Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии






Скачать 151.64 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии
Дата публикации19.01.2015
Размер151.64 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Политической экономии и мирового глобального хозяйства

УТВЕРЖДАЮ

заведующий кафедрой ПЭ и МГХ

____________ Мамонтов В.Д.

«___»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Экономика стран Азии

Направление подготовки:

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Формы обучения (очная, заочная)

Тамбов 2011

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО доцентом кафедры ПЭ и МГХ И.С. Кондрашовой и обсуждена на заседании кафедры ПЭ и МГХ академии экономики и управления.
Протокол № ___ от «___» _________20__ г.
Зав. кафедрой ________________ В.Д.Мамонтов



  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Экономика стран Азии» является: дать студентам системные представления об основных тенденциях экономического и политического развития государств Азии и перспективах развития региона на фоне наиболее значимых изменений в региональной и мировой политике и экономике.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Экономика стран Азии» относится к циклу профессиональных дисциплин ООП подготовки бакалавра по профилю «Мировая экономика». Изучение дисциплины «Экономика стран Азии» основывается на ранее изученных студентами предметах, прежде всего, таких как «Мировая экономика и международные экономические отношения», «География внешнеэкономических связей», и других.

Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, «Мировая экономика и международные экономические отношения», «География внешнеэкономических связей».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика стран Азии».
Курс обеспечивает овладение следующими компетенциями:

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в -системе мирового хозяйства, и прогнозировать их развитие в будущем (ОК-4);

- способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность субъектов современной мировой экономики (ПК-1);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);

- способность обобщать отечественную и зарубежную практику по вопросам внешней торговли товарами и услугами и опыт проведения международных валютных, финансовых и кредитных операций (ПКП-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные закономерности и тенденции развития современной мировой хозяйственной системы;

- ключевые закономерности, присущие азиатскому обществу, в том числе с точки зрения исторической перспективы.

Уметь:

- определять и оценивать место отдельного государства в системе современных международных отношений;

- использовать систему знаний о формах и направлениях развития международных экономических отношений для проведения анализа целесообразности и эффективности участия стран региона во внешнеэкономической деятельности;

  • Владеть: практическими (с использованием статистики; нормативно-правовых актов) и теоретическими навыками анализа процессов, происходящих в странах исследуемого региона.


4. Структура дисциплины (модуля) «Экономика стран Азии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц 144 часа.

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Семестр 8.




п/п


Наименование

тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные

занятия (час)

Сам.

работа


Формы текущего контроля успеваемости

лекции

практ.

занят.

лабор.

занят.



Экономико-географическое пространство Азии

21

2

4

-

15

устный опрос, эссе, тест



Хозяйство: уровень развития и международная специализация

21

2

4

-

15

устный опрос,

эссе, тест



Яркая индивидуальность субрегионов. Юго-Западная Азия

23

2

6

-

15

устный опрос, информационно-аналитическая справка



Южная Азия


25

4

6

-

15

устный опрос, информационно-аналитическая справка



Юго-Восточная Азия


27

4

8

-

15

устный опрос, информационно-аналитическая справка



Центральная и Восточная Азия


27

4

8

-

15

устный опрос, информационно-аналитическая справка




ИТОГО

144

18

36

-

90





5. Содержание дисциплины «Экономика стран Азии»
Тема 1. Экономико-географическое пространство Азии

Политическая карта Азии. Размеры Азии и ее роль в социально-экономической жизни мира. Природно-ресурсный потенциал и его оценка: регион контрастов. Население: воспроизводство, этнический и религиозный состав. «Азиатский» тип размещения населения. Модели социально-экономического развития. Восточноазиатская модель. Другие модели развития: социалистическая азиатская модель развития, китайская модель т.н. «третьего пути», модель развития стран-экспортеров нефти, турецкая, иранская модели.

Тема 2. Хозяйство: уровень развития и международная специализация

Промышленное производство. Ограниченность природных возможностей для развития сельского хозяйства. Товарное и потребительское хозяйство, помещичье землевладение, крестьянское землепользование. Район рисосеяния. «Чайные ландшафты». Субтропическое земледелие. Пастбищное животноводство

Тема 3. Яркая индивидуальность субрегионов. Юго-Западная Азия

Социально-экономическая и географическая дифференциация субрегионов. Факторы глубоких различий. Узловое экономико- и политико-географическое положение Юго-Западной Азии на стыке трех частей света. Нефтяное хозяйство. Роль отдельных стран в экономике субрегиона:

Тема 4. Южная Азия

Природные условия и ресурсы. Население. Современный уровень и особенности экономического развития. Важнейший сельскохозяйственный регион мира. Стратегия социально-экономического развития Индии и ее этапы. Налогово-бюджетная и денежно-кредитная система Индии. Отраслевая структура ее экономики. Внешнеэкономические факторы развития Индии, ее экономические отношения с Россией.

Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития Пакистана. Главные тенденции и проблемы социально-экономического развития Бангладеш. Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития Шри-Ланки.

Тема 5. Юго-Восточная Азия

Природные условия и ресурсы. Основные демографические и социальные показатели стран Юго-Восточной Азии. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Тенденции, приоритеты и перспективы развития отдельных стран Юго-Восточной Азии. Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития Индонезии. Главные тенденции и проблемы социально-экономического развития Малайзии. Ведущие тенденции и проблемы социально-экономического развития Таиланда.

Тема 6. Центральная и Восточная Азия

Восточная Азия - компактный территориальный массив. Разнообразие природных условий. Политическая карта субрегиона. Место Китая в мировом хозяйстве, динамика и перспективы его экономического развития. Главные особенности системных реформ в Китае на современном этапе. Структура прав собственности в Китае. Денежно-кредитная политика и налогово-бюджетная система Китая. Демографическая проблема в Китае. Проблема отраслевой структуры экономики. Региональная проблема в Китае. Внешнеэкономические факторы развития Китая. Экономические отношения Китая с Россией. «Азиатские тигры»
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

В ходе изучения дисциплины «Экономика стран Азии» предусмотрены следующие формы самостоятельной работы студентов:

  • Подготовка к семинарским занятиям, в том числе подготовка и выступление с докладом;

  • Написание информационно-аналитических справок;

При выполнении заданий самостоятельной работы от студента требуется проявление навыков сбора и анализа материала, детального изучения научной литературы.

Рекомендации по написанию информационно-аналитической справки

Информационно-аналитическая справка по изучаемому предмету является краткой научной и информационной работой, выполняемой студентом.

цели справки


  • студент приобретает навыки аналитической работы и одновременно демонстрирует уровень своей компетентности по изучаемому предмету;

  • руководитель семинарской группы помогает студенту повысить уровень компетентности студента, помогая ему выбрать тему, подготовить план справки, собрать информацию, а также давая советы по доработке справки.

процедура подготовки справки


  1. Вначале студент выбирает и согласовывает тему с руководителем семинарской группы;

  2. Затем студент приступает к сбору информации. Первоначальное представление о теме и структуре работы можно составить по учебнику, справочнику, монографии, Интернету. На этом этапе составляется и согласовывается с преподавателем план справки;

  3. После этого студент пишет справку, обращая особое внимание на:

  • свежесть приводимых цифр и фактов, ориентируясь на статистику самых последних лет;

  • обработку информации, сводя ее по возможности в таблицы, графики и диаграммы, а также используя математический аппарат, если это целесообразно;

  • составление библиографии (списка использованных источников), ссылаясь на нее в тексте справки (в виде сносок внизу страницы с указанием названия источника, место и год издания, страница).

рекомендуемая структура справки


  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Введение (предмет исследования, цель и ее разбивка по задачам), как тема освещена в исследовательской литературе, наиболее актуальные и/или спорные аспекты)

  4. Главы и параграфы (если разбивка на параграфы целесообразна)

  5. Заключение, целесообразно в форме выводов

  6. Библиография (сначала документы, затем монографии, после статьи, в конце – справочники и статистические издания, Интернет-источники).

объем и сроки


Объем справки не должен превышать 12 стандартных страниц (в каждой около 30 строк по примерно 60 знаков, что облегчает чтение и особенно редактирование), т.е. 0,5 авторских листа.
7. Образовательные технологии

Лекции, практические занятия, групповые обсуждения/дискуссии, выполнения заданий в малых группах в течение занятия, кейсы, самостоятельная работа групповая/индивидуальная, презентации.
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Рекомендуемая тематика информационно-аналитических справок

  1. Современные тенденции развития экономики новых развитых стран Азии и прогнозы их развития (на примере одной из стран)

  2. Социально-экономические модели новых индустриальных стран и их эволюция

  3. Общие черты и социально-экономические проблемы наименее развитых стран

  4. Современные тенденции развития экономики Индии и прогнозы их развития

  5. Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Индии

  6. Современные тенденции развития экономики Пакистана и прогнозы их развития

  7. Современные тенденции развития экономики Ирана и прогнозы их развития

  8. Современные тенденции развития экономики Турции и прогнозы их развития

  9. Современные тенденции развития экономики Юго-Восточной Азии и перспективы их развития (на примере одной или нескольких стран)

  10. Особенности интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и их перспективы

  11. Современные тенденции развития экономики Китая и прогнозы их развития

  12. Внешнеэкономические аспекты социально-экономического развития Китая


Перечень примерных вопросов к экзамену

  1. Современная политическая карта Азии: многообразие стран региона, их основные типы.

  2. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран Азии.

  3. Состав и структура хозяйства стран Азии, их изменения в эпоху НТР.

  4. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР.

  5. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

  6. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

  7. Закономерности размещения минеральных ресурсов Азии и страны, располагающие значительными их запасами. Проблемы рационального использования ресурсов.

  8. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору студента).

  9. Земельные ресурсы Азии. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

  10. Топливно-энергетическая промышленность Азии. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения.

  11. Водные ресурсы суши и их распределение в Азии. Проблема водообеспечения и возможные пути её решения.

  12. Характеристика ЭГП страны (по выбору студента).

  13. Лесные ресурсы Азии и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

  14. Рекреационные ресурсы и их размещение в Азии. Проблемы рационального использования.

  15. Общая экономико-географическая характеристика Японии.

  16. Сельское хозяйство стран Азии. Состав, особенности развития. Сельское хозяйство и окружающая среда.

  17. Численность населения Азии. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

  18. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

  19. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и её особенности в разных странах. Демографическая политика.

  20. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

  21. Возрастной и половой состав населения стран Азии. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

  22. Национальный состав населения Азии. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы Азии.

  23. Машиностроение – ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны Азии, отличающиеся высоким уровнем развития машиностроения.

  24. Размещение населения по территории Азии. Факторы, влияющие на размещение населения.

  25. Электроэнергетика: значение отрасли. Страны Азии, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

  26. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

  27. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

  28. Городское и сельское население Азии. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации.

  29. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

  30. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.

  31. Топливная промышленность Азии: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры.

  32. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры.

  33. Лесная и деревообрабатывающая промышленность Азии: состав, размещение. Географические различия.

  34. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

  35. Иностранный капитал в экономике КНР.

  36. Вывоз китайского капитала за рубеж.

  37. Свободные экономические зоны в Китае.

  38. Состояние платежного баланса КНР в 1990-2000-е годы.

  39. Эволюция политики валютного регулирования в 1980-2000-е годы.

  40. Внешняя политика КНР в 1990-2000-е годы.

  41. Перспективы формирования «Большого Китая».

  42. Опыт экономического развития Тайваня и Гонконга в 1950-2000-е годы.

  43. Российско-китайское политическое и экономическое сотрудничество: состояние и перспективы.

  44. Политическая система и современная политическая ситуация в КНР.

  45. Политика «открытости к внешнему миру»: основные оставляющие.

  46. Внешняя торговля и внешнеторговая политика КНР в 1970-2000-е годы.

  47. Принципы сотрудничества АСЕАН.

  48. Трудовая миграция из стран ЮВА: основные направления и характерные черты

  49. Основные инфраструктурные проекты в ЮВА.

  50. Валютно-финансовое сотрудничество участников АСЕАН+3: направления и результаты.

  51. Мьянма во внешней политике Китая после «холодной войны».

  52. Политика КНР в ЮВА в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

  53. Основные причины и периодизация финансового кризиса 1997-1998 гг.

  54. Япония и противодействие нетрадиционным угрозам безопасности в ЮВА.

  55. Юго-Восточная Азия в приоритетах администрации Б.Обамы.

  56. Зона свободной торговли АСЕАН: этапы и предварительные итоги формирования.

  57. АСЕАН и ЕС: основные направления сотрудничества.

  58. Экономическое развитие Вьетнама, Лаоса и Камбоджи в 1990-е – начале 2000-х гг.

  59. Антикризисные меры в странах ЮВА в 1997-1998 гг. и 2008-2010 гг.

  60. АСЕАН и Россия: основные направления сотрудничества


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Экономика стран Азии»

а) основная литература:

  1. М.А. Экономика в современной Азии /М.А. Потапов. – М.: Международные отношения, 2008.

  2. Сумский В.В., Канаев Е.А. Юго-Восточная Азия. // Мир-2030: социально-экономическое и политическое развитие. – М.: ИМЭМО РАН, 2010.

  3. Канаев Е. АСЕАН-КНР: новая парадигма отношений в сфере безопасности. // Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая. /Отв. ред. Г.И. Чуфрин. – М.: ИМЭМО РАН, 2005

  4. Прозоровский А.С. Политический лидер и модернизация на Востоке: опыт Индонезии и Южной Кореи во второй половине ХХ века. - М., 2009.

  5. Восточная и Юго-Восточная Азия – 2008: экономическое развитие в условиях кризиса. /Отв. ред. М.Е. Тригубенко. – М., 2009.

  6. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы./ Отв. ред. Е.В.Кобелев, Г.М.Локшин, Н.П. Малетин. – М., 2010.

б) дополнительная литература:

  1. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. А.А.Дынкина, М., 2007

  2. Национальная экономика в условиях глобализации. Под ред И.П.Фаминского. М., 2007.

  3. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: культура, богатство и власть в XXI веке. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004.

  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2003

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

  1. http://econ.worldbank.org/ (World Development Report и World Development Indicators)

  2. http://europa.eu/index_en.htm (Официальный сайт Европейского Союза)

  3. http://www.gks.ru (Официальный сайт Государственного комитета РФ по статистике)

  4. http://www.imf.org/ (Официальный сайт МВФ)

  5. http://www.mirec.ru/ (электронный журнал "Мировое и национальное хозяйство")

  6. http://www.oecd.org/ (Официальный сайт ОЭСР)

  7. http://www.un.org (Официальный сайт ООН)

  8. http://www.undp.org/ (Human Development Report)

  9. http://www.unesco.org/ (UNESCO World Yearbook of Education)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconРабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина...
Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconПрограмма дисциплины новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век
Охватывает развитие двух крупнейших континентов в ХХ в. Он завершает изучение истории стран Азии и Африки, начатое с «Истории Древнего...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономика стран региона...
...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconПопова Людмила Валерьевна
Сфера научных интересов: Экономика стран Восточной Азии, экономические реформы в Китае, интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история...
«старой» терминологии. Поэтому на многие сюжеты Новейшей истории стран Азии и Африки теперь можно взглянуть по-новому, не отвергая,...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconПрограмма учебной дисциплины экономика и экономическая география...
Получить глубокие и разносторонние знания об основных понятиях экономической географии применительно к региону Восточной Азии и экономике...

Рабочая программа по дисциплине Экономика стран Азии iconРабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную