Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2






Скачать 240.71 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Макроэкономика 2
Дата публикации09.02.2015
Размер240.71 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе
___________(проф. Елина Е.Г.)

"__" __________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины
Макроэкономика 2
Направление подготовки

Экономика
Профиль подготовки

Общего профиля

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов,

2011 год
1. Цели освоения модуля «Макроэкономика 2»

Целями освоения модуля «Макроэкономика 2» являются:

  • дальнейшая систематизация и обновление знаний ранее полученных при изучении вводного курса макроэкономики, с учетом особенностей экономического развития России и формирование экономического мышления студентов в процессе изучения основных понятий и моделей макроэкономики;

  • теоретическое освоение студентами современных макроэкономических концепций;

  • приобретение студентами практических навыков анализа и решения проблемных ситуаций на товарном и денежном рынках, движения уровня цен и денежной массы, применения макроэкономических моделей для анализа динамики российской экономики, тенденций ее развития;

  • ознакомление с текущими экономическими проблемами России.


Основная цель курса – дать студентам понимание принципов экономики, в т.ч. о принятии бизнес-решений производителями в единой экономической системе. Изучение курса способствует формированию у студентов системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах, инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем на макроэкономическом уровне.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Макроэкономика 2» является базовым курсом, обязательным для изучения и относится к профессиональному циклу дисциплин (Б.3), предназначена для студентов бакалавриата и заключается как в углублении и детализации представлений, сформированных во вводном курсе, так и в освоении новых разделов макроэкономики. Курс предполагает предварительное изучение следующих дисциплин: «микроэкономика-1», «макроэкономика-1», «математический анализ», «линейная алгебра», «статистика», нацелен на углубленное изучение предмета, предполагает исследование основных макроэкономических проблем с учетом открытости экономики внешнему миру.

Преподавание курса осуществляется в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Учебная дисциплина «Макроэкономика 2» является общим теоретическим и методологическим основанием для других отраслей экономического знания («макроэкономическое планирование и прогнозирование», «финансы», «деньги, кредит, банки», «мировая экономика и международные экономические отношения» и т.д.) и информационно-аналитических наук (статистики, математического моделирования и т.д.). Она логически связана с учебными дисциплинами гуманитарного блока.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Макроэкономика 2»

В результате освоения модуля «Макроэкономика 2» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способность строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, основные законы развития экономики, взаимосвязь экономической науки и политики; понимать основные проблемы экономики, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе; институциональные «правила игры» бизнеса; иметь целостное представление о культуре экономического мышления;

Уметь:

использовать методы макроэкономического анализа в своей профессиональной деятельности, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на макроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; анализировать и обосновывать экономическую политику государства, уметь в письменной и устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения;

Владеть:

категориальным аппаратом макроэкономики на уровне понимания и свободного воспроизведения; методикой расчета наиболее важных макроэкономических показателей, важнейшими методами макроэкономического анализа экономических явлений; владеть навыками практической работы с макроэкономическими моделями, навыками работы с информационными источниками, учебной и справочной литературой по экономической проблематике.
4. Структура и содержание модуля «Макроэкономика 2»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Самостоя. раб.

1

Предмет и метод макроэкономики. Макроэкономичес-кие показатели.

4

1




2

2

4


к/р

2

Базовая макроэкономичес-кая модель и ее современное использование

4

2




2

2

6


тест

3

Краткосрочное макроэкономичес-кое равновесие на товарном рынке

4

3,4




4

4

8


к/р

4

Регулирование равновесия на рынке товаров и услуг. Бюджетно-налоговая политика

4

5




2

2

6

эссе

Проблемный коллоквиум

5

Денежный рынок. Регулирование равновесия на денежном рынке. Кредитно-денежная политика

4

6,7




4

4

8


к/р

эссе

Проблемный коллоквиум

6

Совместное равновесие рынка благ и денежного рынка. Модель IS-LM.

4

8




2

2

4



к/р

7

Совокупное предложение в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Политика стимулирования предложения

4

9,10




4

4

6


эссе
к/р



8

Экономический рост Проблемы макроэкономичес-кого роста в переходной экономике

4

11,12




4

4

6


эссе
Проблемный коллоквиум

9

Теория экономических циклов

4

13,14




4

4

8

эссе

Проблемный коллоквиум

10

Международные взаимосвязи. Открытая экономика

4

15




2

2

4


к/р

11

Макроэкономическое равновесие в открытой экономике

4

16




2

2

4

к/р

12

Макроэкономичес-кая политика в открытой экономике

4

17,18




4

4

8

Проблемный коллоквиум

к/р




Итого:




18

180

36

36

72

Зачет


Содержание учебной дисциплины
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИКИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Формирование предмета и метода макроэкономической теории. Первые макроэкономические (идеи) концепции в классической экономической теории.

Формирование первой макроэкономической исследовательской программы: кейнсианская макроэкономическая система (предпосылки, метод, язык). Государственная политика в модели. Потенциал и границы объяснительных и прогнозных возможностей кейнсианской теории. Эволюция кейнсианства. Неокейнсианцы.

Неоклассический этап макроэкономических идей. Теория макроэкономического равновесия, вклад неоклассики. Разработка идеи репрезентативного субъекта, значимости временного периода, экономического равновесия (Маршалл и др.).

Продолжение классической традиции. Монетаристы: теория денег, инфляции (М.Фридман, Р.Лукас). Роль субъективных факторов в объяснении макропроцессов. Новые классики: теории экономического роста и реального делового цикла (Э.Прескотт, Ф.Кюдланд). Оценка роли государственной политики. Микроэкономические основы макроэкономики.

Основные проблемы и понятия современной макроэкономической теории. Агрегирование как основа макроэкономического анализа. Агрегированные рынки. Агрегированные субъекты макроэкономики: фирмы, домашние хозяйства, государство, нерезиденты, их взаимодействие.

Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные параметры макроэкономических моделей. Общее экономическое равновесие.

Фактор времени в макроэкономическом анализе. Методы анализа поведения макроэкономических систем: статистический, сравнительной статики, динамический. Потоки и запасы. Комплексный и частичный анализ.

Модель кругооборота потоков благ и денежных потоков. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия.

Система макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый национальный продукт (ЧНП), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (ЛРД). Основные макроэкономические тождества. Номинальные и реальные величины. Инфлирование. Дефлирование. Индексы цен (индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера). Проблемы оценки благосостояния нации.


Тема 2. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Совокупный спрос и его структура: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос государства на товары и услуги, чистый спрос со стороны внешнего мира. Функция совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменение совокупного спроса и его объема.

Совокупное предложение, факторы его определяющие. Функции совокупного предложения: краткосрочная кейнсианская и долгосрочная классическая. Кривая совокупного предложения AS.

Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.

Шоки совокупного спроса, их влияние на макроэкономическое равновесие в кратко- и долгосрочном периоде. Инфляция спроса. Шоки совокупного предложения. Инфляция издержек. Стабилизационная политика

Использование модели AD-AS в макроэкономическом анализе.
Тема 3. КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

Равновесный объем национального производства. Неоклассическая макроэкономическая модель: базовые характеристики, ограничения. Исторические условия возникновения и предпосылки кейнсианской модели. Соотношение между доходами и расходами в кейнсианской модели. Запланированные и фактически произведенные расходы в экономике. Баланс доходов и расходов, модель «доходы-расходы».

Краткосрочная потребительская функция Кейнса. Потребление, факторы его определяющие. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению. Сдвиги функции потребления. Функция сбережения. Средняя и предельная склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику сбережений. Сдвиги функции сбережения. Модификации функций потребления и сбережения Дж. М. Кейнса в долгосрочном периоде: межвременной потребительский выбор И. Фишера, теория «жизненного цикла» Ф. Модильяни, теория перманентного дохода М. Фридмена.

Инвестиции, их виды. Основные типы инвестиций: производственные инвестиции, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ). Взаимосвязь запаса капитала и инвестиций. Желаемый запас капитала. Рентная цена капитала. Ожидаемый объем выпуска. Рентная цена капитала и ставка процента. Неоклассическая модель инвестиций. Рынок ценных бумаг и q-теория Тобина.

Функция автономных инвестиций. Факторы, определяющие динамику инвестиций. Стимулированные (производные) инвестиции. Предельная склонность к инвестированию. Факторы нестабильности инвестиций. Сбережения и инвестиции. Планируемые инвестиции. Равенство планируемых сбережений и инвестиций. Сравнение планируемых и фактических инвестиций. Товарно-материальные запасы и их изменение.

Равенство планируемых и реальных расходов как важнейшее условие макроэкономического равновесия. Автономные величины. Автономные расходы с учетом функции чистого экспорта. Предельная склонность к импортированию. Изменение равновесного уровня национального производства. Крест Кейнса. Мультипликативный эффект. Мультипликатор автономных расходов, принцип его действия. Необходимость создания системы встроенных стабилизаторов. Равновесный объем производства при неполной и избыточной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы.

Инвестиции и норма процента. Функция спроса на инвестиции. Величина национального дохода и инвестиции. Индуцированные инвестиции. Предельная склонность к инвестированию. Мультипликатор инвестиций. Парадокс бережливости.
Тема 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетно-налоговая политика государства: краткосрочные и долгосрочные цели, задачи, инструменты. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика и сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Доходы и расходы государственного бюджета, их классификация, виды. Налоги. Государственные закупки товаров и услуг. Трансферты.

Мультипликаторы государственной экономической политики. Государственные расходы и равновесный объем национального производства. Мультипликатор государственных расходов, факторы, влияющие на него. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой и закрытой экономике. Мультипликатор налогов, механизм мультипликации.

Дискреционная и недискреционная фискальная политика: цели, задачи, методы. Чистые налоговые поступления. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор. Регрессивная, прогрессивная и пропорциональная налоговые системы. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Бюджетный дефицит, его типы: фактический, циклический, структурный. Способы финансирования дефицита госбюджета. Государственный долг: способы финансирования, последствия.

Проблемы бюджетно-налоговой политики. Инфляционные и неинфляционные методы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект Оливера-Танзи. Эффект вытеснения. Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики.
Тема 5. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАВНОВЕСИЯ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ.

Деньги: содержание, функции, формы. Финансовый капитал. Проблема ликвидности. Денежная масса, ее структура, денежные агрегаты. Особенности денежных агрегатов в России. Модель денежного рынка.

Количественная теория денег. Уравнение обмена. Кембриджское уравнение. Правило монетаристов. Кейнсианская теория спроса на деньги. Трансакционный спрос на деньги. Спекулятивный спрос на деньги. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Факторы спроса на деньги. Функция спроса на реальные денежные остатки. Номинальная и реальная ставка процента. Уравнение Фишера. Эффект Фишера. Модель Баумоля-Тобина. Портфельный подход к определению спроса на деньги.

Предложение денег. Банковская система, ее структура, принципы функционирования. Роль и функции Центрального банка в экономике. Функции коммерческих банков. Основные операции коммерческих банков. Структура баланса коммерческого банка. Институциональные инвесторы.

Формирование денежной массы банковской системой. Обязательные и избыточные резервы коммерческих банков. Норма банковских резервов. Механизм создания денег системой коммерческих банков, кредитная мультипликация. Депозитный (банковский) мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор. Изменение предложения денег.

Структура денежного рынка. Равновесие на денежном рынке. Равновесная ставка процента. Нарушение равновесия на рынке денег.

Необходимость кредитно-денежной политики, ее цели (таргеты), принципы, инструменты. Операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования, ее влияние на сбережения и инвестиции. Норма обязательных резервов. Политика дорогих и дешевых денег.

Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой политикой. Проблемы денежно-кредитной политики. Лаги денежно-кредитной политики. Недискреционная денежно-кредитная политика. Монетарное правило.
Тема 6. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ РЫНКА БЛАГ И ДЕНЕЖНОГО РЫНКА. МОДЕЛЬ IS-LM

Равновесие рынка благ. Модель IS: алгебраический вывод, графическое построение, сдвиги и наклон кривой IS.

Рынок активов и кривая LM. Алгебраический вывод модели LM, ее графическое построение, сдвиги и наклон кривой LM.

Совместное равновесие на рынках благ и денег. Алгебраическая и графическая интерпретация. Восстановление нарушенного равновесия в модели IS-LM.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика и ее эффективность. Эффект вытеснения. Монетарная (кредитно-денежная) политика и ее эффективность. Комбинированная фискальная и денежная политика.

Модель IS-LM и совокупный спрос. Построение кривой совокупного спроса на основе модели IS-LM. Сдвиги кривой совокупного спроса.

Экономическая политика в моделях AD-AS и IS-LM при изменениях уровня цен. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в модели IS-LM. Стимулирующая денежно-кредитная политика. Координация бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
Тема 7. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ И КРИВАЯ ФИЛЛИПСА. ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рынок труда: спрос на труд, предложение труда, равновесие на рынке труда. Уровень занятости и уровень безработицы. Типы безработицы, причины безработицы. Закон Оукена. Естественный уровень безработицы.

Кейнсианская модель совокупного предложения. Совокупное предложение в классической модели классическая и кейнсианская модели. Факторы, вызывающие сдвиги долгосрочной кривой совокупного предложения. Объем производства и цены при долгосрочном равновесии. Рынок труда и заработная плата в краткосрочном периоде. Процесс приспособления заработной платы и цен при переходе от краткосрочного к долгосрочному равновесию. Ступенчатый характер изменения цен и заработной платы. Процесс приспособления к расширению спроса в результате бюджетно-налоговой политики.

Неоклассическая модель рынка труда. Заработная плата, цены, выпуск. Причины негибкости заработной платы. Кривая совокупного предложения. Эффект увеличения предложения денег. Шоки предложения. Ожидания, контракты, совокупное предложение.

Кривая Филлипса как иное выражение кривой совокупного предложения. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ожидания и инфляционная инерция. Гипотеза адаптивных ожиданий. Поведение экономических агентов в условиях адаптивных ожиданий. Гипотеза рациональных ожиданий Р. Лукаса. Поведение экономических агентов в условиях рациональных ожиданий.

Антиинфляционная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах: цели, методы.

Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.

Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Источники, факторы и показатели экономического роста. Ресурсы, научно-технический прогресс и экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Функция Кобба-Дугласа и расчет экономического роста. Экономическая политика стимулирования экономического роста.

Кейнсианские модели экономического роста Модель экономического роста Е. Домара. Модель экономического роста Р. Харрода. Устойчивый равномерный рост. «Естественный» и «гарантированный» темпы экономического роста.

Неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу: предпосылки и ограничения, инструментарий, факторы и динамика роста. Обоснование устойчивости экономического роста. Рост населения и технологический прогресс в модели экономического роста Р. Солоу. Ограниченность модели экономического роста Р. Солоу. Отражение технического прогресса в моделях экономического роста.

Моделирование социально-экономического развития: уровень и качество жизни, динамика доходов населения. Понятие качества и уровня жизни. Влияние уровня доходов и их перераспределения на совокупный спрос, на объем производства. Передаточные механизмы, существующие ограничения и предпосылки взаимозависимости благосостояния населения и экономики в целом.
Тема 9 ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ

Современные представления о циклических макроэкономических колебаниях.

Экономический цикл (цикл деловой активности). Проциклические и контрциклические переменные. Ациклические переменные. Шоки предложения. Шоки спроса со стороны частного сектора.

Кейнсианские модели экономического цикла: основные характеристики. Модель Самуэльсона –Хикса: механизм мультипликатора - акселератора. Варианты взаимодействия между динамикой инвестиций и динамикой национального дохода при экзогенном нарушении экономического равновесия. Модель Т.Тевеса: механизм мультипликатора – акселератора с учетом рынка денег. Эндогенная модель Калдора: взаимосвязь инвестиций и сбережений, носящих нелинейный характер. Новые кейнсианские модели цикла: гипотеза о негибкости заработной платы (модель Фишера).

Монетаристские теории цикла. Модель М.Фридмена: экзогенный денежный шок, влияние темпа прироста денежной массы на уровень номинального дохода. Модель Л.Лейдлера: зависимость изменений между предложением денег, уровнем цен и реальным доходом.

Экономические циклы в новой классической макроэкономике: экзогенные и эндогенные модели цикла. Модель Р.Лукаса: несовершенство информации как фактор колебания деловой активности. Теория реального экономического цикла: последствия налогово-бюджетной политики и технологических сдвигов.

Макроэкономические колебания в модели «новых кейнсианцев». Модель экономического цикла Г.Мэнкью. Жесткость реальных показателей как причина экономического спада. Запаздывание цен и заработной платы как причина экономического спада. Стохастические модели: математическое моделирование экономических процессов в условиях неопределенности и неполноты информации.

Экономические циклы как результат перераспределения национального дохода. Модель Гудвина: конъюнктурные колебания растущей экономики в результате несовпадения интересов труда и капитала.

Проблемы государственного воздействия на экономические циклы. Влияние на эффективность стабилизационной государственной политики существования временных лагов; фактора неопределенности; наличия ожиданий и политических ограничений.

Особенности макроэкономического регулирования при переходе от централизовано управляемой экономики к конкурентному экономическому порядку. Макроэкономическая стабилизация. Институциональная и структурная реформа.
Тема 10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА

Национальный доход и международный обмен. Счета открытой экономики. Модель малой открытой экономики. Чистый экспорт. Предельная склонность к импорту. Международные кредитные позиции государства. Гипотеза полной международной мобильности капитала.

Определение платежного баланса, его структура. Торговый баланс. Сальдо платежного баланса. Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса. Монетарный подход к платежному балансу. Нейтрализация.

Номинальный и реальный валютные курсы, методы их исчисления. Факторы, определяющие номинальный и реальный обменные курсы. Ставки процента и валютные курсы.

Паритет покупательной способности валют. Различные системы валютных курсов. Фиксированный и плавающий валютные курсы. Международные системы валютных отношений. Свободно плавающие, управляемые плавающие валютные курсы. Валютная политика.
Тема 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике. Изменение валютного курса и внешняя торговля. Валютные курсы и корректировка относительных цен. Относительные цены и торговый баланс. Эффект гистерезиса при завышении валютного курса. Колебания валютного курса и взаимозависимость. Влияние экономической политики на валютный курс. Инфляция и валютные курсы. Чувствительность чистого экспорта к изменениям реального валютного курса.

Развитие модели IS-LM: экспорт и импорт. Линия платежного баланса.

Модель международного движения капиталов Манделля-Флеминга: абсолютная, низкая, высокая мобильность капитала. Мобильность капитала в условиях фиксированного валютного курса. Мобильность капитала при плавающем валютном курсе.

Внутренний баланс и внешний баланс. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного и плавающего обменного курса. Правило распределения ролей.
Тема 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Макроэкономическая политика в открытой экономике при разной степени мобильности капитала и различных режимах валютного курса

Необходимость учета открытости экономики в новых исторических условиях. Закрытая и открытая экономика: расширенная модель IS-LM.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе. Случай низкой, высокой и абсолютной мобильности капитала.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе. Случай низкой, высокой и абсолютной мобильности капитала.

Сравнение результатов макроэкономической политики при фиксированном и плавающем валютном курсе.

Модель большой открытой экономика. Чистые зарубежные инвестиции. Экономическое равновесие в большой открытой экономике. Макроэкономическая политика в большой открытой экономике. Модель малой открытой экономики. Макроэкономическая политика в малой открытой экономике.

Внутреннее и внешнее равновесие. Модель IS/LM для открытой экономики. Мобильность капитала. Несовершенная и совершенная мобильность капитала. Кривая платежного баланса ВР. Модель IS/LM/BP/.

Открытая экономика с фиксированным валютным курсом. Макроэкономическая политика в открытой экономике при фиксированном валютном курсе и различной степени мобильности капитала. Бюджетно-налоговая политика. Кредитно-денежная политика. Внешнеторговая политика. Политика валютного курса (девальвация/ревальвация).

Открытая экономика с плавающим валютным курсом. Макроэкономическая политика в открытой экономике при плавающем валютном курсе и различной степени мобильности капитала. Бюджетно-налоговая политика. Кредитно-денежная политика. Внешнеторговая политика. Сравнительная эффективность результатов макроэкономической политики при различных системах валютного курса.
5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы (лекции, лабораторные работы, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:

  • Лекционно-семинарско-зачетная система обучения;

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Проектные методы обучения

  • Исследовательские методы в обучении

  • Проблемное обучение

Содержание учебной дисциплины распределяется на 4 модуля с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Каждый модуль формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных макроэкономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций, дистанционные занятия. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателя. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, написание эссе, создание перечня возможных экономических рисковых ситуаций и рекомендаций по разрешению этих рисков, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем творческими группами, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль —зачет.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля Макроэкономика 2

а) основная литература:

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Уч. пособие. М., Изд-во МГУ, 2009

  2. Дорнбуш Р.,Фишер С. Макроэкономика. М., ИНФРА-М, 1997

  3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., Изд-во МГУ. 1994

  4. Сакс Дж. Л., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 1996

  5. Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова. Макроэкономика-2. Долгосрочный аспект. 3-е изд. М.: ТЕИС, 2009

  6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – М.: Юрайт-Издат, 2009

  7. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика-2. Курс лекций. М., ТЕИС, 2008.

Б) дополнительная литература:

  1. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. Редакторы Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стюарт. В двух томах, т. 1, Спб, 2002 

  2. Классики кейнсианства. Р. Харрод, Э. Хансен. В 2-х т.- М.:Экономика,1997

  3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. Texis – M., 1993. Вып.2

  4. Сакс Дж. Л., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. –М.: Дело, 1996

  5. Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики.- М.: Гелиос АРВ, 1999

  6. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. НП Ж. «Вопросы экономики»

  7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., Начала. 1997.

  8. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. М. ТЕИС, 2002.

  9. Шумпетер И.А. История экономического анализа. С.-Пб., Экономическая школа, 2001. Том 3

  10. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М., Дело, 2003

  11. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию. 2001, №2.

  12. Рудакова И.Е. Основное течение экономической теории: потенциал и научная критика. 2005, №9.

  13. Э.Долан, К.Кемпбелл, Р.Кемпбелл . Деньги, банковское дело и денежно - кредитная политика. Пер. с англ. М.., 1993.




  1. Р. Дорнбуш, С.Фишер. Макроэкономика. Пер. с англ. М., 1997.

  2. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. М.,2004

  3. Макроэкономическая теория и анализ конкретных ситуаций. / Под ред. Шагас Н.Л., Тумановой Е.А. 2000.

  1. Гайер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996. Глава 11, § 5.

  1. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – М.: Юрайт-Издат, 2003, гл. 4-6, 11- 12.

  2. Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова. Макроэкономика-2. Краткосрочный аспект. 3-е изд. – М.: ТЕИС, 2003.

  1. Антология экономической классики. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1993.

  2. Дорошенко М.Е. Анализ неравновесных состояний и процессов в макроэкономических моделях. – М.: ТЕИС, 2000.

  3. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д.. Современные деньги и банковское дело. М: ИНФРА-М.2000.

  4. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. – М.: Аспект Пресс, 1999.

  5. Сакс Дж. Л., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. –М.: Дело, 1996.

  6. Харрис Л. Денежная теория. М. 1990.

  7. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… – М.: Дело, 1999.

  8. Фридмен М. Основы монетаризма. – М.: ТЕИС, 2002.

  1. Афанасьев М. Основа бюджетной системы М., 2004.

  2. Агапова Т.А.,Серегина С.Ф. Макроэкономика. Уч. пособие. М., 2001, гл. 6, 17.

  3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. – М.: Юрайт-Издат, 2003

  4. Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. Макроэкономика. М.: ТЕИС, 2004

  5. Дж.Ю. Стиглиц. Экономика государственного сектора. М., 1997, гл. 28.

  6. Лисин В.С. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. М., 2003, гл. 3.


8. Материально-техническое обеспечение модуля Макроэкономика 2

  1. Учебные пособия;

  2. Слайды с презентациями лекций;

  3. Компьютерные демонстрации;

  4. Компьютерное оборудование с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Экономика».
Авторы: к.э.н., доц. Огурцова Е.В.



Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 10 ноября 2010 года, протокол № 8.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика», «Математический анализ»,...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Макроэкономика» разработана...
Макроэкономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 56 с

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа дисциплины для направления 38. 06. 01 «Экономика»
Рецензенты: Корольков В. Е., кандидат экономических наук, профессор кафедры «Макроэкономика»; Николайчук О. А., доктор экономических...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа дисциплины
Изучение дисциплины базируется на знаниях таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая учебная программа по дисциплине макроэкономика по направлению подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки фгос...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика 2
России и формирование экономического мышления студентов в процессе изучения основных понятий и моделей макроэкономики

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа дисциплины б б 1 Макроэкономика
Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика»...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа Дисциплины Бизнес-планирование для студентов направления...
Изучение дисциплины базируется на знании экономических и математических научных дисциплин и дисциплин базовой части профессионального...

Рабочая программа дисциплины Макроэкономика 2 iconРабочая программа учебной дисциплины макроэкономика
Директор Межвузовского центра экономического образования Министерства образования и науки РФ (на базе миэм (ТУ)), д э н., профессор...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную