Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза






НазваниеПояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза
страница1/6
Дата публикации11.02.2015
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6




Приложение

к прогнозу социально-экономического Иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ОСНОВНЫМ ПАРАМЕТРАМ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Правовые основания разработки прогноза

Прогноз социально-экономического развития Иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – Прогноз) разработан с учетом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области от 23 июля 2008 года № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области», постановления Правительства Иркутской области от 29 декабря
2009 года № 383/162-пп «Об утверждении Положения о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Иркутской области», постановления Правительства Иркутской области от 3 августа 2012 года
№ 416-пп «Об утверждении Положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета, проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и порядке работы над документами и материалами, представляемыми в Законодательное Собрание Иркутской области одновременно с проектом областного бюджета».

Прогноз сформирован в соответствии материалами Министерства экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в составе:

- сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

- исходных условий для формирования вариантов развития экономики на период до 2017 года включительно;

- изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на период до 2017 года включительно;

- основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года включительно;

- индексов промышленного производства в 2014-2017 годах;

- товарной структуры экспорта России, товарной структуры импорта России;

- прогноза показателей инфляции и системы цен до 2017 года включительно, дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности;

методических рекомендаций к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее – Методические рекомендации).

Прогноз является основанием для оценки функционирования экономики и социальной сферы Иркутской области на среднесрочную перспективу
до 2017 года включительно.

Источники информации

Прогноз разработан на основании:

- сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации;

- данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее – Иркутскстат);

- экспертных оценок перспектив развития Иркутской области, представленных исполнительными органами государственной власти Иркутской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления в части перспектив развития муниципальных образований Иркутской области;

- информации о планах развития 97 крупных и средних предприятий Иркутской области.

Прогноз основных параметров социально-экономического развития Иркутской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработан с учетом изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития с применением индексов-дефляторов цен и инфляции, рекомендованных Министерством экономического развития Российской Федерации и скорректированных соответственно особенностям структуры экономики Иркутской области и фактически наблюдаемого отклонения от среднероссийских значений.

Факторы, учитываемые при разработке прогноза

Прогноз сформирован по двум вариантам, разработанным на основе единой гипотезы внешних условий, рекомендованной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Первый вариант исходит из менее благоприятного развития условий функционирования экономики и социальной сферы, базирующегося на сложившихся тенденциях в экономике. Данный вариант разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительской активности, низкой конкурентоспособности по отношению к импорту.

Второй вариант отражает умеренно-оптимистический характер развития с учетом полной реализации инвестиционных замыслов хозяйствующих субъектов, благоприятным изменением конъюнктуры мировых цен и активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2013-2017гг. в соответствии со сценарными условиями Минэкономразвития России


Факторы

2013

2014

2015

2016

2017

Внешние факторы

Мировые цены на нефть Urals, долл./барр.

107,9

104

100

100

100

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

342

351

318

296

292

Курс евро (среднегодовой), долл. США за евро

1,33

1,37

1,35

1,35

1,35

Внутренние факторы

Курс доллара (среднегодовой), руб. за долл. США

31,8

35,5

37

38

38,8

Электроэнергия (отпущенная, %), рост цен на розничном рынке для всех категорий потребителей

108,8

106,2-107,0

106,5-107,9

106,9-109,1

105,7-107,0

Газ природный (оптовые цены) в среднем, в % для всех категорий потребителей

115,0

108,0

103,1

105,5

104,4
По сравнению с прошлогодними сценарными условиями Минэкономразвития России предполагается ускорение роста мировой экономики, связанное прежде всего с динамикой развитых стран. Ожидаемый уровень цены на нефть Urals в 2014 году повышен на 3 доллара, до 104 долларов США за баррель в результате сохранения высоких цен в первой половине текущего года. В 2015–2017 годах цена на нефть составит 100 долларов США за баррель, что соответствует предыдущей версии официального прогноза. В целом сохраняется вероятность того, что цена нефти в 2014 – 2015 годах может оказаться несколько выше, чем заложено в прогнозе, в результате геополитических рисков. Тем не менее в среднесрочной перспективе с большей вероятностью возобладают факторы, работающие на понижение цен на нефть. Основную роль в понижении цен может сыграть увеличение предложения нефти со стороны США, Ирана и Ирака, а также завершение цикла мягкой монетарной политики в ряде ключевых развитых стран, прежде всего США.

Используемый вариант сценарных условий также предусматривает опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках. Расширение источников поставки природного газа, в том числе с использованием технологий для добычи сланцевого газа в среднесрочной перспективе будет способствовать насыщению рынка и сдержанной ценовой динамике. При этом насыщение рынка газа и относительно сдержанный рост спроса формируют траекторию цен на газ, которая может постепенно понижаться относительно цены на нефть. Однако паритет цен по термальному коэффициенту будет ограничивать в среднесрочный период потенциал снижения цен на газ.

Разработка вариантов Прогноза основана на сочетании оценки текущего состояния развития и гипотез прогнозируемого изменения внешних и внутренних условий развития экономики и социальной сферы Российской Федерации и Иркутской области на период 2014-2017 годов.

Целесообразно для разработки бюджета принять первый вариант Прогноза.

Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе

Положительная динамика основных макроэкономических показателей в Иркутской области за 2013 год обусловлена, в том числе, активной региональной политикой, направленной на улучшение инвестиционного климата области, оказание поддержки стратегическим и социально-значимым отраслям.

В планах на среднесрочный период – продолжение развития нефтегазохимического кластера с перспективой создания крупных газохимических комплексов, оказание поддержки предприятиям глубокой переработки древесины, металлургии, фармацевтики, машиностроения, других отраслей.

Развитие инфраструктуры, в том числе ориентированной на перспективные инвестиционные проекты в области глубокой переработки сырья, станет основой для реализации замыслов в сфере экономического развития региона.

1. Показатели инфляции

Индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации и ее субъектах. ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода.

В соответствии с Методическими рекомендациями при прогнозировании индекса потребительских цен в Иркутской области использована обобщенная модель прогнозирования всех необходимых индексов-дефляторов региона. В модели в качестве основных факторов, определяющих уровень инфляции в регионе, взяты уровень инфляции по Российской Федерации в целом, а также отношение накопленного уровня инфляции по России к накопленной инфляции в регионе. Последнее отношение характеризует торможение или, наоборот, ускорение инфляционных процессов в регионе по сравнению с общим уровнем инфляции в стране. Предполагается, что регион не может в течение длительного времени противостоять общероссийским тенденциям, то есть накопленный уровень отклонений повлияет на рассчитываемый уровень инфляции.

Сравнительная динамика фактических значений ИПЦ
в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики




Отклонение показателя инфляции по сравнению с ранее утвержденным прогнозом вызвано в первую очередь изменением исходных условий, рекомендованных Министерством экономического развития Российской Федерации. В предыдущей версии сценарных условий Минэкономразвития России, используемых при разработке Прогноза социально-экономического развития Иркутской области на 2014 год и на период до 2016 года, одобренного распоряжением Правительства Иркутской области от 26 сентября 2013 года
№ 401-рп, прогнозировалось замедление инфляции в 2014 году до 5,3%.

Среднероссийский ИПЦ в соответствии со сценарными условиями Минэкономразвития России.





2013

2014

2015

2016

2017

Сценарные условия, разработанные в 2013 году

106,7

105,3

105,1

105,1

-

Сценарные условия, разработанные в 2014 году

106,8

106,7

105,1

104,7

104,4
Однако произошедшее в I квартале 2014 года ослабление рубля привело к существенному пересмотру прогноза обменного курса на 2014 год. Этот фактор может дополнительно повысить среднероссийскую инфляцию к концу 2014 года.

На рынке продовольственных товаров усиление темпа роста цен связано с высокой импортозависимостью многих социально-значимых товаров в стране (молочные продукты, мясо, фрукты, сахар-сырец, овощи и картофель в межсезонный период), при существенно снизившейся рентабельности продаж в 2013 году. В силу чего рост цен будет обусловлен увеличением стоимости импорта в меру его доли в конечной цене. Инфляция достигнет пика – 7,5–7,6% к середине 2014 года, после чего во втором полугодии ожидается замедление роста потребительских цен как под влиянием стабилизации курса рубля, так и пониженной против прошлогоднего уровня индексации коммунальных тарифов населения. Также инфляцию будут сдерживать рост процентных ставок и ожидаемое существенное замедление динамики потребительского спроса. В среднем за 2014 год рост потребительских цен в России ожидается на уровне 6,7%.

В то же время существуют риски более высокой инфляции как в связи с возможным возобновлением ослабления курса рубля, так и потенциальным повышением мировых цен на зерно (в том числе из-за падения украинского экспорта) и нарушением баланса спроса и предложения мясной продукции и сыров в случае резкого сокращения импорта.

Рынок непродовольственных товаров зависит от импорта еще в большей степени, чем продовольственный (доля импорта в товарообороте непродовольственных товаров в среднем по стране составляет более двух третей), однако потенциал роста цен здесь ниже. Это связано прежде всего с более высокой конкуренцией при достаточно сильных спросовых ограничениях.

По данной группе товаров ослабление рубля приведет к росту цен в основном на отдельные социально-значимые товары, а также на товары, реализуемые в условиях рынка олигополии (медикаменты, табачные изделия и др. товары), в том числе – возможно некоторое подорожание нефтепродуктов (ГСМ).

Учитывая фактически сложившее значение ИПЦ в Иркутской области за первое полугодие 2014 года (105,6%), а также накопленный уровень отклонений от среднероссийского уровня инфляции, в среднесрочной перспективе по первому варианту Прогноза ожидается превышение уровня инфляции над рекомендованной Министерством экономического развития Российской Федерации на 0,5-0,8 п.п.

С учетом Методических рекомендаций, индексы-дефляторы и прогнозные значения индексов цен производителей по видам экономической деятельности, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации, скорректированы по вариантам прогноза с учетом особенностей структуры экономики Иркутской области, в том числе экспортоориентированности ряда производственных отраслей.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconПояснительная записка к основным показателям прогноза социально-экономического...
Правительства Ярославской области от 09. 06. 2010 г. №410-п «о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ярославской...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconПояснительная записка к показателям прогноза социально- экономического...
«Кардымовский район» Смоленской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconКраткая характеристика вариантов прогноза
Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития российской федерации и предельные уровни цен (тарифов)...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconКраткая характеристика вариантов прогноза
Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития российской федерации и предельные уровни цен (тарифов)...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconПояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа
Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов увязаны с соответствующими показателям раздела «Труд и занятость» прогноза социально-экономического...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconПояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Рязанской...
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 февраля 2012 года №178н, постановления Министерства труда и занятости...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconПояснительная записка к Основным показателям Прогноза социально-экономического...
Федеральный закон от 28. 06. 2014 №172-фз «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconСценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического...
Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития российской федерации и предельные уровни цен (тарифов)...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза icon8437 прогноз
Приложение: таблица «Основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа — город Волжский Волгоградской...

Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития иркутской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов правовые основания разработки прогноза iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Российской Федерации от 11 июня 2014 года №13319-ее/Д14и и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную