Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс»






Скачать 179.05 Kb.
НазваниеЛипсица И. В. «Экономика. 10-11 класс»
Дата публикации20.03.2017
Размер179.05 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23


Утверждено

решением педагогического совета

Протокол № ___ от _________________ Приказ № _____от __________________ Директор МБОУ СОШ №23

_________________ Т.В.Лонжук





Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № _____

от «__» _________20__ г Руководитель МО

_____________ (Ф.И.О.)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Экономика»

среднего общего образования

Программу разработала:

учитель географии, экономики

Марцин Лилия Васильевна


п. Лиинахамари

2015 г.
1. Пояснительная записка.

Предмет «Экономика» является одним из базовых предметов образовательной области. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание среднего общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

2. Общая характеристика курса.

Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы по экономике И.В. Липсица. Программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих курс экономики в11 классе из расчета 2 учебных часа в неделю по учебнику Липсица И.В. «Экономика. 10-11 класс» - М.: Вита-Пресс. 2010 г.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи курса экономика на этапе среднего (полного) общего образования:

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • поиск нужной информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,

  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Формой организации образовательного процесса является урок.

Виды и формы контроля:

  • индивидуальный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • самостоятельная работа;

  • тест;

  • практическая работа.


3. Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение экономики 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ №23 в 10-м и 11-м классах на изучение экономики отводится 68 часа, из расчёта 1-го учебного часа в неделю.
4. Тематическое планирование.

(10 класс)

№ п/п

Темы глав

Всего часов



 Главные вопросы экономики

 2



 Типы экономических систем

 3



 Силы, которые управляют рынком

 2



 Как работает рынок

 2



 Мир денег

 2



Банковская система

 3



Человек на рынке труда

 2



Социальные проблемы рынка труда

 2



Экономические проблемы безработицы

 2



Роль фирм в экономической жизни

3



Дифференциация доходов

3



Роль государства

9

Всего

34

                                                                                                                                                                    (11 класс)

№ п/п

Наименование тем

Всего часов



Экономическое устройство России

3



Закономерности формирования спроса

4



Закон предложения и поведения фирм на рынке

3



Экономическая конкуренция, эффективность фирм

2



Монополия

4



Структура и закономерность функционирования рынка капитала

4



Банковская система

4



Проблемы экономического роста

4



Экономические основы международной торговли и валютного рынка

4



Экономические проблемы мирового хозяйства

2

Всего

34


5. Содержание тем учебного курса.

Тема 1.Главные вопросы экономики.

Что такое экономика. Понятие экономика. Микро и макроэкономика, методы экономической науки. Экономические учения: физиократия, меркантилизм, классическая школа политэкономии, марксизм, кейнсианство, институционализм. Потребности. Факторы производства. Свободные и экономические блага. Производительность труда, разделение труда. Специализация. Обмен. Торговля.

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость.

Главные вопросы экономики. Виды собственности. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Экономические институты и стимулы.

Экономические учения: физиократия, меркантилизм, классическая школа политической экономики, марксизм, кейсианство, институционализм.

Тема 2.Типы экономических систем.

Типы экономических систем. Традиционная экономическая система ее элементы.

Рыночная экономическая система. Право собственности, экономическая свобода, конкуренция. Функции рынка. Ограниченность возможностей рынка.

Командная и смешанная экономическая система. Особенности командной системы, основные признаки смешанной системы.

Основы экономического анализа и принятия решений. Выбор и принцип рационального

поведения. Выгоды (полезность) и затраты. Маржинальный принцип анализа и принятия

экономических решений. Сравнительное преимущество. Взаимовыгодность обмена.

Тема3. Силы, которые управляют рынком.

Что такое спрос. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса.

Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары услуги. Индивидуальный и рыночный спрос.

От чего зависит предложение товаров. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.

Тема 4. Как работает рынок.

Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество , избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. Рынок на практике, или как на практике организована торговля. Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом. Облигации. Акции.

Тема5. Мир денег.

Причины возникновения и формы денег. Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем.

Функции денег в современной экономике. Функции денег. Бартер. Активы, ликвидность.

Тема 6. Законы денежного обращения.

Факторы формирования величины денежной массы. Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег.

Причины и виды инфляции. Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины.

Тема 7. Банковская система.

Причины появления и виды банков. Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков.

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

Как банки создают деньги. Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент.

Причины и виды инфляции. Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины.

Тема 8. Человек на рынке труда.

Экономическая природа рынка труда. Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда.

Спрос на рынке труда. Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд.

Факторы формирования предложение на рынке труда. Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда.

Что такое заработная плата и от чего она зависит. Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда.

Тема 9. Социальные проблемы рынка труда.

Профсоюзы и трудовые конфликты. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы, задачи профсоюзов.

Социальные факторы формирования заработной платы. Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия

Тема 10. Экономические проблемы безработицы.

Причины и виды безработицы. Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы.

Полная занятость и методы сокращения безработицы. Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы.

Тема11. Что такое фирма и как она действует на рынке.

Что такое фирма и как она действует на рынке. Фирма, предприниматель и предпринимательство. Организационно-правовые формы фирм Достоинства и недостатки

мелких и крупных фирм.

Экономические основы деятельности фирмы. Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и предельные издержки.

Влияние конкуренции на деятельность фирм.

Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка.

Предприниматель и условия создания успешного бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса, бухгалтерский учет, баланс фирмы, активы и пассивы фирмы, закон убывающей эффективности, амортизация, основной капитал. Менеджмент, уровни менеджмента, маркетинг, маркетинговые исследования, понятие планирования.

Деловая среда бизнеса. Бизнес-план, цена безразличия, фьючерс.

Тема12.Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов его последствия.

Доходы и расходы семей. Семейные доходы, виды факторных доходов, закон Энгеля, семейные расходы.

Потребности и полезность. Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Влияние инфляции на семейную экономику. Номинальный доход, реальный доход, переменные и фиксированные доходы, номинальная и реальная ставка процента. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

Неравенство доходов и его последствия. Неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца, социальные трансферты. Механизм регулирования доходов в экономике смешанного типа, экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод ее смягчения.

Тема13. Экономические задачи государства.

Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Экономические свободы, слабые стороны рынка, монополизация рынка, антимонопольное законодательство. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Общественные блага.

Макроэкономические процессы в экономике страны. ВВП, ВНП .Номинальные и реальные показатели. Измерение результатов экономической деятельности страны . Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие. Фискальная политика Монетарная политика. Экономические циклы.

Тема14. Государственные финансы.

Налоги как источник доходов государства. Принципы и методы налогообложения, виды налогов, кривая Лаффера.

Как формируется и расходуется государственный бюджет. Бюджет, виды доходов, виды расходов, бюджетное тождество и дефицит, профицит. Причины возникновения госдолга и способы его сокращения, госдолг.

Тема15. Экономический рост.

Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Экономический рост, интенсивный, экстенсивный. Механизмы экономического роста. Мультипликатор, Акселератор, норма накопления, темпы роста, устойчивое развитие.

Экономические проблемы человечества в 21 веке. Геоэкономика. Опасность «ножниц неравенства», проблема «север-юг», способы разрешения.

Тема16. Организация международной торговли.

Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг, сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Международная финансовая система. Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы

Тема17. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков.

Современная экономика России. Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами.

Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Либерализация экономики, структура собственности в России.

выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.



Уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирование рынка труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.


7. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Учебники:

  • Липсиц И.В. «Экономика» .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учреждений.- Москва, Вита –Пресс,2010г

Список методической литературы:

  • Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.

  • Е.Б. Лавренова Сборник примерных программ. Обществознание. Экономика Право. 10-11 классы. Москва. Вита- Пресс. 2013г.

  • Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011...

  • Ф.Кайзер Х. Камински «Методика преподавания экономических дисциплин». Москва Вита-Пресс.2007г.

Практикумы, задачники:

  1. практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.

  2. Винокурова Н.А. « Новый задачник по экономике с решениями. 10-11кл.» М.: Вита-Пресс 2013г.

  3. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2014 г.

  4. Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.Мицкевич, А. А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики — В 3-х книгах. Кн. 1. Задачник по микроэкономике с решениями. – М.: Вита-Пресс, 2001.

Дополнительная учебная литература для подготовки учителя к занятиям.

  1. Гудвин, Н. Р., Вайскопф, Т. Э., Аккерман, Ф., Ананьина, О.И. Микроэкономика в контексте. - М.:РГГУ, 2002.

  2. Макроэкономика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.

  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994.

  4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

  5. Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

  6. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс, 1997.

Интернет-ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/215818.html Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент"- государственный информационный ресурс, созданный по заказу Министерства образования Российской Федерации. Задачами портала являются: обеспечение широкого и качественного доступа к имеющимся образовательным продуктам по экономике; стимулирование процесса создания инновационных образовательных продуктов; продвижение модельных форм организации образовательного процесса; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
http://50.economicus.ru/ Раздел сайта "50 лекций по микроэкономике" - наиболее полное собрание лекций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами. "Мир и Россия" - интересное пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах.
http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистическая информация по вопросам социально-экономического, демографического развития России, ее регионов, отраслей и секторов экономики.
http://econ.rusolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по экономике.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconРабочая программа по экономике представляет собой целостный документ,...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, на основе программы...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconМихайлевская Е. А. рабочая программа по курсу «Экономика: история...
Кономику и право) и авторской программы для 7-8 классов И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconЛипсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений
И. В. Липсица и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования и базисному...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconРабочие программы по экономике по программе и. В. Липсица 9-11 класс
Программа мобильна, позволяет рас­считывать учебное время на курс 32-48 часов или 48-64 часа в 10 классе, Это позволило составить...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconРабочая программа учебного курса «Экономика»
В. В. Овчинникова «Человек и его дело», В. С. Автономова «Введение в экономику», Л. Л. Любимова, И. В. Липсица «Основы экономики»....

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconРабочая программа учебного предмета «экономика»
Данная рабочая программа составлена на основе программы и в. Липсица, размещенной в «Сборнике программно- методических материалов...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconПояснительная записка
Р. И. Хасбулатова «Экономика» 10-11 класс (Р. И. Хасбулатов, Т. Д. Дихтяр) соответствующей Федеральному компоненту государственного...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconРабочая программа по физике по курсу основной школы 7-9 класс Паспорт рабочей программы
А. В. Перышкин «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», А. В. Перышкин и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс» -м.:"Дрофа",2008

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconАнализ успеваемости за 2012 2013 год
Шалаева Татьяна 7 «Б» класс и Шурыгин Максим 7А класс на домашнем обучении, также на обучении в форме экстерната Франчук Софья, Эйриян...

Липсица И. В. «Экономика. 10-11 класс» iconАннотация к рабочей программе по экономике 10 класс
Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, изучающих экономику в X классе из расчета 0,5 учебных часа в неделю по...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную