Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень)






Скачать 410.57 Kb.
НазваниеПрограмма среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень)
страница1/4
Дата публикации13.02.2015
Размер410.57 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для учащихся 10-11 классов

по «Основам экономики и предпринимательства»

(профильный уровень)

(Составители - Е.Е. Кампеева, Финансово-экономический институт ЯГУ,

Т.Г. Хаптанова, к.п.и., Центр делового личностного развития)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа

Предлагаемая программа по «Основам экономики и предпринимательства» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089, поэтапный период ввода которого завершается в 2010 г.

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения средней общеобразовательной школы.

Цель данной программы - оказать учителям информационную и научно-методическую помощь при формировании учебного плана в условиях поэтапного введения Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312. Актуальность программы определена прежде всего тем, что предмет «Экономика» впервые включена в ФБУП как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

Программа способствует внедрению дуального образования, предполагающего синтез теории и практики, активное социальное партнерство между властными структурами всех уровней, образовательными учреждениями и малым и средним бизнесом.

Структура документа

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки учащихся и рекомендуемую литературу. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

1


  • основные концепции экономики;

  • микроэкономика;

  • макроэкономика и международная экономика;

  • прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере, что способствует внедрению дуального образования.

Цели

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России и республики для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, из которых 10 - 15 % приходится на региональную компоненту программы. Рекомендуется изучать «Основы экономики и предпринимательства» в X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю. Учитывая то, что в реальной школьной жизни полноценно учебными являются 32-34 недели, некоторые темы и разделы программы возможно обучать, используя часы, отводимые на элективные курсы по выбору. Возможен выбор тренингов или упражнений из предложенных в программе. Кроме того, программа предполагает проведение деловых игр, необходимых для контроля и закрепления полученных знаний у учащихся. Проведение игр возможно во внеучебное время в воспитательной деятельности общеобразовательной школы в виде большой экономической игры.

2

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-тематический план для 10-го класса

п/п

Название Модуля и темы

Количество учебных часов




1 Модуль. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ

11

1.

Введение в экономику

2

2.

Альтернативная стоимость и факторы производства

3

3.

Специализация, обмен, абсолютные и сравнительные преимущества

4

4.

Экономические системы и понятие собственности

2




2 Модуль. МИКРОЭКОНОМИКА

38




Раздел I. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

8

5.

Спрос

4

6.

Предложение

2

7.

Рыночное равновесие

2




Раздел II. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

8

8.

Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль

3

9.

Теория производства

5




Раздел III. ОТРАСЛЬ. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ

10

10.

Совершенная конкуренция

3

11.

Монополия

3

12.

Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство

4




Раздел IV. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

6

13.

Рынок труда

3

14.

Рынок капитала и земли

3




Раздел V. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

6

15.

Общественные блага

2

16.

Внешние эффекты

2

17.

Распределение доходов

2




3 Модуль. МАКРОЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

46




Раздел I. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

11

18.

Предмет и особенности макроэкономического анализа

1

19.

Макроэкономические показатели

4

20.

Совокупный спрос и совокупное предложение

3

21.

Деньги и банки

3




Раздел П. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

10

22.

Инфляция

3

23.

Безработица

3

24.

Экономический рост и развитие

3

25.

Экономические циклы

1




Всего

70 часов

з

Учебно-тематический план для 11-го класса

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 часов)




п/п

Название Модуля и темы

Количество учебных часов




3 Модуль. МАКРОЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА.







Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

7

26.

Денежная политика

3

27.

Функции и виды налогов

2

28.

Финансовая политика

2




Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

10

29.

Международная торговля.

4

30.

Международные финансы.

4

31.

Глобальные экономические проблемы.

2




Раздел V. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

8

32.

Становление рыночной экономики в современной России

4

33.

Современная российская экономика

4




4 модуль. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

45




Раздел I. СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА

12

34.

Рациональный потребитель

4

35.

Доходы и расходы потребителей

3

36.

Сбережения и кредит

3

37.

Семейная экономика в PC (Я)

2




Раздел II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

33




11.1. Психологические основы предпринимательства.

10

38.

Психологическая характеристика предпринимателя

4

39.

Цель - залог успеха в бизнесе.

4

40.

Основы самоменеджмента.

2

41.




2




П.2. Предпринимательство.

16

42.

Предпринимательство и коммерция.

2

43.

Малый и средний бизнес.

2

44.

Менеджмент.

4

45.

Маркетинг.

4

46.

Бизнес - план.

4




Раздел III. Финансы предпринимательства.

7

47.

Финансирование бизнеса. Ценные бумаги.

4 1

48. 49.

Учет. Всего

2 70 часов

10 класс (70 часов) 1 Модуль. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ (11 часов)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconРабочая программа по обществознанию для учащихся 11 «А» класса (профильный...
«А» класса (профильный уровень) разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconРабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями...
Профильный уровень, с использованием рекомендаций авторской программы «Экономика. Основы экономической теории» для 10-11 классов...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconПояснительная записка к рабочей программе по экономике 10 класс. Профильный уровень
Федерального Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по Экономике среднего (полного)...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconПояснительная записка к рабочей программе по экономике 10 класс. Профильный уровень
Федерального Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по Экономике среднего (полного)...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconРабочая программа по экономике для 10, 11 классов на 2013-2014 учебный год
Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) и авторской программы С. И. Иванова,...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена для 10 класса...
Примерной программой среднего (общего) образования по истории (профильный уровень) и Примерной программы по истории (профильный уровень)...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconПрограмма по экономике составлена на основе Федерального компонента...
Программа предназначена для учащихся 10-х-11-х классах, изучающий курсы экономики

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconРабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов...
...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconПояснительная записка рабочая программа для 10 11 классов составлена...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...

Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11 классов по «Основам экономики и предпринимательства» (профильный уровень) iconРабочая программа по экономике для 11 классов составлена на основе...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную