Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика»






НазваниеМетодическое пособие по дисциплине «макроэкономика»
страница1/4
Дата публикации09.02.2015
Размер0.77 Mb.
ТипМетодическое пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Методическое пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«МАКРОЭКОНОМИКА»

для студентов бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика»


Краснодар, 2013
Составители:

к.э.н., доцент Бушуева О.Б.

к.э.н., доцент Сергеева А.И.

к.э.н, доцент Власова Н.В.

преподаватель Мищенко Е.А.


РЕЦЕНЗЕНТ:

д.э.н, профессор Дулин М.П.
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры экономической теории Кубанского государственного аграрного университета.

Протокол № 10 от 17.06.2013 г.

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Макроэкономика» – сформировать у студента целостную систему мышления, знаний и умений в управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в рыночных условиях. Макроэкономика вооружает специалистов различных отраслей народного хозяйства знаниями закономерностей развития экономики, позволяющим им правильно ориентироваться в решении практических проблем производства, ставить и решать задачи, связанные с их профессиональной деятельностью, с учетом экономической целесообразности.

Задачи изучения дисциплины:

Основной задачей изучения дисциплины «Макроэкономика» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

В ходе изучения дисциплины «Макроэкономика» ставятся следующие задачи:

- рассмотреть основные категории и законы, характеризующие экономическую деятельность человека, предприятия и общества в целом;

- обозначить экономические аспекты производственной и предпринимательской деятельности, позволяющие принимать рациональные решения в условиях рыночной экономики;

- сформировать навыки экономического мышления.
2 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРУЕМЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Управление материальными и связанными с ними информационными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности коммерческой организации. Однако в современных условиях эта функция становится одной из важнейших в структуре видов деятельности предприятия. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, что вызывает необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области экономики и владеет ее методами.

Изучение основных тем курса взаимно увязываются с оценкой развития различных процессов, происходящих в современной экономике. Тематический план сочетает теоретические и информационные вопросы.

Семинарские занятия позволяют обобщить и углубить теоретические вопросы по изучаемым темам.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные категории и закономерности Макроэкономики;

  • основные определения Макроэкономики;

  • сущность, принципы, модели рыночной экономики;

  • характеристику основных экономических систем;

После освоения курса студенты должны уметь:

  • оперировать экономической терминологией;

  • выполнять типовые практические задания (задачи, тесты) по пройденным темам;

  • анализировать в общих чертах основные экономические события в стране;

  • находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.

По итогам освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурные:

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- быть способным находить организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность (ОК-8);

2) профессиональные:

- быть способным собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- быть способным на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- быть способным выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- быть способным осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- быть способным использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- быть способным критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

По итогам изучаемого курса студенты сдают экзамен.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
Таблица 1

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

1

Предмет Макроэкономики.

Макроэкономическое устройство общества. Основные макроэкономические проблемы. Важнейшие макроэкономические показатели. Макроэкономические модели. Национальное хозяйство. Стороны воспроизводственного процесса. Система национальных счетов. Структура общественных фондов. Основные показатели макроэкономики. ВНП, ВВП, НД. Номинальный и реальный ВВП. Макроэкономика и национальная идея.

2

Доходы и расходы: модель кейнсианского креста.

Кейнсианская модель экономического равновесия. Реакция экономики на увеличение спроса при абсолютно эластичном предложении. Модель закрытой экономики без государства. Эффект мультипликатора. Экономика с государственным сектором. Модель IS-LM. Рынок товаров и кривая IS. Свойства кривой IS. Рынки активов и кривая LM. Свойства кривой LM. Равновесие на рынке товаров и активов.

3

Экономическая политика в модели IS-LM.

Влияние увеличения предложения денег на равновесие в модели IS- LM. Влияние увеличения государственных закупок на равновесие в модели IS- LM. Масштабы эффекта вытеснения. Влияние наклона кривой LM на степень вытеснения инвестиций. Влияние различных вариантов фискальной экспансии на равновесие в модели IS-LM. Эффект от использования смешанной экономической политики.

4

Открытая экономика: механизмы обменного курса и платежный баланс.

Платежный баланс. Системы обменных курсов. Плавающий или гибкий обменный курс. Номинальный и реальный обменный курс. Равновесие платежного баланса. Кривая IS в открытой экономике. Модель IS-LM для открытой экономики при абсолютной мобильности капитала. Фиксированный обменный курс. Последствия девальвации при совершенной мобильности капитала. Гибкий обменный курс.

5

Макроэкономическое равновесие.

Характерные черты макроравновесия. Характерные черты частичного равновесия экономической системы. Совокупный спрос и совокупное предложение. Составные части совокупного спроса. Экономический парадокс. Модели макроравновесия (классическая, кейнсианская, монетаристская). Макроэкономические пропорции.

6

Динамика потребления и сбережения.

Потребление и сбережение. Средняя склонность к сбережению. Средняя склонность к потреблению. Доход конечный. Парадокс бережливости. Инвестиции и их воздействие на объем производства. Выбор оптимальной величины капитала. Метод приведенной стоимости. Эмпирические исследования инвестиционных затрат. Модель простого акселератора. Теория инвестиций q-Тобина.

7

Денежная сфера экономики.

Деньги и денежная система. Золотовалютный резерв Центрального Банка России. Электронные деньги. Национальная денежная система. Денежный рынок. Спрос на деньги. Денежная масса. Состав денежного рынка. Конвертируемость денег. Обращение денег. Предложение денег. Денежная база и денежный мультипликатор. Процесс создания денег банковской системой. Отношение наличности к депозитам. Инструменты денежного контроля. Дефицит государственного бюджета и предложение денег. Равновесие на рынке денег.

8

Экономический рост.

Сущность и типы экономического роста. Основные составные элементы экономического роста. Типизация экономического роста. Прибавочный продукт общества. Структура суточного времени. Теории экономической динамики. Долгосрочный экономический рост: модель Солоу. Экономический рост: долгосрочная динамика и переходный период. Безработица и ее формы. Инфляция. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика.

9

Фискальная и кредитно-денежная политика в модели AD-AS при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения.

Случай кейнсианской кривой совокупного предложения. Случай классической кривой совокупного предложения. Случай кривой совокупного предложения с положительным наклоном. Непредвиденная кредитно-денежная экспансия.

10

Стабилизационные политики.

Классификация политик управления спросом. Политика активного вмешательства: проблема лагов. Дополнительные искажения, вызванные стабилизационной политикой при временном шоке. Ожидания и оценка эффекта макроэкономической политики. Дискреционная политика: проблема временной несогласованности.

11

Инфляция.

Причины инфляции. Кривая Филлипса, инфляционные ожидания и кривая совокупного предложения. Филлипса в долгосрочном и краткосрочном периодах. Динамическая кривая совокупного спроса. Динамическая модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS) при рациональных и адаптивных ожиданиях. Подходы к снижению инфляции. Постепенное снижение темпа инфляции или шоковая терапия.

12

Рынок труда и безработица.

Безработица и инфляция в краткосрочном периоде. Фактический уровень безработицы и его составляющие. Естественный уровень безработицы. Модель эффективной заработной платы Шапиро-Стиглица. Политики, направленные на сокращение безработицы. Фактический уровень безработицы и гистерезис.

13

Кредитно-банковская система.

Ссудный капитал. Источники образования ссудного капитала. Кредит и его формы. Формы кредитования. Принципы кредитования. Банковское дело. Назначение банковской системы. Механизм образования банковской прибыли. Бюро кредитных историй. Реформа банков в России.

14

Финансовое обеспечение производства.

Понятие и функции финансов. Движение финансов. Социально-экономический эффект от финансовых вложений. Финансовая система. Структура финансов. Государственные финансы. Централизованные финансы. Аудит. Финансовый рынок. Товарный состав финансового рынка. Составные части финансового рынка.

15

Государственный бюджет.

Бюджетное устройство. Структура бюджетной системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Внутренний государственный долг России. Бюджетные резервы. Внебюджетные фонды. Бюджетная политика. Секвестр. Дефицит бюджета.

16

Теория налогообложения.

Сущность налоговых отношений. Элементы налоговой системы. Объекты налогообложения. Назначение налогов. Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Виды налогов. Налоговая политика. Эффективная налоговая политика. Кривая Лаффера. Налоговый мультипликатор. Налоговые преобразования в России.

17

Фондовый рынок.

Экономическая роль фондового рынка. Участники рынка ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Группировочная классификация ценных бумаг. Фондообразующие ценности и платежные средства. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами. Индекс Доу-Джонса. Фондовое предпринимательство. Фондовая инфраструктура.

18

Структура национальной экономики.

Макроструктура и структурный эффект. Структура общественных потребностей. Типы и виды экономической макроструктуры. Сектор теневой экономики. Структурная политика. Основные направления макроэкономической структурной политики. Структурная проблема и переход к рынку. Структурные сдвиги.

19

Хозяйственное природопользование.

Природные средства производства. Основные направления природопользовательской деятельности. Естественные блага. Использование природных благ. Экологический кризис и экономика. Экологизация производства. Основные пути экологизации производства. Среда обитания. Экосистема. Рыночная система природопользования.

20

Экономическая роль государства.

Необходимость вмешательства государства в экономику. Основные задачи экономической политики государства. Хозяйственные функции государства. Государственное регулирование экономики. Возникновение и развитие государственной собственности. Государство и рыночные преобразования. Экономическая стратегия. Всемирное хозяйство. Общемировой характер экономического прогресса.


3.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор хозяйственных ситуаций, возникающих в практической деятельности коммерческих организаций. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Таблица 2

№ темы лекции

Наименование практического занятия

1

Предмет Макроэкономики.

2

Доходы и расходы: модель кейнсианского креста.

3

Экономическая политика в модели IS-LM.

4

Открытая экономика: механизмы обменного курса и платежный баланс.

5

Макроэкономическое равновесие.

6

Динамика потребления и сбережения.

7

Денежная сфера экономики.

8

Экономический рост.

9

Фискальная и кредитно-денежная политика в модели AD-AS при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения.

10

Стабилизационные политики.

11

Инфляция.

12

Рынок труда и безработица.

13

Кредитно-банковская система.

14

Финансовое обеспечение производства

15

Государственный бюджет.

16

Теория налогообложения.

17

Фондовый рынок.

18

Структура национальной экономики.

19

Хозяйственное природопользование

20

Экономическая роль государства

3.3 ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ
Таблица 3

№ темы лекции

Форма самостоятельной работы

Форма контроля

1

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

2

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу

5. Ответ во время устного или письменного опроса

3

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка докладов

3. Доклад на семинарском или практическом занятии

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

4

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу, тестированию

5. Сдача тестов, ответ во время устного опроса

5

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к контрольной работе

4. Ответ во время письменного опроса

6

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к коллоквиуму

5. Ответ во время коллоквиума

7

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

8

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

5. Подготовка к опросу, тестированию

5. Сдача тестов, ответ во время устного опроса

9

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

10

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к опросу, тестированию, контрольной работе

4. Сдача тестов, ответ во время письменного опроса

11

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к контрольной работе

4. Ответ во время письменного опроса

12

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

13

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу

5. Ответ во время устного или письменного опроса

14

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка докладов

3. Доклад на семинарском или практическом занятии

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

15

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу, тестированию

5. Сдача тестов, ответ во время устного опроса

16

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к контрольной работе

4. Ответ во время письменного опроса

17

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к коллоквиуму

5. Ответ во время коллоквиума

18

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

19

Написание курсовой работы

Сдача курсовой работы на проверку

20

Подготовка к защите

Защита курсовой работы

21

Подготовка к экзамену

Сдача экзамена


Методические пояснения
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconМетодическое пособие по дисциплине м б. 02 «макроэкономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» Шахт
Свч операционные усилители оа-1 – оа-3 на основе техпроцесса sg25H2 и их практическое применение в системах связи и телекоммуникаций...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconМетодическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине “
Данное методическое пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов II курса дневного и III курса заочного обучения...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconУчебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования специальности...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconУчебно-методическое пособие к расчетно-графической работе и дипломному...
Определение экономической эффективности от введения устройств аб и дц на железнодорожном транспорте : учебно-методическое пособие...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconКурс. 04;Мпк. 01;2 методическое пособие по курсовой работе страноведение германии
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика» (031100. 62), руководителей курсовых работ...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconМетодическое пособие по дисциплине Экономика отрасли Для всех специальностей
Методическое пособие предназначены для студентов выпускников и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный...

Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» iconКурс. 01;Мпк. 01;2 методическое пособие по курсовой работе страноведение арабских стран
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика» (031100. 62), руководителей курсовых работ...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную