Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви






Скачать 75.72 Kb.
НазваниеЦенности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви
Дата публикации03.02.2015
Размер75.72 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Автор проекта: Костенко Н.А.

Научный руководитель: Павлюткин И.В.



Цена и ценность на рынке современного искусства:
экономико-социологический анализ


Актуальность исследования и постановка исследовательской проблемы

На сегодняшний день оценка современного искусства многих вводит в недоумение. По каким параметрам можно судить, что один объект – это произведение современного искусства и приобрести его возможно за определенную, иногда весьма крупную сумму, а другой таковым не является и для продажи на рынке выставляться не может? Предполагается, что существуют механизмы ценообразования на арт-рынке, однако они существенно отличаются от классической модели ценообразования, так называемого «Креста Маршалла», который основывается на балансе спроса и предложения. В действительности, произведения искусства имеют когнитивный смысл, а их ценность определяется сугубо объективно. Проблема исследования состоит в том, что существуют парадокс при ценообразовании на арт-рынке: картины, субъективно не имеющие принципиальных различий сильно дифференцируются в цене. Исследовательский вопрос: как происходит переход от объективной оценки произведения искусства к измеримой ценовой величине?
Теоретический подход исследования

Тема ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Вивиане Зелизер. Она предложила три подхода к анализу взаимоотношений экономики и культуры. Первый подход - «hostile worlds» - «враждующие миры», характеризуется тем, что культура и экономика – две автономные области, которые не способны взаимодействовать, в противном случае это вызовет негативные последствия – «загрязнение». Второй подход – «nothing but» - «ничто иное, как» – имеет редукционный характер. Его смысл в том, что существует два пути – либо экономика внедряется в сферу искусства и тогда сфера культуры действует по принципам экономики, либо наоборот – в экономику редуцируется культура.

Однако Зелизер не принимает ни один из этих двух подходов, а склоняется к третьему - «crossroads» - «скрещенные миры» - культура и экономика взаимодействуют друг с другом посредством различных связей. Таким образом, ни экономика, ни культура не предрасположены к борьбе дуг с другом, а взаимно проникают друг в друга [Zelizer, 2005].

Работа по рынку искусства с экономическим подходом написана американским экономистом Дональдом Томпсоном. В книге «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы» автор приходит к тому, что предметом искусства может быть любой объект, даже производственный продукт. Значимым является то, кто продвигает объект искусства, и какой смысл он в него вкладывает [Thompson, 2008]. Непосредственно ценообразование на рынке искусства исследовалось экономсоциологом Олавом Вельтусом. Исходя из экономической теории сигналов, где утверждается, ценам что присущи определенные значения, Вельтус выводит два парадокса установления цены на рынке искусства. Первый парадокс заключается в том, что дилеры никогда не понижают цены за произведения искусства, то есть они выступают не как максимизаторы прибыли, а как максимизаторы цены. Второй парадокс - цены устанавливаются в соответствии с размером картины, сокращая влияние остальных факторов. Вельтус приходит к выводу, что диллеры балансируют между двумя системами ценностей: с одной стороны – искусство, эстетические мотивы, с другой стороны – рынок и рыночные законы установления цен [Veltus, 2005].

Также за отправную точку в вопросе ценообразования на арт-рынка берется работа Дженс Беккерт «Как образуются цены? Социальные подходы к ценообразованию», в которой рассматриваются основные экономико-социологические подходы ценообразования. Среди них сетевой анализ, институциональный и культурный подходы. Будучи весьма популярным в экономической социологии, сетевой анализ широко используется при изучении ценообразования. Ключевой момент здесь – это личностные отношения между агентами, в противопоставление с атомизированностью акторов. Беккерт выявляет влияние статуса, доверия и власти на цены [Beckert, 2011].
Интерпретация основных понятий

Прежде всего, стоит уточнить основные понятия, которые используются в данном исследовании. Современное искусство определяется по двум параметрам: год создания и направления арт-объекта (концептуанализм, авангард и др). Под арт-рынком понимается как особая социальная институция, с помощью которой произведения искусства, созданные художником, становятся доступны обществу [Долганова, 2011]. В данной работе рассматривается только первичный рынок искусства (то есть перепродажи арт-объектов не исследуются) и только продажи посредством галерей. Агенты рынка труда – вовлеченные в арт-рынок лица. В данной работе агенты рынка труда ограничиваются художниками, дилерами, критиками и коллекционерами. Более того, в исследование не включаются такие объекты искусства как перфоманс и инсталляции. Это связано с тем, что цены за эти направления в искусстве устанавливаются в виде цены на билет. Социальный капитал понимается как совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью [Бурдье, 2002]. К понятию «статус» агента рынка труда относится его карьерный бекграунд, желание агентов арт-рынка работать с конкретным агентом арт-рынка, победы на тематических конкурсах (для художников), количество продаж, освящение в СМИ.
Цель, объект, задачи и гипотезы

Стоит отметить, что, не смотря на хорошую изученность арт-рынка со стороны и экономистов, и культурологов, и социологов, и экономсоциологов на Западном рынке, исследования российского арт-рынка проводятся лишь в рамках экономической, культурологической и социологической дисциплин. Целью данного исследования является выявление механизмов образования ценности и цены на арт-рынке, исходя из экономико-социологических подходов (сетевой подход, институциональный и культурный). Таким образом, объектом исследования является российский рынок искусства, а предметом - механизмы ценообразования на российском арт-рынке. Изучение механизмов ценообразования на объекты искусства будет осуществляться посредством решения следующих задач:

Задачами исследования является проверка следующих гипотез:

  1. Выявить, какие критерии влияют на установление цены на объекты современного искусства;

  2. Определить, существует ли единый механизм по установлению цены на арт-рынке;

  3. Выявить, каким образом социальный капитал влияет на цены за произведения искусства;

  4. Выявить, в каких случаях происходит изменение цены за объект арт-рынка;

В соответствии с поставленными задачами были выдвинуты некоторые предположения:

1.1 Цена за объект рынка-искусства зависит от статуса агентов рынка искусства, которые этот объект продвигают;

1.2 Цена за объект искусства зависит от его размера, характеристик галереи в которой он выставляется, от бекграунда выставляемого художника;

2.1 Существуют нормы и правила по установлению цены за арт-объект, которых придерживаются все галереи;

2.2 Существуют базовые цены за объекты арт-рынка, от которых отталкиваются дилеры при установлении цен на выставляемые работы.

2.3 Базовые цены на произведения искусства дифференцируются в зависимости от характеристик галерей.

3.1 Отсутствие социального капитала является барьером для выхода на российский арт-рынок;

3.2 На российском арт-рынке ценообразование в сильной степени зависит от социальных сетей внутри рынка;

4.1 Дилеры идут на понижение цен на произведения искусства только в крайних случаях;

4.2 Максимизация цены не всегда означает увеличение спроса на определенные объекты искусства.
Методы исследования

Основным ресурсом исследования являются полуструктурированные глубинные интервью с представителями арт-рынка. Интервью проводится по подготовленному гайду. Используются три гайда отдельно для дилеров, художников и критиков. Интервью занимает приблизительно 30-40 минут. Все интервью записываются на диктофон и транскрибируются, после чего производится анализ полученной информации о ценности и ценообразовании на рынке искусства. Гайд для дилеров включает в себя следующие блоки: общие вопросы о галерее, механизм поиска новых художников, отношения с художниками, ценообразование, ценовые изменения. Гайд для художника: краткая биография художника, как происходит поиск идей для новых работ (спрос, под заказ, собственные идеи), способ поиска галереи для выставки, отношения с дилером, ценообразование, ценовые изменения. Гайд для критика: как определяется перспективность новых художников, ценообразование, ценовые изменения.

Также используются публикации в тематических журналах, газетах и интернет-порталах со статьями, рецензиями, а также интервью с агентами рынка культуры, вышедшие в период с 2005 по 2013 года,. По открытым источникам проводится дискурс-анализ, с использованием всей информации об установлении цены на объекты арт-рынка. Третий использованный метод – наблюдение в галереях с целью определения их характеристик. Наблюдения проводятся как предварительный этап перед началом интервьюирования агентов арт-рынка, для того, чтобы собрать необходимую для анализа информацию о галереях.

В связи с тем, что объект исследования достаточно специфичен и труднодоступен, а изучение предмета требует глубинного подхода, наиболее подходящим методом является качественный анализ. Планируется провести 20 интервью с агентами арт-рынка. Из них 10 интервьюированных – дилеры (владельцы галереи, менеджеры галереи), 5 интервьюируемых – художники, и 5 – критики. В связи с тем, что цены на работы, выставляемые в галереях, устанавливаются дилерами, на их интервьюирование будет сделан основной акцент. Предполагается, что они лучше остальных осведомлены о ценообразовании на арт-рынке. Художники, будучи производителями продукта арт-рынка также играют весомую роль при установлении цены на свои работы. В связи с этим группа художников также будет проинтервьюирована. Критики, в свою очередь, имеют уникальные знания о качестве продукта рынка труда (предполагается, что дилеры не всегда действительно разбираются в искусстве, хотя это является важной составляющей их работы, а художники не способны субъективно оценить качество своих работ и работ коллег). Так как круг рынка искусств достаточно закрыт от посторонних (а тема ценообразования считается сензитивной), то поиск интервьюируемых проходит по методу «снежный ком», начиная с установления связи с сотрудниками галерей (список московских галерей прилагается ниже). Поиск художников производится также посредством галереи (выставляемые художники), и далее по методу «снежный ком» по социальной сети дилера или художника. Отбор критиков осуществляется с помощью печатных изданий или интернет-порталов, после чего устанавливается связь посредством тех журналов/сайтов, где они публикуются. В поиске критиков также применяется метод «снежный ком» от дилеров или художников.
Библиография

  1. Вельтус О., Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33-59.

  2. Veltus O., Talking prices // Princeton University Press, 2005

  3. Zelizer V. The Purchase of Intimacy // Princeton University Press, 2005, p 336

  4. Bourdieu P. Rules of Art // Stanford, California, 1995

  5. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики // Новое литературное обозрение, 1994, № 2. С. 17 - 29.

  6. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5 С. 60–74.

  7. Beckert J. Where Do Prices Come From? // MPIfG Discussion Paper 11/3

  8. Томпсон Д, Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы // Изд Центрополиграф, 2012

  9. Долганова E., Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок // Диссертационная работа, 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconПаспорт Программы Характеристика текущего состояния сферы культуры,...
Сохранение и развитие исполнительских искусств, современного изобразительного искусства в Республике Башкортостан

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconНовые религиозные движения в современной россии как акторы религиозного поля
Современные социологические концепции религиозного поля

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconТребования к оформлению тезисов (статей)
Параметры страницы: размер бумаги – А4, ориентация – книжная, поля: размером 14 пунктов через 1,0 интервал, поля – верхнее, левое...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconЭлемента (далее элемент). Элемент представим замкнутым бизнес
Современные подходы к представлению экономики ориентируются на концепции взаимодействия экономических объектов на основе экономических...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconТехническое задание на проведение медиа аналитики информационного поля
Государственная корпорация «Ростехнологии» сообщает о своей заинтересованности в проведении открытой конкурентной процедуры в электронной...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconАвтобиографическое письмо в трилогии ж. Руо («Поля чести», «Знаменитые люди», «Мир не в фокусе»)
Охватывает небольшой временной период (со времени публикации первого романа «Поля чести» прошло чуть более 25 лет), вышло несколько...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconСегодня роль купечества в истории России нельзя ограничить теми сторонами...
Эта деятельность, которой они часто посвящали всю свою жизнь, была связана с традиционными формами поощрения и поддержки искусства...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconПрограмма учебного курса проф. В. П. Яйленко. Введение. Задачи курса....
Востока и Европы, изучение которых составляет костяк фактологии курса. Студенты усваивают периодизацию истории изобразительного искусства...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconВыставки и художественные кокурсы 2010
Галерея Современного Искусства «Метаморфоза», персональная выставка абстрактрой графики «Путешествие Эмоций», г. Комсомольск-на-Амуре,...

Ценности на рынке современного искусства была поднята Пьером Бурдье, он раскрывает идею автономности художественного поля, необходимости её обособленности от остальных видов полей (экономического, социального поля и так далее) [Бурдье, 1994]. Раскрыть вопрос автономности искусства также удалось Виви iconУрок начинается с музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник»
«оттепели»; определить особенности духовной жизни советских людей; раскрыть противоречивость и ограниченность провозглашенной свободы...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную