?

-Как можно озаглавить данный слайд!

Д: Экономика и экология.

-Что помогло догадаться?

Д: Человек делает что-то для себя, но дым вредит окружающей среде. Промышленность наносит вред не только природе, но и здоровью.

- Над какой же темой будем работать?

Слайд №8.

Две стороны экономики: положительная и отрицательная. Положительная—необходимая, полезная; отрицательная—вредная для природы и человека.

4. Объяснение темы.

- Ребята, я заранее разделила вас на группы. У каждого условное обозначение--таблички: потребители, экономисты, экологи, эксперты. Перед вами лежат таблицы по охране природы. Чтобы объяснить, вы можете их использовать.

Потребители - люди, которые покупают продукты или услуги или пользуются ими для своих нужд.

Экономисты—которые ищут выгоду для бюджета.

Эколог—тот, который занимается экологией.

Эксперт (от лат. expertus — опытный), 1) специалист в области науки, техники, искусства и других отраслей, приглашаемый для исследования каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний. Эксперт (от лат. expertus — опытный),специалист в области науки, техники, искусства и других отраслей, приглашаемый для исследования каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний.

Мы сегодня все –исследователи! Чтобы быть исследователем, нужна проблема. Перед вами проблема—экологическая катастрофа. Вы должны решить проблему за урок.Я буду показывать слайды, потребители скажут, зачем он вам; экономисты, какая выгода есть; экологи—какая опасность есть; эксперты, как решить проблему.

Мы отправляемся в путешествие по посёлку Вурнары.

Слайд9: Вурнарский мясокомбинат

Д (потребители): Я люблю колбасу, сосиски, все продукты, который выпускает мясокомбинат.

Д (экономисты): Для вурнарцев это выгодно, он даёт нашим родителям деньги.

Д (экологи): Иногда около мясокомбината стоит запах, невозможно дышать.

Д (эксперты): Да, это происходит от того, что на месте, где стоит мясокомбинат, нет деревьев. Нужно посадить много деревьев вокруг мясокомбината.

Слайд 10: Вурнарский завод смесевых препаратов

Д (потребители): Завод выпускает средства для защиты растений владельцев личных подсобных хозяйств и дачников.(Показываю продукции)

Продукция



От вредителей



От болезней






От сорняков



От кротов






От грызунов



Удобрения






Регуляторы роста



Серия August От






Опрыскиватели



Нейтрализатор

Д (экономисты): Для вурнарцев это выгодно, он даёт нашим родителям деньги.

Д (экологи). Когда удобряют поля или опрыскивают растения, могут погибнуть насекомые и животные.

Д (эксперты): Надо соблюдать правила и инструкции, которые записаны в упаковках.

Слайд 11: Водохранилище.

Д (потребители): В домах и квартирах будет вода.

Д (экономисты): Для вурнарцев это выгодно, он даёт нашим родителям деньги.

Д (экологи): Когда строят водохранилище, вырубают деревья. Остаются пни, корни. Они потом начинаю гнить, и вода засорится и станет зелёным. Могут погибнуть рыбы, животные, которые живут там от не хватки кислорода.

Д (эксперты): Водохранилище для вурнарцев необходимо, но нужно бережно относиться к природе.

Работаем по таблице охрана природы.( Для ответов раздаю таблицы по охране природы, где есть отрицательное влияние, есть положительное. Помогаю.)

Слайд 12.- Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо, или плохо рвать полевые цветы. Отвечайте со своих выбранных позиций. Вурнарский район богат лесами. Скоро лето и такая ситуация может случиться.

Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.

Д (экономисты): Рвать цветы можно, неразумно. Это выгода, так - как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.

Д (экологи): Природу нужно беречь, не забывать о правилах поведения в природе, чтобы ей не нанести вред!

Д (эксперты): Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы. А если не будем соблюдать правила природы, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны. Ещё нельзя рвать цветы, которые занесены в красную книгу.

5. Физкультурная минутка. Слайд 13

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!!!


6. Экологические задачи. Слайд 14-16

1)Сотни тысяч птиц прилетают в наш край. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

2) Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветков, а ученики 2 класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?

3) В квартире протекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

4)Определите, какой город России “мусорными делами” прославился.

Москва – 185,Чебоксары – 180, Казань – 265

Чтобы ответить на вопрос, решите пример: 3 . 90 – (40+50)=

Ответ примера вам укажет на название города.

7. Послание Президента Чувашской Республики Н.В.Фёдорова «Чувашия из будущего и для будущего». Слайд 17

Решив пример, дети выясняют, что это город Чебоксары. А вот какими “мусорными делами” прославился и почему, вспомним Послание Президента
Слова Президента:

-Задумывались ли вы, сколько мусора оставляют после себя жители республики? Чебоксары по этому параметру «опередили» Европу. За прошлый год каждый чебоксарец «произвел» 818 килограммов только регистрируемого мусора, что уже в 2,8 раза больше, чем этот показатель в Чехии.

--Необходимо добиться, чтобы все жители республики научились think green (в буквальном переводе «думать по-зеленому»), то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит.

--Надо собирать и утилизировать все, повторяю – все, что пригодно для переработки. Все и каждый в отдельности должны научиться ежедневно восстанавливать нарушенную среду, воссоздавать красоту там, где человеческая деятельность её погубила.

УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ- использование отходов производства и отходов потребления после соответствующей переработки. К используемым относятся отходы, которые находят применение в народном хозяйстве в качестве сырья или добавок к сырью для выработки продукции как на самом предприятии, где образуются эти отходы, так и за его пределами, а также в качестве топлива, кормов и удобрений.

(Адрес села Абызово Вурнарского района, где собирают макулатуру, стеклотару и т.д)

-Чем мы можем помочь?

8. Творческая работа. Слайд 18

- Мы говорили: "Всё в природе взаимосвязано, особенно человек напрямую связан с природой. Природа в опасности! Подумайте и напишите в тетрадях 1-2 предложения на тему "Что я могу сделать для экологического благополучия своего посёлка?" (даю 1 минуту на раздумье).

- Что же у вас получилось?

Д: 1-2 уч-ся спросить.

Слайд 19.

Д: Экологический месячник, который сейчас проходит, не обошел стороной наш дом – посёлок Вурнары и учащихся школы. 22 апреля –День Земли.

-Как думаете, для чего мы в нём принимаем участие?

Д: Чтобы было чисто: убрать территорию школы, около дома навести порядок...Так мы трудимся во благо будущего.

- Я думаю, что, подрастая, вы продолжите добрые начинания.Я думаю, ваши предложения станут вашими правилами поведения в дальнейшей жизни.

9. Работа по учебнику. Слайд 20

- Мы с вами сегодня говорим; что может вредить экологии, а что помогать.

Откройте учебник, стр. 86.

- Что же нам приготовил автор учебника в рубрике “Для любознательных” 1 человек читает вслух.

- О чём же говорится?

Д: О нефтеналивных танкерах.

- Правильно. Я тоже приготовила вам интересные факты.

- Внимание! Слайды 21-22.

Прочитайте самостоятельно и сделайте выводы по прочитанному.

Д: всё в природе взаимосвязано. (Слайд №23)

10. Продолжение работы.

- Над какой темой работаем?

Д: Экология и экономика.

Д: Это правила, законы ведения домашнего хозяйства. Она помогает лучше понять, что такое экологические потребности, ресурсы, что у экономики есть три кита: природные богатства, труд, капитал.

- А что значит экономить?

Д: Быть бережливым, хозяйственным.

- Каким образом это относится к экологии?

Д: Беречь природу, рассчитывать и рационально использовать возможные природные богатства. Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.

- Каждый из вас заинтересован в охране природы. Давайте вспомним правила поведения на природе.

Д: Не ломать ветки; не рвать цветы; не сорить; не жечь костры; не собирать не знакомые грибы; не разорять гнёзд, муравейников; не забирать животных домой; не вырубать молодые леса... Теперь сравните ответы с теми, что на слайде №16.

- Выскажитесь по поводу охраны почвы, воды, воздуха.

Д: Почва: не вырубать лес, не мусорить, правильно вспахивать землю, сажать на склонах деревья.

  1. Вода: фильтры, деревья вокруг водоема.

  2. Воздух: фильтры, посадка деревьев.

11. Работа в парах.

- Внимание! Перед вами примеры экологических катастроф. Хочется услышать ваши рассуждения. В паре распределитесь: один выбирает одно, второй другое. Друг другу расскажете  экологические прогнозы.

  1. В одной стране фермеры, с целью сохранения домашних животных, решили уничтожить всех хищных зверей. Что произойдёт в природе, если они это сделают?

  2. На берегу озера было решено построить завод в отходах которого содержится ртуть. Какую опасность это производство представляет для природы?

- Чья пара готова? Проверка (один учащийся отвечает по первому прогнозу, второй - по второму).

- Конечно же, после таких катастроф люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением.

12. Итог урока.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

Д: Гибнет природа, а ее нужно сохранить потомкам.

- На что посмотрели по другому?

Д: Жизнь на земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо.

- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдывались ли ваши ожидания?...

- Ты ... каким был на уроке? А хотел быть каким? (оценки).

- Какой же вывод сделаем по данному уроку?

Д: Всему живому нужен воздух почва, солнца, река; а чтобы это схоронить, нужно бережно относиться к природе.

13. Защита плакатов

--Вы подготовили плакаты. Что хотели этим сказать? (Рассказывают)

14. Домашнее задание.

- Открыли дневники. Для всех: с.81-86 ( читать).По выбору: Выполнить иллюстрацию “Что делает наш посёлок красивым?”. Приготовить сообщение “Как разумно использовать природные богатства”.

15. Оценки.

Хочу поблагодарить всех за работу на уроке.

16. Лирическое отступление.

- В завершение попрошу детей нашего класса прочитать стихи, которые подтверждают, как нужно относиться к природе.

Пусть живёт с человеком природа.
Как с хорошим соседом всегда.
Будут чистыми для народа.
Луг и поле, земля и вода.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите! ...

- Спасибо за урок. Встали, повернулись к гостям и поблагодарили их: (хором - спасибо, что вы были с нами).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconУрок окружающего мира на тему «Экономика и экология»
Здравствуйте уважаемые коллеги, дорогие ребята! Тема сегодняшнего урока: «Экономика и экология». Сегодня на уроке мы ознакомимся...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: Для чего нужна экономика
«товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» icon«Экономика и экология»
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» icon«Экономика и экология»
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconУрок окружающего мира во 2 м классе по теме «Все профессии важны»
Васильева Вера Алексеевна, учитель начальных классов маоу сош №28 г. Калининграда

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconУрок по экономике в 11 классе Тема: «Налоги и налогообложение»
«Экономика и право. 9-11 кл.» или презентацией, созданной учителем на основе этого пособия

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconУрок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство»
Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconМетодическая разработка урока географии в 10 классе тема: «Политическая карта мира»
Оборудование: политическая карта мира, раздаточный материал (информационные сведения о монархиях и федерациях мира; план характеристики...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconКонкурс «Урок года» Тема урока: «Путешествие в Бразилию»
Урок «Путешествие в Бразилию» проводился 15 апреля в 11 классе, где обучаются 16 замечательных учеников, выпускников нашей школы

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Экономика и экология» iconУрок 2 6 Тема: география транспорта мира
Оборудование: карта «Транспорт мира», атласы, мировые карты сель­ского хозяйства






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную