Лекция II. 1






Скачать 192.97 Kb.
НазваниеЛекция II. 1
Дата публикации19.01.2015
Размер192.97 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция
Лекция II.1.

Страны Азии в 20-30 гг. XX в. Борьба за экономическую самостоятельность Турции, Ирана, Афганистана и прогресс в социальном развитии.

При изучении экономического, социального и политичес­кого развития Турции, Ирана и Афганистана в 20-е годы важную роль играет анализ проведенных буржуазными на­ционалистами преобразований государственного строя, модернизации экономических основ, администрации, права, культуры и быта, а также рассмотрение внутриполитических процессов в этих странах в 30-х годах и появившихся тогда реакционных тенденций в политике пра­вящих кругов (жестокое подавление рабочего и крестьянско­го движений, запрещение коммунистических партий, нацио­нальный гнет).

  • Социально-экономическая  и политическая жизнь Турции, Ирана   и Афганистана   строилась под руководством буржуазных на­ционалистов, которым еще противостояла оппозиция строгой аристократии и архаизмы в менталитете народных масс.

  • Перед правящими кругами освободившихся стран стояла первоочередная задача создания экономической основы политической независимости.

Эти стремления отвечали национальным интересам, что позволило лидерам буржуазии объединить в антиимпериалистической     борьбе  широкие  слои населения под знаменем национализма.  

В идеологических и полити­ческих построениях буржуазии и либеральных помещиков учитывалась социальная психология   крестьянства,   использовались религиозные традиции и вековые обы­чаи народа.

  • В основных воп­росах противостояния колониальным устремлениям буржуазный нацио­нализм выступил с общенациональных позиций, и в решении внутренних политических и социальных вопросов он исходил прежде всего из интересов буржуазии и либеральных помещиков, что способствовало сохранению социально-классовых противоречий.

  • В Афганистане, где социальная дифференциация была весьма слабой, внутренние конфликты принимали форму выступле­ний племен.

***

Организация политической власти в освободительных странах

Становление независимого турецкого государства проис­ходило, также как и в других странах Азии, в условиях ожесточенной борьбы против сил внутренней и внешней реакции.

  • Первым законодательным актом на пути создания турецкой республики явилась отмена султаната и передача всей полноты политической власти в стране Великому нацио­нальному собранию.

  • В апреле 1923 г. был принят закон о проведении очеред­ных выборов в Великое национальное собрание Турции. Мустафа Кемаль объявил о создании политической партии - На­родной партии Турции, которая непосредственно возглавила предвыборную кампанию кемалистов. Выборы принесли по­беду Народной партии. Кемаль был единогласно переизбран председателем Собрания.

  • Оно ратифицировало Лозаннс­кий договор, и в соответствии с условиями этого договора державы Антанты приступили к эвакуации своих войск.

  • Сто­лицей Турции была объявлена Анкара.

  • 29 октября Тур­ция была официально провозглашена республикой, а. ее пер­вым президентом избран М. Кемаль.

  • 20 апреля 1924 г. ВНСТ приняло конституцию Турецкой республики, закрепившую завоевания революции.

Сравнивая процессы «стабилизации» политической неза­висимости Турции с аналогичными явлениями в Афганистане, следует отметить четко проявившуюся двойственность и не­последовательность в политике правящих кругов Афгани­стана.

  • Уже то обстоятельство, что Афганистан являл собой конституционную монархию, может служить критерием отли­чия его внутриполитического положения от положения в Турции.

  • Пришедший к власти в Афганистане эмир Аманулла-хан стремился в 1923 - 1927 гг. закрепить завоеванную в борьбе независимость путем ликвидации международной изо­ляции Афганистана, упрочения дружбы с СССР и преодоле­ния средневековой отсталости своей страны в области эко­номики, культуры и быта.

  • Он был идейно связан с радикаль­ной афганской интеллигенцией, однако не имел широкой социальной опоры и все еще зависел от позиции верхушки афганских племен, которые во многом обеспечили его побе­ду в борьбе с англичанами.

Таким образом, цели Амануллы-хана роднили его в изве­стной мере с буржуазными националистами Турции, однако возможность их реализации требовала в условиях Афгани­стана особых форм и методов. Определяющим в развитии национально-освободительного движения в Афганистане было то, что в целом оно развивалось еще в рамках феодально-националистического типа и являлось переходным к буржуаз­но-националистическому.

  • Обращает на себя внимание то обстоятельство, что со­циальной силой, непосредственно выражавшей интересы бур­жуазного развития Афганистана, выступила та часть поме­щиков, (сардарство), которая была прямо связана с торговым земледелием и торговым предпринимательством. Специфическое положение этого сардарства, не порвавшего еще полно­стью со старым, традиционным способом производства, но уже заинтересованного в создании наиболее благоприятных усло­вий для развития товарного хозяйства, непосредственно от­ражалось на его политической линии.

  • Новое сардарство (чиновники, военачальники), в отличие от старой, знати получало земли непосредствен­но от эмира. Они были заинтересованы в ограничении при­вилегий старой знати и в упорядочении налоговой системы.

  • Эта часть помещиков вкладывала средства в торговые опе­рации и считала приемлемым введение буржуазного право­порядка, но в то же время они стремились по возможности не делить власть с торговой буржуазией, а сохранять ее в руках по­мещиков.

Наиболее последовательно интересы буржуазного разви­тия страны выражала интеллигенция, преимущественно аристократическая по своему социальному происхож­дению, но еще в меньшей степени связанная со старым способом производства, чем новое сардарство.

В условиях кланового сепаратизма, племенных вольно­стей афганцев-кочевников и крайней слабости зарождающей­ся буржуазии королевская власть могла выступать в течение определенного периода в качестве силы, стремящейся сохра­нить равновесие между феодальными и буржуазными эле­ментами, силы, заинтересованной в ликвидации отсталости и укреплении государства, а, следовательно, расчищающей, хотя и в ограниченной степени, путь для становления новых про­изводственных отношений.

Стремление монархической власти в Афганистане под­няться выше интересов помещичьей аристократии было характерно и для других стран Азии, где рождение новых капиталистических отношений уже начало подрывать их позиции, но бур­жуазия была еще слишком слаба, чтобы взять власть в свои руки.

В 1923 г. была принята первая конституция независимого Афга­нистана «Основной закон управления Афганистана», впервые в истории этой страны гарантировавшая афганцам некоторые основные гражданские права, и сохранившая в стране монархию.

Специфической чертой Ирана было то, что к власти там в середине 20-х годов пришел блок помещиков и торговой буржуазии, опиравшийся на армию. Национальной промыш­ленной буржуазии в то время в Иране почти не было, а формировавшийся рабочий класс имел уже некоторый опыт классовой борьбы.

  • Выразителем интересов буржуазно-помещичьего блока выступил Реза-хан, который был менее, чем Аманулла-хан,связан с радикально настроенными кругами, в том числе молодой буржуазной интеллигенцией.

  • В то же время он не зависел, как Аманулла-хан, от старой аристократии, племенной знати.

  • Путь Реза-хана - командира казачьей ди­визии - к шахскому престолу фактически отражал этапы борьбы буржуазно-помещичьих кругов за власть.

Под дав­лением армии в феврале 1925 г. меджлис назначил Реза-хана главнокомандующим, а в октябре 1925г. принял решение о низложении правившей в то время Каджарской династии.

Вскоре было созвано Учредительное собрание, которое про­возгласило Реза-хана (декабрь 1925 г.) наследственным ша­хом Ирана под именем Реза-шах Пехлеви.

Важнейшим фактором политической независимости Ирана было упрочение его международных позиций с целью ослабить влияние западных держав на экономику страны.

Важным направлением политики нового шахского правительства стали первые попытки в середине 20-х гг. ограничить деятельность Анг­ло-Иранской нефтяной компании.

Поскольку основным противовесом политике империали­стических держав был Советский Союз, то характер отно­шений Ирана с СССР, равно как и любой другой страны Азии, в значительной мере определял успехи его независимо­го развития. Реза-хан не был сторонником тесного сближении с СССР в таких масштабах, как Турция и Афганистан. Однако по ряду вопросов Иран опирался на добрососедскую политику Совет­ского Союза.

  • В 1924 г. был подписан советско-иранский договор, несмотря на открытое недовольство США и Англии.

Хотя под давлением англичан и американцев меджлис отказался ут­вердить его, в Иране было создано торговое представитель­ство СССР и по инициативе СССР между обеими странами стали налаживаться нормальные экономические отношения.

  • Были основаны советско-иранские смешанные общества «Пероазнефть», «Перохлопок», «Русперосахар» и др.

  • Специальный банк для финансирования советско-иранской торговли.

  • В 1927 г. Иран подписал с СССР договор о взаим­ных гарантиях нейтралитета. Установление нормальных со­ветско-иранских отношений способствовало оздоровлению экономического положения Ирана и создавало объективные условия для укрепления его позиций в отношении империа­листических держав.

***

Упрочение политической власти буржуазных националис­тов в 20-е годы осуществлялось в острой борьбе с архаичными пережитками в общественной жизни.

Особенно упор­ное сопротивление реформам оказывало духовенство.

  • Так как реформы не вели к коренному улучшению положения масс и не всегда учитывали религиозные настроения крестьянства, особенности полукочевого хозяйства, племенной организации части населения создавало социальную базу для консерваторов и, прежде всего духовенству, которым удавалось направлять недовольство парода в угодное им русло.

  • Восточное духовенство можно разделить, как минимум, на две категории: высшая часть была тесно связана с помещичьим земледелием, большая часть духовенства по своему экономическому положению и социально-нравственному настрою была близка к простым жителям стран.

Успеху деятельности консерваторов способствовала слабая социальная

дифференциация и где социальные про­тиворечия усугублялись национальными.

  • В таких условиях племена, еще недавно боровшиеся против колонизаторов под знаменем национализма, нередко выступали в качестве орудия внутренней реакции. Все это крайне осложняло развитие молодых государств.

С другой стороны, буржуазные националисты стремились приспособить религию к нуждам современного буржуазного общества. При проведении своей политики они обращались к религиозным традициям общества, что помогало идеологам буржуазии овладевать умами огромных масс населения.

Поскольку необходимость реформы религии была важнейшей задачей государственной политики, то клерикальная оппозиция ста­новилась довольно-таки устойчивым фактором внутренней жизни освободившихся стран.

  • Особое значение имел подрыв экономических позиций духо­венства.

  • Для Турции большое значение имел принятый 3 марта 1924 г. закон об упразднении халифата, в связи с которым халиф был выслан из страны.

  • Вслед за этим Национальное собра­ние приняло решение о национализации большей части земель мусульманского духовенства, о лишении мулл моно­полии в области судопроизводства и просвещения, о ликви­дации министерства по делам религии и вакуфов, о закры­тии мусульманских духовных училищ и упразднении судеб­ных установлений, действовавших на основе шариата.

Для мусульманской Турции, хранительницы самых реакционных мусульманских институтов - это было поистине революцией в области общественно-политической жизни.

Кемалисты по­казали на практике, как надо поступать с отжившими фео­дальными институтами. Аманулла-хан, использовавший ислам для укрепления своего положения, выступавший к тому же как высший ду­ховный глава, также осуществил ряд мер по ограничению экономических и политических позиций духовенства: вакуфные земли были переданы в казну, а муллы получили по­стоянные приходы и жалованье от государства; были уреза­ны полномочия духовенства в области судопроизводства и просвещения. Эти преобразования, как и развитие светского образования, вызвали злобу мулл и улемов, формированию в их среде антиханских настроений.

В условиях Афганистана преодолеть сопротивление духо­венства было значительно труднее, чем в Турции. Однако несмотря на рост оппозици, Аманулла-хан продолжал осуще­ствлять свои преобразования.

В Иране Реза-шах в целях укрепления буржуазно-помещичьего государства провел в 1927 и  1929 гг. через меджлис   законы  о новом уголовном и гражданском   кодексах,   ограничив   тем самым  сферу деятельности духовенства.

Оценивая  реформы в области культуры и быта, проводившиеся в 30-е гг. Реза-шахом, следует отметить, что они носили половинчатый характер.

***

Особое внимание обращает на себя экономичес­кая политика правящих групп в Турции, Иране и Афгани­стане. Стремление к ликвидации отсталости и к экономической самостоятельности проявилось в названных госу­дарствах, прежде всего в создании собственной, главным об­разом, государственной промышленности.

Были сделаны шаги по пути уничтожения остатков средневековой натураль­ной замкнутости сельского хозяйства и создания благоприят­ных условий для развития товарных отношений и внутрен­него рынка.

  • Вместе с тем не были проведены аграрные ре­формы, которые устранили бы главный фактор сохранения пережитков в деревне - помещичье землевла­дение.

Сравнительный анализ экономического положения Турции, Ирана, Афганистана свидетельствует о том, что эти страны подошли к 20-м годам с различными уровнями социально-экономичес­кого и культурного развития, общественно-политической активности масс, дифференциации общества.

Данное обстоя­тельство и определило глубину, типы, формы и эффектив­ность общественной эволюции, а, в конечном итоге, - ста­бильность политической системы и экономики освободивших­ся стран.

  • В феврале 1923 г. М. Кемаль открыл в Измире первый Экономический конгресс независимой Турции, сыгравший важную роль в определении экономической политики прави­тельства. Принятый на конгрессе «Экономический обет», провозглашал необходимость экономической самостоятель­ности Турции, развития промышленности и сельского хозяй­ства, ограничения деятельности иностранных компаний.

  • В качестве ближайших практических мер в области раз­вития народного хозяйства конгресс рекомендовал: переход от простой мануфактуры и мелкого производства к крупным  фабрикам,  создание   в  первую  очередь   тех   отраслей  про­мышленности,    для которых    в стране имеется    сырье  (тек­стильной и пищевой), проведение политики протекционизма, основание государственного банка.

Национальная буржуазия выдвинула в качестве, основного принципа своей экономической политики «этатизма» - от французского слова «еtаtе» - государство).

Этот принцип требует особого рассмотрения.

Этатизм предусматривал го­сударственное вмешательство в экономику, поощрение част­ного национального капитала и прямое развитие государст­венного капитализма в промышленности и транспортном строительстве.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена экономи­ческой отсталостью Турции.

Важное значение имело также то обстоятельство, что национальная буржуазия, предпочита­ла вкладывать свои капиталы в те отрасли экономики, кото­рые приносили более высокие прибыли, стремилась исполь­зовать для строительства национальной промышленности го­сударственный аппарат и государственный бюджет.

Без по­мощи государства национальная промышленность не могла окрепнуть, устоять против натиска иностранного капитала.

  • В политике Амануллы-хана в области про­мышленного строительства обращает на себя внимание закон «О поощрении промышленности» (1921 г.), который предусматривал крупные льготы, в том числе налоговые, для предпринимателей.

  • Правительство содействовало организа­ции торговых акционерных обществ (ширкетов) и провело таможенную реформу, отменявшую откупную систему и вводившую единый таможенный налог.

  • В 1927 г. Аманулла-хан подписал постановление о содержании на севере страны особого промышленного района.

  • Было начато и в 1925 г. завершено строительство автодороги Кабул-Гардез, соединивший Север страны с ее столицей.

  • В середине 20-х гг. начата закупка грузового транспорта и автобусов.

  • Аналогичные процессы наблюдались и в Иране, где в течение 20-х годов постепенно ограничивались права иностранного капитала.

  • В 1928 г. был отменен режим капитуляций, при­няты протекционистские меры, введена монополия внешней торговли (1931 г.). Значительную роль в укреплении на­ционального капитала сыграло создание в 1928 г. Нацио­нального банка Ирана, которому были переданы функции английского Шахиншахского банка.

Меры Реза-шаха способствовали  росту как частных, так и государственных предприятий преимущественно текстильных и по переработке сельскохозяйственного сырья.

***

При анализе экономического развития Ирана, равно как Афганистана и Турции, важно выявить степень взаимо­связи национальной буржуазии с помещичьими кругами. Такая взаимосвязь снижала прогрессивность буржуазии,    приводила    порой    к половинчатости и поверхностности   проводимых   мероприятий.  Данное   обстоя­тельство особенно отчетливо проявилось в аграрной политике  буржуазных националистов.

Во всех изучаемых странах реформы сельского хозяйства исходили практически не из интересов крестьян, а были рассчитаны на обновление помещичьего земледелия на условиях рыночных отношений.

  • В 1924 г. в Турции был принят «Закон о деревне», нес­колько ограничивавший всевластие землевладельцев и увеличивав­ший контроль правительства за положением в деревне.

  • Были провозглашены постановления о создании селекционных стан­ций, предоставлении крестьянам государственного кредита для приобретения скота и орудий труда.

  • С учетом интересов буржуазии и той части помещиков, которая стремилась к развитию капиталистического предпринимательства в сель­ском хозяйстве в 1925 г. кемалисты обнародовали закон об отмене ашара и замене его поземельным денежным налогом.

Однако главная социальная проблема не была решена: по­мещичье землевладение оставлялось в Турции неприкосно­венным и основная масса крестьянства продолжала оста­ваться без земли. Наряду с этим усиливалась их зависимость от ростовщиков.

Государственная кредитная система обслу­живала лишь помещиков и небольшую прослойку зажиточ­ных крестьян.

  • Аманулла-хан, также как и кемалисты, начал перестрой­ку сельского хозяйства с проведения земельно-налоговой реформы.

  • Хотя данная реформа и покончила с наи­более архаичными пережитками в сельском хозяйстве. Реформа заменила натуральный налог денежным, ввела еди­ный налог на землю в размере 25% от дохода и на скот. Земли, ранее обладавшие налого­вым иммунитетом, теперь облагались налогом в пользу государства.

Законом закреплялась частная собственность на землю.

  • Специально регламентировался налог с кочевников, была отменена система откупа налога на скот, т.е. ханы отстранялись от сбора налогов.

Были приняты и некоторые другие меры, ограничивавшие хозяйственную и политическую самостоятельность племен и подчинившие их центральной власти.

Все это вызвало серьезное недовольство ряда племен, использованное консерваторами, которые использовали в своих целях пле­менные, патриархальные связи. В войне за независимость Аманулла-хан опирался на племенную аристократию и их влияние в обществе, теперь он терял эту социальную опору в реализации своих планов.

Трагедией Амануллы-хана было то, что он стремился форсировать мо­дернизацию общества без учета влияния на массы патриархальных и племенных институтов. Этим объясняет­ся начальная судьба большей части его прогрессивных начинаний.

  • Важным обстоятельством, оказавшим влияние на политику Амануллы-хана, были контакты с руководителями других государств и ознакомление с их опытом.

В 1927-1928 гг. Аманулла-хан совершил длительную зарубежную поездку, посетив СССР, Индию, Египет, Турцию, Иран дру­гие страны. По возвращении он пытался расширить свою реформаторскую деятельность, однако столкнулся с недоволь­ством самых различных социальных слоев.

Осенью 1928 г. консерваторы организовали восстание, которое привело к па­дению младоафганского правительства, но после длительной борьбы к власти пришел Надир-шах, который продолжал по­литику Амануллы-хана, но другими, более умеренными ме­тодами.

Внутренняя политика не претерпела существенных изменений и после смерти Надир-шаха в 1933 г. с приходом к власти его сына - Мухаммед Захир-шах.

***

Реформы пришедших к власти в Турции нацио­нальной буржуазии, в Иране - блока либеральных помещиков и торговой буржуазии, в Афганистане - нового сардарства, тесно связан­ных с торговым земледелием и торговым предприниматель­ством носили объективно прогрессивный характер, но они не смогли прочно утвердить новые производственные отношения и ликвидировать архаизмы в общественной жизни. Это предопределило длительный и мучительный симбиоз традиционного восточного общества с современными тенденциями в политике правящих кругов.

Промышленное строительство в странах Азии развивалось крайне мед­ленно, частный капитал медленно перемещался в промышленность, так как значительно большие выгоды при­носила торговля, особенно внешняя, где оборот капитала осуществлялся значительно быстрее.

  • Вкладывая свои сред­ства во внешнюю торговлю, буржуазия Турции одно­временно сращивалась со своим бывшим противником - компрадорской буржуазией Стамбула и других портовых городов. Более сложным было положение в Иране и Афганистане.

Политическая ситуация в освободившихся странах в 20—30-е годы продолжала оставаться весьма сложной. Это было свя­зано в значительной мере с неразвитостью социального законодательства, фактическим отсутствием демократизма в политике правящих групп.

Тяжелым, было положение рабочего класса. До 1936 г. в Турции и Иране не было трудового законодательства.

  • В Турции лишь в 1936г. был принят «Закон о труде», который коснулся 20% турецких рабочих.

  • «Закон об обществах» (1938 г.) запретил рабочие организации.

  • В Иране «Закон о фабрично-заводских инспекциях» (1936 г.) незначительно улучшал условия труда рабочих, однако по этому закону, также как и в Турции, сохранялся запрет на создание профсоюзов и проведение стачек. Были запрещены все оппозиционные партии и издания, преследованиям подвергалась любая попыт­ка свободного слова, свободной мысли.

  • Деятельность комму­нистических партий Турции и Ирана также была запрещена.

  • Политика этатизма в той или иной мере применялось не только в Турции. Она оказалась приемлемой в целом для развивающихся стран со слабой экономикой.

  • В 30-е годы она претерпела существенные изменения, т.к. в годы экономического кризиса резко возросло государственное вмешательство в экономику Турции и Ирана.

Идеологи капитализма рассчитывали, что политика этатизма способна «создать гар­монию» в отношениях труда и капитала в условиях част­ного предпринимательства. В деятельности правительств изучаемых стран были сходные черты, что объяснялось сходством классового характера правящих группировок.

При этом в Иране новые землевла­дельцы играли доминирующую роль в правящем помещичье-буржуазном блоке и буржуазные реформы проводились в основном их руками.

  • В Турции влияние буржуазных элементов в правящем блоке было гораздо более сильным, чем в Иране. Поэтому в Турции проведенные реформы при­вели к большим сдвигам в капиталистическом развитии страны.

***

Этатистская политика при господстве бур­жуазно-помещичьего блока, приобретавшая характер госу­дарственной помощи частному сектору, укрепляла экономи­ческие и политические позиции верхушки буржуазии, интересы которой толкали ее на компромиссы с европейским капиталом на условиях, нередко противоречивших интересам государства.

Западные страны продолжали рассматривать Турцию как важный рынок сбыта своих промышленных товаров, а также, как поставщика сельскохозяйственного и стратегического сырья.

  • Социально-экономические и внутриполитические измене­ния, происходившие в Турции и Иране в 30-е гг., относятся к числу важнейших факторов, вызвавших поворот во внешней политике этих стран на сближение с западными державами.

  • В 1934 г. Турция подписала договор о так называемой Балканской Антанте, ставшей орудием французской полити­ки;

  • в 1936 г. добилась пересмотра Лозаннской конвенции о проливах.

Англия дала согласие на пересмотр конвенции после того, как Турция обещала оказать помощь в случае нападения Италии на английский флот в Средиземном море.

  • На конференции в Монтре Турция поддержала Англию, дав понять, что не собирается проводить общую с СССР поли­тику безопасности в районе Черного моря.

  • В 1937 г. усилиями британской дипломатии Турция, Иран, Ирак и Афганистан заключили Саадабауский пакт о ненападении, имевший явно антисоветскую цель.

  • Приход Гитлера к власти в Германии вызвал обострение политической обстановки в Европе. Турция,  расположенная на пересечении важнейших морских, железнодорожных и воздушных коммуникаций, стала занимать особое место в военно-стратегических планах империалистических держав.

  • К концу 30-х гг. в Турции значительно усилились эко­номические позиции Германии. По мере осуществления аг­рессивных планов фашистских государств в правящих кругах Турции все большим влиянием пользовались группировки, выступавшие за сближение с фашистской Германией и ее союзниками.

Поворот во внешней по­литике был обусловлен,

во-первых, отходом турецкой бур­жуазии от национально-революционной, антиимпериалисти­ческой политики кемализма;

во-вторых, усилением в рядах буржуазии соглашательских элементов, тянувших страну на сближение с Западом;

в-третьих, ростом финансовой и эко­номической зависимости от Англии и Германии.

Наконец, все это совпало с тяжелой болезнью, фактическим отходом от дел, а затем и смертью Кемаля Ататюрка.

Изменения внешнеполитического курса Ирана выразилось прежде всего в том, что Реза-шах стал явно стремиться к пересмотру отношений с Советским Союзом.

  • В 1938 г. он отка­зался подписать новый торговый договор с СССР.

  • В 1939 г. иранское правительство предоставило англо-голландской компании «Ройял датч-Шелл», возглавлявшейся ярым вра­гом СССР Детердингом, нефтяную и рудную концессии в непосредствнной близости от ирано-советской границы.

  • С се­редины 30-х гг. Реза-шах взял курс на экономическое и политическое сближение с фашистской Германией.

В годы, предшествовавшие второй мировой войне, империалистические державы не прекращали попыток политичес­ки и экономически подчинить и Афганистан.

Особую актив­ность проявляли гитлеровская Германия и Италия. При этом афганские правящие круги, идя на известное расширение от­ношений с державами «оси», надеялись использовать обост­рившиеся межимпериалистические противоречия в своих интересах.

  • В 30-е гг. германские монополии укрепили экономические связи с Афганистаном; немецкие и итальянские «специалис­ты» и «советники» проникали в государственный аппарат и армию страны; следуя колониалистским планам, чуждым интересам Афганистана, фашистская Германия особенно настойчиво стремилась подорвать советско-афганские отно­шения, которые еще в конце 20- нач. 30-х гг. развивались в целом положительно.

  • В 1931 г. между СССР и Афганистаном был заключен договор о нейтралитете и взаимном ненападении.

  • Успешно развивались советско-афганские экономические связи.

  • Тор­говля Афганистана с СССР существенно ослабила воздей­ствие мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. на афганскую экономику.

  • В 30-е гг. при содействии СССР в Афганистане был построен ряд важных предприятий.

В 1932 г. в разгар мирового экономического кризиса СССР предоставил Турции значительный кредит в долларах на исключительно льготных условиях - без процентов и с последующей оплатой турецкими товарами.

При советской помощи были построены текстильные комбинаты в Кайсере и Назиллии.

 

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция II. 1 iconЛекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция...
Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса

Лекция II. 1 iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе

Лекция II. 1 iconЛекция: «Как, чем и зачем думать о будущем? Открытая лекция о долгосрочном...
В фокусе: развитие международных отношений в современных геополитических условиях

Лекция II. 1 iconЛекция 1"государство как социальная структура общества"(8часов) 61...
Умк по дисциплине «Правоведение» разработан кафедрой правосудия, прокуроского надзора и криминалистик юш двфу для студентов не юридических...

Лекция II. 1 icon1. Лекция: Предпосылки и основные направления развития менеджмента...
Лекция: Деятельность международных организаций в сфере информационной безопасности 11

Лекция II. 1 iconЛекция 4 лекция 4 Определение и назначение математического моделирования
Суть математического моделирования (ММ) заключается в замене изучаемого объекта (процесса) адекватной математической моделью и последующем...

Лекция II. 1 iconЛекция №1 Открытые данные: введение Часть 1 Иван Бегтин я вначале...
Надеюсь, для последующих лекций нам удастся найти зал побольше. А некоторые лекции мы хотим вообще сделать публичными, чтобы на них...

Лекция II. 1 iconЛекция профессора Ван Шаогуана «Великое преобразование: двойственность...
Лекция профессора Ван Шаогуана Великое преобразование: двойственность перемен в Китае

Лекция II. 1 iconЛекция «Государственное управление как система. Правовое и организационное...
Лекция Государственное управление как система. Правовое и организационное обеспечение государственного

Лекция II. 1 iconЛекция: Саксия Сассен






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную