Рабочая программа дисциплины «география»






Скачать 286.96 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «география»
страница1/2
Дата публикации25.02.2015
Размер286.96 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИСГТ

___________/Д.В.Чайковский/

«___» ____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»

НАПРАВЛЕНИЕ 100400 «Туризм»

Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"

КВАЛИФИКАЦИЯ Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2013г.

КУРС 1 СЕМЕСТР 1

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3
КОРЕКВИЗИТЫ Туристское ресурсоведение

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

16

часов (ауд.)

Практические занятия


32

часов (ауд.)

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

48

часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

78

часов

ИТОГО

126

часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: экзамен В 1 СЕМЕСТРЕ

Обеспечивающая кафедра: «Культурологии и социальной коммуникации»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор Н.А. Колодий

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент В.Б. Агранович

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ст. преподаватель Э.В. Головин

2013г.
1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «География» соответствует целям образовательной программы 100400 «Туризм» (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих знаниями проектирования программ туров для различных регионов мира, а также усвоения географической среды обитания в странах туристских макрорегионов.


Код цели

Формулировка цели ООП

Цели дисциплины

Ц1

Подготовка выпускников к эффективному использованию туристского потенциала для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации.


Анализ географической среды обитания.

Знание возможностей пространства в целях развития туризма.

Ц4

Подготовка выпускников к проектированию и продвижению современного конкурентоспособного на мировом уровне туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований.


Ориентироваться в экономических, социальных, политических, географических особенностях всех стран мира.

Ц 6

Подготовка выпускников к проектированию современной туристской инфраструктуры, созданию условий для развития туристско-реакционных кластеров.


Анализировать взаимосвязь природного компонента и общественную потребность с ним связанную.

Ц 7

Подготовка выпускников к проведению мероприятий по интеграции России в мировой культурный процесс, укреплению позитивного образа страны за рубежом.


Понимать значение туристско-рекреационных ресурсов страны для продвижения отечественного турпродукта на мировом рынке туризма.


В ходе изучения дисциплины анализируется специфика размещения туристско-рекреационных ресурсов, их оценка, распространённость и наличие в различных регионах России и мира, раскрываются общие требования к подготовке бакалавров по направлению 100400 «Туризм», вводится терминологический аппарат, использующийся в сфере туризма.



Задачи изучения дисциплины:

1. уметь создавать с помощью карт статистического, графического и фотоиллюстративного материала целостную характеристику стран и районов

2. понимать особенности развития стран и регионов мира

3. знать особенности современного мирового рынка туризма

4. знать и учитывать специфику развития своей страны как реального или потенциального объекта туристского интереса

5. понимать региональные особенности развития страны

6. владеть знанием роли туристско-рекреационных ресурсов в развитии туристской индустрии.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Согласно ФГОС и ООП 100400 «Туризм» дисциплина «География» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла.


Код дисциплины ООП

Наименование дисциплины

Кредиты

Форма контроля




МЕЦ.Б. (Математический и естественнонаучный цикл, базовая часть)

МЕЦ.Б.2.0

География

3

экзамен


Кореквизитами для данного курса является дисциплина: Туристское ресурсоведение



Код дисциплины ООП

Наименование дисциплины

Кредиты

Форма контроля

кореквизиты

ПЦ (Профессиональный цикл, вариативная часть)

ПЦ.В.4.0

Туристское ресурсоведение

6

экзамен




3. Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения (Р1, Р2, Р4, Р11), сформулированных в основной образовательной программе 100400 «Туризм» по профилю подготовки «Организация и предоставление туроператорских и турагентских услуг», для достижения которых необходимо, в том числе, изучение дисциплины «География».

Планируемые результаты обучения согласно ООП


Код

результа-та

Результат обучения

(выпускник должен быть готов)

Р1

Применять глубокие социально-экономические и профессиональные знания в сфере туризма.

Р2

Ставить и решать концептуальные и прикладные задачи комплексного анализа в туристской сфере с использованием специальных знаний и аналитических методов.

Р4

Проводить социально-экономические и культурологические исследования, основываясь на концепциях и

принципах самоорганизации, эволюции, воспроизводства и развития систем.

Р11

Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности



Освоение дисциплины «Туристское ресурсоведение» направлено на формирование у студентов результатов обучения, в т. ч. в соответствии с ФГОС, приведенных ниже.
Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении дисциплины


Результаты

обучения


Составляющие результатов обучения

Код


Знания


Код


Умения


Код


Владение

опытом

Р1

З1.7

классификации и характеристики и особенности различных видов туризма; современные тенденции развития туризма

У1

применять понятийно-категориальный

аппарат, основные законы гуманитарных

и социальных наук в профессиональной

деятельности

В1.7

профессиональной аргументацией при обсуждении вопросов, касающихся видов и тенденций развития туризма; навыками работы с учебной и методической литературой, периодическими изданиями, статистическими данными; географическими атласами и картами




З1.8

особенности основных регионов туризма в аспекте соотношения осуществления различных видов туристской деятельности в них

У2

применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности


В1.8

методами анализа причинно следственных связей социально-политических процессов и явлений, способностью осознавать ответственность перед страной и нацией за свою социальную и нравственную позицию




З1.9

особенности туроператорской деятельности

У3

ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

В1.9

анализа культурно–исторических центров России, с целью проектирования турпродукта




З1.11

особенности развития туризма в России и регионального туризма в Сибири и Томской области

У1.10

разбираться в своеобразии условий России в качестве региона туризм; на практике реализовывать полученные знания в сфере предоставления туруслуг







Р2

З2.5

теоретические основы и основные принципы

У2.1

диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии,

разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению

В 2.6

разработкой туристского продукта с учетом необходимых требований; навыками работы с историческими и этнографическими источниками; приемами историко-культурологического анализа общественных процессов
















В 2.12

исследования проявленности базовых культурных ценностей в потребительском поведении

Р4

34.4

Специфические направления маркетинговых исследований в туризме.

У2.5

формулировать задачи с учетом динамически меняющихся социально-культурных и экономико-правовых реалий; применять дифференцированный подход к потребительскому рынку туристических услуг

В4.1

Основными методами маркетинговых исследований, правилами разработки инструментария, направленного на решение различных маркетинговых проблем.




34.7

теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества туристской организации

У2.6

включать культурно–историческое наследие России в отечественную туристскую практику

В4.8

способностью оценивать существующую систему обеспечения качества на предприятии и оптимизировать ее

Р11


З11.1

методики поиска источников научной информации

У11.1

применять методы и средства познания

для интеллектуального развития,

повышения культурного уровня профессиональной компетентности

В11.3

навыки планирования, организации и осуществления самостоятельной научной деятельности

З11.3

факторы формирования личности в процессе социализации, основные закономерности и формы регуляции социального поведения

У11.3

организовать самостоятельную научную деятельность

В11.4

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

3.11.7

общей методологии, методики, логики и планирования научных исследований в сфере туризма

У11.5

эффективно и оптимально использовать информационные ресурсы и технологии










З11.8

форм предъявления результатов научного исследования

У11.9

планировать и осуществлять самостоятельную научную работу










З11.9

социальной значимости будущей профессиональной деятельности














В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК)

ОК-1- способность к интеллектуальному, культурному и профессиональному саморазвитию

ОК-2 – способность к критическому переосмыслению накопленного опыта

ОК-3 – использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

ОК-7 – готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии;

б) профессиональные (ПК)

ПК-1 – владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме;

ПК-2 – способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта;

ПК-5 – готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий;
ПК-13 – способность находить, анализировать и обрабатывать информацию в области туристской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины


    1. Аннотированное содержание разделов дисциплины

    2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Предмет и учебные задачи курса «География»

Общее понятие о предмете и содержании учебной дисциплины.
Раздел 2. Современная политическая карта мира

Типология экономически развитых стран. Типология развивающихся стран. Государственный строй: формы правления. Государственный строй: административно-территориальное деление. Политическая география. Политико-географическое положение.

Раздел 3. География мировых рекреационных ресурсов. Охрана окружающей среды

Географический фатализм и географический нигилизм. Из истории использования полезных ископаемых. Мировые ресурсы минерального топлива. Мировые ресурсы геотермальной энергии. Мировой земельный фонд. Мировые водные ресурсы. Центры (очаги) происхождения культурных растений. Космические и климатические ресурсы. Рекреационные ресурсы мира.
Раздел 4. География населения мира

Концепция географического перехода. Демографическая политика. Половой состав населения мира. Образовательный уровень. Этнический состав населения мира. Основные черты географии религий. Неравномерность размещения населения земного шара. География населения.

.

Раздел 5. Мировой рынок туризма

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда. Региональная экономическая интеграция. Три типа (стадии) мировой экономики. Концепции территориальной структуры хозяйства. Территория как фактор размещения. Экономико-географическое положение как фактор размещения. Природно-ресурсный фактор размещения.

Раздел 6. Зарубежная Европа

Зарубежная Европа в современном мире: география, природные ископаемые, природные ресурсы, система транспортных коммуникаций.
Раздел 7. Туристско-рекреационные района зарубежной Европы

Охраняемые территории Европы. «Центральная ось развития» Западной Европы. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и Франции. Региональная политика в странах Восточной Европы. Микрогосударства Западной Европы.
Раздел 8. Зарубежная Азия

Воспроизводство населения в зарубежной Азии. Этнолингвистический состав населения в зарубежной Азии. Религии Азии. Государственный и политический строй стран Азии.
Раздел 9. Африка

Деление Африки на субрегионы. Демографический взрыв в Африке и его последствия. Этнолингвистический состав населения Африки. Страны монокультуры в Африке. Охраняемые природно-туристские ресурсы Африканского континента.
Раздел 10. Северная Америка

Формирование государственной территории США. Государственные символы США. Миграция населения и формирование американской нации. География науки в США. Система охраняемых туристско-природных территорий в США. «Золотой штат» Калифорния. Территория и государственный строй Канады. Лесное и водное хозяйство Канады.
Раздел 11. Латинская Америка

Происхождение географических названий Латинской Америки. Природные ресурсы. Формирование этнической карты Латинской Америки. Размещение населения в Латинской Америке. Освоение Амазонки.
Раздел 12. Австралия и Океания

Заселение Австралии и особенности современного расселения. Использование полезных ископаемых. Океания: членение на крупные части.

    1. Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения






Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ. семинар

Лаб. зан.



Предмет. Источники и задачи курса География

2


4




6

10

Тест



Современная политическая карта мира

2




6

10

Карта атласа



География мировых рекреационных ресурсов

2

2




6

10

Кейс-стади



География населения мира

2

2




8

10

Доклад



Мировой рынок туризма

2

2




6

8

Письменная работа



Зарубежная Европа

2

4




8

10

Кейс-стади



Россия и новые независимые государства

2

4




6

10

Презентация



Зарубежная Азия

2

4




8

12

Презентация




Африка

2

4




6

12

Тест



Северная Америка

2

2




6

12

Доклад



Латинская Америка

2

2




6

12

Презентация



Австралия и Океания

2

2




6

10

Презентация




Итого

16

32




78

126




При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.

4.4 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения Р1, Р2, Р4, Р11 по основной образовательной программе 100400 «Туризм», формируемых в рамках данной дисциплины (5 разделов):
Таблица 1.



Формируемые

компетенции




1

2

3

4

5

6

7

8



ОК-1

х

х

х

х

х

х

х

Х



ОК-3




х




х




х




Х



ОК-7
















х

х






ПК-1




х




х

х




х

Х



ПК-2




х
















х



ПК-5













х







Х






х




Х

х







х






ПК-13

х

х

Х

х

х

х

х

Х



5. Образовательные технологии

Для достижения планируемых результатов обучения, в дисциплине «География» используются различные образовательные технологии:

  1. Информационно-развивающие технологии, направленные на овладение большим запасом знаний, запоминание и свободное оперирование ими.

Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации.

  1. Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Используется анализ, сравнение методов проведения исследований, выбор метода, в зависимости от объекта исследования в конкретной ситуации и его практическая реализация.

  1. Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности проблемно мыслить, видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения.

Используются виды проблемного обучения: освещение основных проблем дисциплины на лекциях, учебные дискуссии, коллективная мыслительная деятельность в группах при выполнении проблемно-ориентированных заданий. При этом используются первые три уровня (из четырех) сложности и самостоятельности: проблемное изложение учебного материала преподавателем; создание преподавателем проблемных ситуаций, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение; преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают её обучаемые в ходе самостоятельной деятельности.

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в ходе учебного процесса учет различных способностей обучаемых, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе. Личностно-ориентированные технологии обучения реализуются в результате индивидуального общения преподавателя и студента при сдаче презентаций, при выполнении домашних индивидуальных заданий, подготовке индивидуальных отчетов по экскурсиям на предприятия туристской индустрии, на еженедельных консультациях.


Для целенаправленного и эффективного формирования запланированных компетенций у обучающихся, выбраны следующие сочетания форм организации учебного процесса и методов активизации образовательной деятельности, представленные в таблице:
Таблица 2.

Методы и формы организации обучения (ФОО)


ФОО
Методы

Лекц.

Пр. зан./

Сем.,

Тренинг

СРС

Дискуссия

+

+

+




IT-методы

+

+

+

+

Работа в команде




+

+




Case-study

+

+

+

+

Игра




+

+




Методы проблемного обучения

+

+

+

+

Обучение

на основе опыта

+

+




+

Опережающая самостоятельная работа

+

+

+

+

Проектный метод










+

Индивидуальное обучение










+


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при подготовке работ с использованием учебного и научного материала, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.


6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме,

  • выполнении домашних заданий,

  • переводе материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • изучении теоретического материала к практическим занятиям,

  • подготовке к экзамену.

6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала специалистов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе теоретических и эмпирических материалов по заданной теме,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.


Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине
6.2.1Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:


  1. Экологическая опасность: частные проявления и общий кризис

  2. Основные тенденции: глобализация и регионализация

  3. Проблема типологии стран

  4. Географические аспекты рекреационного освоения Сибири.


6.2.3. Виды индивидуальных домашних заданий
1. Племена и цивилизации Европы, Африки, Австралии, Америки.

2. Предпосылки великих географических открытий и их предыстория.

Великие географические открытия и расширение ойкумена.

3. Политические и экономические последствия Великих географических

открытий.

4. Мировые ресурсы минерального топлива.

5. Мировые ресурсы геотермальной энергии

6. Проблемы опустынивания.

7. Минеральные ресурсы мирового океана.

8. Модели урбанизированных систем, классификация и типология городов.

9. Главные черты географии городов.

10. Историко-культурные районы мира.

11. Древний мир : географическое разделение труда и торговые связи.

12. Теоретические основы географии мирового хозяйства.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Е. Ю. Созонова. География курортов мира: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис»...

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа по предмету «География России»
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа дисциплины Регионалистика и экономическая география...
Экономическая география и регионалистика (экономическая и социальная, соци­ально-экономическая (общественная) география) учебная...

Рабочая программа дисциплины «география» iconВ. А. Ермолаева География транспорта
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....

Рабочая программа дисциплины «география» iconРоссийской федерации
Выходцев А. М. Экономическая и социальная география мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «география»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа учебного предмета по географии (наименование учебного...
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии со следующими нормативными документами

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X –XI) Сборник нормативных...

Рабочая программа дисциплины «география» iconРабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями...
Учебно методический комплекс рабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «География»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную