Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р






Скачать 132.25 Kb.
НазваниеСравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р
Дата публикации08.03.2015
Размер132.25 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > География > Урок
Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района Республики Татарстан



Сравнительная характеристика

Высокогорского и Арских районов

Учитель географии

Гарифьянов М. Р.

I квалификационная категория

МОУ«Шапшинская СОШ

Высокогорского муниципального

района Республики Татарстан

Email: Shapshi@Mail.Ru



2006

Предлагаемый урок в системе запланированных уроков по географии Татарстана предусмотрен как вводный, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учеников, пробудить у них интерес к материалу, постараться выработать неординарный взгляд на изучаемый предмет. На уроке используется дополнительный материал по истории, литературе, культуре Татарстана, в связи с этим целесообразно некоторым учащимся предварительно дать индивидуальные задания. В уроке принимает участие учитель татарского языка. Урок строится в форме путешествия с применением компьютерных средств мультимедиа. В создании видеофильмов, отснятых цифровой видеокамерой и смонтированных в программах нелинейного монтажа, и презентаций с использованием музыки, видео, графики, принимали участие ученики. Для нелинейного монтажа видеофрагментов использована программа Ulead Media Studio Pro, для презентаций –Microsoft Power Point.
Подготовка к уроку. Данный урок в системе запланированных уроков по географии Татарстана предусмотрен как вводный, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учеников, пробудить у них интерес к материалу, постараться выработать неординарный взгляд на изучаемый предмет. На уроке используется дополнительный материал по истории, литературе, культуре Татарстана, в связи с этим целесообразно некоторым учащимся предварительно дать индивидуальные задания.

Урок строится в форме путешествия с применением компьютерных средств мультимедиа.
Цели урока: 1)формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; 2)повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по физической географии Татарстана; 3)обеспечить формирование и развитие нравственности, способствовать воспитанию патриотизма, интернационализма, толерантности.
Ход урока.
Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся.

1.Фронтальная беседа с классом:

- Каково географическое положение Татарстана?

- Какими природными богатствами располагает РТ?

- Расскажите о климате Татарстана.

- Каковы водные ресурсы Татарстана?

- Расскажите о животном и растительном мире Татарстана.

- Каково население республики и его национальный состав?

- Назовите территориально-административные единицы РТ.
Изучение нового материала.

Особенности географического положения, население и культурные памятники Высокогорского и Арского районов.

На классной доске заполнена следующая таблица:



Арский район

Образован в 1930 году

Столица- пгт. Арск

Высокогорский район

Образован в 1956 году

Столица- село Высокая Гора

1.Особенности географического положения

Расположен на севере республики

Расположен на северо-западе

республике

2 . Площадь

1844 кв. км

1700 кв км

3 . Население

48,2тыс человек

50,30тыс. человек


4 . Половой состав

Мужчин

45,3 %

46,1 %

Женщин

54.7 %

53.9 %

5. Национальный состав

Татары

92,5 %

56.4 %

русские

6,4 %

41.4 %

мари

0.5 %

-

чуваши

-

0.8 %

6 .Плотность населения

26,1 чел / км

30.1 чел/ км




















- Сообщение подготовленного учащимся


Арский район

Высокогорский район


Сравнительные размеры Высокогорского и Арского районов

S=1700

S=1844

«Арский район: географическое положение, население, достопримечательности».

Район образован в 1930 году. Расположен на севере республики. Центр- поселок городского типа Арск .Территория района 1844 км кв. км Население
- Путешествие по Арскому району.

Сообщение ученика «Арский район: географическое положение, население, достопримечательности». (Содержит краткие исторические сведения, характеристику географического и экономического положения: район образован в 1930 году, расположен на севере республики. Центр – поселок городского типа Арск. Территория района 1844 кв. км. Население 48,2 (1.1.93). Сообщение сопровождается презентацией в Microsoft Power Point).
Путешествие по Арскому району. Вступительное слово учителя: Мы с вами убедились, что Арский район по праву занимает одно из видных мест в Республике. Но любая земля славится в первую очередь людьми, что ее населяют, традициями народа, его самобытностью и культурой. Арский район – это родина многих замечательных людей, но, несомненно, одна из главных достопримечательностей этого района – деревня Кырлай, где прошло детство Г.Тукая.

Сегодня у нас на уроке присутствует гость – учитель татарского языка Валиуллина Сюмбель Мухаметовна. Она расскажет нам о Габдулле Тукае.

Презентация в Power Point «Г.Тукай».

Азмы какканны вә сукканны күтәрдем мин ятим

Азрак үстерде сыйпап тик маңлаемнан милләтем.

Габдулла Тукай.

Һәр халыкның мәшһүр уллары һәм кызлары була. Башкалардан алар үзләренең бөтен гомерләрен, тормышларын, көчләрен һәм сәләтләрен халык бәхете өчен көрәшкә багышлаган булулары белән аерылып торалар. Сөекле шагыйребез Габдулла Тукай да - әнә шундыйларның берсе.

Кырлай Тукай тормышында зур урын алып тора. Шагыйрь нең балачагы 9 яшенә кадәр авылда үтә. Булачак шагыйрь еш кына Кырлай урманнарына барып күккә карап уйланып ята.

Сүз дә юк, Габдулла туган ягын, торган җирен, аның табигатен, басу, урманнарын, елгаларын чын күңеленнән яраткан. Үзенең күп кенә шигырьләрен дә туган җиренә багышлаган:

“Ул авылны- һич онытмыйм – һәр ягы урман иде,

Ул болын, яшел үләннәр хәтфәдән юрган иде”-дип яза шагыйрь.

Г.Тукай - өлкәннәрнең дә, балаларның да яраткан шагыйре. Аның “Шүрәле” әкиятен белмәгән кеше юктыр. Әкияттәге Шүрәле образы күп кенә рәссамнарны да үзенә җәлеп итә. Күренекле рәссамнар Фәйзрахман Әминов, Байназар Әлмәнов, Лотфулла Фәттаховлар үз картиналарында Шүрәлене нәкъ менә үзләре күзаллаганча сурәтлиләр. (Укучылар, рәсемнәргә игътибар итегез, дөрестән дә һәр рәсемдә бу образ үзенә бертөрле бирелгән).

Шүрәле... Сабый чакта кайсыбызның гына төшенә кермәгән дә, кемнәрнең генә күңелен кытыкламаган ул. Әкиятләрдә генә телгә алына торган шүрәлене кешеләр бик килешсез кешесыман бернәрсә дип күз алдына китерә торган булганнар. Ул, имештер, ялгыз кешеләрне үзенең озын бармаклары белән кытыклап үтерә; кара урманда яши.

Борынгы заманда халык табигатьнең күп кенә серләрен белмәгән. Шуңа күрә дин әһелләре кешеләрне җен, пәри, убыр, өрәк, албасты, иблис, шайтан кебек затлар белән куркытканнар.

Ә бөек шагыйребез бу сүзләргә ышанмаска, алардан курыкмаска куша:

“Һич сине куркытмасыннар шүрәле, җен, һәм убыр,

Барчасы юк сүз; аларның булганы юктыр гомер.

Һич өрәк, албасты булган сахралар, кырлар да юк,

Шүрәле асрап ята торган кара урман да юк”-ди шагыйрь.

Ялкынлы шагыйрьнең гомере бик иртә өзелде. Ләкин аның образы, әсәрләре мәңге үлемсез булып, халык күңелендә мәңге балкыды.

Г.Тукай әсәрләрен укыгач хәйран каласың: сәламәтлеккә дә туймаган, ябык кына, кечкенә генә буйлы бу кешегә шулкадәр рухи көч кайдан килде икән?! Күрәсең, халыктан, халык тормышын бөтен йөрәге белән тоюдан, аның өчен сызланудан, шатланудан, өметләнүдәндер.
Учитель: Вам уже известно, какое тяжелое детство было у Тукая. Об этом поведует небольшой видеофильм « Дом крестьянина Сагди в Кырлае», отснятый в доме-музее в Кырлае.

Видеофильм с музыкой и дикторским сопровождением «Дом крестьянина Сагди в Кырлае»:

Голос диктора: Дом крестьянина Сагди из деревни Кырлай. Его маленький Габдулла считал родным домом, хотя родился он не здесь, а в деревне Кушлавыч, недалеко отсюда.

Рано лишившись отца, а затем и матери, мальчик хлебнул всех тягот сиротской жизни. В семье деда, в деревне Училе, где уже было шестеро детей, он оказался лишним ртом. Мальчика взяла на воспитание бездетная казанская семья.

Лошадей в упряжке пара,

на Казань лежит мой путь.

И готов рукою крепкой

кучер вожжи натянуть.

Я с родными разлучился,

Жить не сносно стало мне,

И по милым я скучаю,

как по Солнцу, по Луне.

И от этих дум тяжелых

головою я поник,

И невольно слезы льются,

горя горького родник.

Но однажды, заболев и испугавшись за его будущее, новые родители вернули маленького Габдуллу деду. Каждому, кто приезжал со стороны, дедушка давал знать, что у них есть маленький мальчик-сирота, которого они отдали бы на усыновление. Так, Тукай попал в дом крестьянина Сагди из деревни Кырлай.

( На фоне печальной музыки слышны голоса старого дома, голоса прежних обитателей, дедушкин:

«Карчык, Габдулланың бик ашыйсы кильгән. Базда катык-сытләрең бармы?»

Слышен голос жены Сагди, убаюкивающей ребенка:

« Алли-балли итер ул,

Үсеп буйга җитәр ул.

Үсеп буйга җиткәчтен

Укырга да китер бу.

« Алли-балли, балли-бәу.

Голос диктора: Поначалу жизнь мальчика в Кырлае, после долгих мытарств, была для него настоящим счастьем. Все лето он резвился с друзьями, бегая по лужайкам, купаясь в речушке. Наверное, это счастье, запавшее в душу, поэт хранил всю свою жизнь, и поэтому с такой любовью писал о Кырлае как о своей родине.

Есть аул вблизи Казани по названию Кырлай,
Даже куры в том Кырлае

петь умеют - дивный край.

Хоть я родом не оттуда,

я любовь к нему хранил,

на земле его работал,

сеял, жал и боронил.

Но, по воле судьбы, которая вновь разлучила Тукая с людьми, успевшими стать ему близкими, он покинул Кырлай, родные ему места. Тукай вспоминает, как, провожая его, приемные отец с матерью, не пряча слез, до самой околицы шли рядом за телегой. Потом мать выкрикнула вслед свой последний наказ: «Не забывай нас, не забывай. Нас позабудешь, будешь головешкой в адском пекле.» Может быть, этот наказ заставлял его мысленно возвращаться в родной Кырлай, в любимые места, к родной природе.

(На фоне видеосюжета, где показываются места, где жил маленький Габдулла: горки, где он в детстве катался на санках, речка, где некогда он купался с деревенскими ребятами, ученик декламирует стихотворение «Туган авыл».)

Учитель: Мы с вами убедились в том, что арчанам по праву есть чем гордиться – это и культурное наследие, и экономические достижения. Но не менее славной является и наша с вами родная земля – Высокогорский район, который граничит с Арским районом.
Презентация в Power Point «Г.Тукай».

Видеосюжет «Дом крестьянина Сагди в Кырлае».

Слово учителя о поездке маленького Тукая из Казани в деревню Кушлавыч. . Г. Тукай о селе Чепчуги.
- Путешествие по Высокогорскому району.


Кырлай


Каймары



Шапши


Сообщение ученика «Высокогорский район: географическое положение, население, достопримечательности» (Содержит краткие исторические сведения, характеристику географического и экономического положения: Высокогорский район образован в 1956 году, расположен на северо-востоке республики Татарстан. Центр – Высокая Гора. Территория района – 1700 квадратных километров, население 50,3 тыс. чел (1.1 93). Сопровождается видеофильмом).

Учитель: И Высокогорская земля славна своей историей. Это родина многих известных людей, таких как, например, Салих Сайдашев. В селе Каймары находилась усадьба известного русского поэта Евгения Баратынского.
Компьютерная презентация «Архитектура Каймар».

Основателем Каймар был Никита Алферович Кудрявцев, который в то время был комендантом Казани. Внучка Кудрявцева Анастасия была замужем за А.Д. Татищевым,

крупным сановником Петра I. Дочь Татищева вышла замуж за Льва Николаевича Энгельгардта. Старшая дочь Энгельгардта Анастасия Львовна, унаследовавшая усадьбу в Каймарах, вышла замуж за поэта Евгения Абрамовича Баратынского, возле усадьбы находился каменный храм в стиле русского барокко, построенный в 1760 году.

Учитель: Рядом с церковью сохранились развалина усадьбы: некогда великолепный двухэтажный дом, построенный по плану самого архитектора Растрелли. По преданию на стенах полуразрушенного дома внук Е А Баратынского Александр Николаевич написал в 1893 году стихотворение «Каймарский дом»
Видеофрагмент « На развалинах дома Баратынских».

На фоне развалин усадьбы Баратынских звучит стихотворение внука поэта А.Н.Баратынского:

…Когда - то здесь, как брызги света,

Светлы, глубоки, горячи

Из сердца грустного поэта

Текли поэзии стихи.

И стук ковшей был звонок, громок

И пена искрилась в ковшах…

А ныне! Что ж? взгляни, потомок,

Я в одиночестве исчах.

И стонут, трескаяся, своды,

Я весь дрожу – полуживой,

Часы грозы иль непогоды

Меня тревожат, ветра вой,

Как песнь могильная, печальный;

Но скоро стены упадут,

с кладбищ тогда на зов прощальный

ко мне Кудрявцевы придут.

И Энгельгардт придет слезою

почтить кончину старика,

И, тризну празднуя, с грозою

Слетятся духи свысока.
Учитель: Сегодня, я думаю, нам следует упомянуть еще один населенный пункт. Здесь же, в Высокогорском районе, в 30 километрах от Казани расположено довольно древнее село Шапши. Но особенно оно прославилось в 70-е годы прошлого столетия. Здесь развернули большую стройку, создавали село будущего. И, к сожалению, как всегда в погоне за прекрасной мечтой забыли о настоящем и прошлом. А прошлое у этого села было не менее славным, чем пророчимое ему будущее.
«Архитектура церкви села Шапши». Компьютерная презентация.

Поместье в 1566 году получил некто Бисер Дмитриевич Кобелев. Во второй половине

XVII века владельцами Шапшей становятся семья Левашовых. Около 1780 года владельцем Шапшей становится Исайя Исаевич Депрейс, женившийся на М.Я.Левашовой. И.И. Депрейс - французский гугенот, выходец из Голландии, был главным лесничим Казанской губернии, умер надворным советником. М. Я Левашова построила в Шапшах две церкви, одну над могилой И.И. Депрейса.

Крупная трепрестольная трехнефная пятиглавая церковь с невысокой двухъярусной колокольней построена в 1809 году. Декоративное убранство в стиле позднего классицизма. Имеются сведения, что в этой церкви венчался Ф. Шаляпин.

Церковь опоясывает изящный каменный карниз с прямоугольными формами. Окна храма состояли из разноцветного стекла, создававшего удивительное освещение. Сохранились остатки великолепной лепнины, едва различимая живопись в виде растительного орнамента. Время не пощадило церковь, а может, не время виновато, а бездушие людей, которые допустили, чтобы в божьем храме были тракторный парк, птицефабрика, и, наконец, хранилище ядохимикатов, в конец разрушившие, мощные, на века построенные стены.


2. «Архитектура Каймар». «Е.И.Баратынский».
3. «Архитектура церквей села Шапши».
Учитель: Знакомясь с географией нашей родной земли, ее особенностями, достопримечательностями, мы, порой, узнаем много такого, о чем и не подозревали. Изучая географию, физику, историю, литературу, мы с вами узнаем много нового и интересного, но, шагая навстречу знаниям, всегда следует помнить, что это новое и интересное существует не где-то далеко, в заморской стране, оно рядом с нами – это земля, на которой мы живем, люди, с которыми мы ежедневно встречаемся, нужно только уметь видеть и ценить все это. И мы, живущие в XXI веке, не должны допустить разрушения памятников, духовного опустошения,

- Домашнее задание. 1.Изучить с.6-8 учебника «География. Республика Татарстан», ответить на вопросы.

2. Выполнить задания 4,5 ( с.7) или 4 (с.8) письменно.

3.Сообщение «Прошлое села Шапши и его окрестностей» (интервью, документы, фотоматериалы и т.п.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconТемы контрольных работ по физической географии материков и океанов. (Озо) 2курс №
Агроклиматические ресурсы Африки и Австралии. Сравнительная характеристика, сходства и различия

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconКанада
Дедух Г. В. – учитель географии, Толстопятова Л. Е. – учитель английского языка, мбоу «Гимназия №5» г. Белгорода

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconПроект «Глобализация современного мира»
Авторы: Лебедева Т. Ю., учитель географии; Николаева И. В., учитель истории и обществознания,, библиотекарь школы Гурова И. Б

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconУрок (английский язык + география) по теме "Великобритания"
Колесникова Ираида Ивановна учитель географии, Ливенская Татьяна Николаевна – учитель английского языка

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconСравнительная характеристика развития предприятий машиностроительной...

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconПрограмма гэк по специальности «журналистика»
Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconТемы курсовых работ по дисциплине "Финансы" Анализ и оценка современных...
Сравнительная характеристика источников и структуры финансовых ресурсов на микро- и макроуровнях

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconУчебно-методический комплекс курса «Экономика» по теме: «Издержки, выручка и прибыль фирмы»
Сравнительная характеристика основных требований к преподаванию экономики базисного и профильного учебного плана

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconУчебно-методический комплекс курса «Экономика» по теме: «Издержки, выручка и прибыль фирмы»
Сравнительная характеристика основных требований к преподаванию экономики базисного и профильного учебного плана

Сравнительная характеристика Высокогорского и Арских районов Учитель географии Гарифьянов М. Р iconУрок географии с использованием кейс технологии Работу учитель географии мбоу «Гимназия №2»
Кейс (от англ case – случай, обстоятельство) – описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную