Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет






НазваниеУчебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет
страница1/7
Дата публикации31.01.2015
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет

ТОМСК 2013
Учебно-методическое пособие включает развернутую программу по обществознанию, методические рекомендации по написанию ЕГЭ и экзамена по обществознанию в традиционной, письменной форме. Соответствует требованиям федерального образовательного стандарта по обществознанию.

Настоящее методическое пособие может быть использовано для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ, экзамену по обществознанию в традиционной, письменной форме, в форме ЕГЭ, ГИА, участию в олимпиадах различных уровней по обществознанию, экономике, правоведению. Пособие рекомендовано слушателям подготовительных курсов, а также тем, кто интересуется общественными науками.

Составители:
В. Н. Сыров – доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ, председатель предметных комиссий по обществознанию ТГУ и Томской области.
Е.В. Павлов – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ, заместитель председателя предметной комиссии по обществознанию ТГУ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Программа по обществознанию 3

2. Литература для подготовки к ЕГЭ и письменному экзамену 22

3. Вариант ЕГЭ по обществознанию 23

4. Рекомендации по написанию ЕГЭ по обществознанию 33

5. Вариант письменного экзамена по обществознанию 39

6. Рекомендации по решению заданий письменного экзамена 40

7. Критерии оценивания заданий письменного экзамена 41

ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Предмет и функции обществознания

1.1. Предмет и функции обществознания. Обществознание как учебная дисциплина, призванная познакомить учащихся с основами знаний об обществе и человеке. Понятие объекта и предмета изучения. Чем науки об обществе отличаются от наук о природе? Специфика объекта изучения обществознания. Общество в целом как объект обществознания. Специфика предмета изучения обществознания. Обществознание и история как дисциплины, изучающие общество в целом. Предмет обществознания - основные закономерности общественной жизни. Типы закономерностей: закономерности структуры, функционирования и изменений (развития) общественной жизни.

1.2. Функции обществознания: познавательная, мировоззренческая, практическая. Специфика познавательной функции: знания об обществе как цель и ценность. Обыденные и научные знания. Особенности научных знаний об обществе: всесторонность как преодоление односторонности обыденных знаний; целостная картина общественной жизни как преодоление неполноты обыденных знаний; специальные методы получения, обоснования и систематизации научного знания. Необходимость научных знаний об обществе и особенности современного общества.

Мировоззренческая функция обществознания. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: знания и ценности. Место знаний и ценностей в структуре мировоззрения: ценности как ориентиры, указывающие к чему человек должен стремиться; знания как указания на границы и возможности реализации ценностей. Роль знаний об обществе в определении и реализации публичных ценностей. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, рационалистическое (философия и наука).

Практическая функция обществознания. Знания как условие эффективности практических действий.
2. Человек в окружающем мире

2. 1. Понятие деятельности. Проблема специфики человеческого существования и ее значение для понимания основных свойств и особенностей человеческого бытия. Деятельность как характеристика специфики человеческого бытия и особый способ отношения к миру. Основные черты деятельности: преобразовательное отношение к миру или создание нового; целесообразный характер деятельности; деятельность как способ человеческого бытия или существования. Структура деятельности: субъект деятельности - объект деятельности - мотив - цель (образ, схема, модель желаемого предмета) - средства достижения поставленной цели (техника и технология) – результат - сравнение цели и результата.

Понятие поведения. Поведение как способ активности, построенный на приспосабливании (адаптации) к окружающей среде. Структура поведенческой активности: мотив - ключевой раздражитель – действие - результат. Специфика поведенческой активности: непосредственный характер связи с миром; зависимость от окружающей среды; стабильность, повторяемость окружающей среды. Человек как биосоциальное существо: черты, объединяющие человека и все остальные живые организмы, и черты, присущие только человеку.

Значение деятельности для человеческого существования. Деятельность как необходимое условие формирования и применения сознания. Структура сознания: целеполагание, самосознание, мышление. Сознательное и бессознательное: их соотношение. Связь сущностных черт сознания и деятельности. Деятельность как условие опосредованного характера связи человека с миром. Понятие искусственной среды («второй природы»). Деятельностное отношение как условие универсальности человеческого существования. Культура как основа формирования мотивов и целей человеческой активности. Искусственный характер человеческого существования. Человеческое бытие как результат творческой активности и его зависимость от усилий самих людей по созданию особых способов хранения, передачи и закрепления накопленных навыков выживания. Социальный (общественный) характер человеческого существования. Общество как решающее условие сохранения, передачи и закрепления специфических навыков человеческого выживания. Общество как особый способ взаимосвязи индивидов.

Виды человеческого отношения к миру. Труд, общение, игра, творчество как виды человеческой активности и условия самореализации. Цель и смысл жизни человека. Потребности и интересы человека.

Признаки труда: усилие, напряженность; ориентированность на результат; вынужденный характер труда в связи с ролью труда как условия человеческого выживания; преобразовательный характер труда. Отчуждение как состояние, при котором продукты человеческой деятельности и сама деятельность воспринимаются людьми как нечто враждебное и навязанное им.

Общение как вид человеческой активности. Виды общения. Общение как средство и как цель человеческих действий.

Игра как вид человеческой активности. Признаки игры: произвольность или свобода выбора в осуществлении действий; ориентированность на процесс, а не результат; символический характер действий. Значение игры в человеческом существовании: свобода и отсутствие принуждения как условие формирования удовлетворенности человеческим существованием.

Творчество как вид человеческой активности. Признаки творчества: создание нового; ориентированность на результат в отличие от игры, удовлетворенность от результата как отличие от труда. Виды творчества: творчество как создание уникального, неповторимого предмета и творчество как открытие, т.е. сделанное впервые. Значение творчества в человеческом существовании: творчество как синтез природного и социального, как условие самореализации.

2.2. Свобода - ведущая характеристика человеческого существования. Свобода как независимость от внешнего воздействия в лице сил природы или воли других людей. Признаки свободы: целесообразность и осознанность действий; рациональность действий; возможность выбора; творческая активность.

Свобода и ответственность. Ответственность как отношение к последствиям собственных действий. Связь свободы и человеческой деятельности. Типы культуры и их влияние на отношение к свободе. Формирование современного общества и создание концепции естественных (неотчуждаемых, неотъемлемых) прав человека. «Всеобщая декларация прав человека» (принята ООН 10.12.1948) как основной документ, определяющий универсальные права и свободы человека. Международные документы о правах человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативный протокол к этому пакту, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Конституция РФ 1993 г. о правах и свободах. Типы прав и свобод: гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные. Система судебной защиты прав человека: право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод.

Индивид, индивидуальность, личность. Понятие индивида как характеристики отдельной особи или отдельного существования. Понятие индивидуальности как способности и желания быть автономным и своеобразным. Индивидуальность как проявление свободы. Границы проявления индивидуальности и общественный интерес. Человек и общество. Понятие личности как способности и желания проявлять творческую активность в направлении сознательного укрепления и развития общественных отношений. Общественно-исторические условия формирования индивидуальности и личности.

2.3. Исторический характер человеческого существования. Понятие историчности человеческого существования как существования в рамках прошлого, настоящего и будущего. История как многобразие форм социальной жизни во времени и пространстве. Причины существования истории: деятельность как условие возникновения истории. Значение исторического опыта для человеческого существования.

Типы общественной жизни и специфика отношения к истории. Цикличность восприятия мира в древних культурах. Концепции прогресса в индустриальных западноевропейских обществах в 19 - первой половине 20 вв. Критерии прогресса. Современные представления о характере исторического процесса: открытость и многовариантность будущего.
3. Общество: основные черты общественной жизни

3.1. Общество как особый способ взаимосвязей между людьми. Основные черты, отличающие общество от других типов объединений людей: совокупность устойчивых отношений и связей между людьми и группами; социальные нормы как регулятор взаимоотношений; создание социальных институтов как условия легитимации общественных отношений; системность. Разделение деятельности как условие формирования общественных отношений.

Понятие социальных институтов. Социальные институты как совокупность относительно устойчивых и долговременных отношений между людьми (или группами), которые предназначены выполнять в обществе определенные функции, регулируются определенными социальными нормами и носят легитимный характер. Признаки социальных институтов: наличие идеологии, создание социальных норм, призванных регулировать отношения людей рамках того или иного института, ритуализация поведения, символические культурные признаки.

Типы социальных институтов: институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью.

Создание и развитие системы социальных институтов как условие формирования общества. Социальные институты как посредники во взаимоотношениях индивида и общества. Функции социальных институтов: коммуникативная функция как обеспечение взаимодействий людей друг с другом через создание и закрепление стандартов поведения (статусов и ролей); интегративная функция как выработка способов вовлечения индивида в общественную жизнь; функция трансляции как закрепление и воспроизводство общественных отношений.

Системное строение общества. Основные сферы общественной жизни: хозяйственная жизнь (производство); социальные отношения; отношения власти и управления; духовная жизнь. Взаимосвязь и взаимозависимость сфер общественной жизни. Особенности человеческой деятельности как условие формирования основных сфер общественной жизни и их взаимосвязи и взаимозависимости.

3.2. Способы регуляции общественных отношений. Понятие социальных норм. Особенности социальных норм: искусственность, предписывающий характер, многообразие форм проявления (обряды, ритуалы, традиции, мораль, право, этикет). Разделение видов деятельности как причина создания социальных норм. Основные функции социальных норм: предоставление моделей или стандартов поведения в обществе, обеспечение предсказуемости поведения людей, достижение взаимопонимания и взаимосогласованности человеческих действий.

Понятие социального контроля как совокупности санкций (вознаграждений и наказаний) за исполнение или неисполнение социальных норм. Виды контроля: формальный (позитивный и негативный) и неформальный (позитивный и негативный). Общественное мнение или групповое давление как условие осуществления неформального контроля. Государство как условие и основной институт осуществления формального контроля.

3.3. Понятие культуры. Общество и культура. Понятие культуры. Основные черты культуры: искусственность продуктов культуры; культура как совокупность ценностей, призванных направлять человеческую активность во всех сферах общественной и личной жизни; исторический характер культурных ценностей. Структура культурных ценностей: идеалы и нормы. Традиции и новации. Новации как ориентация на будущее, на изменения, новизну и оригинальность. Понятие модерна и модернизации. Понятие традиции. Традиция как совокупность знаний и ценностей, унаследованных от прошлого, которыми пользуются и которым доверяют. Традиция как совокупность знаний и ценностей, которые утратили авторство, носят неписанный характер и являются результатом практического опыта. Традиция как подозрительное, враждебное, отрицательное отношение к новациям, изменениям, преобразованиям (консерватизм). Ценности публичные (общественные) и приватные (личные). Культура и общество.

Типы культурных ценностей. Особенности современной культуры: полистилизм (многообразие культурных форм в одном обществе). Понятие субкультуры и контркультуры. Понятие народной, массовой и элитарной культуры. Специфика народной культуры: анонимность, неписанный характер, связь с традицией и религией, основное условие сохранения национального и культурного своеобразия. Основные черты массовой культуры: стереотипность, тиражированность, простота и доступность содержания, ориентация на широкого потребителя, непосредственность воздействия, компенсаторно-развлекательная функция. Особенности элитарной культуры: ориентация на новаторство, экспериментаторство с формой и содержанием, узкий круг ценителей, обладание художественным вкусом, многозначность содержания культурной продукции.
4. Этапы общественного развития и типы общественного устройства

4. 1. Принципы выделения основных типов общественного устройства. Многообразие способов классификации обществ. Культуры и цивилизации как типы и этапы общественной жизни. Концепция общественно-экономических формаций (марксизм): первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества как основные типы и этапы общественной жизни. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества как основные альтернативы современного общественного развития.

4. 2. Традиционные общества. Традиционализм - отрицательное, подозрительное, недоверчивое отношение к новизне, изменениям, преобразованиям как принцип, определяющий все основные стороны общественной и личной жизни.

4.2.1. Хозяйственная жизнь традиционных обществ.

Основные черты хозяйственной жизни. Инструментальный или орудийный характер техники. Преобладание простого воспроизводства. Тенденция к замкнутости и самодостаточности традиционного хозяйства – натуральное хозяйство. Основные типы хозяйства: присваивающее (собирательство, охота, рыболовство) и производящее (скотоводство, земледелие, ремесло).

Возникновение цивилизаций: усложнение разделения труда, разделение на город и деревню, развитие отношений обмена. Город традиционных обществ как административный, торговый и ремесленный центр. Аграрные общества – сельское хозяйство как основа существования традиционных обществ.

Основные черты ведения традиционного хозяйства: отсутствие ориентации на рост производства, предпринимательскую активность, получение прибыли. Особенности отношений обмена и их место в системе традиционного хозяйства.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconПособие по истории россии для поступающих в Томский Государственный университет Томск 2013
Пособие по Истории России составлено на основе примерной программы, разработанной Министерством образования и науки РФ

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconНациональный исследовательский томский государственный университет
Япония: события, цифры, факты – информационный бюллетень №1: осень-зима 2013-2014 гг. Томск: Томский государственный университет

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconИнституциональная экономика-1 учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов по экономическим направлениям

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconПрограмма по географии для поступающих в Томский государственный университет Томск 2013
Программа по географии составлена на основе примерной программы, разработанной Министерством образования РФ

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconУчебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования специальности...

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной курсовой работы Красноярск
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет iconУчебно-методическое пособие
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную