Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень






Скачать 434.59 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень
страница1/3
Дата публикации03.03.2015
Размер434.59 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО на НМС директором

протокол № 1 протокол № 1 приказ № 507

от 30 августа 2014 от 30 августа 2014 от 30 августа 2014

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 3»
Рабочая программа по географии

7 класс общеобразовательный уровень

Год разработки 2014

Срок реализации программы 2014 - 2015

Составлена на основе - Программа по географии для средних общеобразовательных учреждений . 5-11 классы.

Под редакцией И.В. Душиной. : Москва. Дрофа. 2011 год.





Программу составила Ляпустина Е.Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы разработана на основе:

● Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии,

● программы для общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. География материков и океанов. 7 класс. Автор И.В.Душина. Москва. Дрофа. 2011 год.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи данной рабочей программы, сформулированные в соответствии с государственным образовательным стандартом:

1. Образовательные: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.

2. Развивающие: развитие познавательных интересов, познания характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов; развитие аналитического мышления, умения делать выводы, доказывать, защищать свои идеи, применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие умений использовать ИКТ для поиска, интерпретации, демонстрации различных географических данных.

3. Воспитательные: воспитание любви к своей местности, природе; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; воспитании у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

- фронтальная,

- коллективная,

- индивидуальная.

Технологии:

- дифференцированное обучение;

- проблемное обучение;

- индивидуальное обучение;

- разноуровневое обучение;

- использование ИКТ;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровая технология (дидактическая игра)

Методы:

- картографический,

-репродуктивный,

- частично-поисковый,

- исследование,

- практический.

Изменения в рабочей программе.

В рабочей программе добавлены 4 часа на изучение Раздела 1 «Главные особенности природы Земли» (13ч. – в рабочей программе, 9 ч.- в опорной), что предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины усвоения, отдельных тем.

Содержание программы

Введение (3 ч)

Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния

природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования. Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Практические работы.

1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.

Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)

Тема1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Практическая работа.

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

Практическая работа.

Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ.

Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа.

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.

Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа.

Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 5. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА

Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.

Раздел II. Океаны и материки (53ч)

Тема 1. ОКЕАНЫ: ТИХИЙ, ИНДИЙСКИЙ, АТЛАНТИЧЕСКИЙ, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.

Практические работы.

1. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

2. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.

Тема 3. АФРИКА

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка.

История исследования.

О с о б е н н о с т и п р и р о д ы . Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы.

1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.

2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождении полезных ископаемых.

3. Оценивание климатических условий жизни одного из народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.

4. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Н а р о д ы и с т р а н ы . Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно-Африканская Республика).

Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства.

Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия.

Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа.

Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 4. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

А в с т р а л и я . Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия.

Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата.

Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев.

Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.

О к е а н и я. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и

изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практические работы.

1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.

О с о б е н н о с т и п р и р о д ы. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время.

Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты.

Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

Практические работы.

1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Н а р о д ы и с т р а н ы . История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения.

Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.

Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

Практическая работа.

Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема 6. АНТАРКТИДА

Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

Практическая работа.

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 8. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

О с о б е н н о с т и п р и р о д ы . Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичная для них погода.

Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.

Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.

Практическая работа.

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Н а р о д ы и с т р а н ы . Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения

населения. Формирование политической карты. Страны Северной Америки. Краткая характеристика Канады и США.

Практическая работа.

Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Тема 9. ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

О с о б е н н о с т и п р и р о д ы . Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие

климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.

Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы. Крупнейшие заповедники.

Практические работы.

1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Н а р о д ы и с т р а н ы . Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии.

Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции). Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической обстановкой.

Зарубежная Европа.

Страны Северной Европы.

Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия).

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия).

Зарубежная Азия.

Страны Юго-Западной Азии,

страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония).

Страны Южной Азии (Индия).

Страны Юго - Вточной Азии (Индонезия).

Практические работы.

1.Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.

2.Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Раздел III. Географическая оболочка — наш дом (3 ч)

Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

Тема 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Практические работы.

1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.


Список практических работ в курсе «География материков и океанов»



п/п

Тема практической работы

Вид работы

1.

Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

тренировочная

2.

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек

тренировочная

3

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

проверочная (оценочная)

4.

Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

тренировочная

5.

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

тренировочная

6.

Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

тренировочная

7.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.

проверочная (оценочная)

8.

Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из

океанов (по выбору).

проверочная (оценочная)

9.

Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

тренировочная

10.

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.

проверочная (оценочная)

11.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождении полезных ископаемых.

проверочная (оценочная)

12

Оценивание климатических условий жизни одного из народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.

тренировочная

13

Определение причин разнообразия природных зон материка Африка.

тренировочная

14.

Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

проверочная (оценочная)

15.

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

тренировочная

16.

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

тренировочная

17.

Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

тренировочная

18.

Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

проверочная (оценочная)

19.

Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка Южная Америка

(по выбору).

тренировочная

20.

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

тренировочная

21.

Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

тренировочная

22.

Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

тренировочная

23.

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

тренировочная

24.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

тренировочная

25.

Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.

проверочная (оценочная)

26.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

тренировочная

27.

Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

тренировочная

28.

Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

тренировочная
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии 11 класс, общеобразовательный уровень
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3»

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии 11 класс, общеобразовательный уровень
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. География 6 – 11 классы. Программы для основной и средней школы....

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии 10-11 класс Для реализации в 10 -11 классах
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии (базовый уровень)
Рабочая программа по географии для 8-9 классов составлена на основе Примерных стандартов второго поколения по географии, основного...

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень) Программа разработана на основе
Программа разработана на основе авторской программы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10...

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии Классы
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием Примерной программы по географии...

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе...
Сборник нормативных документов География. – М.: Дрофа, 2004 г. На основании примерных программ морф, содержащих требования к минимальному...

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии (профильный уровень) 10 класс
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа по географии 9 «А» класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по географии 7 класс общеобразовательный уровень iconРабочая программа По предмету «География» 11 класс
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную