Докла д






НазваниеДокла д
страница1/6
Дата публикации12.09.2017
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6


В С Е О Б Щ А Я К О Н Ф Е Д Е Р А Ц И Я П Р О Ф С О Ю З О В

____________________________________________

Д О К Л А Д


О неформальной экономике в независимых государствах региона, ее масштабах,

позиции и действиях профсоюзов


Москва

2016 г.

Оглавление

Стр.
Введение………………………………………………………………………… 3
Понятия и определения………………………………………………………… 3
Масштабы ненаблюдаемой и теневой экономики и тенденции их

изменений в мире и регионе…………………………………………………… 6
Причины расширения неформальной экономики…………………………….11
МОТ о переходе от неформальной к формальной экономике……………….14
Меры борьбы с неформальной экономикой…………………………………..17
Позиция и действия профсоюзов………………………………………………21
Выводы и предложения………………………………………………………....27
Приложение 1. Индекс восприятия коррупции……………………………….32
Приложение 2. Примеры мер противодействия теневой экономике

в ряде стран мира………………………………………………………………..34



Введение

Сложная экономическая ситуация в последние годы во всем мире, связанная в значительной степени с неэффективным управлением и выбранной моделью развития, привела к росту неформальной экономики.

Для трудящихся неформальная экономика означает, прежде всего, отсутствие достаточных возможностей для качественной занятости, ненадлежащую социальную защиту, несоблюдение трудовых прав, отсутствие социального диалога и низкую производительность труда. Все эти факторы серьезно препятствуют созданию устойчивых предприятий с достойными рабочими местами.

Но неформальная экономика – это явление, которое прямым образом сказывается не только на трудовой сфере. Она оказывает негативное влияние в целом на экономическое развитие страны и представляет собой даже угрозу национальной безопасности.

Последствия роста неформальной экономики могут быть просто разрушительными в первую очередь для социально-экономической сферы. Развитие и расширение неформального сектора влияет на уменьшение доходов, получаемых от налогообложения, уменьшение конкурентоспособности в формальном секторе, снижение социальной активности граждан в проведении реформ, сокращение и недофинансирование социальных программ, занижение самооценки неформально занятых работников и потере их интереса к саморазвитию, недоверие к существующим законам и утрату надежды в справедливость. Неформальная деятельность может превратиться для людей, предприятий и общества в целом в порочный круг непроизводительного труда и бедности. Именно поэтому вопросы борьбы с неформальной экономикой становятся сейчас особенно актуальными.

С целью расширения базовых знаний по этой теме и содействия выработки эффективных рекомендаций по переходу от неформальной к формальной экономике в ВКП подготовлен представленный ниже аналитический материал.
Понятия и определения

Очень часто в средствах массовой информации, в разговорной речи используются термины «теневая экономика», «скрытая экономика», «незаконное производство», «неформальная экономика», «нелегальная экономика» как синонимы, хотя в соответствии с концепциями, определениями и классификациями, содержащимися в системе национальных счетов (СНС) 1993 года и получившими свое дальнейшее развитие в Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики (ОЭСР, 2002 г.), под каждым из этих понятий подразумевается разное.

Статистические органы в мире в большинстве своем для описания всех видов неучитываемой экономической деятельности используют понятие ненаблюдаемая экономика (ННЭ). В соответствии с международными стандартами к основным элементам ненаблюдаемой экономики относятся:

- теневое производство, включающее те виды деятельности, которые являются в экономическом смысле производственными и вполне законными, но в то же время намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательст­вом стандартам (например, размеров минимальной оплаты труда или макси­мального числа часов работы), нормам, административным процедурам;

- незаконное производство, определяемое как: (1) запрещенное производство товаров и услуг, продажа или просто владение которыми также запрещены законом (например, производство и продажа наркотиков, проституция, контрабанда, торговля крадеными товарами и т.п.) и (2) виды производственной деятельности, которые обычно являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения;

- производство в неформальном секторе (неформальная экономика), определяемое как виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и/или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения, и которые имеют какое-либо рыночное производство; сюда относятся фермеры, подсобные хозяйства населения, реализующие часть продукции на рынке, небольшие предприятия, основанные на использовании труда членов семей, и т.п.;

- производство домашних хозяйств для собственного конечного использования, определяемое как те виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги (в основном потребление продуктов сельского хозяйства и строительство собственными силами);

- производство, которое не учитывается из-за недостатков в организации статистического наблюдения; деятельность экономических единиц, которую не имеется в виду преднамеренно скрывать от государственного контроля и учета, но которая не учитывается ввиду ограничений и ошибок статистического наблюдения (например, когда объемы деятельности мелких производителей находятся ниже определенного уровня, или в результате пробелов и ошибок в отчетности).

Это определение ненаблюдаемой экономики носит относительно узкий характер, поскольку не включает, например: коррупцию, взяточничество, воровство, незаконный вывоз капитала, мошенничество. Поскольку такого рода деятельность направлена в основном на перераспределение доходов и имущества, она не учитывается в статистике.

При этом существует рекомендация Статкомитета СНГ ограничивать ненаблюдаемую экономику от таких аспектов незаконной деятельности, которые не связаны с движением продуктов, доходов, активов и не являются предметом анализа в СНС, а рассматриваются в рамках моральной и судебной статистики.

Приводимые в представленном материале статистические данные будут базироваться на представленной выше классификации.

Однако по другим международным институтам мы можем встретить иные определения. Так, в 2002 г. Международной конференцией труда была принята «Резолюция о достойном труде и неформальной экономике», где термин «неформальная экономика» относится ко «всей экономической деятельности работников и экономических субъектов, которые по закону или в силу существующей практики не охватываются или не в полной мере охватываются официальными отношениями. Их деятельность не отражена в законе, а это означает, что они находятся вне сферы действия законодательства; либо они не охватываются существующей практикой, а это означает, что законодательство, в рамках которого они действуют, не применяется или не исполняется применительно к ним; либо законодательство не способствует соблюдению этих норм, так как является неприемлемым, обременительным или налагает большие затраты»1. В этом расширенном определении учитывалось большое количество работников и экономических субъектов, действующих в различных отраслях экономики, в городских и сельских условиях, а также сложные и многообразные взаимосвязи между формальной и неформальной экономикой.

В 2015г. МОТ приняла Рекомендацию №204, в которой термин «неформальная экономика»2:

a) относится ко всей экономической деятельности работников и экономических единиц, которые в силу законодательства или на практике вовсе не охватываются или охватываются не в полной мере формальными отношениями;

b) не охватывает противозаконную деятельность, в частности, оказание услуг или производство, продажу, обладание или пользование товарами, запрещенными законом, включая производство и незаконный оборот наркотиков, незаконное производство оружия и торговлю им, торговлю людьми и отмывание денег, по определению соответствующих международных договоров.

Сравнивая определения, имеющиеся в статистике и документах МОТ, можно сказать, что «неформальная экономика» составляет большую часть «ненаблюдаемой экономики». То есть «неформальная экономика» - это «ненаблюдаемая экономика» за вычетом незаконного производства и оборота товаров и услуг, а также ненаблюдаемой деятельности, связанной с незаконным перераспределением доходов и активов. При этом большую часть в неформальной экономике составляет теневая. Это необходимо иметь в виду при анализе статистических данных.

Поскольку международные рекомендации не носят обязательного характера, а особенности развития неформального сектора (и систем его статистического учета) в каждой стране имеют выраженную национальную специфику, это привело к разнообразию подходов к определению и измерению неформальной экономики, что затрудняет международные сопоставления в этой сфере. Даже внутри одной страны консенсуса в отношении терминов «ненаблюдаемая экономика», «неформальная экономика», «теневая экономика» и т.п. не существует ни среди исследователей, ни среди представителей официальных структур, включая статистические органы.
Масштабы ненаблюдаемой и теневой экономики и тенденции их изменений в мире и регионе

Теневая и незаконная экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор эта экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и общегосударственную проблему.

В 1930-е годы появились исследования, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению этой проблемы подключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвященных изучению всех аспектов неформальной экономики, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя.

В начале 60-х годов прошлого столетия доля теневой деятельности в мировой экономике составляла всего 5,6%, а в последние годы более трети мирового ВВП (по расчетам МВФ ВВП составил в 2014г. 107,92 трлн долларов) скрыто в неформальном и незаконном секторе. То есть здесь производится порядка 39 трлн долларов (для сравнения в 2014г.: ВВП США - 17,42 трлн, Китая - 18,03 трлн, Еврозоны - 18,53 трлн).

Особенно показателен рост неформальной экономики в европейских странах. По данным доктора экономических наук А.Сафонова3 за 45 лет ее доля в ВВП увеличилась в Швеции в 11 раз, в Германии почти в 8 раз, в Дании почти в 4 раза. И это показатели самых благополучных стран мира. В большинстве других европейских стран, входящих в ОЭСР, к 2007 г. теневой оборот увеличился или сохранился на уровне предыдущего десятка лет либо несколько снизился и составил 2,2 трлн евро. Однако во время кризиса 2008-2009гг. и последующей стагнации экономики неформальная экономика начала расти, что свидетельствует о том, что сложное экономическое положение и безработица стимулируют теневую деятельность.

В 2013 г. неформальная экономика оценивалась в 18,4% ВВП в странах Европейского союза (ЕС-27) и 8,6% в среднем в Австралии, Канаде, Японии, Новой Зеландии и США.4

В 2015 г. согласно исследованию профессора австрийского университета Йоханнеса Кеплера Ф.Шнейдера в среднем размер теневой деятельности составил в странах Европы 18% ВВП.

Самая низкая доля неформальной экономики в ВВП наблюдалась в Швейцарии (6,5%), Австрии (8,2%), Люксембурге (8,3%), Нидерландах (9,0%), Великобритании (9,4%), Германии (12,2%).

Самый высокий уровень неформальной экономики демонстрирует Болгария (30,6%), Румыния (28%), Турция (27,8%), Хорватия (27,7%), Италия (27% - 2012г.), Эстония (26,2%), Греция (26%), Литва (25,8%), Латвия (23,6%), Испания (22% - 2012г.).

Удельный вес неформального сектора (включая теневой и незаконный) в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3-4% ВВП, что в принципе характерно для стран с жестким административным управлением. Однако к 1990 г. его доля выросла до 12% ВВП.

Образовавшиеся после распада СССР независимые государства региона, начиная с конца 1990-х годов, осуществляют оценки ННЭ на регулярной основе и включают их в ВВП. Все страны в своих расчетах охватывают следующие группы ННЭ: теневое производство, производство неформального сектора, производство продукции домашними хозяйствами для собственного конечного использования, производство, не учтенное вследствие недостатков в программе сбора данных. Отдельные виды незаконного производства оценивают 3 страны (Беларусь, Туркменистан, Украина); только Беларусь и Туркменистан включают эти оценки в ВВП.

Существует несколько статистических методов оценки ненаблюдаемой экономики: производственный, конечного использования, распределительный.

Корректировка ВВП, исчисляемого производственным методом, на оценки ненаблюдаемой экономики выполняется всеми странами. Доля неформальной экономики в ВВП по странам различается, что обусловлено особенностями в экономической политике стран, размерами сектора домашних хозяйств (с которым связана большая часть оценок ННЭ), а также различиями в организации статистического наблюдения и прогрессе в измерении ННЭ. Степень влияния этих факторов на величину ННЭ, измеряемой странами, трудно определить, и это создает некоторую неопределенность в отношении уровня сравнимости между странами как оценок ННЭ, так и ВВП в целом.

Справочно: Корректировка ВВП, исчисляемого методом конечного использования, на оценки ННЭ выполняется почти всеми странами (за исключением Азербайджана и Таджикистана). Она относится, как правило, к расходам на конечное потребление домашних хозяйств и валовому накоплению основного капитала. Данные по экспорту и импорту во многих странах корректируются национальными банками. Доля корректировки в ВВП варьирует от 9% в Беларуси до 23% в Казахстане и Молдове; в расходах на конечное потребление домашних хозяйств она составляет от 12% в Беларуси до 24-25% в Кыргызстане, Молдове и Грузии; в валовом накоплении основного капитала - от 1% в Беларуси до 19% в Армении.

Корректировка на оценки ННЭ для компонентов доходов ВВП, исчисляемого распределительным методом, вытекающая из корректировок ВВП, исчисляемого производственным методом, непосредственно относится к валовой прибыли и валовому смешанному доходу. Дополнительную корректировку, относящуюся к заработной плате (на т.н.“скрытую заработную плату”), осуществляют 6 стран (Армения, Беларусь, Молдова, Россия, Туркменистан, Украина). Соответствующие данные предприятий считаются заниженными; в частности, они не учитывают “заработную плату в конверте”. Эти корректировки не изменяют ВВП, но они влияют на его структуру и, следовательно, на показатели производительности.

Как показывает практика, приоритетным для стран СНГ является получение оценок ненаблюдаемой экономики производственным методом, когда при расчете ВВП как суммы добавленной стоимости производятся досчеты к показателям выпуска, промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости отраслей и секторов, где имеются значительные объемы ненаблюдаемой деятельности.

Обзор Статкомитета СНГ оценок ННЭ показывает существенные колебания доли ННЭ в ВВП некоторых стран. Например, по данным статистики, в Грузии эта доля выросла соответственно с 26% в 1998 году до 33% в 2002г., в Молдове - с 15% в 1998г. до 23,2% в 2014 году. В Кыргызстане она увеличилась с 10% в 1998 г. до 23,2% в 2014г., а в России и Украине уменьшилась. В 2014г. ННЭ в России составила 14,4% против 22% в 1998г. Такие колебания показывают, что измерение ННЭ в странах еще не стабилизировалось, и они продолжают искать более адекватные (возможно, и более «удобные» для власти) источники данных и методы оценок.

При этом следует отметить, что в последние годы в связи со сложным экономическим положением в большинстве стран региона доля ненаблюдаемой экономики растет, что наглядно видно из таблицы 1.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Докла д iconДокла д
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Подозерская средняя общеобразовательная школа (сокращ. Мбоу подозерская сош) располагается...

Докла д iconДокла д о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2013 году
Москва является административным, культурно историческим, геополитическим центром страны и Центрального федерального округа. Одновременно,...

Докла д iconДокла д уполномоченного по правам человека
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Карелия от 12. 11. 2007 г. №1132 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную