Е. А. Трикило философия учебное пособие






НазваниеЕ. А. Трикило философия учебное пособие
страница1/12
Дата публикации04.09.2017
Размер1.63 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


Е.А.ТРИКИЛО
ФИЛОСОФИЯ

учебное пособие




УДК 1/14(0.75.8)

ББК 87я73-1

Т 67

Трикило, Е.А. Философия: учебное пособие/Е.А.Трикило. – М.: ИД «АТиСО», 2012. - 138 с.

Данное учебное пособие адресовано студентам заочной формы обучения направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Управление персоналом». Издание включает тезисы лекций, методические рекомендации, краткое содержание разделов, основные термины и понятия дисциплины, вопросы для проверки знаний, тесты, материалы для самостоятельного изучения.
Рецензенты:

канд.филос.наук И.В.Манацков,

канд.филос.наук Д.С.Райдугин
ISBN 978-5-93441-368-3

© ОУП ВПО «АТиСО», 2012

© Трикило Е.А., 2012
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


4

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

6

- Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности

6

- История мировой философии: от античности до XIX века

7

- Философские школы современности

14

- Русская философия: основные этапы и специфика


18

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (ОНТОЛОГИЯ)

20

- Философские учения о бытии и материи





ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

22

- Проблема сознания в философии

22

- Познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания


24

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА (ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)

26

- Философия человека. Личность и профессиональная деятельность. Проблема свободы и ответственности


26

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

30

- Учение об обществе. Общество как развивающая система


30

АКСИОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ)

33

6.1 Ценности в структуре человеческой деятельности

33

6.2 Духовная жизнь общества: этическая и эстетическая сферы, религия


34

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОСТИ (ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ)

36

- Человек в мире культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур

36

- Человек в информационно-технотронном мире


39

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ


42

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ


74

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В СХЕМЕ


79

ФОТОГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ


80

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


81


ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В развитии у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулировании потребности к мировоззренческим и методологическим оценкам исторических событий и явлений действительности, усвоении идеи единства мирового культурно-исторического процесса при одновременном признании многообразия его форм – философии принадлежит особая приоритетная роль. Философия – это универсальный инструмент, при помощи которого реализуется интегрированная целостность творческого потенциала человеческого разума.

Содержание курса философии системно обеспечивает:

- формирование целостных представлений о мире, месте человека в нем и сложной диалектике их взаимодействия;

- выработку навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений, направлений и школ;

- развитие умения логично формулировать и проблемы, излагать и аргументированно отстаивать собственные критическое видение рассматриваемых проблем;

- овладение методологией введения дискуссии, полемики, диалога.

Курс философии состоит из двух взаимосвязанных частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философской части студенты познакомятся с процессом смены типов познавательного и практического освоения действительности, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретическая часть включает основные проблемы бытия, познания, методологии, философской антропологии, социальной философии, аксиологии и глобалистики.

Целью настоящего издания является формирование у студентов теоретического мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности на основе достижений мировой и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.

Достижение указанной цели предполагает решения следующих задач:

- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

- овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;

- ознакомление с основными принципами, закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;

- выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

- введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем;

- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Дисциплина «Философия» относится к циклу ГСЭ ФГОС ВПО и является составным элементом его базовой части (Б.1), изучение которой предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных как в результате получения среднего (полного) образования, так и среднего профессионального и высшего профессионального образования. Изучение дисциплины «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального, экономического, так и информационно-правового и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют (междисциплинарную значимость.



  1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ




    1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТ

И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

Краткое содержание темы

Философия как особая форма общественного сознания, самосознание эпохи, специфический способ духовно-теоретического освоения мира и человека в их взаимодействии. Философия как вид мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия; их особенности. Сущность философии - постижение универсальных проблем бытия через призму человеческого существования. Многообразие философских проблем и их возможная классификация: онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии. Функции философии: мировоззренческие (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная) и методологические (эвристическая, логико-гносеологическая, интегрирующая). Специфика философского знания. Средства самовыражения философии: идеи, понятия, образы-символы. Философская рефлексия. Философские категории - язык философии и мыслительные формы постижения всеобщего. Средства познания в философии. Культура философского мышления - фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин.
Методические рекомендации

При подготовке данной темы следует обратить особое внимание на понимание сути философии. В различных учебниках дается разное определение философии. Если суммировать многообразие воззрений на философию, то основная полемика разворачивается вокруг следующего вопроса: «Философия - это наука или нечто отличное от науки?».

По форме построения, по способу обоснования положений, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Вместе с тем философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если наука стремится избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристрастную объективность, то философия изначально питает пристрастие к человеческой субъективности, рассматривает мир через призму человеческого «Я». Получается, что философия - не наука, она больше, чем наука. Философия стремится постичь суть человеческого бытия путем бесконечного вопрошания людьми мира, путем придания ему личностной теплоты, превращения Вселенной в наш дом. В этом смысле можно согласиться с немецким романтиком Новалисом, что философия - «это ностальгия повсюду быть дома». Аксиологическая (ценностная) тональность философии позволяет ей стать основой мировоззрения, ибо масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек, а сама природа ценностного освоения бытия предполагает тесное единение научного познания с внерациональными формами постижения Универсума. Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философии. Это может отношение бытия и сознания (Ф.Энгельс). Это может быть поиск ответа на следующие четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? (И.Кант). Он может быть сформулирован и в более драматической, почти трагической, форме: Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит - значит ответить на основной вопрос философии» (А.Камю).

Как и любая дисциплина, философия имеет свой предмет. Им является всеобщее в системе «мир - человек». Так как в истории философии выделялись различные аспекты этого отношения, то это приводило к развитию и углублению предмета философии. Философия раскрывает и конкретизирует свою сущность с помощью различных функций. Следует основное внимание обратить на мировоззренческую и методологическую функции. Характеристика остальных функций подробно раскрыта в рекомендованной литературе.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука и что под этим понимается?

  2. Как соотносятся философия и мировоззрение?

  3. Что является предметом философии?

  4. В чем смысл основного вопроса философии?

  5. Охарактеризуйте основные функции философии.

6 Зачем нужна философия современному специалисту?

Тестовый материал

  1. Что из перечисленного не относится к духовным источникам философии? а)мифология; б)наука; в)искусство; г)религия; д)опыт повседневной жизни; е)эмпирические знания.

  2. Чем является философия? Из предложенных вариантов укажите ошибочный: а) любомудрием; б) формой идеологии; рационально-теоретическим мировоззрением; в) способом духовно-практического освоения мира; г) наукой наук.

  3. Что из перечисленного не присуще природе философии? а)критическое отношение к действительности; б)догматизм; в)рефлексивность; г)творческий характер.

Рекомендуемая литература

Основная [1-7], дополнительная [8-11;13-14; 17-18; 21; 26; 28;39; 42; 50; 52; 54; 60; 62-63; 67; 70-71]


    1. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX В.

Краткое содержание темы

Зарождение философии в античном мире, Древнем Китае и Древней Индии. Проблема первоначала в милетской школе. «Логос» и зачатки диалектики у Гераклита. Роль элеатов в выявлении специфики философского знания. Атомизм Демокрита. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Сократовская критика субъективизма и релятивизма софистов и формирование традиции трансцендентализма европейской философии. Своеобразие философствования и философского метода Сократа. Учение Платона о подлинном и неподлинном бытии. «Эйдосы» Платона и их роль в формировании мира вещей. Учение Платона о душе и познании. Социальная доктрина Платона. Аристотель о предмете «метафизики». Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах» и создание концепции «форм». Проблема соотношения формы и материи. Философские основоположения («причины») Аристотеля. Ум - Перводвижитель Аристотеля. Учение о душе и познании. Политика и этика Аристотеля.

Духовные, социальные и философские предпосылки возникновения средневековой философии. Основные черты и главные направления средневековой философии. Ав. Блаженный - выразитель основных идей патристики. Особенности средневековой схоластики. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях. Фома Аквинский - вершина средневековой схоластической философии. Разделение предмета теологии и предмета философии. Философский синтез Ф. Аквинского.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Мистический пантеизм Н.Кузанского и Дж.Бруно как смена основополагающей парадигмы средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. Социальные утопии эпохи Возрождения. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы.

Социальные и научные предпосылки философии Нового времени (ХУП-ХУШ вв.). Влияние научных открытий И.Кеплера, Г.Галилея, И.Ньютона на образ философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм - главные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон - родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Критика «идолов» познания. «Натуры» и «формы» Бэкона. Соединение «формы» и материи. Индукция как доминирующий метод познания мира. Попытки получить всю совокупность «форм» как выражение безграничной веры в силу науки. Выведение из области философии целевой причины - тенденция к приданию философии эпистемного характера. Рационализм Р.Декарта. Картезианское сомнение как исходный момент философствования. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерий истины. Правила метода Декарта. Его дуализм. Бог как гарант существования истинного знания, описывающего реальные процессы. Т.Гоббс и его попытки синтезировать эмпиризм и рационализм с помощью учения о «микроакциденциях». Дж.Локк и его сенсуалистическая трактовка опыта и «чистого разума». Простые и сложные идеи. Учение о первичных и вторичных качествах. Локковская теория абстракций. Пантеизм Б.Спинозы. Логическая дедукция картины мира, исходя из принципа, что порядок вещей такой же, как порядок идей. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Радикальный гносеологический скептицизм Д.Юма. Роль французского Просвещения в создании идеологии французской буржуазной революции. Материалистические тенденции во французском Просвещении.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Критическая философия И.Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта. «Вещь сама по себе» и «вещь-для-нас». Рассудок и разум. Идеи чистого разума. Антиномии Канта. Кант о возможностях и границах теоретического разума. «Коперниковский переворот» Канта в философии. Роль практического разума в разрешении антиномий Канта. Категорический императив. Абсолютный идеализм Г.В.Гегеля. Система и метод философии Гегеля. «Энциклопедия философских наук», ее структура. Спекулятивная логика Гегеля. Смысл его «триады». Философия природы, духа. «Хитрость мирового разума» в объяснении смысла истории. Осознание понятия свободы как критерий исторического развития. Панлогизм гегелевской философии. Исторические судьбы гегелевской философии.

Методические рекомендации

В античной философии важно уловить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философии любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить на основные этапы развития древнегреческой философии. Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т. е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космоса, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была самими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов - человек центр Вселенной - и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержание знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не созданное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучительно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях, прислушивается к внутреннему голосу, который нашептывает от имени Божества. Однако ни у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии, поэтому Платон надындивидуальный слой человеческого сознания выносит в царство идей (эйдосов). Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, благодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя. Стагирит пытается соединять два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает понятие формы ( минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости).Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно походить на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неизменное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к области теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учения, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать философии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в нее помимо материальной причины также формальную, действующую и целевую.

В эпоху Средневековья надо обратить внимание на изменение социально-философской парадигмы. Это касается изменения представлений о человеке, вере и Боге. Вера становится центром духовной деятельности средневекового человека. Философия попадает в зависимость от христианской религии. Это выражается в теоцентричности философии. Два направления средневековой философии по-разному оценивали роль философии, но и патристика и схоластика не могли отказаться от философии как средства прояснения и объяснения догматов церкви, чтобы сделать их более доступными человеческому разумению. Так как высшая мудрость доступна только теологии, то церковники отказывают философии в ее софийности и признают за ней ограниченные познавательные возможности. Это послужило толчком для развития схоластики, претендующей в ряде случаев на рациональное истолкование всех догматов церкви (А.Кентерберийский). Для этого усиленно использовались аргументы реализма, что вызвало противодействие номинализма. Ф.Аквинский попытался снять крайности учения Ав.Блаженного и А.Кентерберийского, что нашло свое выражение в философско-теологическом синтезе. Однако постоянное обращение схоластов к доводам рассудка стало придавать философии эпистемный (рассудочный) облик.

Постепенно схоластика стала терять свое былое влияние, так как наступает эпоха Возрождения, которая несет собой новую парадигму социальной и духовной жизни. На место образа эманации (истечения) всего их Божества приходит идея развертывания всего из Абсолюта (Н.Кузанский). Это приводит к совершенно новым взглядам и на человек, и на природу. В полной мере эти идеи получили свое развитие в Новое время.

Новое время знаменует собой появление капиталистического способа производства, заинтересованного в развитии науки и техники как условия получения прибыли. В этот период проходит научная революция, начиная с публикации Н.Коперником в 1543 году «Об обращении небесных сфер» и кончая «Математическими началами натуральной философии» И.Ньютоном, опубликованными в 1687 году. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира (отказ от концепции Птоломея), изменяется отношение между наукой и обществом, наукой и философией. Успехи науки (особенно астрономии) оказали свое влияние на философию - она все более начинает принимать образ науки. Одним из первых на этот путь вступил Ф.Бэкон. Он пересмотрел всю историю науки и обнаружил очень слабое ее влияние на повседневную жизнь. «Наука должна и может изменить условия человеческой жизни», - заявляет Бэкон. « Это - инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса». После этих слов становится понятным, что Бэкон хочет построить философию по канонам науки. Раз наука обратилась к поиску знаний, способных решить повседневные задачи, то и философия замышляется им как метод получения практически знаний. Таким методом становится индукция. Соответственно, его философия открывает эмпирическое направление. Однако было бы ошибкой считать, что Бэкон всего лишь сориентировал философию на разработку методов научного познания. Замысел его носит более фундаментальный характер. Он пытается вдохнуть новую жизнь в метафизическую традицию античных мыслителей. Его индукция призвана познать все множество (конечное!) сущностей (форм). Он следует установке Платона и Аристотеля, что предметом философии являются вечные и неизменные сущности. Им Бэкон придает сверхнаучный характер, ибо в его классификации наук особое место занимает практическая магия. Вместе с тем он порывает с платоново-аристотелевской традицией отрывать сущности от их субстрата. Бэкон берет в неразрывном единстве сущность (форму) с самим предметом или явлением (натурами). Правда, для этого он жертвует целевой причиной , что сужает область философии. Напрашивается вывод, что Бэкон закладывает основы эпистемного (научного) образа философии. Из любомудрствования она превращается в методологию научного познания.

В том же духе понимал философию Р.Декарт - основатель рационализма философии Нового времени. Он внес несомненный вклад в разработку проблемы конструктивных способностей человеческого ума. Без его врожденных идей трудно представить появление кантовского априоризма. Примирение декартовского дуализма посредством Бога позволило по-новому взглянуть на соотношение мира идей и мира вещей.

Последующее преодоление декартовского дуализма пантеизмом Б. Спинозы привело к отождествлению Абсолюта с субстанцией. Обозначилась возможность найти ответы на все мучащие философов вопросы и открыть все тайны бытия посредством постижения субстанции (Бога-природы). Казалось еще одно усилие и воплотится в жизнь мечта Бэкона о победе всесильной науки. К тому же французские просветители объявили образование своеобразным архимедовым рычагом преобразования социальных порядков.

Однако не все столь безоблачно было в эпистемном царстве философии. Дж.Беркли воспользовавшись успехами науки в области физиологии и психологии неожиданно поставил философию на грань катастрофы. Перспектива превращения всех знаний в комплекс ощущений грозила такой субъективацией картины мира (солипсизмом), которая даже софистам не снилась. Мыслители стали осознавать, что сведение философии до роли только научной методологии может породить иллюзию неограниченных возможностей науки. Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание И.Кант. Основной труд И.Канта «Критика чистого разума» направлен на выявление границ науки. Наука имеет дело с опытом, который оформляется благодаря априорным формам чувственности. Сам по себе чувственные данные слепы. Чтобы чувственные данные стали знаниями, они должны соединиться с априорными категориями рассудка. Сами по себе эти категории пусты, поэтому их нельзя рассматривать на манер декартовских врожденных идей. Сфера науки, по Канту, - это область деятельности рассудка. Однако есть еще человеческий разум. Разум поставляет принципы (стремление к целокупности знания) и идеи (понятия, которым в созерцании не может быть представлен никакой предмет). Разум рождает идеи свободы, души, Бога. Попытка определить реальность этих идей средствами науки приводит к антиномиям. По всем законам логики противоречие - свидетельство ложности утверждения и оно должно быть изгнано из научного оборота. Изгнать то можно, но эти идеи являются не пустыми фикциями, а выражают важнейшие моменты человеческого существования. В этой ситуации Кант находит остроумный выход - переводит решение проблемы в область практического разума. Есть такие проблемы, заявляет Кант, которые неподвластны логике науки и могут быть разрешены лишь в сфере нравственности. Именно в области морали обретают истинностное выражение идеи свободы, бессмертия души и божественного существования. Несмотря на весь агностицизм Канта, нельзя отрицать, что он пытается оспорить правомерность сведения философии к науке, («...мы не можем признать, что метафизика как наука действительно существует») так как многие мировоззренческие проблемы не могут быть разрешены средствами науки. И хотя нередко Канта причисляют к родоначальникам позитивизма, в действительности он остро почувствовал ущербность эпистемного образа философии.

Иной подход к философии у Гегеля. Он согласен с Кантом, что существующая метафизика не может претендовать на научный характер. Нужно совершенно иная философия, которая бы сняла недостатки предшествующей метафизики. Основной из них, по Гегелю, заключается в том, что прежняя метафизика искала конечные сущности, вечные определенности мысли. Это всего лишь проявление рассудочного мышления. Рассудочное есть лишь первая сторона логического. Второй стороной логического является диалектическое или отрицательно-разумное. А третьей - спекулятивное или положительно-разумное. Так формулируется Гегелем диалектика как «имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицания самих себя». В свою очередь, «спекулятивное или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». Гегель стержнем своей философии считает логику. Сначала он эту логику представляет как стихию чистого мышления, затем отчуждает её в природу, а потом она уже шествует в стихии духа. Так оформляется гегелевский панлогизм. В конечном итоге самодвижение духа венчается философией, как «мыслящей себя идеей». Если прояснить смысл гегелевской философии, то она сводится к законченной системе теоретических определений, т. е. к науке.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое апейрон Анаксимандра?

  2. Что такое Логос Гераклита?

  3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

  4. Что понимали под числом пифагорейцы?

  5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

  6. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

  1. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?

  1. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

  2. Как Платон трактует учение о душе и познании?

  3. Что такое форма Аристотеля?

  4. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

  5. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

  6. Какие духовные и социальные предпосылки лежат в основе возникновения средневековой философии?

  7. Что такое патристика?

  8. Каким образом Ав.Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

  9. Какую роль Бог играет в философии Ав. Блаженного?

  10. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?

  11. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?

  12. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

  13. В чем различие между патристикой и схоластикой?

  14. Каким образом Фома Аквинский отделяет предмет теологии от предмета философии?

  15. Назовите доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

  16. Почему столь велико влияние томизма на современный католицизм?

  17. Какую роль сыграла наука в судьбе философии Нового времени?

  18. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона?

  19. Что понимал Бэкон под формами?

  20. Какой метод познания доминирует в философии Бэкона?

  21. В чем отличие и в чем сходство философии Бэкона и философии Аристотеля?

  22. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта?

  23. Какие правила метода Декарта Вы знаете?

  24. Каким образом Декарт приходит к дуализму?

  25. Какую роль играет Бог в философии Декарта?

  26. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма?

  27. В чем априоризм Канта?

  28. Каково различие рассудка и разума у Канта?

  29. В чем суть коперниковского переворота Канта в философии?

  30. Что такое феномен и ноумен в философии Канта?

  31. В чем причина возникновения антиномий?

  32. Каким образом в структуре практического разума разрешает Кант антиномии?

  33. Что такое абсолютная идея Гегеля?

  34. Что такое триада у Гегеля?

  35. Какова система философии Гегеля?

  36. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

  37. Как представлял себе Гегель исторический прогресс?

  38. В чем противоречие между системой и методом в философии Гегеля?

  39. В чем проявляется панлогизм философии Гегеля?

Тестовый материал

1. Кто считается первым античным диалектиком? а) Анаксимен; б) Пифагор; в) Сократ; г) Гераклит; д) Платон.

2. Для кого основным предметом философии стал человек? а) Фалеса; б) Гераклита; в) Платона; г) Парменида; д) Сократа.

3. Какое основное философское достижение Платона? а) учение об эйдосах; б) классификация наук; в) разработка индуктивного метода; г) концепция числовой гармонии мира; д) майевтика.

4. Что больше всего критиковал Аристотель в учении Платона? а) натурфилософские взгляды; б) учение о душе; в) учение об идеях; г) концепцию Мировой души.

5. Какая из причин не рассматривается в философии Аристотеля? а) материальная; б) целевая; в) формальная; г) идеальная; д) производящая

6. Какие два философских направления выделяют в средневековой философии? а) реформация; б) эллинизм; в) патристика; г) номинализм; д) схоластика.

7. Кого в средневековой философии относили к «реалистам»? а) тех, кто выступал за реалистическое отношение к действительности; б) тех, кто выступал против приукрашивания жизни; в) тех, кто признавал реальное существование универсалий; г) критиков богословия.

8. Кто из мыслителей эпохи Возрождения отдавал приоритет вере перед разумом? а) Э.Роттердамский; б) М.Монтень; в) Н.Макиавелли; г) М.Лютер; д) Т.Мор.

9. Каким из своих философских достижений наиболее знаменит Н.Кузанский? а) этическим учением; б) социальной философией; в) идеей о совпадении противоположностей; г) политическими идеями; д) эстетикой.

10. Укажите, что из перечисленного не относится к « идолам» Ф.Бэкона? а) пещеры; б) театра; в) рынка; г) семьи; д) рода.

11. Какой критерий истины у Р.Декарта? а) опыт; б) эксперимент; в) интуиция; г) откровение; д) чувственные данные.

12. Сколько субстанций в философии Б.Спинозы? а) две; б) множество; в) одна; г) три; д) четыре.

13. Кого из представителей французского Просвещения называли « белой вороной»? а) Вольтера; б) Руссо; в) Дидро; г) Гельвеция; д) Гольбаха.

14. Что Кант относил к априорным формам чувственности? а) ощущения; б) время; в) эмоции; г) восприятие; д) пространство.

15. Что из перечисленного входит в три части философской системы Гегеля? а) философия духа; б) философия свободы; в) логика; г) этика); д) философия природы.

16. Каков по Гегелю критерий общественного прогресса? а) развитие производительных сил; б) совершенствование морали; в) осознание понятия свободы; г) победа демократии; д) следование заповедям Христа

Сколько антиномий чистого разума у Канта? а) 5; б) 3; в) 7; г) 4; д) 2.

Рекомендуемая литература

Основная [1-7], дополнительная – [8-14; 17-18; 21-22; 28; 33;36; 41; 48; 50; 54; 57; 60, 62, 67, 70, 71, 75]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconУчебное пособие разработано в соответствие с программой дисциплины...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика». Учебное пособие также может...

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconКовнир В. Н. История экономики России. Учебное пособие
Борисов С. В. Основы философии : учеб пособие. Москва : Флинта, 2010. гриф. Гуревич П. С. Философская антропология : учеб пособие....

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconОстровский Э. В., История и философия науки. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Э. В.
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой по состоянию на 1 ноября 2013 г

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса по...
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconКнига для чтения по программе кандидатского минимума «История и философия...
Учебное пособие предназначено аспирантам и соискателям высших образовательных и научных учреждений, обучающихся по специальности...

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconИздательство Год Потребность 1 Зарембо Е. Г. Сварочное производство:...
Мойкин Д. А. Неразрушающий контроль в вагонном хозяйстве: учебное пособие. – Спб. – 87с

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2015 Рецензенты: Доктор философских...
Доктор философских наук, профессор кафедры «Философия, политология и социология» Петербургского государственного университета путей...

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconПланирование Учебное пособие удк 338. 242 (075. 8) Ббк 65. 9(2)30-2я73
Л 69 Логвинов С. А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. — М: инфра-м, 2001. — 348 с

Е. А. Трикило философия учебное пособие iconА. В. Непомнящий Рынок ценных бумаг Учебное пособие Москва 2008
Учебное пособие предназначено для студентов вузов специальностей «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и«Финансы...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную