Налоги в новой экономике






Скачать 56.69 Kb.
НазваниеНалоги в новой экономике
Дата публикации06.02.2015
Размер56.69 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
НАЛОГИ В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Р.К. Мукасеев

аспирант кафедры «Финансовый менеджмент»

Финансового университета

при Правительстве РФ

Новая экономика – это принципиально новый экономический уклад, характеризующийся развитием интеллектуального капитала, появлением новых информационных технологий и бизнес-процессов. В новой экономике нет места старым традиционным подходам. В связи с этим возникает необходимость в пересмотре роли уже существующих институтов, важнейшим из которых является налогообложение.

На протяжении всей истории развития финансовой мысли проблема налогового регулирования экономики была предметом научного анализа в трудах многих ученых. Неоценимый вклад в исследование налогов как инструмента воздействия на развитие экономики внесли такие известные, ставшие классиками экономисты, как: А. Смит, В. Петти, Д. Рикардо, А. Пигу, Дж. М. Кейнс, Дж. Миль. Современные аспекты вопросов налогового регулирования экономики освещаются в работах таких российских экономистов, как С.В. Барулин, Л.Г. Ходов, B.Н. Твердохлебов, К.Ф. Шмелев, А.И. Тривус, И.Х. Озеров, А.А. Соколов, М.И. Боголепов. В последнее десятилетие в научной литературе обозначилась явная тенденция к усилению интереса к возможностям налоговых инструментов по регулированию инновационной активности хозяйствующих субъектов. Проблемы налогового стимулирования инновационного развития освещаются в трудах Дадашева А.З., Дмитриевой О.Г, Гончаренко Л.И., Букиной И.С., Мельниковой Н.П., Алексеенко Э.А.

В настоящий момент проблема пересмотра действующей налоговой системы является особенно острой в связи с переходом экономики России на инновационное развитие. Об этом свидетельствует огромное количество публикаций, посвященных проблеме, важнейшей из которых является статья Владимира Путина «Нам нужна новая экономика», опубликованная в газете «Ведомости» в наступившем году.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в форме отчуждения денежных средств, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из данного определения видно, что в настоящий момент основной целью налогов в Российской Федерации является обеспечение деятельности государства. В своей статье Владимир Путин также рассматривает налоги лишь как инструмент покрытия расходов. Справедлива ли такая позиция относительно роли налогов в новой экономике?

Классически выделяют следующие функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная, распределительная и стимулирующая. К сожалению, отечественные авторы на первое место всегда выдвигают фискальную и контрольную функции. Распределительную и стимулирующую функции многие авторы не выделяют. Подобный традиционный подход характерен для «старой» экономики – экономики кризисного и переходного периодов, когда основные мероприятия по регулированию экономики возложены на государства, а налоговая система и прочие институты выступают в качестве подчиненного вспомогательного механизма. Для новой экономики характерно принципиально иное понимание роли налогов, которые при грамотном использовании могут стать мощным стимулом инновационного развития.

Для этого необходимо пересмотреть налоговую политику. В настоящий момент уже предприняты попытки переориентировать налоговую систему под новые задачи. Примером тому могут служить такие меры, как освобождение участников инновационного проекта «Сколково» от уплаты корпоративных налогов (НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество), освобождение объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, от налога на имущество; использование пониженной ставки (14%) страховых взносов для предприятий, осуществляющих деятельность в области высоких технологий и т.д.

Но тем не менее в институте налогообложения в настоящий момент четко прослеживается сырьевая направленность. Об этом свидетельствуют низкие ставки налога на добычу полезных ископаемых: от 3,8% до 8% от стоимости добытого полезного ископаемого, а также 446 и 509 рублей за одну тонну добытых нефти и газа соответственно. Более того, на некоторых участках (Азовское море, Ямало-Ненецкий автономный округ и т.д.) ставка за добычу нефти составляет 0%!

При всем при этом налог на добычу полезных ископаемых составляет высокий процент поступлений в бюджет – 21% от всех доходов федерального бюджета в 2011 году. И это понятно, поскольку низкие ставки стимулируют прирост добычи и реализации полезных ископаемых. Кроме того нулевая ставка процента НДС по экспорту способствует вывозу национального богатства.

Тем не менее, основное бремя налогов ложится на физических и юридических лиц. Так, 62% от всех доходов бюджета в 2011 году составляют поступления следующих налогов: налог на прибыль (23%), НДФЛ (21%), НДС (18%). При этом в России отсутствуют прогрессивные ставки по подоходным налогам, как в развитых странах. Таким образом, принцип справедливости налогообложения, первый принцип, обоснованный Адамом Смитом, в нашей стране не соблюдается. То есть и богатый и бедный платит один и тот же процент налога. Более того, среди принципов налогообложения, указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации, подобный принцип отсутствует. Также следует заметить, что физические лица в России уплачивают налог ровно столько же, сколько и организации, добывающие и вывозящие за рубеж полезные ископаемые (ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром» и т.д.). Если сравнивать индивидуальные ставки (НДФЛ – 13%, налог на добычу полезных ископаемых – 0-8%), можно сделать вывод, что в России оказывается более выгодным добывать и продавать полезные ископаемые, чем получать заработную плату.

Анализируя налоговую политику разных стран, можно выявить глубокие резервы роста и развития финансово-экономического и инновационного потенциала России. Так, экспертами американского фонда The Heritage Foundation и The Wall Street Journal наиболее эффективной в мире признана налоговая политика Объединенных Арабских Эмиратов. В Объединенных Арабских Эмиратах нет прямых налогов (налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, имущественного налога) и НДС. Исключение составляют организации нефтяной отрасли и банковского сектора, которые уплачивают все корпоративные налоги по высоким прогрессивным ставкам. Такая диаметрально противоположная отечественной налоговая политика превратила Объединенные Арабские Эмираты в один из крупнейших финансовых центров мира.

Кроме нерациональной структуры систему налогообложения России на современном этапе отличает также запутанность и неэффективность. Многие статьи Налогового кодекса противоречат друг другу (например, понятие реализации, указанное в первой части Налогового кодекса, не соответствует реализации товаров для целей обложения акцизами, рассмотренной в главе 22, а понятие дохода в статье 41 противоречит понятию дохода, представленного в главе 25), а также другим нормативным актам (например, расчет налоговой базы по налогу на имущество для вновь созданных организаций, представленный в главе 30 Налогового кодекса, противоречит письму МНС России от 19.04.2004 № СА-14-21/53дсп).

Получение налогоплательщиками льгот является трудоемким процессом, а риски, связанные с ними, превышают эффект от их использования. Примером тому может служить освобождение от НДС в случае, если сумма выручки от реализации налогоплательщика за предыдущие три месяца не превысила два миллиона рублей.

Итак, основной документ, регулирующий налоговые отношения, Налоговый кодекс Российской Федерации, не соответствует требованиям новой экономики, экономики знаний, поскольку вводит пользователей в заблуждение. В настоящий момент остро ощущается потребность в существенных преобразованиях.

Таким образом, существующая налоговая система является сдерживающим фактором инновационного развития. Россия пока не готова осуществить переход от сырьевой модели экономики к инновационной, о чем свидетельствует действующая система налогообложения. При этом должно принципиально измениться понимание сущности налогов. Налоги в новой экономике должны стать не столько инструментом финансового обеспечения деятельности государства, сколько инструментом стимулирования инновационных процессов.

Литература.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» №244-ФЗ от 28.09.2010.

  3. Кизимов A.C. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности// Финансы, 2008. №7.

  4. Кочергин А. Инновационная деятельность: налоговые льготы и преференции// Финансовая газета, 2011. №7.

  5. Лаукканен А. Налогова система ОАЭ – райский уголок// http://btimes.ru/finansy/nalogovaya-sistema-oae-raiskii-ugolok

  6. Путин В.В. Нам нужна новая экономика// http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_ zadachah

  7. Сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Налоги в новой экономике iconСписок новых поступлений по экономике Агузарова, Ф. С. Налоги реформируются:...
...

Налоги в новой экономике iconОтчетность, нефть и налоги
Один из отцов-основателей Соединенных штатов Бенджамин Франклин в свое время заметил, что «в этом мире неизбежны только смерть и...

Налоги в новой экономике iconУрок по экономике в 11 классе Тема: «Налоги и налогообложение»
«Экономика и право. 9-11 кл.» или презентацией, созданной учителем на основе этого пособия

Налоги в новой экономике iconМодернизация государственных финансов российской федерации как одна...
Ночной экономики возникла необходимость в новой форме организации экономических отношений, где принципиальным образом происходит...

Налоги в новой экономике iconКафедра финансы и налоги
Рабочая программа учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» составлена в соответствии с требованиями к подготовке бакалавров...

Налоги в новой экономике iconСтраны аравийского полуострова на мировом рынке финансовых услуг
Аравийского полуострова и частичного использования данного опыта в российской экономике, и во-вторых, исследования новой тенденции...

Налоги в новой экономике iconУправление кредитным риском как параметр устойчивого экономического...

Налоги в новой экономике iconКафедра финансы и налоги
Рабочая программа учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование в налогообложении» составлена в соответствии с требованиями...

Налоги в новой экономике iconПрограмма дисциплины «Налоги и налогообложение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Налоги в новой экономике icon3 автоматизированные информационные технологии
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т е формируют денежные доходы государства. Государству...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную