Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии






Скачать 311.75 Kb.
НазваниеСтановление и развитие железнодорожной отрасли в россии
страница1/3
Дата публикации25.01.2018
Размер311.75 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

ГУЛИДОВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

1836-1914 гг.

08.00.01 – экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2011


Работа выполнена на кафедре национальной экономики АНО ВПО

«Московский региональный социально-экономический институт»



Научный руководитель:

Официальные оппоненты:
Ведущая организация:



доктор экономических наук, доцент

Егоров Юрий Николаевич
доктор экономических наук, профессор

Стерликов Федор Федорович
кандидат экономических наук, доцент

Топешкина Наталья Владимировна
ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»




Защита состоится 14 октября 2011 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, г. Москва, Миусская пл., 6.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет».
Автореферат разослан 14 сентября 2011 г.




I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Железнодорожный транспорт современной России представляет собой сложное многоукладное хозяйство, находящееся в стадии коренного реформирования. Утвержденная в 2008 г. Правительством Российской Федерации «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года»1 призвана «обеспечить решение задачи эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и связи в части, касающейся российских железных дорог».

Стратегия должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов. Она предполагает существенное снижение удельных транспортных издержек в экономике, активное привлечению частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры. В целом в результате реализации Стратегии будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики Российской Федерации и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов.

К 2030 г. в Российской Федерации предполагается построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линий. Таких высоких темпов развития железнодорожных магистралей наша страна не знала с эпохи железнодорожного грюндерства конца XIX - начала ХХ в. Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта на 2008 - 2030 гг. по минимальному варианту Стратегии составит 11,4 трлн руб. Максимальный вариант Стратегии предусматривает общую сумму инвестиций в размере 13,8 трлн руб. Примечательно, что указанные средства будут привлекаться из разных источников: ОАО «Российские железные дороги», федеральный и региональные бюджеты, а также частный капитал, или деньги заинтересованных промышленных и других компаний.

Ситуация, которая складывается в настоящее время в сфере железнодорожного хозяйства страны, во многом аналогична той, которая имела место в дореволюционный период. Она предполагает не только высокие темпы строительства, но и широкое использование частных инвестиций, сочетание интересов государства и отдельных предприятий.

В этой связи ретроспективный анализ становления и развития железнодорожной отрасли в России, организации финансового управления и финансового контроля этой отрасли приобретает сегодня не только научное, но и важное практическое значение. Исторический опыт показывает, что именно четкая организация государственного руководства железнодорожной отраслью способна обеспечить ее стабильное и динамичное развитие, гармонизацию общенациональных и частных интересов в хозяйственной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. История становления и развития железнодорожного транспорта в нашей стране, государственного регулирования строительства и эксплуатации железных дорог имеет довольно значительную историографию. Научное осмысление данной проблематики началось параллельно с началом строительства рельсовых магистралей. Среди первых авторов, заинтересовавшихся различными проблемами и перспективами железнодорожного транспорта, его ролью в национальной экономике, были такие отечественные экономисты, как П.П. Андреев, И.С. Блиох, С.Ю. Витте, В.И. Вышомирский, Н.Е. Геоцинтов, К.И. Гуцевич, К.Я. Загорский, Н.А. Кислинский, Д.И. Пихно, В.В. Салов, Н.Д. Токарский и др.1

Существенный вклад в осмысление экономики железнодорожного транспорта внес видный русский экономист-народник конца XIX - начала ХХ в. А.И. Чупров, автор фундаментальных исследований, вошедших в классику отечественной экономической науки2. Существенное внимание организации государственного контроля на железнодорожном транспорте уделял известный экономист И.Х.Озеров. Обилием документальных и справочных материалов отличается коллективная монография «Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно» (Вып. 1,2. - СПб., 1898).

Среди работ советских авторов, в которых затрагиваются проблемы формирования отечественной железнодорожной отрасли, государственного управления, финансового контроля и регулирования железнодорожного транспорта, необходимо отметить работы Л. Гумилевского, А.В. Паталеева, А.П. Погребинского, А.М. Соловьевой, А.Ф. Зайцева, С.А. Уродкова, А.Л. Шаулова1. Большой интерес представляет изданная в 1919 г. в России работа немецкого исследователя О. Мертенса2, посвященная государственной железнодорожной политике.

Особенностью работ советского периода являлось то, что многими авторами допускались существенные искажения исторических фактов. Научные выводы были довольно часто подчинены политическим штампам. Советская мифология экономической истории императорской России (в том числе и истории железнодорожной отрасли) была насыщена утверждениями о «кабальной зависимости страны от иностранных кредиторов», «продажной сущности чиновников», «хищнической эксплуатации рабочего класса» и др. К сожалению, отголоски искаженных и политизированных оценок прошлого, возникших в советскую эпоху, дают о себе знать и поныне.

Среди работ последнего времени необходимо отметить коллективные монографии «История железнодорожного транспорта России»3, «Железные дороги России. От реформы к реформе»4, монографии, статьи и диссертации таких исследователей, как А.В. Гайдамакин, О.Н. Елютин, С.Н. Костицкий, Л.С. Лашина, Н.В. Мишина, А.Н. Недорубов, Н.В. Старостенко, В.Н. Тестов, В.И. Якунин5. Большинство из работ указанных авторов носит либо обзорный характер, либо затрагивает лишь отдельные частные вопросы истории железнодорожной отрасли досоветской России на общероссийском или региональном уровнях.

Актуальность обозначенной проблемы, с одной стороны, и недостаточная ее освещенность в современной историко-экономической литературе, с другой стороны, определили выбор темы настоящего диссертационного исследования и его цель: на основе комплексного историко-экономического исследования становления и развития железнодорожной отрасли России ХIХ – начала ХХ в. сформировать целостное научное представление о роли и значении государства и частного капитала в развитии отечественного железнодорожного транспорта, формах и методах их взаимодействия в данном вопросе, процессах формирования железнодорожной отрасли.

Объект исследования – железнодорожное хозяйство Российской империи второй половины ХIХ – начала ХХ в.

Предмет исследования – пути и средства формирования железнодорожной отрасли, роль государства и частного предпринимательства в этом процессе.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить роль и значение железных дорог в экономической жизни России в процессе ее перехода к индустриальному типу социально-экономического развития.

2. С позиций современного экономического и политического мышления проанализировать основные направления государственной политики в сфере строительства и эксплуатации железных дорог на различных этапах формирования в стране рыночного хозяйства.

3. Выявить характер и источники финансирования железнодорожного строительства в России.

4. Исследовать основные направления и формы государственного контроля за строительством и эксплуатацией железных дорог. Изучить деятельность финансово-экономических служб на строительстве и эксплуатации железных дорог.

5. Проследить динамику железнодорожного строительства в России XIX – начала ХХ в., установить влияние железных дорог на хозяйственное и социально-культурное развитие страны, описать процессы формирования производственной и социальной инфраструктуры железнодорожной отрасли.

6. Выявить значение исторического опыта государственного управления строительством и эксплуатацией железных дорог для современности и дать оценку проводимых мероприятий с точки зрения исторического опыта.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам развития железнодорожного транспорта в индустриальном и постиндустриальном обществе, государственной экономической политики и государственного предпринимательства, частно-государственному партнерству в хозяйственной сфере.

Работа выполнена с использованием комплекса общенаучных и специальных методов исследования. С целью получения объективных данных о предмете исследования автор базировался на формально-логических методах исследования, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Применялись сравнительно-экономический и историко-экономический методы исследования. Кроме этого, в исследовании использовались специальные методы: системный, статистический, а также метод актуализации, ориентирующий исследователя на поиск фактов и явлений прошлого, не потерявших своей актуальности и сегодня. В диссертационной работе автор использовал институциональный подход к анализу данной проблематики, что позволило расширить методологический аппарат исследования.

Источниковую базу исследования составили печатные и архивные материалы, которые по своему характеру и значимости условно разделены на шесть основных групп: 1) Законы Российской империи. 2) Документы министерств и ведомств. 3) Материалы железнодорожной статистики. 4) Научная литература по экономике и организации железнодорожного транспорта. 5) Журнальные и газетные публикации рассматриваемого исторического периода. 6) Мемуарная и эпистолярная литература.

Достоверность полученных результатов обеспечена научно-методологической обоснованностью исследования, репрезентативной источниковой базой, включающей в себя широкий круг историко-экономических документов и материалов, методологией научного анализа, методами и логикой, адекватными цели и задачам исследования.

Элементы научной новизны, содержащиеся в диссертации и выносимые на защиту. В ходе исследования:

1. Доказана несостоятельность утверждений отдельных авторов о том, что железнодорожная отрасль досоветской России формировалась спонтанно, без четкой государственной политики и исключительно в интересах частного капитала, которые приносились в жертву интересам общенациональным.

2. Выявлены основные этапы развития российских железных дорог, прослежена их связь с общим состоянием отечественных финансов, промышленным развитием страны, установлено, что на всех этапах железнодорожного строительства государство стремилось к обеспечению общенациональных приоритетов, вело гибкую и в целом продуманную транспортную политику, основы которой были заложены еще задолго до появления железных дорог (водные пути и шоссейные дороги).

3. В ходе комплексного анализа влияния железнодорожной отрасли на развитие экономического потенциала страны установлено, что развитие этой отрасли способствовало интенсивному подъему производительных сил России, оказало революционизирующее влияние на становление таких отраслей производства как транспортное машиностроение, металлургия, металлообработка, угледобывающей и нефтяной отраслей. Во многом благодаря потребностям железных дорог в России сформировались и выросли такие гиганты отечественной индустрии, как Путиловский завод в Петербурге, Коломенский завод в Подмосковье, Брянский рельсопрокатный завод и другие предприятия, акции которых высоко котировались на отечественных и зарубежных фондовых рынках. Развитие железнодорожного транспорта активно способствовало появлению в стране прослойки технической интеллигенции, внесшей существенный вклад в развитие отечественной и мировой науки и техники.

4. На основе сравнительно-исторического и экономического анализа выявлена специфика железнодорожного строительства в Российской империи, его отличие от стран Западной Европы и Северной Америки. Установлено, что железные дороги являлись центральным звеном производственной и социальной инфраструктуры России, где действие конкурентных рыночных отношений было объективно ограничено. На развитие железнодорожной сети России серьезный отпечаток наложили особенности внутриэкономической ситуации, диктовавшие в различные исторические периоды необходимость прибегать к строительству рельсовых линий, как за счет средств казны, так и за счет частных акционерных обществ. Частно-государственное партнерство в железнодорожном строительстве досоветского периода еще не нашло своих четких организационных форм.

5. Изучены формы и методы государственного финансового контроля строительства и эксплуатации железных дорог, определена степень их эффективности.

6. Сформулированы предложения по использованию исторического опыта руководства железнодорожной отраслью и объединению усилий государства и частного предпринимательства в строительстве и эксплуатации железных дорог.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в работе положения и выводы уточняют сложившиеся в историко-экономической литературе представления о роли и значении государства в развитии в стране железнодорожного транспорта. Железнодорожное строительство в России рассматривается автором как процесс поиска оптимальных методов руководства развитием транспортных артерий страны, в контексте общей торгово-промышленной политики государства. Установлено, что государством проводилась взвешенная и целенаправленная политика развития железнодорожного хозяйства, в основе которой лежали общенациональные интересы.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялось на всех этапах его проведения путем устных и печатных выступлений автора, в том числе на страницах общероссийских изданий «Вестник экономической интеграции», «Экономика и право», на межвузовских научных конференциях. По теме диссертации автором опубликовано 6 печатных работ, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций – 6,3 п.л.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. Диссертация представлена на 194 страницах печатного текста, содержит 8 таблиц. Список использованных источников и литературы включает в себя более 150 названий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconЛекция №13: Становление менеджмента и развитие теории управления...
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconПлан лекции: Развитие феодализма в Западной Европе: генезис, этапы...
Модул Тема Становление и развитие феодальной экономики. Основные типы феодальных систем

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconРеферат из дисциплины “Страховое дело” студента ІІІ курса, дневной...
Глобализация страховой отрасли: влияние глобализации страховой отрасли Венгрии и России на развитие страхового рынка Украины

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconСтановление, функционирование и развитие социальной практики обязательного...
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории социологии фгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента...

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconИстория строительства транссибирской железнодорожной магистрали сафронов...
Целью данной публикации является изучение основных этапов истории развития Транссибирской железнодорожной магистрали и характеристика...

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconОсновные публикации Т. П. Варламовой
Валютный рынок России: становление и развитие разделы 6,1, 3, Современные региональные рынки: теория, практика, инновации: [кол монография]...

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconО месте философии в структуре среднего профессионального образования
Преобразования в железнодорожной отрасли породили потребность в пересмотре подходов к профессиональной подготовке специалистов. Ведущая...

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconТема Актуальные проблемы современной макроэкономики Становление и...
Становление и развитие макроэкономических исследований. Особенности методологии и аналитического аппарата. Макроэкономическая статика...

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconОбщественные науки удк 930
Рассмотрено становление промышленности в Брянском уезде начиная с XVIII века. Показана роль Брянщины и ее влияние на развитие технического...

Становление и развитие железнодорожной отрасли в россии iconПонятие отрасли; отрасль и рынок; структура отрасли; экономические...
Дисциплина «Экономика отрасли» относится к блоку специальных дисциплин государственного образовательного стандарта специальности...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную