Урок обществознания «Государственное регулирование экономики»






Скачать 146.67 Kb.
НазваниеУрок обществознания «Государственное регулирование экономики»
Дата публикации01.02.2015
Размер146.67 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Урок обществознания «Государственное регулирование экономики»,

10 класс.

Автор: Н.А.Таньшина,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. Плеханово

Грязинского района.

Цель:

  • Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.

  • Формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений и процессов.

  • Формировать базовые компетенции личности на основе использования деятельностного подхода.

  • Способствовать формированию экономической культуры личности.


Ход урока.


  1. Вводная беседа.

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим изучать экономическую сферу жизни общества. Прежде, чем мы приступим к изучению темы сегодняшнего урока, мне хочется задать вам несколько вопросов.
? Как вы думаете, почему в современном школьном образовании большое внимание

уделяется изучению экономики?

? Как вам кажется, экономические знания нужны только тем людям, чья

профессиональная деятельность связана с экономикой?

Обсуждение.
Запишите тему урока в Рабочий лист.
Итак, нам с вами предстоит понять, почему необходимо государственное регулирование экономики, и какими методам оно осуществляется. Я надеюсь, что каждый из вас сможет сформировать собственную позицию по вопросу о необходимости государственного регулирования экономики.

Примерный план изучения темы

1. Причины вмешательства государства в экономику

2. Экономические функции государства в условиях современной рыночной экономики.
? Какие типы экономических систем вам известны? Какой из них долгое время

считался лучшим?


  1. Историческая справка.


Действительно, долгое время именно рыночная экономика считалась лучшей хозяйственной системой. Автором теории рынка был шотландский экономист Адам Смит. Он сформулировал теорию «невидимой руки рынка», которая характеризовала работу рыночного механизма. В соответствии с этой теорией «невидимая рука рынка», руководит поведением участников экономической деятельности. На первый взгляд, поведением и производителя, и потребителя движут собственные корыстные интересы. Производитель хочет получить наибольшую прибыль, а потребители хотят купить качественные товары по минимальной цене. Но, вместе с этим, стремясь к собственным интересам, в то же время, каждый из участников рынка приносит пользу обществу. Производители создают товары и услуги, которые удовлетворяют потребности общества, а часть денег, уплаченных за товар потребителем, возвращается в экономику в форме инвестиций и направляется государством на социальные нужды.


«Великая депрессия», кейнсианство, «государство всеобщего благоденствия».
Ситуация кардинально изменилась в 1929 году. 20-е гг ХХ века стали для США эрой экономического процветания. К 1929 году США стали лидером в общем объёме мировой торговли. Американцы с упоением играли на бирже, где происходил постоянный рост стоимости ценных бумаг. Казалось, что эра экономического процветания будет вечной. Но всё изменилось в одночасье, 24 октября 1929 года произошёл обвал рынка ценных бумаг на Нью-Йоркской бирже. Огромное число американцев оказались банкротами. Начался мировой экономический кризис, который по глубине, масштабам и продолжительности не имел аналогов в мировой истории до того времени. С 1929 по 1933 годы в США были закрыты 130 тыс. фирм, около 1 млн. фермерских хозяйств, около 8 тыс. банков оказались неплатёжеспособными, число безработных достигло 17 млн. чел. (каждый третий американец). Но самое главное то, что все попытки правительств вывести свои экономики из кризиса традиционными методами (таможенные войны, закрытие своих рынков для импортных товаров и т.п.) оказывались безрезультатными. И только появление новой экономической теории позволило справиться с последствиями кризиса.



  1. Итак, давайте выясним, почему государству необходимо регулировать экономику (дифференцированные задания по группам).

1. Работа с текстом источников по теме «Причины вмешательства государства в экономику» (по группам, рабочий лист №1, зад. 1)

2.Учебная игра

1группа. Ученикам объявляется, что они будут выступать в роли рабочих на фабрике по выпуску модных сейчас значков дружбы (на каждой фабрике по 2 человека).

Выдать каждой фабрике большое количество булавок и бусинок. Предупредить, что на изготовление булавок дается 3 минуты.После истечения трех минут производственного времени, ученики подсчитывают получившиеся значки.

2 группа. Правительство обнаружило, что при длительном контакте с бусинками может возникнуть сильная сыпь на коже. Ради блага и безопасности, рабочих, правительство приняло требование (закон), в соответствии с которым рабочие должны носить защитные перчатки при работе с бусинками.

3группа. Выяснилось, что у рабочих нередко возникали заболевания верхних дыхательных путей. В результате этого правительство приняло постановление, обязавшее работодателя обеспечить рабочих защитными масками. Учащимся раздаются маски, которые они должны надеть на голову при производстве значков.

Обсуждение:

  • Давайте определим, какова роль государства в этой ситуации? (защита здоровья рабочих)

  • Как изменилась производительность? (снизилась).

  • Как изменились издержки на производство? (увеличились)

  • Несмотря на увеличение издержек, производитель не уволил рабочих. Несмотря на снижение производительности из-за применения масок и перчаток, производитель выполняет эти требования государства. Почему? (социальные гарантии государства)

Обсуждение результатов работы текстом.

Таким образом:

  • Существуют отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.

  • Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.

  • Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.



  1. Заполните, пожалуйста, схему «Роль государства в экономике» в Рабочем листе №2.

Роль государства в экономике

« Несовершенства» необходимость

рынка социальных гарантий



  1. Релаксация (гимнастика для глаз).




  1. Мы убедились в том, что государство выполняет важные функции в экономике. Давайте подробнее поговорим о правовом регулировании экономической деятельности в нашем государстве.


Скажите, пожалуйста, в РФ существует рыночная экономика? Осуществляется ли государственное регулирование экономики?

Давайте убедимся в правильности наших предположений и поработаем с источниками. Обратитесь к рабочему листу №1, задание 2. Одной группе предстоит доказать с опорой на положения Конституции РФ, что у нас созданы гарантии существования рыночной экономики.

А второй группе предстоит, опираясь на Статью В.В.Путина «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», доказать, что в нашей стране существует государственное регулирование экономики.



  1. Формы государственного регулирования экономики. (Работа со схемой, с.117 учебник; комментарии уч-ся)

Методы государственного регулирования экономики:

- правовые (создание нормативно-правовых актов; деятельность государственных контрольно-надзорных органов);

- экономические.

8. ?Скажите, пожалуйста, как вы думаете, существуют ли внешнеэкономические интересы у Липецкой области?

Работа со слайдом №8 (СЭЗ «Липецк»).

(ОАО НЛМК поставляет свою продукцию более чем в 70 государств.

Резидентами Свободной экономической зоны «Липецк» являются бельгийские, итальянские, германские и японские компании.)

9.Давайте подведём итоги нашей сегодняшней работы. Тем из вас, у кого на столах есть ноутбуки, предлагается поработать с интерактивными тестами.

А остальных я приглашаю высказаться о взаимоотношениях экономики и государства. Вам необходимо сформулировать и аргументировать свою позицию и поместить свой голос на соответствующей чаше весов.

10. ? Скажите, как, на ваш взгляд, можно определить успешность экономического развития государства?

(работа со слайдом №9). Вашему вниманию предлагаются итоги экономического развития РФ за 2011 год.

Таким образом, вы видите, что государственное регулирование в сочетании с рыночным механизмом действительно даёт хорошие результаты.

Д/з: П.15 (уч. Кравченко), в.5.

*На трёх примерах покажите, каким образом в РФ осуществляется государственное регулирование экономики.

*Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственное регулирование экономики»? Привлекая знания из курса обществознания, составьте два предложения, раскрывающие знание этой темы.

Приложение.

Рабочий лист №1.

Задание 1.

1 группа.

…За государством всегда сохраняются классические функции, такие как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства … обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом… контроль за внеэкономической деятельностью… обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли.

В последнее время возникли качественно новые функции государства… Принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки…решение экологических вопросов.

Абалкин Л.. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. – 1997.- №6.- С.4

? Каковы причины вмешательства государства в экономику?

2 группа.

…Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, - монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами.

… Свобода взаимодействий без рынка, личная свобода без права собственности нереализуемы. А без этих свобод невозможны эффективная экономика и полноценное развитие человека…

Данилов – Данильян В.И. Бегство к рынку. – М., 1991. – С. 106.

? Каковы причины вмешательства государства в экономику?

3 группа.

Государство призвано обеспечить равные права доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынкам труда, к иному общественному достоянию, за счёт чего совестным усилиями формируется высокопродуктивная среда обитания и жизнедеятельности.

…Государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определённого уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально незащищённых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

Смольков В.Г. Социальное государство. – Социально-гуманитарные знания.-2003. - №5. – С.99-100.

? Каковы причины вмешательства государства в экономику?

4 группа.

Государство обязано за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечит дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологичных производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной. Строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры…

Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития.

Гончаров П.К. – Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания.- 2000. - №2. – С.30-33.

? Каковы причины вмешательства государства в экономику?

Задание №2.

Конституция РФ.

Раздел первый.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Статья 8

  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

2.Земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Статья 34

1.Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законной экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1.Право частной собственности охраняется законам. Статья 37

1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

5. Каждый имеет право на отдых.

Задание №2.
? Докажите, что в РФ осуществляется государственное регулирование экономики.
«Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»

(из Проекта предвыборной программы В.В.Путина)

Повышение благосостояния в прошлом десятилетии во многом происходило за счёт действий государства, в том числе за счёт наведения порядка в распределении природной ренты. Нефтяные доходы мы использовали для роста доходов населения, для того, чтобы вытащить миллионы людей из нищеты. А также – чтобы иметь национальные сбережения на случай кризисов и катаклизмов

Формировать новую экономику надо для образованных и ответственных людей. В каждой их ипостаси – профессионалов, предпринимателей или потребителей.

Так что создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования – это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности. Вокруг решения этой общенациональной задачи нужно строить государственную политику, консолидировать усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат.

Убеждён, сегодняшний и особенно завтрашний кадровый потенциал нашей страны позволяет претендовать на самые прочные позиции в глобальной экономической конкуренции.

Будущая российская экономика должна отвечать потребностям общества. Она должна обеспечить более высокие трудовые доходы, более интересную, творческую работу и создавать широкие возможности профессионального роста, формировать социальные лифты.

Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения.

Так что рост России в предстоящем десятилетии – это расширение пространства свободы для каждого из нас. Благополучие из рук кого-то, благополучие без ответственности за свои решения – в 21 веке просто невозможно.

. Преодолеть бедность, неприемлемую для развитой страны. Использовать для этого и ресурсы государства, и усилия общества, его заинтересованной, активной части. Придать целевой характер системе социальной помощи - и поддержать движение благотворительности.

. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. Так, как это научились делать страны, которые давно живут при капитализме. Это специальная, особая поддержка, которую получают дети из бедных семей при получении образования. Это социальное жилье для семей с наиболее низкими доходами. Это полное преодоление какой-либо дискриминации инвалидов, обеспечение их равного доступа ко всем жизненным благам и к хорошей работе. Общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости.

Рабочий лист №2
Тема:

План.
1. Причины государственного регулирования экономики.

2. Экономические функции государства в условиях современной рыночной экономики.

Тесты
1.В основе различий между экономическими системами лежит
1) объём инвестиций в экономику 3) количество денежной массы в обращении

2) способ распределения ограниченных ресурсов 4) уровень квалификации работников
2.Основу традиционной экономики составляет

1) торговля 3) натуральное хозяйство

2) специализация производства 4) государственное управление
3.Верны ли следующие суждения о натуральном хозяйстве?
А. Натуральное хозяйство характеризуется независимостью производителей друг от друга.
Б. Натуральное хозяйство предполагает обязательный обмен продуктами труда между производителями.
4.Командную экономическую систему характеризует
1) уравнительное распределение 3) конкуренция

2) многообразие форм собственности 4) традиционные технологии
5.Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А.В условиях рыночной экономики хозяйственная свобода позволяет повысить эффективность производства.
Б.В условиях рыночной экономики государственное регулирование может являться инструментом хозяйственного развития.


  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) неверны оба суждения



6. Рыночную экономическую систему характеризует
1) существование производственных кооперативов

2) внедрение новой техники и технологий

3) наличие конкуренции как условия её развития

4) закупка части потребляемых товаров в других странах
7.В рыночной экономике функцию распределения товаров и услуг выполняют
1) органы социального обеспечения 3) покупатели и продавцы

3) инвестиционные фонды 4) государство

8.В смешанной экономической системе факторы производства распределяются
1) рынком 3) рынком и государством

2)государством 4) государством в соответствии с традициями
9.Условием успешного регулирования рыночной экономики является
1)наличие у населения значительных денежных сбережений

2)отсутствие дефицита товаров

3)активная реклама товаров ежедневного спроса

4)свобода производителей в принятии хозяйственных решений
10.Общественные товары и услуги (блага) – это
1)товары и услуги, от преимуществ пользования которыми никто не может быть устранён

2) товары и услуги, за которые частные лица платят добровольно

3) товары и услуги, всегда ассоциируемые с внешними издержками

4) товары и услуги, представляемые частным сектором для блага каждого отдельного лица
11.Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях смешанной экономики поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства отрасли производства.
Б. Государство в условиях смешанной экономики защищает экономические интересы производителя потребителя.


  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) неверны оба суждения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconУрок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике»
«смешанная экономика», в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины государственное регулирование экономики
Дисциплина «Государственное регулирование экономики» является важным компонентом системы знаний для студентов, обучающихся по направлению...

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconПрограмма элективного курса для учащихся 9-11-го класса при выборе...
Цель курса. Целью преподавания курса "Государственное регулирование экономики" является изучение общих принципов и основных направлений...

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconУрок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е....
Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е. В. Мбоу сош №9 г. Чехов

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconУрок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники»
Усова Марина Валериевна, учитель истории и обществознания тмк оу «Дудинская средняя школа №7»

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconРеферат по курсу «Основы экономики» по теме: «Государственное регулирование экономики»
Еще в советской прессе часто встречалась фраза известнейшего экономиста лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева о том, что...

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconУрок обществознания в 8 классе. Тема: Производство основа экономики
Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о производстве как основа экономики

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания на 2013 2014 учебный год
Тема шмо учителей истории и обществознания: «Современный урок – творческая мастерская учителя»

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconУрока по теме «Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...

Урок обществознания «Государственное регулирование экономики» iconЭкономики
Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную