Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники»






Скачать 64.77 Kb.
НазваниеУрок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники»
Дата публикации03.02.2015
Размер64.77 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Усова Марина Валериевна, учитель истории и обществознания ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»
Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники», 7 класс
Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.

Задачи:

— сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;

— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников;

— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». Запишите её в тетрадь. План урока:

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

3. Основные участники экономики.

Сформулируйте цель урока.

Давайте с вами вспомним:

Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

1. Что такое экономика

Вопрос классу: Что такое экономика?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления можно объединить общим понятием «экономика».

Изначально слово «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам».  Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сделали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как дополнить следующие определения: «Экономика — это знания о...», «Экономика — это умения...».

Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. 

Возможно обсуждение следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?

Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 130 – 131. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е.    производит, хлеб.    (Производство.)    Хлебозавод  поставляет одну часть продукции в детские сады, школы,   а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец   магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий хлеб. (Потребление.)

Выполним задание




Производство

Распределение

Обмен

Потребление













Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.                                  

2. Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. 

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. Основные участники экономики.

 Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.134.

Для закрепления выполняем задания:  

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 13,

№ 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 136-137.

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,  почему вы совершаете ту или иную покупку?

Читаем вслух рубрику: Учимся принимать рациональное решение, стр. 137. Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Учимся принимать рациональное решение», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?


Название товара

Потребительские мотивы

Выводы




эмоциональные

рациональные






























Спасибо за урок!  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрока по теме «Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок обществознания в 9 классе по теме «Бюджет дело государственной важности»
...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок обществознания в 9 классе по теме «Бюджет дело государственной важности»
...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок обществознания в 9 классе по теме «Налоги: почему их надо платить»
...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок у нас необычный, потому что проведем его в форме игры-викторины....
Мы вспомним все знания, полученные на прошлых уроках по теме «Лексика», и проведем презентацию ваших творческих работ. Для этого...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок обществознания по теме "Деньги, их функции". 7-й класс
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е....
Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е. В. Мбоу сош №9 г. Чехов

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУрок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9)...

Урок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники» iconУроки о налогах Урок обществознания в 11 классе по теме «Механизмы...
Формировать у обучающихся понятия о механизмах формирования бюджета государства, роли и значении налогов и налоговой системы в осуществлении...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную