Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»






НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»
страница1/8
Дата публикации24.03.2015
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > Финансы > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
для специальностей

060400 «Финансы и кредит»,

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

060600 «Мировая экономика»,

061100 «Менеджмент организации»

Санкт-Петербург

2005г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060600 «Мировая экономика», 061100 «Менеджмент» //Зайцева И.Г. – СПб.: ИВЭСЭП, 2004.

Утверждена на заседании кафедры

Финансов, денежного обращения и кредита,

протокол № 6 от февраля 2005г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № от 2004 г.

Автор-составитель:
кандидат экономических наук, доцент

Зайцева И.Г.
Рецензенты:


к.э.н., доц. каф. банковского дела ГОУ ВПО

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов

Харитонов А.П.

к.э.н., доц. каф. финансов, денежного обращения и

кредита ИВЭСЭП Руховец Л.В.
Зайцева И.Г.

© СПбИВЭСЭП, 2005

1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ


Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег. Сущность и функции денег. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Виды денег и их особенности. Денежный оборот и его структура. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Наличноденежный оборот и денежное обращение. Законы денежного обращения и методы государственного регу-лирования денежного оборота. Теории денег. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов. Понятие денежной системы страны, генезис ее развития. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления. Закономерности инфляционного процесса. Регулирование инфляции – методы, границы, противоречия. Денежные системы отдельных стран. Валютные отношения и валютная система – понятие, категории, элементы и эволюция. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования. Необходимость кредита. Сущность кредита. Функции и законы кредита. Роль и границы кредита. Кредит в международных экономических отношениях. Ссудный процент и его роль. Основы формирования уровня ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики. Понятие банковской системы, ее элементы. Виды банков. Центральные банки и основы их деятельности. Функции центральных банков. Основы денежно-кредитной политики. Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги). Международные финансовые и кредитные институты.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Целью изучения курса Деньги, кредит, банки является получение студентами теоретической и практической подготовки в области кредитно-денежных отношений, теории и организации деятельности банков.

При изучении данной дисциплины студенты получают прочные знания по теории денег и организации денежного оборота, рассматривают особенности наличного денежного и безналичного денежного обращения, сущность, функции, роль и формы кредита, применяемые в настоящее время.

Особый раздел курса посвящен рассмотрению современной банковской системы, как России, так и других стран, а также изучению широкого круга банковских операций, связанных прежде всего с обслуживанием банками своих клиентов: депозитных операций, кредитованию рыночного хозяйства, организации безналичных расчетов, кассовым операциям.

Деньги опосредствуют сегодня все экономические отношения между людьми, без них не могут реализовываться на практике сделки и операции хозяйствующих субъектов. Поэтому студентам необходимо дать четкое представление о значении и возможностях использования кредитно-денежных механизмов в рыночном хозяйстве.
Задачами курса являются:

  • исследование сущности и содержания основных категорий курса - денег, кредита и банков, выявление особенностей их эволюционного развития и специфики современного применения;

  • изучение особенностей и закономерностей развития современной денежной и банковской систем России;

  • изучение вопросов теории денег, выделение основных их видов в историческом аспекте и в современном мире, выявление характерных черт различных типов денежных систем;

  • рассмотрение принципов организации наличного денежного и безналичного денежного оборота, форм безналичных расчетов, особенностей организации межбанковских расчетов;

  • исследование сущности и особенностей современной инфляции, определение основных методов борьбы с ней.

  • изучение современного кредита, его принципов, форм и видов, рассмотрение особенностей построения кредитной системы;

  • рассмотрение основных банковских операций и услуг, исследование взаимосвязи между Центральным банком и коммерческими, выявление функций и особенностей работы Центрального банка в современной рыночной экономике.

В результате изучения курса студент должен знать:

  • взаимосвязь важнейших экономических категорий- денег, кредита и банков;

  • основы и особенности функционирования современной денежной системы;

  • формы, технологию осуществления и порядок проведения безналичных расчетов в хозяйстве и между банками;

  • систему кредитных отношений в государстве и воздействие кредита на экономику;

  • пассивные, активные и комиссионно-посреднические операции банков, их взаимосвязь и особенности проведения;

  • роль и значение Центрального банка в рыночной экономике.

уметь:

  • анализировать и применять нормы действующего законодательства;

  • использовать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики в целях воздействия на состояние банковской системы и на социально-экономическое положения страны;

  • осуществлять безналичные и налично-денежные расчеты с учетом требований действующего законодательства;

  • применять на практике изученные процедуры и нормы работы коммерческого банка.

Дисциплина «Деньги, кредит, банки» изучается в тесной взаимосвязи с другими экономическими дисциплинами: экономическая теория; экономика организаций (предприятий); финансы; бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Изучение дисциплины осуществляется в процессе проведения аудиторных занятий (лекций и семинарских занятий) и самостоятельной работы студентов.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса по специальности 060400 «Финансы и кредит» - 100 часов, по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»- 70 часов, 060600 «Мировая экономика» - 40 часов, 061100 «Менеджмент»- 32 часа.

Семинарские (практические) занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий по специальности 060400 «Финансы и кредит» - 40 часа, по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»- 23 часа, 060600 «Мировая экономика» - 14 часов, 061100 «Менеджмент»- 16 часов.

Самостоятельная работа студентами осуществляется при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, подготовке курсовых работ, письменном оформлении докладов, выполнении других форм учебно-исследовательской работы. Нормативный объем самостоятельной работы студентов установлен по специальности 060400 «Финансы и кредит»- 60 часов, по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - 77 часов, по специальности 060600 «Мировая экономика» - 32 часа, 061100 «Менеджмент»- 48 часов.

В процессе обучения используется ряд методик обучения: опрос, обсуждение наиболее актуальных вопросов со студентами, решение задач, выполнение индивидуальных заданий и др.

Запланированными формами контроля по дисциплине являются:

  • оперативный контроль – в форме проведения контрольных опросов в письменной и устной форме, решения задач;

  • рубежный контроль – в течение семестра в виде выполнения контрольных работ, рефератов, курсовых работ (для специальности» Финансы и кредит»), выполнения тестовых заданий;

  • итоговый контроль по курсу предусмотрен в виде экзамена (зачета).



3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 060400 «Финансы и кредит»




Наименование темы

Всего

аудит.

часов

Лекций, часов

Семин. часов

Самост. работа, часов

1. Предмет и задачи курса.

2

2

-

-

РАЗДЕЛ 1: Деньги и денежное обращение


2. Происхождение, сущность и функции денег. Роль денег в условиях рыночной экономики

10

8

2

4

3. Денежные системы

4

4

2

2

4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Банковский мультипликатор

8

4

2

4

5. Денежный оборот: понятие и структура. Платежная система

6

4

2

4

6. Организация межбанковских расчетов

6

4

2

4

7. Формы безналичных расчетов

16

10

6

4

8. Инфляция: сущность, причины и последствия. Антиинфляционная политика.

10


6

2

4

9. Основы международных валютно-финансовых отношений.

10

8

2

4

ИТОГО по разделу 1

72

50

20

30

Форма контроля - зачет












РАЗДЕЛ 2: Кредит и кредитная система


10. Сущность кредита, его роль и функции. Кредитная сделка.

10

8

2

2

11. Формы и виды кредита. Ссудный процент.

12

8

4

4

12. Современная кредитная система

14

10

4

4

ИТОГО по разделу 2

36

26

10

10

Форма контроля - зачет












РАЗДЕЛ 3: Банки и банковское дело


13. Современная банковская система, ее структура и особенности.

2

2

-

4

14. Центральный банк в банковской системе

6

4

2

4

15. Коммерческий банк как основное звено банковской системы рыночной экономики.

6

4

2

4

16. Пассивные операции банков

10

6

4

4

17. Активные операции банков

8

6

2

4

ИТОГО по разделу 3

32

24

10

20

Форма контроля - экзамен













ИТОГО ПО КУРСУ:

140

100

40

60



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»




Наименование темы

Всего

аудит.

часов

Лекций, часов

Семин. часов

Самост. работа, часов

1. Предмет и задачи курса.

2

2

-

-

РАЗДЕЛ 1: Деньги и денежное обращение. Кредит и кредитные отношения

2. Происхождение, сущность и функции денег. Роль денег в условиях рыночной экономики

6

4

2

4


3. Денежные системы

2

2

-

4

4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Банковский мультипликатор

4

2

1

4

5. Денежный оборот: понятие и структура. Платежная система

2

2

-

6

6. Организация межбанковских расчетов

4

2

2

4


7. Формы безналичных расчетов

9

6

2

8

8. Инфляция: сущность, причины и последствия. Антиинфляционная политика.

6

4

2

4

9. Основы международных валютно-финансовых отношений.

8

8

2

8

ИТОГО по разделу 1

Форма контроля - зачет

43

32

11

42



РАЗДЕЛ 2: Кредитная и банковская системы. Банковские операции

10. Сущность кредита, его роль и функции. Кредитная сделка.

8

6

2

4

10. Формы и виды кредита. Ссудный процент.

6

4

2

4

11. Современная кредитная система

4

4

-

4


12. Современная банковская система, ее структура и особенности.

4

4

-

4

13. Центральный банк в банковской системе

6

4

2

5

14. Коммерческий банк как основное звено банковской системы рыночной экономики.

6

4

2

6

15. Пассивные операции банков

8

6

2

4


16. Активные операции банков

8

6

2

4

ИТОГО по разделу 2

Форма контроля - экзамен

50

38

12

35

ИТОГО ПО КУРСУ:

93

70

23

77



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальностям 060600 «Мировая экономика»\


061100 «Менеджмент организации»

Наименование темы

Всего

аудит.

часов

Лекций, часов

Семин. часов

Самост. работа, часов

1. Предмет и задачи курса.

1\1

1\1

-

-

2. Происхождение, сущность и функции денег. Роль денег в условиях рыночной экономики

2\2

2\1

-

2\4

3. Денежные системы

2\2

2\2

-

2\2

4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Банковский мультипликатор

4\3

2\2

2\2

2\2

5. Денежный оборот: понятие и структура. Платежная система

3\2

2\2

-

2\4

6. Организация межбанковских расчетов

3\4

2\1

2\2

2\2

7. Формы безналичных расчетов

6\6

4\2

2\4

2\4

8. Инфляция: сущность, причины и последствия. Антиинфляционная политика.

4\4

2\2

2\2

2\2

9. Основы международных валютно-финансовых отношений.

3\2

3\2

-

2\4

10. Сущность кредита, его роль и функции. Кредитная сделка.

2\2

2\2

-

2\2

11. Формы и виды кредита. Ссудный процент.

6\4

4\2

2\2

2\4

12. Современная кредитная система

2\2

2\2

-

2\4

13. Современная банковская система, ее структура и особенности.

2\2

2\2

-

2\4

14. Центральный банк в банковской системе

2\2

2\2

-

2\2

15. Коммерческий банк как основное звено банковской системы рыночной экономики.

2\2

2\2

-

2\4

16. Пассивные операции банков

6\4

4\2

2\2

2\2

17. Активные операции банков

4\4

2\2

2\2

2\2

ИТОГО ПО КУРСУ:

54\48

40\32

14\16

32/48



4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Тема 1: Предмет и задачи курса

Предмет и задачи курса «Деньги, кредит, банки». Последовательность изучения курса. Взаимосвязь с другими учебными дисциплинами: экономической теорией; макроэкономикой; финансами; рынком ценных бумаг; страхованием; налоговой системой России.

Деньги и кредит как экономические категории. Связь их с воспроизводственными процессами.

Место банков как денежно-кредитных институтов в экономической системе. Банки как объект изучения. Роль банков в рыночной экономике.

РАЗДЕЛ 1: Деньги и денежное обращение
Тема 2: Происхождение, сущность и функции денег. Роль денег в условиях рыночной экономики

Рационалистическая и эволюционная концепции происхождения денег. Необходимость и предпосылки появления денег.

Влияние появления и применения денег на экономические отношения в обществе.

Виды денег и их особенности. Натуральные эквиваленты обмена. Переход к использованию драгоценных металлов. Свойства драгоценных металлов, преимущества и недостатки их использования в качестве денег.

Современные деньги (кредитные, бумажные, безналичные). Электронные деньги.

Функции денег в экономической системе.

Содержание и значение функции меры стоимости. Классическая реализация функции меры стоимости. Установление цен. Масштаб цен. Модификация функции в условиях использования неполноценных денег.

Функция средства обращения, ее особенности и контрольное значение. Границы применения денег как средства обращения.

Деньги в функции средства платежа. Обслуживание наличного и безналичного оборота. Тенденция к сближению применения денег как средства обращения и средства платежа.

Функция средства накопления и сбережения. Содержание, назначение и особенности функции. Роль золота в выполнении функции в современных условиях. Виды денежных и не денежных накоплений. Связь функции с использованием денег как средства обращения и платежа.

Мировые деньги: история и современное состояние. Резервные валюты. Международные счетные единицы.

Взаимосвязь и единство функций денег.

Понятие роли денег. Роль денег в установлении цены товара в процессе денежного оборота. Роль денег в хозяйственной деятельности предприятий и в функционировании государства.

Деньги во внешнеэкономической деятельности.

Теории денег: металлистическая, номиналистическая, количественная. Деньги в классической и кейнсианской концепциях. Современные модификации теорий денег.

Тема 3: Денежные системы

Сущность, принципы построения и элементы денежной системы. Эволюция типов денежных систем. Причины появления единой денежной системы.

Система металлического обращения, ее типы. Разновидности биметаллизма. Монометаллизм.

Система обращения бумажных и кредитных денег, неразменных на золото.

Характерные черты денежных систем стран с рыночной экономикой.

Денежная система России: история и современное состояние

Тема 4: Выпуск денег в хозяйственный оборот. Банковский мультипликатор

Понятие выпуск денег и эмиссия денег. Эмиссия наличных и безналичных денег, их связь.

Роль коммерческих банков в осуществлении эмиссионной деятельности. Границы депозитной эмиссии банков. Механизм банковского мультипликатора. Свободный резерв коммерческого банка.

Эмиссия наличных денег Центральным банком. Децентрализованный механизм эмиссии наличных денег. Прогноз размера эмиссии. Роль расчетно-кассовых центров в эмиссии наличных денег. Резервные фонды и оборотные кассы.

Понятие денежной массы. Объем и структура денежной массы. Денежные агрегаты.

Денежная база, ее значение.


Законы денежного обращения. Государственное регулирование объема денежной массы.

Тема 5: Денежный оборот: понятие и структура. Платежная система

Особенности определения понятия денежный оборот. Различие понятий денежный оборот, платежный оборот, денежно-платежный оборот. Структура денежного оборота и признаки его классификации. Каналы движения денег.

Экономическое содержание налично-денежного оборота. Этапы движения денег. Принципы организации наличного денежного оборота.

Безналичный оборот - часть совокупного денежного оборота. Принципы организации безналичного денежного оборота. Законодательное регулирование безналичных расчетов в РФ.

Платежная система: понятие и значение. Роль банков в организации деятельности платежной системы. Характеристика элементов платежной системы. Классификация платежных систем.

Платежная система России.

Тема 6: Организация межбанковских расчетов

Сущность и роль межбанковских расчетов.

Характеристика и правовая основа межбанковских расчетов в РФ. Способы проведения межбанковских расчетов. Централизованные и децентрализованные расчеты.

Расчеты через расчетную сеть Банка России; роль Центрального Банка РФ в организации и функционировании платежной системы. Электронные расчеты.

Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в банках-корреспондентах. Счета «ЛОРО» – «Ностро». Порядок проведения расчетных операций по счетам межфилиальных расчетов. SWIFT, ее значение.

Внутрибанковские системы расчетов: в централизованной системе межбанковских расчетов и в децентрализованной системе

Клиринговые расчеты.

Тема 7: Формы безналичных расчетов

Система безналичных расчетов и ее основные элементы: виды счетов, порядок их открытия и закрытия; виды расчетных документов, используемых для совершения платежных операций; документооборот; способ платежа; форма расчета. Выбор конкретной формы расчета. Очередность платежей со счетов.

Расчеты платежными поручениями- наиболее распространенная форма безналичных расчетов в России в настоящее время. Расчеты в порядке плановых платежей.

Расчеты по инкассо. Платежные требования и инкассовые поручения.

Чековая форма расчетов. Виды чеков. Сущность и документооборот для каждой формы расчетов.

Расчеты аккредитивами: преимущества и недостатки. Разновидности аккредитивов и порядок осуществления расчетов с их использованием.

Вексельная форма расчетов, ее сущность и достоинства. Виды векселей. Акцепт, авалирование и инкассирование векселей. Домициляция векселей.

Расчеты с помощью банковских карт. Классификация карт.


Тема 8: Инфляция: сущность, причины и последствия. Антиинфляционная политика

Сущность и формы проявления инфляции.

Причины инфляции: действие денежных и неденежных факторов. Всеохватывающий и повсеместный характер инфляции.

Разновидности инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, их связь. Импортируемая инфляция. Налоговые, политические и психологические факторы инфляции.

Основные социально-экономические последствия инфляции.

Причины и особенности проявления инфляции в России. Меры антиинфляционной политики.

Изменения денежной системы, не носящие характера денежной реформы: девальвация, ревальвация, деноминация. Их содержание и назначение.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconУчебное пособие по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconТ. Н. Бондаренко Деньги, кредит, банки
Рабочая программа по учебной дисциплине «Деньги, кредит, банки» составлена в соответствии с требованиями гос впо по направлению 080100....

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconДеньги, кредит, банки
Деньги, кредит банки: метод указания по выполнению контрольных работ / Новосиб гос аграр ун-т; сост. С. А. Тимохина. Новосибирск,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconПримерная программа дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»
Дисциплина “Деньги. Кредит. Банки” является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Эконометрика»
Михайлов Б. А. Эконометрика: Учебно-методический комплекс. Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям «Финансы...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по финансовому менеджменту»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по финансовому менеджменту» разработан для студентов, обучающихся на очной...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» разработан для студенто вочной и заочной форм обучения,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» icon«Инвестиции» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиции»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» разработан для студентов, обучающихся...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» iconУчебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную