Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат)






НазваниеУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат)
страница1/4
Дата публикации20.03.2017
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Экономическая теория

Учебно-методическое пособие



Рекомендовано методической комиссией экономического факультета

для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

080400 «Управление персоналом» (бакалавриат)

Нижний Новгород

2014

УДК 331.108.2 (075.8)

ББК У9 (2) 212.1я 73

Э-40
Э-40 Экономическая теория: Составители: А.В. Золотов, Н.Г. Глушич, З.М. Ларичева, Удалова Н.А. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородский госуниверситет, 2014. – 47с.
Рецензент: к.э.н., доцент О.А. Бодрикова

Учебно-методическое пособие по курсу «Экономическая теория» включает в себя программу курса, планы семинарских занятий, вопросы и практические задания для самостоятельной работы бакалавров, перечень основной литературы и дополнительных источников.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов первого курса очного отделения института экономики и предпринимательства ННГУ, обучающимся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом».


Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ,

к.э.н., доцент Шилов М.Л.

УДК 331.108.2 (075.8)

ББК У9 (2) 212.1я 73

Предисловие
Курс «Экономическая теория» формирует теоретические основы экономических знаний и включен в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы направления «Управление персоналом».

Целями преподавания дисциплины «Экономическая теория» являются: сформировать у студентов экономическое мышление; обеспечить теоретическую базу профессиональной подготовки бакалавра «Управление персоналом»; дать углубленные представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики; привить навыки экономического анализа и научить применять теоретические знания при исследовании широкого круга проблем экономики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента таких компетенций, как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; а также - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и другие.

В результате освоения дисциплины студент должен знать объективные основы возникновения и развития экономики как науки, закономерности её функционирования на микро- и макроуровне, и, в том числе, черты российской экономики на современном этапе и тенденции ее развития в будущем.

Усваивая основные понятия, категории и инструменты экономической теории, студент должен уметь анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровнях; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности и возможных социально-экономических последствий.

После освоения дисциплины студент может владеть методологией экономического исследования и пользоваться самостоятельно методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, а также современными методами сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей деятельности субъектов экономики.
Содержание курса

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА:

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

История возникновения и развития экономической мысли: основные этапы. Современные направления экономической науки. Предмет экономической теории. Методы познания экономических процессов. Экономические категории и экономические законы. Экономическая теория и общественная практика. Экономическая стратегия и экономическая политика.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Производство и факторы производства. маржиналистский и марксистский подходы к определению классификации факторов производства. Факторные доходы. Экономические блага и их классификация. Общественные (коллективные) блага, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Понятия «товар» и «услуга». Потребности и их классификация. Экономические потребности. Экономические потребности и производственные ресурсы: проблема выбора. Альтернативные затраты (издержки упущенных возможностей). Кривая производственных возможностей. Общественное производство: производство, распределение, обмен и потребление. Воспроизводство и его виды. Социальная и экономическая эффективность (компромисс общества между эффективностью и равенством). Парето-эффективность.

ТЕМА 3. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Собственность, ее экономическое содержание и правовая форма. Владение, распоряжение, пользование. Присвоение, отчуждение. Понятие трансакционных издержек. Типы и формы собственности. Разгосударствление и приватизация: сущность и способы проведения (мировой и отечественный опыт).

ТЕМА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Условия возникновения, черты и особенности рыночной экономики. Деньги: сущность и функции. Рыночный механизм и его элементы, преимущества и недостатки. Сущность рынка, его структура и функции. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические интересы хозяйствующих субъектов, их цели и средства. Конкуренция и ее виды. Кругооборот товаров и услуг, факторов производства и денег. Провалы (фиаско) рынка и роль государства в экономике. Теорема Коуза (внешние эффекты). Инфраструктура рынка и ее функции.

Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Роль информации на рынке. Рынок с асимметричной информацией. Риск, его измерение и способы снижения. Страхование. Риски в принятии инвестиционных решений.

ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса. Предложение товаров. Факторы предложения. Закон предложения. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя. Рыночная цена и ее функции. Модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. Показатели эластичности спроса и предложения.

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Теория предельной полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Условия равновесия потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Особенности потребительского поведения (влияние изменения дохода и цены на потребительский выбор).

ТЕМА 7. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Понятие издержек производства и их виды. Бухгалтерский и экономический подходы к расчету издержек производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная отдача от масштаба производства). Валовая выручка и прибыль: определение, виды и способы расчета. Правило максимизации прибыли.

ТЕМА 8. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Характерные черты совершенной конкуренции. Поведение фирмы в условия совершенной конкуренции. Рынок монополии: черты и типы монополий. Сравнительная характеристика конкуренции и монополии. Ценовая дискриминация: сущность, условия ее проведения и виды. Источники и показатели монопольной власти. Особенности рынка монополистической конкуренции. Олигополия и виды стратегий ценообразования. Антимонопольная политика: цели, инструменты и формы (мировой и отечественный опыт).

ТЕМА 9. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРСОВ)

Сущность и особенности рынков факторов производства (производственных ресурсов). Механизм функционирования рынка ресурсов (спрос, предложение и ценообразование). Правило использования производственных ресурсов. Производственная функция: содержание, значение и использование.

ТЕМА 10. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Формы доходов и принципы их распределения. Способы измерения неравенства в доходах населения. Заработная плата: сущность, функции и формы. Земельная рента и ее виды. Понятие арендной платы. Цена земли. Капитал как экономический ресурс. Процент на капитал. Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные показатели.

ТЕМА 11. ПРЕДПРИЯТИЕ И ФИРМА

Фирма как субъект рыночных отношений. Альтернативные теории фирмы. Понятие предприятия и классификация. Сходство и различия в понятиях «фирма», «предприятие», «организация», «корпорация». Внешняя и внутренняя среда предприятия. Открытие и закрытие предприятия, санация и банкротство. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность предприятия в условиях рыночной экономики.

ТЕМА 12. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (МАКРОЭКОНОМИКА)

Макроэкономика: понятия и цели. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Модель макроэкономического кругооборота. Закрытая и открытая экономика. Макроэкономические показатели и способы их расчета: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, сбережения и инвестиции (валовые и чистые). Национальное богатство. Национальная экономика. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс. Понятие «теневая экономика».

ТЕМА 13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ

Цикличность как форма экономического развития. Виды циклов. Теория Н. Д. Кондратьева («длинные волны»). Промышленный (экономический) цикл и его фазы. Особенности современных циклов. Теоретические подходы к причинам циклического развития. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Происхождение и сущность инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы (кривая Филлипса). Теории адаптивных и рациональных ожиданий.

ТЕМА 14. Основы теории государственного

регулирования экономики.

Необходимость, сущность и типы государственного регулирования. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Основные направления государственного регулирования. Методы государственного регулирования экономики. Границы эффективности государственного регулирования экономики. Особенности государственного регулирования рыночной экономики в России на современном этапе.

Государственный бюджет: содержание, принципы построения и структура. Государственные расходы. Государственные доходы. Налоги и их виды (прямые и косвенные налоги). Виды ставок налогов (твердые и долевые; пропорциональные, прогрессивные и регрессивные). Дефицит и профицит государственного бюджета. Сбалансированность бюджета и государственный долг. Сеньораж. Фискальная политика государства. Эффективность инструментов макроэкономической политики государства.

ТЕМА 15. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Понятие и типы денежных систем. Рынок денег и его особенности: спрос на деньги и предложение денег. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Количественная теория денег М. Фридмена. Равновесие на денежном рынке. Сущность, функции и структура кредитной системы. Банки и банковская система. Кредит и его формы. Цели, инструменты и типы денежно-кредитной политики.

ТЕМА 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Понятие экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Посткейнсианские и неоклассические теории экономического роста. Научно-технический прогресс. НТП – материальная основа формирования эффективной структуры экономики. Экономический рост и экономическая политика.


Задания для самостоятельной работы студентов

Тема 1: Экономическая теория как наука: предмет и метод
Вопросы для обсуждения.

1. В экономической науке выделяют два основных раздела: микроэкономика и макроэкономика. Охарактеризуйте их. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, лучше исследовать на микроуровне, а какие - на макроуровне? Почему?

2. Что такое «экономический закон»? Чем отличаются экономические законы от природных? От юридических законов? Какие основные типы экономических законов существуют?

3. Перечислите основные факторы производства. Являются ли синонимами «производственные ресурсы» и «факторы производства»? Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?
Тесты

1. К характеристике экономических законов не относится то, что они…

А) носят объективный характер

Б) действуют только в экономических системах

В) создаются людьми

Г) познаваемы
2. Соотнесите с группами ресурсов:

1. трудовые

2. природные

3. капитальные

Варианты ответов:

А. конвейерная линия

B. месторождение нефти

C. экономист
3. Изучение экономических явления, заключающееся в сборе и описании фактов и событий, представляет собой ________________метод.

А) причинно-следственный Б) нормативный

В) функциональный Г) эмпирический

4. К нематериальным благам можно отнести… (выберите несколько вариантов ответа)

А) картины Б) лекции в университете

В) продукцию автомобилестроения Г) услуги сотовой связи


5. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

А) закономерности функционирования фирмы;

Б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

В) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

Г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.
6. Из приведенного списка не является моделью:

А) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже;

Б) иерархия потребностей;

В) концепция экономического человека;

Г) валовой внутренний продукт.
7. Понятие метода науки включает в себя:

А) способы оптимального применения совокупности познавательных средств;

Б) структуру предмета;

В) набор фактических данных;

Г) мировоззренческие установки ученого.
8. Позитивный научный анализ отвечает на вопрос:

А) как должно быть; Б) как могло бы быть;

В) как есть; Г) как будет?
9. Микроэкономика представляет собой:

А) особую науку;

Б) раздел науки, в рамках которой изучается экономическое поведение отдельных хозяйственных субъектов;

В) раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики;

Г) искусство накопления денег и имущества;

Д) нормативную экономическую теорию.
10. Дедукция, или логический метод, предполагает:

А) переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

Б) предварительное изучение фактов;

В) мысленное разделение предмета на составные части;

Г) соединение частей в единое целое.
11. Использование экспериментального метода в экономической науке:

А) популярно; Б) практикуется повсеместно;

В) не рекомендуется; Г) затруднено.
12. Среди основных функций экономической науки нельзя найти:

А) познавательную; Б) прагматическую, или практическую;

В) методологическую; Г) эстетическую.
13. К смежным («пограничным») экономическим наукам не относится:

А) эконометрия; Б) история экономики;

В) менеджмент; Г) экономическая география;

Д) экономическая демография.
14. К функциональным экономическим наукам относится:

А) история экономических учений; Б) экономическая психология;

В) экономическая социология; Г) экономика транспорта;

Д) маркетинг.
15. Основное значение экономической науки сегодня:

А) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

Б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

В) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

Г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.
16. Общенаучным методом исследования экономической теории является:

А) экономическое моделирование; Б) научная абстракция;

В) экономико-статистический метод; Г) системный метод;

Д) метод индукции.
17. Какое из утверждений относится к позитивным, а какое — к нормативным:

А) в прошлом году общий уровень цен повысился на 4,4%;

Б) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции;

В) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

Г) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительство должно принимать меры, направленные на борьбу с инфляцией;

Д) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

Е) осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы и социальной дестабилизации, поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно;

Ж) темп инфляции упал почти до нуля;

З) темп инфляции должен быть снижен до 3% в год для стимулирования эко­номического роста;

И) уровень доходов в США выше, чем в Европе;

К) поскольку людям не следует пить, государство должно увеличить акцизы на алкоголь.
17. Для каждого из приведенных ниже понятий и терминов подберите соответствующее определение:


Понятия и термины

Определение




  1. предмет экономической теории;

  2. микроэкономика;

  3. макроэкономика;

  4. позитивная экономика;

  5. нормативная экономика;

  6. индукция;

  7. дедукция;

  8. гипотеза;

  9. допущение «при прочих равных условиях»;

  10. экономическая модель;

экономические законы.

а) метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами;
б) допущение, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные;
в) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
г) поведение экономических субъектов, предполагающее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества;
д) существенные, повторяющиеся, устойчивые связи, присущие экономическим процессам и явлениям;
е) раздел экономической теории, который изучает экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации;
ж) направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика;
з) раздел экономики, изучающий, во-первых, поведение обособленных экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств); во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены, принципы эффективного поведения продавцов и покупателей;
и) анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения;
к) упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зависимости;
л) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов первого курса очного отделения института экономики и предпринимательства...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
А-64 Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Маркетинг. Рабочая тетрадь.– Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 97 с

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconУчебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы...
Ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология», 020100 «Химия», 240100 «Химическая технология». / Составители: Глушич...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconНнгу, обучающихся по направлению подготовки 080800 «Прикладная информатика...
Рекомендовано методической комиссией факультета вычислительной математики и кибернетики для студентов ннгу, обучающихся по направлению...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconА. В. Жариков Р. А. Горячев Прогнозирование спроса и объемов продаж
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета ннгу, обучающихся по специальности 080502 «Экономика...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 5
Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано для печати кафедрой экономики апк (протокол № от ), методической комиссией...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Интернет-экономика»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080200. 68 «Менеджмент», изучающих...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (бакалавриат) iconМетодические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную