Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию






Скачать 221.51 Kb.
НазваниеПамятка Как научиться писать эссе по обществознанию
страница1/3
Дата публикации03.02.2015
Размер221.51 Kb.
ТипПамятка
e.120-bal.ru > Экономика > Памятка
  1   2   3
В едином государственном экзамене по обществознанию наибольшее затруднение для выпускников представляет задание блока С8. Предлагаю памятку по написанию эссе и практическое занятие по отработке навыков написания эссе по обществознанию. Внимание! все практические задания составлены по разделу «Экономика».

Изучите внимательно предложенную памятку.

Памятка

Как научиться писать эссе по обществознанию

  1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

  2. Выбирай изречение (только одно!) по той науке, которая тобою более всего изучена, освоена, понята.

  3. На ЕГЭ пиши эссе сначала на черновике, а потом переноси в чистовой бланк.

  4. Запиши тему эссе.

  5. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.

  6. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.

Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса

обществознания:

Виды проблем

Примеры проблем

1.Философские

Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.

2. Культурологические

Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч.

3. Экономические

Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.

4. Социальные

Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч.

5. Политические

Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.

6. Правовые

Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.


  1. Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

I. Схема эссе:

I. В

II. П

III. Т

А1

А2

IV. В

Возможно написание эссе с двумя тезисами к одной проблеме. Тогда схема эссе будет выглядеть так:

II. Схема эссе:

I. В

II. П

III. Т1

А1

А2

IV. Т2

А1

А2


  1. В




  1. Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.

  2. Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

  3. Уместно использование клише. Например:

    • Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

    • Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.

    • Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.

    • Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…

    • Я полностью согласна с позицией автора.

    • …оказывает благотворное действие…

    • Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ...

    • С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, т.к…

    • Именно поэтому я соглашаюсь с автором.

    • Мне очень импонирует фраза…

    • Проиллюстрируем это положение примерами.

    • Рассмотрим несколько подходов.

    • Во- первых,…Во- вторых,..

После того, как вы ознакомились с памяткой, выполните практические задания. Они помогут в формировании навыков написания эссе.

Задание №1. Прочитайте тему и текст эссе. Выполните предложенные после эссе задания.

Тема: « Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».

С. Джонсон

Эссе I.*

Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.

Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!

Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!

  • В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.

  • Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).

  • Зачитай проблему.

  • Зачитай тезис (Т)

  • Зачитай первый аргумент (А1) к тезису.

  • Зачитай второй аргумент (А2) к тезису.

  • Соответствует ли вывод содержанию? Докажи.

  • Есть ли эмоциональный заряд? Докажи.

  • Назови обществоведческие термины, данного эссе.

  • Найди клише, данного эссе.

*Текст эссе по А. Татьянкиной.
Задание №2. Перед вами тема эссе и таблица. Соотнесите стрелками элементы композиции эссе с текстом, данным не в логическом порядке. Затем цифру, соответствующую элементам композиции эссе, перенесите в таблицу. Внимание! Не забывайте, что в эссе может присутствовать и один аргумент, если он убедительный.

Эссе II.

Тема: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).

Элементы композиции эссе.


Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке

В

1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?

П

2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.

Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов.

Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми.

В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.

В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже.

Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов.

Т1

3. Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики.

А1

4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая», нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей.

А2

5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги.

Т2

6.Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?

А1

7.

А2

8. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов.

В

9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию.





Элементы композиции

В

П

Т1

А1

А2

Т2

А1

А2

В

Части текста






























Задание №3 . Проанализируй три данные ниже текста с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.

Эссе III.

Тема: «Устойчивость обществу придают или цепи или собственность».

(Ф.Искандер).

Я полностью согласна с позицией Ф. Искандера. Смысловую нагрузку в данном высказывании несёт в себе слово «устойчивость», синонимом к которому является слово «стабильность». Попытаемся разобраться, каким образом «цепи» и «собственность» придают стабильность обществу. Думаю, что существуют разные виды стабильности. С одной стороны – негативная стабильность на уровне консерватизма, а с другой - позитивная на уровне либерализма.

Стабильным было наше государство в период Советской власти. Тогда отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. При отсутствии конкуренции такая ситуация вела к тому, что производители могли работать, невзирая на качество продукции. Поэтому государственным органам приходится специально побуждать предприятия заботиться о качестве производимого товара. Директивный план принимался центром. Государство являлось собственником произведённой продукции и осуществляло её распределение. Контроль выполнения плана, принявшего форму закона, происходил на основе административно-уголовной ответственности. При этом зарплата не служила стимулом к труду. У многих формировалась психология социального иждивенчества. Наблюдался дефицит товаров повседневного спроса. Все эти минусы командно-административной экономики иначе как цепями не назовёшь, потому что они сдерживали развитие экономики. Но были и свои плюсы: низкие цены, гарантированные заработки, отсутствие безработных и в итоге – устойчивое развитие без экономических кризисов. Неэффективность чисто командных методов в экономике проявила себя довольно рано: в 60-70-е годы наблюдались попытки осуществления экономических реформ.

Более приемлемой формой устойчивости общества является собственность. Считаю, что Ф. Искандер имел в виду частную собственность. Потому что именно она способствует. устойчивому развитию общества.

Мы все хотим жить в стабильном обществе. Но если бы нас поставили перед выбором, что лучше. Большинство бы выбрало рыночную экономику со свободой частной собственности, а не командно-административную экономику с её цепями.
Эссе IV.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconПамятка Как научиться писать эссе по обществознанию
Предлагаю памятку по написанию эссе и практическое занятие по отработке навыков написания эссе по обществознанию. Внимание! все практические...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconКак писать резюме, если не о чем писать?
Проблема, с которой сталкиваются очень многие выпускники — что писать в резюме, когда писать нечего, текста нет. Нет опыта работы,...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconПредложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом,...
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем — либо и может иметь философский, историко—биографический,...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconУрок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9)...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconКак написать эссе по обществознанию
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей обществознания, учащихся старших классов абитуриентов, сдающих егэ по...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию icon1. Эссе по обществознанию
После окончания школы мечтает поступить в вуз. Она считает необходимым углубить и расширить теоретические и практические знания по...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconПамятка работы с текстом 82
С4- даны рекомендации и алгоритм по написанию эссе. В пособии содержатся образцы эссе, которые помогут выпускнику приобрести опыт...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconСочинение в жанре эссе для школьников явление новое и перспектив­ное....
Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная автор­ская позиция, искренность, эмоциональность...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconЭссе (от французского "essai", англ. "essay", "assay" попытка, проба;...
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую...

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию iconМетодические рекомендации по написанию эссе Эссе фр essai "опыт"
Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную