1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации






Скачать 171.04 Kb.
Название1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации
Дата публикации03.02.2015
Размер171.04 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Шувалов С.С.1
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
В современных условиях становится все более очевидным, что понятия модернизации и инновационного развития как в национальном, так и региональном масштабе включают в себя не только предпосылки и результаты технологического характера, но имеют и социально-гуманитарное измерение.

Так, в числе целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделены:

  • социальное благополучие и согласие;

  • экономика лидерства и инноваций;

  • сбалансированное пространственное развитие;

  • экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;

  • институты экономической свободы и справедливости;

  • безопасность граждан и общества.

Среди основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года перечислены:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

  • повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

  • максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

  • формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

  • обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;

  • активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Как можно заметить, достижение целей и решение задач указанных основополагающих концептуально-стратегических документов во многом связано не столько с конкретными исследованиями и разработками по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и генерируемыми ими технологиями и технологическими (продуктовыми и процессными) инновациями, хотя их важность сложно переоценить, сколько с совершенствованием институционального обеспечения социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития страны, развитием человеческого потенциала, развитием экономических институтов и поддержанием макроэкономической стабильности, развитием институтов инновационной экономики, совершенствованием региональной и внешнеэкономической политики.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рамках Государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. (ГП РНТ) в качестве одной из приоритетных тематических областей финансирования поисковых и прикладных (задельных) исследований выделены междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности. В этой связи возникает закономерный вопрос о том, оправдано ли выделение социально-экономических и гуманитарных исследований в качестве одной из приоритетных областей финансирования в рамках ГП РНТ и насколько это согласуется с международной практикой.

Для ответа на данный вопрос целесообразно, в том числе, проанализировать роль социально-гуманитарных наук, которая отводится им в рамках зарубежных научно-технологических программ и стратегий.

Так, в 12 основных приоритетных научных направлений, финансируемых Национальным научным фондом США (NSF), входят такие направления «Люди и общество» и «Образование».

В структуре NSF функционирует специализированная Дирекция социальных, поведенческих и экономических наук – Social, Behavioral, and Economic Sciences Directorate (SBE).

В свою очередь, Дирекция состоит из следующих структурных подразделений:

  • Отдел поведенческих и когнитивных наук – Division of Behavioral and Cognitive Sciences (BCS);

  • Отдел общественных и экономических наук – Division of Social and Economic Sciences (SES);

  • Отдел междисциплинарных исследований в области социальных, поведенческих и экономических наук – Division of SBE Office for Multidisciplinary Activities (SMA);

  • Национальный центр статистики научно-инженерной сферы – National Center for Science and Engineering Statistics (NCSES).

Заслуживают внимания две крупных долгосрочных программы междисциплинарных исследований, реализуемых NSF, координатором которых выступает SBE.

Программа «Исследования будущего в социальных, поведенческих и экономических науках» (SBE 2020: Future Research in the Social, Behavioral and Economic Sciences), рассчитанная на 2011–2020 гг., предусматривает финансирование крупных междисциплинарных проектов в приоритетных областях, выявленных с масштабным привлечением научного сообщества США и других ведущих стран.

В рамках SBE 2020:

  • разработана методология прогнозирования и выявления приоритетов развития социальных, поведенческих и экономических наук;

  • представлен прогноз и выявлены приоритеты развития социальных, поведенческих и экономических наук до 2020 г.;

  • на основе сбора и экспертной оценки инициативных предложений по формированию тематики программы отобрано более крупных 40 междисциплинарных и 15 монодисциплинарных проектов, финансирование которых началось в 2012 г.

Программа «Крепкое здоровье и благосостояние» (Smart Health and Wellbeing, SHB), рассчитанная на 2012–2020 гг., предусматривает реализацию междисциплинарных проектов, объединяющих медиков, инженеров, психологов и специалистов в области общественных наук, в том числе в рамках следующих приоритетных направлений:

  • разработка цифровой инфраструктуры информации о здоровье граждан;

  • социально-экономические и поведенческие факторы здоровья и благополучия граждан.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в структуре Национального совета по науке и технологиям (NSTC) – высшего координационного органа управления наукой при Президенте США – также функционирует специализированная подкомиссия по социальным, поведенческим и экономическим наукам (Social, Behavioral, and Economic Sciences Subcommittee).

Среди областей государственной политики, для которых исследования в области социальных, поведенческих и экономических наук имеют критическое значение, NSTC выделены:

  • образование;

  • здравоохранение;

  • взаимодействие и конфликты;

  • социальная стабильность и противодействие угрозам;

  • креативность и инновации;

  • энергетика, окружающая среда и развитие общества.

NSTC определены три приоритетных направления исследований в области социальных, поведенческих и экономических наук и базовые для них отрасли науки:

  • человеческое поведение: исследование строения и функционирования мозга (лингвистика, неврология, психология);

  • человеческие группы и общества: исследование сложности человеческих сообществ и человеческих поступков (культурная антропология, экономика, география, политология, социология, криминология);

  • происхождение человечества: исследование истоков человечества и человеческого разнообразия (археология, физическая антропология).

Помимо этого, с учетом приоритетности и междисциплинарности проблем образования и развития человеческого капитала в США создается Агентство по перспективным исследованиям в области образования (ARPA-ED).

Среди ключевых направлений разработок ARPA-ED выделены:

  • электронные репетиторы, не менее эффективные, чем персональные репетиторы;

  • образовательные программы (в том числе, цифровые), непрерывно совершенствующиеся по мере их использования обучающимися;

  • образовательный софт, разработанный на уровне и на принципах лучшего игрового софта, увлекающий обучающихся и не утомляющий их в течение длительного времени.

В Великобритании исследования в области общественных и гуманитарных наук координируются и финансируются через два специализированных исследовательских совета: Исследовательский совет по экономическим и общественным наукам – Economic and Social Research Council (ESRC) и Исследовательский совет по искусству и гуманитарным наукам – Arts and Humanities Research Council (AHRC).

В течение 2002-2009 гг. AHRC совместно с ESRC были реализованы две крупные междисциплинарные программы:

  • Программа «Культура потребления», нацеленная на анализ динамики и прогнозирование культуры потребления в обществе и психологии потребителей с учетом культурных, экономических, политических, юридических, региональных, технологических и др. аспектов, а также взаимосвязи здоровья нации с образом жизни и культурой потребления;

  • Программа «Моделирование 21-го века», включающая проекты по прогнозированию ключевых тенденций в науке и культуре и перспективным разработкам в области дизайна, эргономики, урбанистики, общественных пространств и пр.

В инвестиционном плане ESRC на 2009–2014 гг. предусмотрено финансирование семи крупных междисциплинарных исследовательских программ:

  • Функционирование глобальной экономики, политика и управление;

  • Здоровье и благополучие;

  • Изучение поведения индивидов;

  • Новые технологии, инновации и навыки;

  • Окружающая среда, энергия и способность к восстановлению;

  • Безопасность, конфликты и правосудие;

  • Социальное разнообразие и динамика населения.

Заслуживает внимания и крупная междисциплинарная программа исследований по оценке и нивелированию социально-экономических, природных и технологических рисков развития сельских территорий – Rural Economy and Land Use (RELU).

Французская наука в области гуманитарных, особенно междисциплинарных, исследований давно и заслуженно занимает первостепенные и пионерные позиции.

В 2007 г. во Франции на базе слияния лабораторий ведущих научных центров, включая Национальный центр научных исследований (CNRS), создан Институт междисциплинарных исследований в социальной сфере (IRIS). Институт работает в комплексе с Высшей школой социальных наук (EHESS) и насчитывает более 600 исследователей и 100 постдоков и докторантов в области антропологии, социологии, истории, права, политологии и медицины. Во Франции также существует Группа (лаборатория) междисциплинарных исследований в области информации и коммуникаций (Geriico).

Ведущую роль в организации и управлении научно-инновационной сферой во Франции играют Министерство высшей школы и исследований (МЕSR) и Национальное агентство исследований (ANR). С 2012 г. МЕSR и ANR финансируются три программы междисциплинарных социогуманитарных исследований:

  • Программа «Инновационные общества – инновации, экономика, образ жизни», которая структурируется вокруг 4 тематических направлений:

  • нововведения и представления о них;

  • нововведения, социальные изменения и образ жизни;

  • нововведения и экономические модели;

  • конфигурации, акторы и динамика нововведений;

  • Программа «Социальные факторы здоровья»;

  • Программа «Метаморфозы обществ», в структуре которой выделяются четыре подпрограммы:

  • Социальное неравенство (INEG);

  • Появление и эволюция культур и культурных явлений (CULT);

  • Глобализация и управление (GLOB);

  • Общества и изменения окружающей среды (SOC&ENV).

В Европейском Союзе в структуре Седьмой Рамочной программы (FP7) выделяется подпрограмма социально-экономических и гуманитарных исследований (SSH), в рамках которой осуществляется финансирование исследовательских проектов в следующих тематических областях:

  • Экономический рост и безработица в обществе знаний;

  • Взаимосвязь экономических, социальных и экологических целей в Европе;

  • Основные тенденции развития общества и их последствия;

  • Место Европы в современном мире;

  • Гражданин в Европейском Союзе;

  • Система индикаторов социально-экономического и научно-технологического развития;

  • Прогнозные исследования (Форсайт).

Аналогичная тематическая структура подпрограммы SSH сохранена и в новой программе Horizon 2020, которая с 2014 г. придет на смену FP7.

В Индии крупнейшим научным центром в области междисциплинарного изучения социогуманитарных проблем и проведения фундаментальных и прикладных исследований в области общественных наук, включая социологию и социальную антропологию, является Институт социально-экономических изменений – Institute for Social and Economic Change (ISEC). Внутри института также сформировано специальное структурное подразделение – Центр по изучению социальных изменений и развития (СSSCD).

Междисциплинарные исследования центра связаны с комплексным изучением проблем модернизации с учетом городского и сельского образа жизни, в том числе такие аспекты, как роль религии, социальные услуги в области медицины и образования, проблемы нехватки питьевой воды, управление общинами в городах и сельской местности, социальные последствия экологического дисбаланса и сложившейся практики землепользования в городах и сельских районах, роль информационных технологий.

В Японии основные направления и достижения социально-гуманитарных наук связаны с комплексными исследованиями проблем и перспектив развития фронтирных территорий, моделированием и прогнозированием международных военно-политических, экономических и демографических процессов, моделированием и прогнозированием развития науки и технологий.

В Китае, как и в России, осознание важности социально-гуманитарных наук для обеспечения устойчивого развития произошло относительно недавно. Ключевые направления социогуманитарных исследований в Китае связаны с проблемами развития человеческого капитала и обеспечения социальной стабильности и сконцентрированы вокруг таких проблем как сбалансированное демографическое развитие, обеспечение доступности и высокого качества образования, подготовка эффективных управленческих элит, обеспечение социальной справедливости и стабильности в условиях сверхбыстрой модернизации, глобализации, высокой демографической нагрузки и дефицита ресурсов.

Рассмотренные выше примеры тематических направлений социально-экономических и гуманитарных исследований и институциональных форм их координации и финансирования, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ и формирования специализированных организационных структур, позволяют говорить о признании за рубежом значимости таких исследований.

Таким образом, междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности по направлениям финансирования, предусмотренным ГП РНТ, представляются актуальными с точки зрения необходимости создания научного задела, способствующего реализации социально-экономической и инновационной политики государства, и экспертно-аналитического обеспечения процессов принятия решений в данной области.

Анализ тематики конкретных исследовательских проектов в рамках рассмотренных выше программ, а также библиометрический анализ с использованием данных таких библиометрических систем как WEB of Science, Scopus и Microsoft Academic Search позволяет выделить ряд исследовательских фронтов в социально-гуманитарных науках, представляющих интерес с точки зрения модернизации и привлекающих наибольшее внимание мирового научного сообщества:

  • сохранение и развитие человеческого потенциала: образование, обучение, развитие креативности, возрастная структура населения, старение как биологическое и социальное явление, здоровье и здоровый образ жизни, миграционные вопросы;

  • когнитивные исследования, междисциплинарные исследования человеческого поведения и механизмов принятия решений, исследования психобиологической природы человека, нейроэкономические исследования, исследования социального интеллекта и процессов коммуникации;

  • социальная стабильность и справедливость;

  • социально-экономические, культурные и политические аспекты сохранения благоприятной окружающей среды;

  • комплексные региональные исследования, прогнозирование возможностей и рисков развития территорий, исследования фронтирных территорий;

  • взаимосвязь процессов модернизации, инновационного развития и распространения информационных технологий.

При этом можно выделить три исследовательских фронта социогуманитарных наук, имеющих самое непосредственное отношение к проблеме модернизации.

Первый фронт включает междисциплинарные исследования в области экономики и управления, нацеленные на создание благоприятной среды для распространения инноваций и повышение эффективности государственной политики в соответствующей области.

Среди ключевых направлений исследований и разработок в этой области следует выделить:

  • разработку стратегий и методов дизайна и редизайна социальных пространств и институциональных структур, направленных на создание или принципиальное преобразование социального ландшафта;

  • исследования в области моделирования социально-экономических и политических институтов, в том числе управленческих элит, направленные на оценку возможностей и вероятных последствий их создания, реформирования или деструкции, моделирование реформ;

  • разработку новых критериев оценки экономической деятельности, уровня научно-технологического и социально-экономического развития государств и территорий.

Второй фронт ориентирован на междисциплинарные исследования в области научно-технической политики и организации сектора исследований и разработок и включает:

  • разработку моделей и инструментов прогнозирования глобального трансфера технологий и распределения ключевых технологических компетенций;

  • разработку инструментов анализа и прогнозирования глобальных тенденций развития науки, технологий и экономики с учетом междисциплинарности и глобального распределения компетенций;

  • исследования современных тенденций организации, государственного регулирования и стимулирования сферы исследований и разработок;

  • разработку инструментов оценки и прогнозирования влияния управленческих решений в сфере науки и образования на эффективность функционирования сектора исследований и разработок, инновационную динамику и социально-экономическое развитие;

  • разработку инструментов оценки отдачи от инвестиций в науку, технологии и образование.

В США такие исследования выполняются на периодической основе, прежде всего NCSES, по заказу NSTC, а соответствующее направление исследований получило специальное наименование – Science of Science Policy.

Представляет интерес и тематика многолетних грантов в этой области, поддержанных NSF, в частности следующих:

  • Совершенствование разведывательной деятельности: новый диалог между экспертами в области изучения науки и технологий и аналитиками разведывательных служб;

  • Оценка влияния научно-технической политики на уровень и направление научно-технического прогресса;

  • Ученые и инженеры как агенты технологического прогресса: измерение отдачи от инвестиций в НИОКР и экономического влияния научно-инженерного персонала.

Высокая значимость подобных исследований признается и в Японии, в которой создан один из мировых центров компетенции в соответствующей области – Национальный институт научно-технологической политики (NISTEP).

Третий фронт включает междисциплинарные исследования в области образования, обучения и развития креативности, что неудивительно, поскольку именно качество образования во многом определяет успех модернизации социальных систем. При этом если в традиционном понимании качество образования представляется как достаточный объем и высокий уровень полученных знаний, умений и навыков, то современный подход связывает качество образования со способностью людей к инновационному мышлению, системному пониманию и предвидению.

Среди основных направлений исследований и разработок в этой области можно выделить:

  • исследования в области научно-технического и инженерного образования и творчества детей, подростков и молодежи;

  • разработку новых моделей оценки успеваемости и качества образования на всех ступенях;

  • разработку электронных репетиторов и образовательных программ, совершенствующихся по мере их использования обучающимися.

В частности, можно отметить трехлетний грант NSF «Инженерное обучение с использованием физических и социальных инструментов», нацеленный на исследования и разработку новых социальных и образовательных инструментов и технологий повышения интереса детей к естественным и техническим наукам и последующего привлечения молодежи в научно-инженерную сферу.

Таким образом, как показывает зарубежный опыт, социально-гуманитарные науки играют значительную роль в процессе модернизации и инновационного развития, а результаты социогуманитарных исследований могут способствовать развитию человеческого потенциала и созданию благоприятной среды для инновационных процессов. Вместе с тем, это справедливо лишь в тех ситуациях, когда финансируемые исследования имеют ясные цели и задачи и ориентированы на получение востребованных результатов, а государственный аппарат готов использовать полученные результаты при разработке и реализации государственной социально-экономической, образовательной, научно-технологической, инновационной и промышленной политики.

В России, однако, эти условия соблюдаются не всегда. С одной стороны, социогуманитарные исследования зачастую по инерции рассматриваются как некий свободный творческий поиск, не ориентированный на обеспечение каких-либо конкретных потребностей государства и общества, а с другой стороны, само государство зачастую склонно игнорировать мнение научного сообщества при принятии стратегических решений.

В частности, анализ и сопоставление тематики зарубежных и российских1 проектов социогуманитарных исследований позволяет выделить ряд тематических направлений, которые, на наш взгляд, недостаточно исследованы в России (в частности, применительно к современному российскому обществу), но, как представляется, являются актуальными с точки зрения модернизационных проблем и для нашей страны:

  • теоретические и организационно-институциональные проблемы междисциплинарности в науке, условия и механизмы междисциплинарных исследований;

  • перспективы социальных наук в контексте развития информационных технологий;

  • проблемы и перспективы информационного общества и электронного правительства;

  • взаимосвязь экономики, климатических условий, ценностей и культуры потребления;

  • взаимосвязь здоровья и благосостояния индивида и нации с образом жизни и культурой потребления, социальные факторы здоровья;

  • междисциплинарный анализ состояния, тенденций и перспектив развития систем здравоохранения и социальной защиты населения, пенсионной системы;

  • биологические и социально-экономические аспекты проблемы старения индивида и нации;

  • биологические механизмы, лежащие в основе человеческого поведения, теория поведения человека, бихевиоризм и нейронаука, когнитивная психология;

  • междисциплинарные исследования в области психологии, мотивации и рамочных условий инновационного поведения;

  • инновационные технологии в образовании и обучении, в том числе информационные.

Отметим, что исследования по некоторым из перечисленных направлений предусмотрены Государственной программой «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг., Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 гг., а также в рамках целевых конкурсов проектов междисциплинарных исследований, реализуемых с 2011 г. РГНФ.

Вместе с тем, финансирование социогуманитарных исследований в рамках перечисленных институциональных структур сможет внести вклад в процесс национальной и региональной модернизации лишь при соблюдении комплекса условий, в числе которых:

  • повышение требований к научному и экспертно-аналитическому обеспечению процессов принятия государственных решений на федеральном и региональном уровнях;

  • конкретизация требований к целям, задачам и результатам проектов социогуманитарных исследований, финансируемых государством;

  • повышение достоверности результатов социогуманитарных исследований, полученных не только на основе логических умозаключений и анализе лучших зарубежных практик, но основанных на сборе и анализе достаточного объема эмпирических данных в исследуемых областях с использованием инструментария социологии и статистики;

  • междисциплинарный характер социогуманитарных исследований, предполагающий использование методов и взаимодействие исследователей как из разных областей общественных и гуманитарных наук, так и из других наук – естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных.

  • совершенствование требований к процедурам формирования нормативной (по запросам государственных органов) и отбору инициативной (по инициативе научного сообщества) тематики в рамках государственных программ;

  • совершенствование требований к экспертной оценке предлагаемых проектов и их результатов.


Список источников

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг.

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

  3. Официальный сайт РГНФ: http://www.rfh.ru.

  4. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг.

  5. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 гг.

  6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

  7. ANR Official Web Server: http://www.agence-nationale-recherche.fr.

  8. ARHC Official Web Server: http://www.ahrc.ac.uk.

  9. ESRC Official Web Server: http://www.esrc.ac.uk.

  10. FP7 SSH Official Web Page: http://cordis.europa.eu/fp7/ssh.

  11. NISTEP Official Web Server: http://www.nistep.go.jp/en.

  12. NSF Official Web Server: http://www.nsf.gov.

  13. NSTC Official Web Server: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/ostp/nstc.

  14. Rebuilding the Mosaic: Fostering Research in the Social, Behavioral, and Economic Sciences at the National Science Foundation in the Next Decade. Arlington, VA: National Science Foundation. 2011.

  15. Scopus: http://www.scopus.com.

  16. Social, Behavioral and Economic Research in the Federal Context: Report of the National Science and Technology Council Subcommittee on Social, Behavioral and Economic Sciences. 2009.

  17. WEB of Science: http://isiknowledge.com.

  18. Winning the Education Future. The Role of ARPA-ED: U.S. Department of Education. 2011.

1 Шувалов Сергей Сергеевич - к.э.н., начальник отдела исследований научно-технической и инновационной деятельности в области междисциплинарных социогуманитарных проблем НИИ РИНКЦЭ. E-mail: shuvalov@extech.ru, www.extech.ru.

1 Проанализирована тематика в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг., Плана фундаментальных исследований Российской академии наук на период до 2025 года, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 гг.», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.», а также грантов, поддержанных РГНФ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconКраева О. Л. План курса «Философия социально-гуманитарных наук» для...
Специфика социально-гуманитарного знания и его место в системе современных наук. Предмет и объект социального и гуманитарного знания...

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconМеханизмы воздействия на экономику (М. Вебер). Вопросы к кандидатскому...
Специфика социально-гуманитарного знания. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарных наук

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconАсратян Н. М., заведующий сектором социально-гуманитарных исследований,...

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «История и философия науки»...

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconПрограмма курса «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»
Данная работа написана в соответствие с рекомендациями, предъяв­ляемых к соискателям ученой степени кандидата наук всех областей...

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconПо истории и философии социально-гуманитарных наук
Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и социально-гуманитарных наук

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и социально-гуманитарных наук

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и социально-гуманитарных наук

1 значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и социально-гуманитарных наук






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную