Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года






НазваниеЭкз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года
страница1/14
Дата публикации21.01.2015
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Экз. № __

МАТЕРИАЛЫ

мониторинга информационного пространства

стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние

на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе

за май 2012 года

В первом, декабрьском обзоре, в рамках мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона, был дан обобщенный анализ сложившейся политической и экономической ситуации в этом регионе и основные тенденции ее развития. С учетом прошедшего почти полугодичного промежутка времени, в средствах массовой информации зарубежных стран появились аналитические материалы, дополняющие ранее приведенные сведения и более полно раскрывающие характер политических процессов в странах Центральной Азии. В частности, в них более четко сфокусированы основные направления геополитики США как в мире в целом, так и в центрально-азиатском регионе и роль США в этом процессе по состоянию на текущее время.

В прошедшем году американским Центром стратегических и международных исследований (CSIS) – одним из ведущих аналитических центров американской администрации, был опубликован доклад под заголовком «Глобальный прогноз 2011», в котором основная тема исследования звучала как «международная безопасность в условиях глобальной нестабильности». Цель исследования – охватить изменения картины международной безопасности в момент существенной нестабильности остальных сфер жизнедеятельности общества. Данный доклад был проанализирован сотрудниками российского Центра стратегических оценок и прогнозов в публикации «Будущее мира глазами экспертов CSIS».

Первая его часть посвящена важнейшему для современного американского общества вопросу – способны ли США сохранить свое лидерство в ближайшие годы?

Эксперты указывают, что серия неудач американской внешней политики в предыдущее десятилетие (невозможность кардинально решить вопрос в Ираке и Афганистане) на фоне продолжающейся нестабильности в глобальной экономике привели к тому, что роль США как мирового лидера серьезно пошатнулась.

Следующий вопрос, ответ на который попытались найти авторы исследования состоит в том, как сбалансировать рост количества угроз безопасности, их новое качество, а также необходимость оперативного реагирования на них с необходимостью значительного снижения оборонного бюджета США, который непосильным бременем висит на американской экономике и без того находящейся в не лучшем состоянии.

В этом вопросе ряд экспертов полагают, что существенная доля военных расходов должна быть сокращена путем масштабного сокращения сухопутных сил армии США. Сегодня США, по мнению экспертов, должны предоставлять услугу высокотехнологичных средств воздушно-космического поражения с элементами морского базирования, а вот участвовать в наземных операциях должны коалиционные силы союзников. Первый такой опыт отработан в Ливии. Весомым аргументом в пользу необходимости кардинальной реформы вооруженных сил является и оценка ситуации революционных событий «арабской весны». В них не были активно вовлечены ни армия, ни ВВС, ни ВМС. Разрабатывавшиеся в последние годы оперативно-стратегические концепции применения сил оказываются здесь бесполезными. Движущие силы и средства были принципиально иными.

Вторая часть исследования сосредотачивается на продолжении понимания проблем все углубляющегося экономического кризиса. Три года, которые прошли с момента падения финансовых рынков, показали, что устойчивого пути выхода из кризиса так и не найдено. Давление накопившихся проблем делает неэффективной конкуренцию американских и китайских товаров и услуг. США уступают в этой конкурентной борьбе своему азиатскому сопернику. Однако, как отмечают эксперты, существующая глубокая взаимная интеграция экономик США и Китая делает болезненными резкие движения и для самого Китая.

Третья часть исследования сосредотачивается на изучении и анализе геополитических последствий, cвязанных с трансформациями в арабском мире и их влиянием на мировые процессы. Важными выводами, сделанными авторами доклада являются тезисы о необходимости сохранения американского влияния в Египте, как ключе к африканскому континенту и всему арабскому миру.

Четвертый, итоговый раздел исследования посвящен вопросам глобального взаимодействия в деле ликвидации последствий глобальных катастроф.

В целом, как подчеркивают авторы исследования, основными вопросами являются вопросы объективные – глобальный финансовый кризис и природные катаклизмы. Общий вывод - совокупное воздействие явных и неявных факторов ведет к неуклонному снижению значимости США в мировой политике. С тем, чтобы не утратить свое доминирование уже в ближайшие годы от американского экспертного сообщества будет требоваться весьма неординарные и креативные решения. Сможет ли оно предложить что-то в самом ближайшем будущем покажет время.

В развитие к вышеизложеному, интересно познакомиться с сегодняшним мнением по вопросу геополитики Януша Бугайски, директора Программы новых европейских демократий вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (New European Democracies program at the Center for Strategic and International Studies) в его интервью, опубликованном под заголовком «Ни одна отдельная держава, включая США, не может предопределять судьбу мира» (14.05.2012, Вашингтон, «Евразия», информационно-аналитический портал).

Распад СССР означал отмену Ялтинской системы международных отношений и торжество единственного гегемона в лице Соединённых Штатов Америки, и, как следствие, изменение двухполярной модели мироустройства на однополярную. Тем не менее, некоторые аналитики всё ещё говорят о возможном возвращении к двухполярной модели. Как Вы относитесь к этой гипотезе? Существует ли вероятность появления державы, способной бросить вызов мировому гегемону?

- Время «биполярности» или глобальной доминации двух держав закончилось с коллапсом Варшавского Пакта и дезинтеграцией Советского Союза. На протяжении менее чем 20 лет США были неоспоримой глобальной силой с возможностями, кажущимися неограниченными. Некоторыми эта фаза описывалась как однополярный момент. Сейчас США брошен вызов новыми державами в некоторых регионах, но ни одна отдельная страна не способна восполнить свою крайне малую глобальную роль. Глобальная «биполярность» более невозможна, поскольку больше нет ни одной страны, имеющей столь сильное глобальное влияние. Тем не менее, мы наблюдаем возникновение «биполярных» или даже «триполярных» условий в разных регионах планеты. Например, в Центральной и Восточной Азии, в значительной степени присутствуют и борются за влияние три державы - Китай, Россия и США.

Збигнев Бжезинский открыто признаёт, что США постепенно утрачивают своё влияние. Здесь можно применить концепцию «имперского перенапряжения», введённую известным историком Полом Кеннеди. Вероятно, Америка столкнулась с тем, что было ранее пережито Советским Союзом. Как Вы оцениваете нынешнее положение США?

- В большей степени участь глобальной роли Америки - ее закат, и для того, чтобы быть эффективными и влиятельными в будущем, США должны преследовать общие интересы, с большими и меньшими партнерами в разных регионах. Будущая глобальная позиция Америки, в конечном счете, будет зависеть от ее экономического возрождения, от возможностей Атлантического альянса и от ее способности установить взаимовыгодные, согласованные отношения с существующими и появляющимися державами.

Согласны ли Вы с тем, что в настоящее время судьба мирового порядка решается в России, то есть в Heartland, на сдерживание и ослабление которого направлена планетарная стратегия США?

- Это мессианское и бредовое предположение. Ни одна отдельная держава, включая США, не может предопределять судьбу мира. Глобальная судьба предопределяется множеством факторов и акторов. Тем не менее, неопределенная судьба России окажет прямое влияние и на Азию и на Европу. Россия сталкивается с тремя возможными направлениями в своем развитии: модернизация и демократизация; автократия и нео-империализм; либо конфликт и дезинтеграция. Все три отзовутся политическими, экономическими и социальными отголосками в нескольких соседних регионах.

В этом контексте, стратегия США направлена на поддержку первой опции, поскольку следование этим путем позволит обеспечить стабильность и более вероятно приведет к международному сотрудничеству. Две другие альтернативы, вероятно, спровоцируют региональный кризис, который подтолкнет Вашингтон к участию в новых конфликтах, чего США стремятся избежать в виду своих ограниченных возможностей.

Таким образом, озвучена основная идея - стратегия США направлена на поддержку модернизации и демократизации России, так как, на взгляд американских стратегов, это единственный метод обеспечения мировой стабильности. Теперь ясно, за какие изменения в России будут продолжать бороться США и не трудно понять, что свои интересы США будут отстаивать в любом регионе и всеми возможными способами. Два представленных материала на одну и туже тему, подготовленных в прошлом и текущем годах, удачно дополняют друг друга и раскрывают суть глобальной политики США в мире, показывая ее неизменные стороны – стремление сохранить любой ценой монопольное политическое влияние в мире, не допустив при этом любыми путями усиления влияния своего основного противника в этом вопросе - России.

Подтверждением такой политики в отдельных регионах является информация других аналитических центров зарубежных стран.

В частности, об этом свидетельствует материал стратегического аналитического центра «Аревелк» под заголовком Анализ геополитики южного стратегического направления ( 07.04.2012, Ереван, Arevelk Center).

В обзоре раскрывается подоплека отношений Азербайджана с Россией и США, показана истинная суть внешней политики руководства Азербайджана и складывающаяся на протяжении последнего времени непростая ситуация для России. Основные моменты следующие.

Азербайджан вытесняет российских военных со стратегического объекта в Габале – но это лишь симптом запущенной болезни. Баку почти не скрывает участия в подготовке нападения Запада на Иран, и его политика бросает вызов безопасности и целостности РФ. Что делать Москве?

На переговорах между Россией и Азербайджаном о продлении соглашения об аренде станции раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) “Дарьял” в Габале Баку потребовал увеличить стоимость аренды с текущей цены $7 млн. до $300 млн. в год. Действующий договор об аренде истекает в декабре 2012. Переговоры идут уже несколько месяцев, и стороны не раз заявляли, что близки к компромиссу. Неофициально называлась сумма $15 млн. в год. И вот в середине февраля появляется информация о новых требованиях Баку, которые в 20 раз превышают ранее озвученные цифры.
Официальных подтверждений или опровержений информации со стороны МИД или Минобороны Азербайджана нет.

“Наивно предполагать, что руководство республики готово закрыть РЛС в отместку за безрезультатные попытки Д.Медведева урегулировать карабахский конфликт. Некоторые связывает фактическое изгнание русских с Габалы с предоставлением территории Азербайджана Западу и Израилю в качестве одного из плацдармов для нападения на Исламскую Республику Иран (ИРИ).

…Еще в марте 2011 года в Азербайджане развернулось производство израильских беспилотников. В апреле того же года Израиль посоветовал Азербайджану купить у компании Israel Aerospace Industries беспилотные самолеты-разведчики Heron и Searcher.

…Разумеется, российская СПРН в Габале всему этому мешает – да и вообще присутствие русских военных для западных нефтяных компаний нежелательно. Они хорошо помнят, как в 2008 году им пришлось приостанавливать прокачки нефти по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан из-за войны в Южной Осетии, рядом с которой пролегает маршрут БТД.

Неудивительно, что отношения между Тегераном и Баку стремительно ухудшаются. В январе Баку заявил об аресте 40 “террористов” из Исламского движения Азербайджана, обвиненных в организации терактов против израильских дипломатов и общественных деятелей в Азербайджане. Снабжением группы, по версии Баку, занимался Иран. В Тегеране эти обвинения опровергли. А вскоре британская Times of London опубликовала статью, где сотрудник “Моссада” рассказывал, как его ведомство работает в Азербайджане. По его словам, “Моссад” с азербайджанскими спецслужбами стоят практически за всеми диверсиями, которые случились в последнее время в Иране. В том числе, и за убийством физика-ядерщика Ахмади Рошана.

Трудно сказать, какую роль сыграла именно эта статья, но вскоре иранский МИД официально обвинил Азербайджан в сотрудничестве с “Моссадом” и косвенном участии в израильских диверсиях против Ирана. В феврале посол Азербайджана в Тегеране дважды был вызван в МИД ИРИ для дачи объяснений по поводу связей его страны с «сионистским режимом»

Интересная параллель: эти действия Баку совпадают с нынешним подавлением “религиозного экстремизма” в более удаленном, но ираноязычном Таджикистане, чей президент Эмомали Рахмон также явно готовит разворот в сторону США. Рахмон при участии американского спецназа, переброшенного с афганской границы, зачищает Партию исламского возрождения Таджикистана, которую обвиняют в связях с Ираном. Алиев активно “прессует” Исламскую Партию Азербайджана, обвиняемую в том же. В обеих странах идут массовые аресты активистов этих партий.
Еще одно удивительное совпадение: суммы, которые требуют от России за разные военные объекты в Баку и Душанбе, абсолютно одинаковы. Азербайджан затребовал абсурдные $300 млн. в год за Габалу — Таджикистан решает задачу выдавливания России требованием ровно тех же $300 млн. за функционирование 201 военной базы РФ в Таджикистане. Возможно, это случайность, но она весьма символична.

В этом контексте не прошло незамеченным недавнее предложение депутатов парламента Азербайджана переименовать свою республику в Северный Азербайджан. Тем самым Меджлис намекнул на возможное после раздела Ирана присоединение части его территории, населенной этническими азербайджанцами и примыкающей к южным границам Азербайджана. Роль и место парламента в политической системе Азербайджана таковы, что без инициативы и одобрения президента Ильхама Алиева выдвинуть подобное (и к тому же почти единогласное) предложение депутаты не решились бы.

Раньше Баку старался никак не трогать тему этнической близости между населением двух стран, чтобы не портить отношений с южным соседом, то, что азербайджанские политики нарушили табу, означает, что Баку готов к ухудшению отношений с Тегераном. Вероятно, Алиев, сделавший стратегическую ставку на США, мечтает получить за участие в войне кусок бывшей Персии и войти в историю как собиратель земель великого Азербайджана.

Глобальный кризис обострил противоречия, которые формируют повестку для глобальной войны. Ключевые стороны World War III – Западная и Азиатская коалиции. Первая стремится сохранить гегемонию, вторая — получить ее. При этом Баку (как и Тбилиси) относятся к Западной коалиции.

Практическое вступление в нее Азербайджана сделает его для России “второй Грузией”. Как известно, Баку и Тбилиси уже более 10 лет состоят в прозападном блоке ГУАМ. Известно, что в Азербайджане очень давно действуют силовые структуры третьих стран. Азербайджанские нефтепроводы в свое время охраняли турецкие воинские подразделения. Турецкие военные, служа в Азербайджане, маскировались под рабочих.
Отметим, что у России пока нет адекватной замены РЛС в Габале. Введенная в строй в 2009 году станция “Воронеж-ДМ” в Краснодарском крае не сможет без дополнительной модернизации полноценно заменить объект в Азербайджане. Более того, тесное сотрудничество Азербайджана с западными странами в военной сфере будет означать заметное снижение доверия между Москвой и Баку и заставит Россию пересматривать свои планы по размещению военных сил в Каспийском регионе.

Сегодня эффективных рычагов воздействия на политику Азербайджана у России нет – если не считать избитых, малоэффективных и на практике ни разу толком не реализованных угроз в адрес соседей выгнать гастарбайтеров.

Примечательно, но в отличие от выходцев из Средней Азии, азербайджанцы в России живут преимущественно не наемным трудом, а торговлей. Они намного более сплочены, обладают некоторыми административным и коррупционным ресурсами, в массе уже обзавелись гражданством РФ. Сегодня, если исключить денежные переводы из РФ в Азербайджан, прямые экономические связи двух стран несущественны. Обе живут за счет экспорта нефти и газа, получая почти все необходимое для жизни из Западной Европы, Турции и Юго-Восточной Азии.

Перекрыть жизненно важные коммуникации Азербайджану Россия тоже не в состоянии, ибо проходят они главным образом через союзную АР Турцию. Единственное уязвимое направление – Каспий. Пока прямо угрожать оттуда Баку у Москвы нет повода, который может появиться вместе с практическими действиями по прокладке Транскаспийского газопровода. Но к тому времени Азербайджан вместе с Грузией может быть принят в НАТО, союзницей РФ на Каспии Иран может быть поверженным и расчлененным, а мятущийся компаньон по ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС И ТС Казахстан – в ужасе отшатнуться от теснимой со всех сторон России.

Стратегически Иран вторичен по отношению к России, но он имеет важное тактическое значение, поскольку сегодня выступает в качестве передовой фигуры на шахматной доске. Она не дает возможности западному конгломерату получить критический перевес до начала финальной – “русской” — части передела мира”. И, судя по реакциям президента Дмитрия Медведева и главы МИД Сергея Лаврова на ПРО, до Кремля это, наконец, дошло.

Учитывая это, России стоило бы активнее защищать Иран. Не обязательно так, как это сделал на днях китайский союзник Пакистан, пригрозивший Израилю ядерным ударом в случае атаки на иранские объекты. Но Москве явно не следовало ни годами тянуть с вводом в строй Бушерской АЭС, ни отказываться от выполнения контракта на поставку Ирану комплексов ПВО С-300, которые не подпадали под санкции против этой страны. Это не только позволило бы России сохранить остатки лица, но наверняка охладило бы горячие головы в Баку, и не только там.

А по поводу используемых в регионах для реализации своих политических целей сил и средств довольно ясно изложено в материалах Центра анализа террористических угроз (19.05.2012, независимая информационная сеть «VOX») под заголовком «НПО в овечьей шкуре» на примере Казахстана. В этом материале подробно описана тактика реализации внешней политики США в зоне своих интересов на примере одной из стран центрально-азиатского региона посредством формирования в этой стране внутренней оппозиции, ее финансового обеспечения и политического прикрытия.

Спрашивается - есть ли что-то общее между казахстанскими неправительственными организациями (НПО) и зарубежными финансовыми структурами? Учитывая то, что создание неправительственных организаций предполагает их обособленность от привычных государственных институтов, в стремлении оставаться в отдалении от родного государства, НПО сближается с различными западными финансовыми организациями, реализуя подготовленные ими проекты.

И вообще, появились бы казахстанские НПО на свет в отсутствие западных инвесторов? Иностранцы, те же фонды СОРОС, ЮСАИД и прочие, придумывают выгодные в первую очередь им программы для таких стран как наша, затем определяют сумму этих программ и устраивают конкурсы на их освоение. Желающих получить гранты более чем достаточно, за них идет настоящая «битва». Великое множество казахстанских НПО предлагало иностранным донорам хотя бы иногда прислушиваться к их пожеланиям при составлении финансовых программ. Но у иностранцев здесь свои интересы.

К примеру, Фонд «Евразия» более 15 лет действует в Центральной Азии. Представители фонда считают, что с момента появления Фонда в регионе в Средней Азии стало больше порядка. По мнению американских политологов, присутствие фонда Евразия помогает поддерживать в регионе демократические ценности и с помощью грантов «достойные» казахстанские граждане имеют возможность развиваться дальше. На сегодня фонд «Евразия» зачастую привлекает к софинансированию крупные международные компании, работающие в Казахстане.

Однако наряду с яркой борьбой против беззакония и чиновничьего произвола стоит вспомнить и об организациях, активно действовавших на постсоветском пространстве в преддверии произошедших в Грузии, Киргизии и на Украине «цветных событий». Среди них особо выделяются:

- «Международный республиканский институт», в состав совета директоров входят бывшие чиновники администрации Белого дома Д.Кирпатрик, Б.Скоукрофт;

- фонд «Freedom House» и её председатели – Д.Вулси (экс-глава ЦРУ) и Д.Негропонте (директор по национальной разведке США).

- организация «Internews Network», занимающаяся поддержкой проектов в сфере СМИ и обеспечивавшая создание необходимого медийного пространства вокруг «цветных революций»;

- фонд «Eurasia Foundation», членами которого – Марти Ахтисаари (экс-президент Финляндии), Мадлен Олбрайт (бывший Госсекретарь США), Джеймс Бейкер (бывший Госсекретарь США);

- созданная и финансируемая Государственным департаментом США организация «Институт новых демократий».

- фонд Дж. Сороса «Открытое общество», Гарвардский университет, институт А.Эйнштейна, Международный республиканский институт и Национальный демократический институт (США), Международный центр ненасильственных конфликтов.

Как правило, накануне событий представители указанных организаций под эгидой проведения научных и культурных исследований проводили опросы местного населения республик для получения информации об отношении к действующей власти, а также возможным изменениям во внутриполитической обстановке в стране.

По результатам анкетирования ими выделялись категории граждан недовольных внутренней политикой государства и обладающих значительным протестным потенциалом, который в дальнейшем использовался для инициирования действий оппозиции внутри страны. Им оказывалась финансовая и материальная помощь.

Детям высокопоставленных чиновников, представителей научной и творческой интеллигенции, руководителей крупных предприятий выделялись специальные гранты для их обучения в престижных западных колледжах и университетах.

Таким образом, целенаправленно формировалась прослойка населения, воспитывавшаяся на идеалах и принципах западной демократии, которые в дальнейшем и были проводниками американской политики.

Однако, не во всех странах, бывших республиках Советского Союза, «цветные революции» имели успех. Их провал в Азербайджане и Казахстане в 2005 г., в Белоруссии в 2006 г. стал поводом для корректировки соответствующей политики США. Теперь на первые роли, помимо активного использования неправительственных организаций из международных правозащитных организаций, выходит вовлечение постсоветских республик в военное и военно-техническое сотрудничество, с последующим активным вовлечением в различные совместные экономические проекты.

Сейчас уже становится очевидным, что США, открывая свои авиабазы базы на юге Киргизии под эгидой поддержки операции коалиционных сил в Афганистане, улыбаясь за глаза киргизскому лидеру, одновременно с этим спонсировали и поддерживали оппозиционные силы внутри страны и за рубежом.

Аналогичную политику сейчас Вашингтон проводит и в Узбекистане. Не обращая внимания на нарушения в сфере прав человека, американцы возобновили контакты с узбекским руководством и при каждом удобном случае отмечают положительные тенденции в развитии сотрудничества и укреплении партнерства с Ташкентом в области организации бесперебойного транзита невоенных грузов в Афганистан через территорию Узбекистана. При этом подчеркивается, что северный транспортный маршрут и связанные с ним инфраструктурные проекты стимулируют интерес к республике американских инвесторов.

В продолжение этого Госдеп разработал план интенсификации работы на узбекском направлении, реализация которого позволит усилить влияние США в Узбекистане.

Активно спекулируя амбициями президента Ислама Каримова, они, доводят до узбекского лидера информацию о своей готовности инициировать в конгрессе США слушания по отмене поправки Джексона-Вэника, действующей в отношении Узбекистана. Данный шаг, якобы ускорит принятие страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) и обеспечит конкурентные условия для вывода узбекской продукции на международные рынки сбыта.

С целью обеспечения доступа американских компаний на рынок Узбекистана США намерены сформировать условия для постепенной либерализации узбекской экономики и снижения уровня контроля над бюджетообразующими отраслями республики со стороны государства и околовластных кланов.

Агентству США по международному развитию (USAID) предписывается установление доверительных контактов с руководством страны, представителями деловых кругов и духовными лидерами общин. По замыслу аналитиков госдепартамента США это позволит создать предпосылки для проникновения в топливно-энергетический комплекс Узбекистана и ведущие предприятия республики.

Таким образом, следующим по очереди должен стать по логике узбекский правитель Каримов. Сейчас он в очередной раз пытается подстроиться под Белый дом, видя в нём свою защиту от экстремистов. В республику зачастили представители Пентагона и Госдепа, активизировали свою деятельность неправительственные организации. А ведь совсем недавно он сам лично после андижанских мая 2005 года выгнал из страны всех американцев после того, как узнал об их причастности к этим событиям. Но уроки истории для него проходят даром. Поэтому очередная революция «хлопчатника» явно не за горами.

Кому она будет выгодна нам уже понятно. А что эта революция может дать Европе? И выиграют ли вообще европейские страны от очередных катаклизмов на постсоветском пространстве?

После «оранжевой революции» в Украине спокойная Европа сполна ощутила все прелести перебоев с поставками газа из России транзитом через эту охваченную «бархатным ветром» страну. С ужасом можно представить себе, что может случиться, если этот ветер подует из революционирующей в очередной раз Киргизии в богатые энергоресурсами Таджикистан, Туркменистан или Узбекистан. Нас ожидает нестабильность, возникновение новых конфликтов и напряженность обстановки, что, конечно же, скажется на благополучии крупнейших европейских компаний. Да, и вряд ли, американские корпорации захотят отдавать лакомые куски экономики в среднеазиатских странах, которые в скором времени могут стать полностью им подконтрольными.

Формирование так называемого «Третьего сектора» в Казахстане находится в перманентом состоянии. В республике создаются новые неправительственные организации, они находят себе источники финансирования, нишу в общественной жизни, работают, соперничают, закрываются, на смену им приходят новые – это как процесс естественного отбора – выживает сильнейший (ну, или в нашем случае, наиболее проворный).

Но иногда, в казалось бы спокойном информационном пространстве Казахстана происходят события, на которые стоит обратить более пристальное внимание даже не очень-то в этом заинтересованным.

Так, находящееся на завершающей стадии формирования в республике НПОшное сообщество пополнилось весьма экстравагантным представителем – грузинской неправительственной организацией под мирным названием «Молодежное движение Лазаре».

У организации отсутствует свой сайт, она не представлена в блогосфере и общественные круги далеко не пестрят информацией о деятельности грузинской НПО в Казахстане. Все, что удалось найти, это то, что существует общественная организация с аналогичным названием, зарегистрированная в Грузии и в России, однако на ее сайте нет ни единого намека на открытие, к примеру, филиала в Казахстане.

Вопросы вызывает и деятельность организации, одним из направлений которой является консолидация проживающих в республике выходцев из Грузии. При наличии в структуре действующей в республике Ассамблеи народа Казахстана грузинского культурного центра, консолидационные планы «Лазаре» выглядят сомнительной инициативой. Что, кстати, наводит на мысль о том, что действительные цели и задачи, преследуемые данной организацией, на самом деле, значительно разнятся с заявленной «безобидной» консолидацией грузинского населения в соседнем дружественном Казахстане.

Самым темным моментом в истории с этой организацией является вопрос ее финансового благополучия. Кому в здравом уме хватит смелости обеспечивать деньгами работу в стране НПО, деятельность которой идет в разрез с официально озвучиваемыми главой государства инициативами? На ум почему-то приходят лишь два возможных варианта ответа – все те же американцы, или недалеко от них ушедший опальный банкир Мухтар Аблязов.

Подытоживая, хочется задаться довольно актуальным вопросом – так кому же все-таки нужна деятельность этой неправительственной организации? Американцам? Аблязову? Или может быть всем сразу? – покажет время.

Нельзя оставить без внимания и еще один материал стратегического аналитического центра «Аревелк» под заголовком Геоэкономическая блокада России (08.05.2012, Ереван, Arevelk Center).

Про геополитические причины беспрецедентного политического, экономического и военного давления Запада на Сирию сказано и написано достаточно, в то время как экономические причины террористической войны против Сирии почему-то остаются за кадром. Хотя главным как раз и является экономическая подоплека этих событий, поскольку именно она будет определять будущее таких стран как Россия, Китай, Иран и Германия. Что само по себе заслуживает серьезного обсуждения по существу.
На первый взгляд второстепенный сирийский вопрос никак не может быть связан с проблемами экономики США и американской стратегии выхода из грядущей (второй) волны кризиса. Скорее он связан с проблемой Ирана.

Однако, глупо было бы думать, что Соединенные Штаты в ближайшие 12 месяцев не предпримут попытку сработать на опережение и любым путем продлить агонию империализма доллара. Для этого необходимо экономически ослабить Россию, Европу и Китай, в зародыше уничтожить всех потенциальных кандидатов в резервные валюты.
Для «энергетической сверхдержавы» России и богатого углеводородами Ирана сегодня естественным представляется обеспечивать своими энергетическими ресурсами Европу и Китай. Для последних – получать их из России, Ирана и Алжира независимо от желаний США. В том числе и для главной в ЕС экономики Германии. Таким образом, стратегия Соединенных Штатов сегодня, очевидно, сводится к следующему:

1. Организации нефтегазовой блокады России руками Саудовской Аравии и Катара.

2. Замене поставки российского газа в Европу с севера на поставку газа саттелитов США в Европу с юга (для чего необходимы расчленение Сирии, переворот в Алжире, бомбардировка иранских месторождений).

3. Сохранение своей монополии на международные системы финансовых расчетов, что по примеру Ирана и Сирии гарантированно дает возможность блокировать участников «недолларовых» систем расчетов.

Не будем забывать, как легко был разрушен СССР. Для этого достаточно было, чтобы по указке США Саудовская Аравия в нужный момент сбила цены на нефть. Но в отношении газа раньше у Соединенных Штатов не было подобного механизма. Да и наличие у России 30% мировых запасов газа, на первый взгляд, гарантировало РФ устойчивый спрос на него и вытекающий из этого статус «нефтегазовой сверхдержавы». Необходимо признать, что сегодня такой механизм у США появился. В лице подконтрольного ExxonMobil Катара, его богатейшего газоконденсатного месторождения, современной индустрии сжижения газа и стратегии ценового демпинга Москва получили опасного конкурента Газпрому и не только в Европе. Ценовую войну Газпрому Катар уже объявил, тем более, что последний не зависит от стран – транзитеров газа. Но его великолепный флот из 54 специальных судов – газоперевозчиков южнокорейской постройки класса Q-max (270 тысяч тонн СПГ) и Q-flex (166), а также риски перекрытия Ормузского пролива Ираном, не позволяют Катару гарантированно заместить Газпром в той же Европе. Для этого необходимо проложить газопровод, как минимум, к средиземному морю, а как максимум, через Турцию и дальше в Европу. Реально это можно сделать только через территорию Сирии, на что стратегический союзник Ирана никогда не пойдет. Заметим, что богатейшее месторождение “Северный” расположено на границе Катара и Ирана, где оно называется Южный Парс.

Вот почему в антикризисной стратегии США важное место занимает задача смены режима и создания «буферных зон» в Сирии, последующий переворот во входящем в газовый клуб в Алжире, куда сегодня на катарские деньги усиленно завозится оружие. Все это позволяет в нужный момент через саудитов сбить цены на нефть, а через Катар – цены на газ. Не будем забывать, что три главных военных базы США в Персидском заливе находятся в Катаре, Саудовской Аравии и Бахрейне.

Основным партнером Катара в газовой сфере являются «Экссон мобил» (США) и «Бритиш Петролеум» (Великобритания) с их передовыми технологиями в области сжижения газа. При мягкотелом Эмире находится жесткий премьер-министр, и, одновременно, крупный бизнесмен, чья штаб квартира находится в Лондоне. Его личное состояние оценивается в 3-4 млрд. долларов, не считая 90 млрд. долларов фонда Катарского Управления Инвестициями, находящегося в его доверительном управлении. Катар успешно водит за нос газовый ОПЕК и Россию, что делает бессмысленным дальнейшее пребывание РФ в этой организации. По указанию катрского премьер-министра поставлен крест на 5 крупных, миллиардных проектах с Россией, включая “Ямал СПГ” и 18 проектах стоимостью в несколько сот млн. долларов, демонстративно был избит посол России в Катаре и т.д.

Успешная реализация США этих долгоиграющих планов позволяет разрушить намечающуюся связку евро-рубль и евро-юань, сделать юань обычной региональной валютой, поставить Европу и Германию в зависимость от поставок сателлитами США энергоносителей, заставить Россию сдаться.

Главное, что сегодня мешает эффективно противодействовать этим замыслам США, – слабость России и ее дениндустриализация.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconЭкз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского...
Представитель войск нато джон Толан заявил, что руководство Североатлантического альянса считает борьбу с наропроизводством и наркотрафиком...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconЭкз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского...
Центральной и Южной Азии и Афганистаном. Блейк предложил стратегию «Нового шелкового пути», целью которой является переориентация...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconМатериалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского...
Новый доклад антинаркотического агентства ООН проливает свет на процесс транзита наркотиков из Афганистана по территории Центральной...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconСовременные тенденции занятости в центральной азии
В современных условиях развития стран СНГ по региональному принципу в центрально-азиатском регионе повышается роль совокупного потенциала...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconЛекция Тема: центрально-восточная европа (цве)
Исторические этапы хозяйственного освоения ландшафтов Центрально-Восточной Европы

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconПеречень докладов, включенных в программу Азиатского студенческого...
Образование: студенческая мобильность и образовательное пространство Азиатского региона

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconФгбоу впо «вгу») 394006 Воронеж, Университетская пл.,1, к. 237. Тел.: (473) 220-85-93, e-mail
Центрально-Черноземного региона. XXX юбилейная конференция ноу проводится на образовательных площадках всех факультетов Воронежского...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconФгбоу впо «вгу») 394006 Воронеж, Университетская пл.,1, к. 237. Тел.: (473) 220-85-93, e-mail
Центрально-Черноземного региона. XXX юбилейная конференция ноу проводится на образовательных площадках всех факультетов Воронежского...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconЗаявление глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики,...
Ублики Узбекистан государств-участников Центрально-азиатского экономического сообщества (цаэс) по итогам встречи, состоявшейся 24...

Экз. № Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в центрально-азиатском регионе за май 2012 года iconЦентрально-Европейский Университет
Венгрии, г. Будапеште. Цеу является одним из ведущих университетов, предлагающих обучение по магистерским и докторским программам....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную