Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.)






Скачать 234.51 Kb.
НазваниеКраткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.)
Дата публикации23.01.2018
Размер234.51 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.)
Экономика Республики Северная Осетия-Алания до середины 90-х годов XX века была индустриально-аграрной с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Промышленный комплекс составлял основу экономики республики и в масштабах страны выделялся производством цинка, свинца, твердых сплавов, тугоплавких и жаростойких конструкционных материалов, электросварочного и электроосветительного оборудования, радиоэлектронных изделий, серной кислоты, крахмалопаточной продукции, тюле-гардинных изделий и др. В результате рыночных преобразований отраслевая структура экономики республики кардинально изменилась.

В настоящее время в структуре валового регионального продукта (ВРП) РСО-Алания лидирующие позиции по видам экономической деятельности занимают оптовая и розничная торговля – 18,3%, государственное управление и обеспечение безопасности; обязательное социальное страхование – 16,0%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 15,6%, обрабатывающие производства – 8,5% (10,82 млрд руб.), строительство – 8,5%. На перечисленные отрасли приходится около 67% добавленной стоимости республики.

Доля в ВРП отраслей социальной сферы также увеличилась и по итогам 2015 года составила: здравоохранения – 9,0 млрд рублей (7,1%), образования - 8,22 млрд рублей (6,5%).

Остается низким удельный вес добычи полезных ископаемых – 0,3% (0,4 млрд рублей), несмотря на рост по сравнению с 2013 годом на 0,2%.

За период 2013-2016 г.г. в результате неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры, а также влияния совокупности внутренних факторов и проблем сложилась отрицательная динамика основных макроэкономических показателей развития республики.

Среди наиболее важных проблем, оказывающих негативное влияние на состояние экономики республики, следует отметить:

низкий уровень использования собственных энергетических ресурсов. Объем производства электроэнергии собственными генерирующими источниками в республике составляет от 16 % до 20 % от объемов внутреннего потребления. Цена поставляемых энергоресурсов и действующая тарифная политика снижают конкурентоспособность производимых на территории республики товаров, услуг. Ежегодно около 2,0 млрд кВт.ч приобретается за пределами республики, что несет риски полной зависимости от внешних поставщиков энергоресурсов;

высокую степень износа основных фондов во всех отраслях экономики;

недостаток инвестиционных ресурсов для модернизации и развития производственных мощностей, формирования современной инфраструктуры, внедрения новых технологий;

малоземелье и проблемы регулирования земельных отношений - 48 % площади республики относятся к категории горных территорий, при этом высокая степень урбанизации повлекла за собой отставание их экономического и социального развития;

нерациональное использование земельных ресурсов, в результате - снижение плодородия почв и низкие показатели урожайности и эффективности затрат;

нерациональная структура посевных площадей;

отсутствие достаточного количества крупных перерабатывающих предприятий и сельхозкооперации в агропромышленном комплексе;

отсутствие современной инфраструктуры по приему, хранению, первичной обработке и доведению до потребителя сельскохозяйственной продукции;

отсутствие собственной адаптированной к местным природно-климатическим условиям племенной и семеноводческой базы;

высокий уровень неформальной занятости и «теневого сектора» экономики, отсюда – дефицитность бюджета, высокая зависимость бюджета от федеральной финансовой помощи, наличие государственного долга и дополнительные затраты на его обслуживание;

низкий рейтинг республики по состоянию инвестиционного климата;

наличие значительных экологических проблем;

низкий уровень использования санаторно-курортного и туристического потенциала, природных ресурсов республики в целом;

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства;

высокий уровень безработицы и низкая покупательская способность населения и др.

Перечисленные основные и существующие в каждой отрасли специфические проблемы обусловили состояние и приоритеты экономического развития республики на ближайшую перспективу.

Промышленность. Структура промышленного производства Республики Северная Осетия-Алания по показателю объема отгруженной продукции на 01.01.2017 характеризуется низким удельным весом отраслей добывающей промышленности – 3,2 %, преобладанием обрабатывающих производств – 71,2%, отставанием производства и распределения электроэнергии, газа и воды от реализации стратегических целей экономического развития – 25,6%.

За период 2013-2016 годы среднегодовой объем отгруженных товаров промышленного производства вырос на 28,1% и составил 26745,7 млн рублей. Индекс физического объема производства за соответствующий период составил 84,1%, в том числе по добыче полезных ископаемых - 112,8%, по обрабатывающим производствам – 82,2%, по производству электроэнергии, газа и воды – 86,8%.

Доля бюджетных средств всех уровней в общем объеме инвестиций в промышленное производство в 2015 году составила 19,5%, из них 99,98% были направлены на развитие производства и распределение электроэнергии, газа и воды и 0,02% в обрабатывающие производства.

За счет собственных средств продолжают реализацию инвестиционных проектов: ОАО «Электроцинк» - «Программа перспективного развития ОАО «Электроцинк»; ОАО «Кавдоломит» - «Полное технологическое переоснащение и расширение производства»; ОАО «Радуга» - «Техническое переоснащение предприятия, позволяющее производить доплеровские метеолокаторы в соответствии с современными тенденциями технологического развития»; ООО ВТЦ «Баспик» - «Производство волоконно-оптического элемента с поворотом и без поворота изображения» и «Техническое перевооружение и реконструкция производства микроканальных пластин для техники ночного видения новейших поколений».

В настоящее время структура промышленности Республики Северная Осетия-Алания свидетельствует о необходимости развития, в первую очередь, топливно-энергетического комплекса республики и совершенствования тарифной политики на энергоносители. В этой связи большое значение имеет реализация проекта ОАО «РусГидро» по строительству Зарамагских ГЭС на реке Ардон мощностью 352 мВт (первая очередь). Ввод объекта со среднегодовой выработкой 812 млн кВт часов планируется в 2018 году.

Перспективны для экономического развития республики также приобретение промышленными предприятиями локальных источников энергии, формирование на территории республики системы малых ГЭС (проект строительства 17 малых ГЭС в бассейне реки Урух), использование современных энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности производств, в том числе на основе переработки отходов основного производства (например, развитие кормопроизводства на предприятиях алкогольной отрасли). В результате реализации проектов по строительству электроэнергетических мощностей республика может быть обеспечена электроэнергией собственной выработки.

Кроме того, на территории республики находятся месторождения нефти, перспективные запасы которой составляют 13,4 млн тонн.

Республика располагает значительными запасами строительных материалов: песчано-гравийными смесями, строительными песками, глинистым сырьем – 40 проявлений глин на 16 месторождениях, доломитами, известняками, мергелями, бентонитоподобными глинами, кварцевыми песками, облицовочными камнями и др.

Повышение в общей структуре промышленности республики удельного веса отраслей по добыче полезных ископаемых будет способствовать, с одной стороны, развитию производств строительной индустрии на основе местного сырья, с другой,- удешевлению жилищного строительства, в том числе более эффективному выполнению программ строительства социального жилья.

В качестве перспективных для развития отраслей добывающей промышленности республики на период 2016-2018 гг. можно рассматривать ряд проектов:

ОАО «Кавдоломит» - разработка нового месторождения доломитов, являющегося одним из лучших в Европе благодаря высоким технологическим свойствам, чистоте, объемам разведанных запасов;

добыча базальта и организация производства изделий из него (базальтопластиковая труба, нить, сетка, арматура, теплоизоляция);

организация производства сверхактивных вяжущих добавок к цементу;

производство изделий из диабаза, туфа, кирпича и т.д..

Приоритетными направлениями развития отраслей перерабатывающей промышленности республики являются: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; оборонно-промышленный комплекс; пищевая промышленность, в том числе производство алкогольных и безалкогольных напитков.

В металлургическом производстве основными предприятиями в республике являются завод «Электроцинк», крупнейшее предприятие цветной металлургии России, и завод «Победит», специализирующийся на производстве тяжелых и твердых сплавов на основе вольфрама и молибдена. Имеются резервы развития предприятий в получении и выполнении государственных заказов, расширении ассортимента выпускаемой продукции, повышении технологической и экологической безопасности. Состояние предприятия в значительной степени зависит от благоприятной международной рыночной конъюнктуры на производимую продукцию.

Оборонно-промышленный комплекс республики включает в настоящее время 12 предприятий: 11 акционерных обществ и одно общество с ограниченной ответственностью – ВТЦ «Баспик». Из них 7 включены в перечень стратегических предприятий оборонного комплекса Российской Федерации. Резервами развития предприятий являются получение и выполнение государственных оборонных заказов, модернизация производств, реструктуризация задолженности предприятий и участие в производстве импортозамещающей продукции.

Перспективными для радиоэлектронной промышленности республики являются:

проекты ООО «ВТЦ «Баспик», которое разработало и освоило 12 типов уникальных позиционно-чувствительных детекторов для применения в аэрокосмической области, атомной промышленности, экспериментальной ядерной физике. В настоящее время эти изделия уже реализуются на внешнем рынке (Германия, Франция, Швейцария, США);

проект ОАО «Радуга» «Техническое переоснащение предприятия, позволяющее производить доплеровские метеолокаторы в соответствии с современными тенденциями технологического развития».

Стратегический потенциал развития республики сосредоточен и в производстве алкогольных и безалкогольных напитков. Отрасль располагает развитой инфраструктурой, квалифицированными кадрами, большим потенциалом мощностей. Имеющиеся производственные мощности используются на 45,4% по производству спирта и на 3,1% по водке и ликероводочным изделиям.

В 2000 году в Северной Осетии насчитывалось более 70 алкогольпроизводящих предприятий. Численность занятых в алкогольной отрасли в 2000 году достигала порядка 7 тыс. человек, а в 2015 году количество занятых сократилось в 7 раз и составило немногим более 1 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2017 года в республике имели лицензии на производство этилового спирта 9 предприятий суммарной мощностью 26,2 млн дкл, в том числе: ООО «Ариана-С», ООО «Миранда», ООО «Престиж», ООО «ДДД», ООО «АльянсСпирт», ООО «Орфей», ОАО «Росспиртпром» (ОСП «Беслан), ООО «Российская слава», ООО «Партнер»; на производство водки и ликероводочных изделий 6 предприятий мощностью 36,4 млн дкл, в том числе: ООО «ЛВЗ Правобережный», ООО «Ракурс», ООО «Ренессанс», ООО «Салют», ООО «Винтрест-7», ООО «Владикавказский завод алкогольных напитков».

В 2013 году производство спирта составило порядка 7,2 млн дкл, в 2015 году – 8,9 млн дкл и в 2016 году – 6,0 млн дкл (на 16,7% меньше, чем в 2013 году).

Объем производства водки в 2013 году составил 0,5 млн дкл, в 2016 году - 1,3 млн. дкл (в 2,6 раза больше уровня в 2013 году).

Удельный вес акцизов на водку и ликеро-водочные изделия в общей сумме акцизов на алкогольную продукцию в 2016 году составил 70,4% (1442,1 млн. рублей).

В настоящее время прорабатываются вопросы перепрофилирования простаивающих предприятий алкогольной отрасли на производство вина, биоэтанола и расширение ассортимента производимой продукции на основе спирта и организацию кормопроизводства.

Агропромышленный комплекс. Состояние агропромышленного комплекса республики за период 2013-2016 гг. (к уровню 2012 года) характеризуется общим спадом объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на 24,8%, что соответствует среднегодовому спаду производства на 6,2%.

В структуре валовой продукции растениеводства основную долю занимает производство зерна. Сбор зерна в 2016 году составил более 607,5 тысячи тонн, что больше уровня в 2015 году на 10,0%.

За период 2013-2016 гг. удалось полностью обеспечить потребности населения республики в картофеле собственного производства (обеспеченность более 170,0%). В 2016 году было собрано 108,3 тыс. тонн картофеля при потребности - 63,5 тыс. тонн. Однако из-за недостаточного количества мощностей по хранению картофеля, излишки его вывозятся за пределы республики.

В целях решения вопросов импортозамещения важным направлением является развитие садоводства. В 2016 году заложено 374,0 га многолетних насаждений, из которых 255,0 га являются садами интенсивного типа. До 2020 года планируется дополнительно заложить до 1 200 га садов.

Животноводство в настоящее время характеризуется резким спадом объемов производства продукции. За 2013-2016 гг. объем производства мяса снизился на 45,9%, производства молока – на 11,4 %.

В агропромышленном комплексе реализуется и планируется к реализации ряд инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в сумме более 8,0 млрд рублей, что позволит создать свыше 500 рабочих мест. В число предприятий, имеющих потенциал по развитию импортозамещающего производства, вошли следующие:

ООО «Агрофирма «Казбек» - создание мощностей по производству томатной пасты за счет приобретения дополнительного оборудования и сельскохозяйственной техники».

агрохолдинг «Мастер-Прайм. Березка» - строительство полностью роботизированной фермы на 3000 голов, в т.ч. 1200 голов дойного стада, и молокоперерабатывающего завода с цехом по производству VIP-сыров «конте».

СПК «Де-Густо» - строительство плодохранилища 6288 тонн единовременного хранения и цеха по переработке фруктов;

ООО «ФатАгро» - в 2017-2018 годах предприятием осуществляется реализация ряда инвестиционных проектов по строительству картофелехранилища и тепличного комплекса площадью 5 гектаров;

ОАО «ПР «Михайловский» - расширение и техническое перевооружение предприятия;

ОАО «Ир-Агро» - увеличение производственных мощностей, занятых выращиванием и доработкой семян гибридов кукурузы, семян сои и озимой пшеницы;

СПК «РА» - строительство тепличного хозяйства площадью 5 гектаров;

ООО «Казачий хутор» - закладка сада интенсивного типа на площади 600 гектаров;

ООО «ЭкоМир» - строительство тепличного комплекса площадью 3 гектара по выращиванию томатов в закрытом грунте;

ООО «МитЭко» - организация предприятия по откорму, убою и переработке мяса крупного рогатого скота мощностью 1500 тонн мясной продукции в год;

СПК «Ирбис» - развитие комплекса мясомолочного производства.

Малое и среднее предпринимательство. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов республиканской социально-экономической политики. Ключевыми целями развития МСП являются: увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение налоговых поступлений, диверсификация экономики, рост производительности труда, стимулирование инновационной активности, импортозамещение, развитие экспорта.

За период 2013-2015 годы в Республике Северная Осетия-Алания количество субъектов малого и среднего предпринимательства снизилось на 4,4 % и в 2015 году составило 17 482.

Объем инвестиций, вкладываемых в основной капитал малых и средних предприятий республики, в 2015 году составил 1531,2 млн руб. (179,9 % к 2014 году).

В рамках государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы» (постановление Правительства РСО-Алания от 15 ноября 2013 года № 412) в 2015 году реализованы мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе: содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие развитию микрофинансирования, субсидирование части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам, обеспечение деятельности бизнес – инкубаторов, создание и обеспечение деятельности Евро Инфокорреспондентского центра, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Государственную поддержку в 2015 году получили 8610 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму порядка 151,1 млн рублей, что ниже уровня финансирования в 2014 году на 62,2 %.

В 2016 году финансовая поддержка оказана 113 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 131 млн рублей, из которых 83 млн рублей выделено в виде микройзаймов, а 48 млн рублей - в виде субсидий на возмещение авансовых лизинговых платежей и пятидесяти процентов от фактически произведенных затрат, связанных с приобретением оборудования.

В настоящее время реализуется комплекс мер по повышению эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также по обеспечению при оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства прозрачности и доступности использования бюджетных ресурсов.

В 2016 году заключено соглашение о взаимодействии между Правительством РСО-Алания и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Для улучшения качества оказываемых Корпорацией услуг, внедряется система «одного окна» на базе действующих многофункциональных центров.

Туристско-рекреационный комплекс. Республика Северная Осетия-Алания располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного (в т.ч. международного) туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие республики позволяет развивать практически все виды туризма: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, экстремальный, экологический, сельский и т.д. Потенциальные возможности Республики Северная Осетия-Алания позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 1 млн туристов в год.

Помимо природной и бальнеологической составляющей рекреационного комплекса огромную ценность представляет богатейшее историко-культурное наследие Осетии. На территории республики локализовано более 1,5 тысячи памятников истории и культуры, в том числе федерального значения. По количеству культурно-исторических памятников на 1 кв. км Республика Северная Осетия-Алания занимает одно из первых мест в России.

Традиционно в республике сложилось 7 основных рекреационных зон: Владикавказская (городской округ города Владикавказа), Кобан-Кахтисарская (Пригородный район), Куртатинская (Алагирский район), Тамиск-Бирагзангская (Алагирский район), Цейская (Алагирский район), Урсдонская (Дигорский район), Стур-Дигорская (Ирафский район).

В сфере туризма и рекреации на территории республики выделяются 5 перспективных инвестиционных площадок для планомерного освоения и развития: Лысогорская в г. Владикавказе, Казбекская в Пригородном районе республики, Мамисонская и Наро-Заккинская в Алагирском районе, Коринская в Дигорском районе.

Проекты «Тагаурия» и «Дигория» вошли в реестр инвестиционных проектов, финансируемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг».

Разработано 7 экскурсионных маршрутов, охватывающих фактически всю территорию республики, с последующей их передачей на безвозмездной основе субъектам туристического бизнеса страны.

Проведена работа по включению республики в 2 межрегиональных туристских маршрута: «Чайный экспресс» и «Великий шелковый путь» - с последующим подписанием соответствующих соглашений.

Туристско-рекреационный кластер является уникальным конкурентным преимуществом Республики Северная Осетия-Алания, развитие которого способствует развитию смежных отраслей – агропромышленного комплекса, транспортно-логистического комплекса, сферы материального производства и услуг.

Транспортно-логистический комплекс республики. Республика Северная Осетия-Алания имеет выгодное стратегическое положение на южных границах Российской Федерации, находясь в центре сухопутных транспортных сообщений между странами Европы, Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающими существенный объем грузотоварных и пассажирских потоков.

В целях развития пассажирского транспорта: разработана Концепция развития пассажирского транспорта общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания; осуществляются мероприятия «дорожной карты» по реализации транспортной политики в области пассажирских перевозок на 2017 год; планируется осуществление оптимизации маршрутной сети; проводится работа по обновлению подвижного состава, задействованного в пассажирских перевозках; реализуются мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости в области пассажирских перевозок.

В настоящее время основной объем перевозок (93,8%) пассажиров по регулярным маршрутам Республики Северная Осетия-Алания осуществляется автобусами общего пользования.

С 2014 по 2016 год пассажиропоток увеличился на 41% и достиг 9607,5 тыс. пасс., пассажирооборот – с 177,0 млн пасс.км до 236,1 млн пасс.км.

Грузооборот предприятий транспорта с учетом индивидуальных предпринимателей в 2016 году составил 67,8 млн тонно-км, или 91,0 % к уровню в 2014 году.

Вместе с тем использование в полной мере транзитного потенциала республики позволит развивать торговлю, финансовую систему и транспортно-логистическую деятельность. Это предполагает формирование на территории республики современного транспортно-логистического комплекса, включающего две автомагистрали федерального значения через Главный Кавказский хребет, на которых размещены современные международные автомобильные пункты пропуска, разветвленную железнодорожную и автодорожную системы, международный аэропорт Владикавказ, оборудованные транспортные терминалы.

Рост объема товарооборота позволит задействовать значительные складские площадки, увеличить количество железнодорожных и автомобильных перевозок, развивать инфраструктуру, обслуживающую товаропоток не только в связи с исполнением таможенных требований, но и для решения вопросов общественного питания, бытового и медицинского обслуживания перевозчиков, технического обслуживания транспортных средств, создать рабочие места, расширить налогооблагаемую базу, будет способствовать решению социально-экономических проблем и развитию малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время в приграничном районе республики частными инвесторами уже осуществляется строительство транспортно-логистического терминала.

Связь. Республика Северная Осетия-Алания занимает одну из лидирующих позиций среди субъектов Российской Федерации по уровню телефонизации населения, с уровнем покрытия территории более 96%. Общий объем оказанных всеми организациями услуг связи за 2016 год составил более 5 млрд рублей. Услугами почтовой связи охвачена вся территория республики.

Общий объем услуг связи, оказанных организациями за 2016 год, составил 6019,4 млн рублей, что на 19,7% больше, чем в 2013 году.

По итогам развития средств связи в 2016 году реализованы инвестиционные программы по развитию широкополосного доступа в сеть «Интернет», продолжены работы по развитию и техническому сопровождению системы электронного взаимодействия, продолжается внедрение универсальной электронной карты.

В 2017 году планируется работа по участию республики в реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры связи, повышению ее качества и доступности, устранению цифрового неравенства.

Развитие отраслей экономики характеризуется в том числе и объемами капитальных вложений в инфраструктуру и социальную сферу.

За 2013-2016 годы объем инвестиций в основной капитал на душу населения по сравнению с 2012 годом увеличился в 1,3 раза.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории республики построено 9,5 тыс. квартир общей площадью 731,1 тыс. кв. метров. За счет всех источников финансирования улучшили жилищные условия 2 850 семей различных групп граждан, перед которыми государство имеет обязательства, определенные законодательством Российской Федерации: молодые семьи, участники ВОВ и инвалиды, граждане, переселенные из аварийного жилого фонда и др.

В социальной комплексе республики сданы в эксплуатацию четыре образовательные школы на 1 520 мест: в г. Владикавказ, г. Ардон, с. Нижняя Саниба и пос. Новый, - пять дошкольных образовательных учреждений на 860 мест: в г. Владикавказ и г. Ардон, - четыре объекта здравоохранения и 12 объектов физической культуры и спорта, в том числе физкультурно-оздоровительные комплексы в городах Беслан, Алагир, селах Карджин, Ногир, конно-спортивный манеж Республиканской конно-спортивной школы и здание Республиканского бизнес-инкубатора в г. Владикавказ.

Завершены реконструкция и строительство инженерных коммуникаций в г. Владикавказ и населенных пунктах районов республики общей протяженностью 472,0 км, из них водопроводные сети – 363,1 км, газовые – 92,5 км, канализационные – 11,0 км, электрические – 5,4 км.

В дорожном комплексе республики осуществлено строительство и реконструкция 90,2 км автомобильных дорог федерального и республиканского значения и 1,2 тыс. пог. метров искусственных сооружений на них. Кроме того, завершена реконструкция Рокского тоннеля протяжённостью 3,7 км и сдан в эксплуатацию новый тоннель (760 м).

Реконструирована взлетно-посадочная полоса с заменой светосигнального оборудования ОАО «Международный аэропорт Владикавказ.

Кроме того, в рамках развития инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания приоритетными направлениями являются:

реализация инвестиционных проектов в рамках подпрограммы «Социально - экономическое развитие РСО-Алания на 2016-2025 годы» государственной программы РФ «Развитие СКФО» на период до 2025 года;

реализация мероприятий по внедрению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в РСО-Алания;

взаимодействие органов исполнительной власти с предприятиями республики, реализующими и планирующими к реализации инвестиционные проекты, с целью своевременного выявления проблем и определения путей их решения;

информирование предприятий республики о возможностях участия в действующих программах институтов развития в инвестиционной и инновационной сферах для получения финансовой и консультационной поддержки;

мониторинг и актуализация инвестиционных проектов и площадок для размещения на сайте www.economyrso.ru и на инвестиционном портале РСО-Алания www.ossetia-invest.ru;

координирование работы администраций местного самоуправления муниципальных районов республики по внедрению мероприятий Атласа муниципальных практик;

организация взаимодействия с АО «Корпорация МСП» по реализации инвестиционных проектов РСО-Алания;

мониторинг Стандарта деятельности органов исполнительной власти РСО-Алания по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в РСО-Алания.

Приоритеты развития отраслей реального сектора экономики республики направлены, прежде всего, на сохранение стабильности и развитие социальной сферы.

Однако общие демографические показатели характеризуются отрицательной динамикой.

Так, численность населения Республики Северная Осетия-Алания с 705,1 тыс. человек в 2013 году сократилась до 704,5 тыс. человек в 2015 году (в 2016 году ожидается на уровне предыдущего года).

Рождаемость в республике, по предварительным данным, снизилась на 15,7% и в 2016 году составила 9,1 тыс. человек (в 2013 – 10,8 тыс. человек). Показатель рождаемости за 2013-2016 годы снизился с 15,3 до 14,1 человек в расчете на 1000 жителей, естественный прирост населения - с 4,8 до 3,7 человек на 1000 жителей соответственно.

Естественный прирост, убыль (-) на 1000 человек населения уменьшился с 4,8 в 2013 году до 3,9 в 2015 году.

Общий коэффициент смертности на 1000 чел. населения составил: в 2013 году – 10,5; в 2014 году – 10,7; в 2015 году – 10,7 ( в РФ – 13,1, СКФО – 8,0).

При этом за анализируемый период продолжительность жизни населения возросла с 73,9 лет до 74,2 лет (по России: с 70,8 лет до 71,4 лет).

В республике реализуется Госпрограмма "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014-2020 годы, направленная на обеспечение населения медицинскими услугами высокого качества, а также осуществляются мероприятия по повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров.

В результате реализации мероприятий Госпрограммы численность врачей уменьшилась с 4 424 человек в 2013 году до 3 870 человек в 2015 году (на 554 чел.), а обеспеченность врачами на 10 000 человек населения составляет 54,9, в РФ и СКФО – 37,2 и 33,8 соответственно.

В образовании программные мероприятия направлены на создание условий для получения доступного качественного образования на всех его уровнях: от дошкольного до высшего.

Одна из ключевых социальных проблем на сегодняшний день - доступность дошкольного образования. Всего в дошкольных образовательных учреждениях республики обучается 33472 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет. Показатель доступности дошкольного образования в 2016 году увеличился на 0,8% и составил 94,41% для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Тем не менее, в очереди на получение места в дошкольных учреждениях республики состоит 1742 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет и 5759 детей в возрасте от 0 до 3 лет. Проблема доступности дошкольного образования остается актуальной и требует значительных финансовых затрат.

Комплекс мер, реализованный в рамках развития физической культуры и спорта, позволяет сохранять на стабильно высоком уровне показатель количества жителей республики, систематически занимающихся физической культурой и спортом, который на начало 2016 года составил 185 380 человек, или 101,2% к уровню в 2014 году.

Кроме того, в республике на постоянной основе решаются вопросы повышения уровня обеспеченности спортивной инфраструктурой.

Культура. Изменение социально-политических и экономических условий обусловило трансформацию роли и функций учреждений культуры в обществе. Республика Северная Осетия - Алания располагает внушительным потенциалом сферы культуры: 6 государственных профессиональных театров, 2 государственных оркестра, государственная филармония, государственный ансамбль танца, камерный хор, 3 республиканских музея с 15-ю филиалами, 3 учебных заведения среднего профессионального образования и 24 детских музыкальных, художественных школы и школы искусств, 136 библиотек, 137 домов культуры и сельских клубов, в которых работает свыше 4500 человек. Это позволяет в полной мере реализовать право граждан на доступ к культурным ценностям.

По важнейшим показателям сферы культуры, отраженным в «майских» указах Президента РФ, за 2013-2015 гг сложилась положительная динамика.

Прирост количества выставочных проектов по отношению к 2012 году составил в 2013 году 5,0 ед., в 2014 и 2015 гг – 10,0 ед. и 25,0 ед. соответственно.

Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей составила в 2013 году 33,0% от общего числа детей, в 2014 году – 35,0%, в 2015 году – 37,0%.

Приоритетной задачей в решении социальных вопросов является создание новых рабочих мест и снижение напряженности на рынке труда. В условиях сохранения отрицательных тенденций в экономике республики происходит сокращение потребности предприятий в работниках.

Кроме того, положение на рынке труда осложняется и дифференциацией сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости населения и напряженности. Наиболее емким по числу вакансий (36,5 %) остается рынок труда г. Владикавказ, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций республики. Сельские районы в силу недостатка рабочих мест и менее развитой инфраструктуры характеризуются продолжительностью периода безработицы.

Численность уволенных (сокращенных) работников в 2016 году составила более 1 900 человек. Численность официально зарегистрированных безработных составила порядка 9 тыс. человек.

При этом уровень регистрируемой безработицы с 2013 года уменьшился с 3,1% до 2,5% в 2015 году и в 2016 году составил 2,8%.

С целью регулирования ситуации на рынке труда в республике реализуются мероприятия по смягчению социальной напряженности, развитию рынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, увеличению уровня занятости населения. За истекший год трудоустроено более 3 700 человек.

Потребительский рынок. Потребительский рынок характеризует социально-экономическое развитие и благосостояние населения. Представлен он разветвленной сетью магазинов оптовой и розничной торговли, розничных рынков, предприятий общественного питания и бытового обслуживания различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предлагают населению широкий спектр потребительских услуг и, как один из источников, обеспечивают занятость населения.

В 2013-2016 годах в Республике Северная Осетия-Алания в результате снижения реальных денежных доходов населения снизились темпы роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.

Оборот розничной торговли за этот период сократился на 3,3 %.

Объём реализации платных услуг населению республики в 2013-2016 годах сложился на уровне 100,0%.

В последние годы развитие материально-технической базы торговли и сферы услуг, переоборудование и переоснащение предприятий осуществлялось в основном за счет привлечения средств частных инвесторов. Негосударственный сектор обеспечивает свыше 95 % оборота торговли и платных услуг.

Отрицательная динамика основных макропоказателей развития экономики в совокупности с неиспользованием имеющегося в республике потенциала, а также общие негативные тенденции в экономике страны в 2013-2016 годах привели к росту индекса потребительских цен в 1,4 раза, при этом реальные денежные доходы населения за этот же период снизились на 3,2%.

В целях преодоления негативных тенденций в экономике и социальной сфере республики, а также обеспечения стабильного социально-экономического развития необходимо дальнейшее развитие рыночных отношений, основанных на свободной конкуренции и создании благоприятного инвестиционного климата.

Внедрение в Республике Северная Осетия-Алания инициированного федеральными органами власти Стандарта развития конкуренции может стать важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности развития всех отраслей экономики и способствовать развитию предпринимательства на социально значимых и приоритетных рынках.

___________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconГосударственная программа республики северная осетия-алания «Развитие...
Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия–Алания

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconПравительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 августа 2014 г. №330-р
Доклад Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания «Об итогах социально-экономического развития Республики...

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconЗакон Республики Северная Осетия-Алания от 06. 07. 2001 года №23-рз...
Стратегия инновационного развития Республики Северная Осетия-Алания на 2013-2025 годы

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconПостановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
Республике Северная Осетия-Алания для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению...

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconЗаконом Республики Северная Осетия Алания от 31 марта 2008 г. №6-рз стратегия
Состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания 9

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconЗакон Республики Северная Осетия Алания от 30 декабря 2008 г. №63-рз...
Собрания представителей муниципального образования – Пригородный район Республики Северная Осетия – Алания пятого созыва

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconРеспубликанская программа развития инвестиционной деятельности в...
Целью Программы является создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение роста инвестиций в экономику Республики Северная...

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconЕжегодная международная научно-практическая конференция «Молодые...
Совет молодых ученых и специалистов при Главе Республики Северная Осетия-Алания создан Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания...

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconГлавы Республики Северная Осетия-Алания
Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года (№Пр-144гс от 31 января 2013 года, пункт 6 «г»), в целях улучшения...

Краткая характеристика состояния и социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (за 2013-2016 гг.) iconГлавы Республики Северная Осетия-Алания от 21 февраля 2014 г. №45-рг
Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную