4. Философия XVII-XVIII веков






Скачать 290.09 Kb.
Название4. Философия XVII-XVIII веков
страница1/3
Дата публикации30.05.2015
Размер290.09 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 4. Философия XVII-XVIII веков

Философия Нового времени формировалась в условиях, когда в Европе происходит становление классического капитализма. Развитие новой общественной формации поставило перед наукой и техникой новые задачи, выдвинуло своеобразный социальный заказ. Теперь от ученых ждали не рассуждений о боге и божественной благодати, а научных исследований и технических разработок, которые позволяли бы развивать промышленное производство, наращивать капитал и побеждать в конкурентной борьбе. Поэтому первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, техники и материального производства. Вторая задача философии нового времени — разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом. Формирование классического капитализма требовало создания законченной буржуазной идеологии, новой системы ценностей, определяющей отношения человека к природе, религии, другим людям, общественным организациям и учреждениям.

Крупнейшими философами нового времени стали англичане Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, французы Р. Декарт, Д. Дидро, П.-А. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, голландский мыслитель Б. Спиноза. В конце периода появлялись крупнейшая философская школа в Германии. Однако ее представителей (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха) мы по сложившейся традиции рассмотрим отдельно, в особой главе, посвященной немецкой классической философии.

Английский ученый и общественный деятель, лорд-канцлер Великобритании Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) считается родоначальником английского материализма нового времени. Вместе с Николаем Коперником, Галилео Галилеем (1564 — 1642) и Иоганном Кеплером (1571 — 1630) он стал одним из создателей науки нового времени, теоретически обосновал экспериментальный метод познания. Бэкона называют также предвестником промышленной революции. Главная идея его учения — необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. Ему принадлежит знаменитый лозунг науки нового времени: «Знание — сила».

Несмотря на религиозные идеи, имеющиеся в его трудах, Бэкон направляет все силы на создание нового, материалистического представления о природе и о процессе познания. Для защиты права науки на самостоятельное исследование философ принимает религиозную теорию двойственности истины, то есть разделения ее на религиозную и научную. Наука не должна вмешиваться в сферу компетенции религии, но и последняя в свою очередь тоже не должна мешать научному исследованию.

В области онтологии (учения о бытии) Бэкон сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей. Он полемизировал со старым религиозно-идеалистическим пониманием материи как пассивного вещества, которое может привести в движение только внешняя сила (форма, божественный разум, идеи Платона и т. п.). «Первую материю, — читаем в работе „О началах и истоках...“, — следует вообще рассматривать как неразрывно связанную с первой формой и с первым началом движения эта первая материя, равно как и свойственные ей сила и действие, не могут иметь никакой естественной причины (бога мы всегда исключаем), ибо до нее ничего не было». Бэкон перечисляет 19 видов движения, к которым относятся, например, антипатия, возбуждение, впечатление, колебание, инерция и т. п. 

Основной труд Бэкона — неоконченная работа «Великое восстановление наук». Самая известная ее часть — трактат «Новый Органон» — содержит наиболее важные мысли философа о задачах человеческого познания.

Бэкон считает, что для возрождения и развития науки следует прежде всего очистить разум от заблуждений, накопившихся в нем за долгие годы средневековья. Эти заблуждения он называет идолами, или призраками, человеческого разума. Учение об идолах разума раскрывает глубокие гносеологические и социальные механизмы возникновения заблуждений и в основном сохраняет свое значение для современной науки.

Бэкон выделяет четыре вида идолов (призраков) разума:

  1. Идолы рода;

  2. Идолы пещеры;

  3. Идолы площади;

  4. Идолы театра.

  • Идолы рода «находят основание в самой природе человека». Это заблуждения, порожденные несовершенством органов чувств всех людей (всего человеческого рода) и ограниченностью человеческого ума. «Ум человека, — пишет Бэкон, — уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Английский материалист ставит проблему искажения картины мира в человеческом познании. Это искажение является неизбежным вследствие несовершенства и ограниченности последнего. Этот вопрос подробно обсуждался в философии несколько позже — в XVIII веке в учениях Беркли, Юма и в критической философии Канта. Проблема достоверности научного познания и сейчас остается одной из главных в философии.

  • Идолы пещеры «происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей», — пишет Бэкон. Здесь он использует знаменитый образ пещеры, введенный в гносеологию Платоном: у каждого отдельного человека как бы своя пещера, из которой он смотрит на мир, свой опыт, свои заблуждения и пристрастия. Поэтому каждый совершает в процессе познания свои собственные, только ему присущие ошибки, имеет собственные заблуждения. Например, «одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне. Но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми».

  • Идолы площади — это заблуждения, возникающие в разуме вместе со словами и именами. Они порождены формами общения между людьми, прежде всего неправильно образованными понятиями и неверным употреблением слов. Это могут быть «имена несуществующих вещей, которые проистекают из пустых и ложных теорий», например: «судьба», «перводвигатель», «круги планет». В наше время к идолам площади можно было бы отнести явление, которое в русском языке называется «навешиванием ярлыков»: дав человеку или событию искаженную характеристику, мы в результате некого «гипноза слов» начинаем воспринимать его предвзято. Идолы площади проявляются также в образовании неправильных научных абстракций.

  • Идолы театра возникают из догматов философии и неправильных научных теорий. Ошибочные теории, сменяющие друг другу, подобны театральным представлениям: «Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Этот род идолов включает в себя ошибочные научные взгляды, «которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Для того, чтобы очистить мышление от идолов, необходимо исходить только из опыта, непосредственного изучения природы. Бэкон полагал, что это можно сделать с помощью эмпирического метода научного исследования, главными путями осуществления которого являются наблюдения, эксперименты и индукция.

Фрэнсис Бэкон — создатель философского направления, получившего название «эмпиризм». Эмпиризм — это подход в теории познания, считающий единственным источником научных знаний чувственный опыт. Эмпирики полагают, что познание начинается с накопления научных фактов через наблюдения и эксперименты. Затем происходит их обобщение посредством индукции, раскрытие общих законов изучаемых явлений (их Бэкон называет «аксиомами») и, наконец, объяснение на основе аксиом новых фактов. Рассмотрим этот путь познания подробнее.

Итак, важнейшая составная часть эмпирического метода — накопление научных фактов. Оно осуществляется путем постановки экспериментов (опытов). Именно опыты позволяют понять природу глубже, чем простые наблюдения за совершившимися в ней событиями. Наблюдения происходят без вмешательства наблюдателя в изучаемые явления, а эксперимент обязательно предполагает такое вмешательство, варьирование условий протекания изучаемых процессов. Бэкон выделил два типа экспериментов. «Плодоносные» опыты позволяют получать результаты, имеющие непосредственную практическую значимость, допускающие прямое внедрение. «Светоносные» опыты не дают непосредственного сиюминутного практического результата, но углубляют наши теоретические представления об изучаемых явлениях. Наука получает все знания из опытов и на основе опыта. С точки зрения Бэкона, никаких других источников познания — врожденных идей, божественного откровения и т. п. — вообще не существует.

Дальнейшая обработка добытых наукой фактов происходит путем составления особых систематизирующих эти факты перечней — так называемых таблиц присутствия, таблиц отсутствия и таблиц степеней. В качестве примера философ рассматривает изучение явления теплоты. Чтобы его понять, необходимо составить таблицу присутствия — перечень случаев, когда теплота возникает, и таблицу отсутствия — перечень случаев, когда возникновения теплоты не наблюдается. Затем составляется таблица степеней, в которой отмечаются все случаи, в которых данное явление выражено с большей или меньшей интенсивностью. В примере с теплотой следует обратить внимание на изменение тепла в одном и том же теле в разных средах или при разных условиях.

Обобщение научных фактов происходит путем индукции — движения мысли от единичного к общему. Противоположный ей метод познания — дедукция — несколько недооценивался английским мыслителем. Дедукцией называется движение познания от общего к единичному (или особенному): зная закон, мы можем предсказать его проявление в частных, конкретных случаях. Бэкон представлял себе процесс познания как некую индуктивную машину: обобщение научных фактов позволяет выявить простые эмпирические законы, а их дальнейшее обобщение дает возможность сформулировать более глубокие и общие законы природы. Эти законы проверяются на опыте и становятся основой для объяснения новых событий.

По современным представлениям процесс познания выглядит значительно сложнее. Сформулировать законы и научные теории путем простого «обобщения» фактов, как пытался доказать Бэкон, невозможно — необходимо еще творческое воображение, научная догадка, позволяющая поставить проблему и предложить новый принцип объяснения фактов. Способы объяснения фактов, предложенные, например, И. Ньютоном, Д. И. Менделеевым, А. Эйнштейном невозможно автоматически «вывести» из эмпирического материала, то есть набора научных фактов. Умение интуитивно нащупать некий принцип объяснения, лежащий в основе новой теории, и на практике показать его истинность — самая сложная задача познания, которую решают только крупные ученые, создатели новых научных теорий.

Учение Фрэнсиса Бэкона восстановило материалистическую традицию в английской философии. Наиболее крупным последователем Бэкона и систематизатором его идей стал философ-материалист и политический деятель Томас Гоббс (1588 — 1679).

Гоббс считается философом, создавшим первую в истории науки законченную систему механистического материализма. Его материализм принял форму, соответствующую требованиям механистического естествознания XVII века со всеми его достижениями и ограниченностями. Идеальными образцами научного мышления этого времени считаются евклидова геометрия и только что созданная классическая механика, так как только эти науки успели достичь зрелости и были способны описывать и предсказывать на основе простых законов механическое движение как земных, так и небесных объектов. Природа представлялась Гоббсу совокупностью протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. В отличие от Бэкона Гоббс сводит все формы движения к самой простой — механической.

Т. Гоббс является одним из создателей буржуазной теории общества и государства. В его работах начинает формироваться теория общественного договора, ставшая популярной в XVIII веке у французских просветителей. Согласно этой теории государство не создано богом, как считали в Средние века, а является человеческим установлением, «искусственным телом». В работе «Левиафан» философ даже проводит параллели между строением человеческого тела и государством, которое подобно телу, также имеет различные части и органы. Люди в своем первоначальном состоянии жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». Затем они заключили между собой «общественный договор» — создали государство. Государство создается в целях поддержания всеобщего мира и обеспечения безопасности каждого гражданина. В результате общественного договора граждане передали часть своих прав государю (или государственным органам) и тем самым добровольно ограничилит свою свободу. Государь стал исполнять функцию охраны всеобщего мира и благоденствия. Высший закон государства — благо народа. Главной задачей «естественного права», созданного общественным договором, является забота о мире. Подчеркивание роли мощного государства делает Гоббса одним из первых теоретиков буржуазной диктатуры. Однако наиболее совершенной формой государственной власти философ считал монархию.

В философии XVII века наряду с эмпиризмом возникало другое, противоположное ему направление — рационализм. Создателем рационализма считается великий французский ученый Рене Декарт (1596 — 1650). Ему принадлежат, например, исследования в области механики и оптики. В геометрии именно он предложил прямоугольную (или декартову) систему координат, которая широко используется современной наукой. Наиболее известные философские труды Декарта — «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе» и «Первоначала философии».

Рене Декарт является классическим представителем дуализма. Его философия природы — полностью материалистическое учение. «В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания», — отмечал К. Маркс. Однако Декарт считал, что человеческое мышление невозможно объяснить законами механики. Это свидетельствует о том, что в основе мира лежит не только материальная, но и вторая, духовная, субстанция. Мир двойственен, дуален, он имеет не одну, а две независимые друг от другу основы — материю и дух. Декарт выделял главные свойства материи и духа — их атрибуты. Главным свойством (атрибутом) материи является протяженность, а атрибутом духа — мышление.

Дуализм Декарта можно считать результатом как неразвитости науки XVII века, так и его исследовательской добросовестности. Мыслитель прямо признавал, что не может объяснить весь мир из материального начала и констатировал существование второй основы мира, не сводимой к материи. Только наука XIX — XX веков смогла в основном преодолеть это затруднение.

Как и Бэкон, Декарт выступил с глубокой критикой схоластики и теологии. Однако Бэкон считал, что новая наука должна преодолеть средневековые предрассудки путем обращения к опыту, к экспериментам. Декарт же предлагает сделать это другим способом — опираясь на внутренний свет человеческого разума. Такой подход получил название «рационализма» (от ratio — разум).

Концепция рационализма включает в себя представление о разуме (то есть абстрактном, логическом мышлении) как высшем способе постижения истины. Первая фундаментальная идея декартовского рационализма — это идея всемогущества и непогрешимости разума. Центральное положение в его рационалистической системе знания занимал методологический прием сомнения. Чтобы избавиться от заблуждений и предрассудков, надо подвергнуть сомнению, пересмотреть все накопленные знания. Прием сомнения в свою очередь опирался на самое достоверное положение, которое, безусловно, является истинным. Таким абсолютно достоверным положением, согласно Декарту, следует считать высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito, ergo sum). Философ так обосновывал свою мысль: «Отбросив все то, относительно чего мы можем каким-то образом сомневаться, и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что никакого Бога нет и нет ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела; однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, думающие таким образом, были ничем: ведь полагать, что мыслящая вещь в то же самое время, как она мыслит, не существует, будет явно противоречивым. А посему положение я мыслю, следовательно, я существую — первичное и достовернейшее из всех, какие могут представляться кому-либо в ходе философствования». Все человеческое знание должно быть построено на таких самоочевидных положениях.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Философия XVII-XVIII веков iconРоссия на рубеже XVIII xix веков
Цели и задачи урока: выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков

4. Философия XVII-XVIII веков iconПрограмма курса История мировых цивилизаций для студентов специальности «туризм»
Общая характеристика сельскохозяйственного производства. Крепостное право Восточной Европы. Формирование капиталистических отношений...

4. Философия XVII-XVIII веков iconК истории зарождения туризма в россии в конце xvii-начале XVIII веков
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы зарождения новых видов туризма в России благодаря деятельности Петра I, показана взаимосвязь...

4. Философия XVII-XVIII веков iconПчелов Е. В. Программа курса История России с древнейших времен до...
...

4. Философия XVII-XVIII веков iconРабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история
Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена...

4. Философия XVII-XVIII веков iconУтверждена
Составлена на основе авторских программ: Cахаров А. Н “История России XVII-XVIII в” и Ванюшкин

4. Философия XVII-XVIII веков iconБ. Консерватизм. Неоконсерватизм
...

4. Философия XVII-XVIII веков iconРоссия в первой четверти XVIII века. Реформы Петра I восстановительный...
Восстановительный процесс после Смуты завершился к середине XVII века. Территория России расширяется за счет включения новых земель....

4. Философия XVII-XVIII веков icon1. Русь древняя и средневековая (V – рубеж xvi–xvii веков)
Восточные славяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, жизнь, быт, верования, основные хозяйственные...

4. Философия XVII-XVIII веков iconКалмыцкое ханство в составе россии: проблемы политических взаимоотношений
Охватывают XVII xviii вв. (до 1771 г.), что позволяет достаточно четко выделить основные тенденции и закономерности русско-калмыцких...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную