О готовности организаций профессионального образования






Скачать 156.24 Kb.
НазваниеО готовности организаций профессионального образования
Дата публикации01.02.2015
Размер156.24 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
О готовности организаций профессионального образования
К началу нового 2014/15 учебного года в Российской Федерации функционирует более 900 образовательных организаций высшего образования и более 1350 филиалов.

Общий контингент обучающихся по образовательным программам высшего образования составляет 5,6 млн. человек. Из них:

2,9 млн. человек по программам бакалавриата,

0,2 млн. человек по программам магистратуры,

2,3 млн. человек по программам специалитета.

В соответствии с установленными контрольными цифрами приема (КЦП) в 2014 году должны быть приняты на обучение за счет федерального бюджета 466 тысяч человек, в том числе 397,8 тысяч человек по очной форме обучения. Из них на программы бакалавриата и специалитета 328,7 тысячи человек (в том числе 322,9 тысяч человек по очной форме обучения), на программы магистратуры 69,6 тысяч человек (в том числе 63,7 тысяч человек по очной форме обучения).

Доступность высшего образования составила при этом 564 бюджетных места на 1000 выпускников школ. Такой уровень доступности высшего образования сохраняется Министерством на протяжении последних 3 лет.

Министерством реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение качества приема. Прием на обучение за счет средств федерального бюджета в 2014 году ведут 534 вуза. В 2014 году было подано 2 661 116 заявлений на поступление в вузы. Конкурс в среднем составил 8 человек на место, что соответствует уровню прошлого года.

Самый высокий конкурс традиционно на экономические специальности и на специальности в области иностранных языков и международных отношений. Но нужно отметить увеличение роста заинтересованности в получении инженерно-технического и педагогического образования: в 2014 году конкурс на эти специальности составил более 6 человек на место, а в прошлом году 5,7 человек на место.

Новшеством, введенным федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, было решение об установлении разных порогов баллов ЕГЭ, определяющих успешность освоения программы школы и возможность поступления в вузы.

Все вузы России установили соответствующие минимальные баллы ЕГЭ. При этом пороги для поступления в вузы в среднем на 2,5-4 баллов выше, чем для получения аттестата об окончании школы, а по русскому языку на 15 баллов.

Ведущие вузы установили порог на 3 балла выше, чем в среднем по России, а по иностранному языку на 19 баллов выше, чем для получения школьного аттестата. Эффективность процедур проведения ЕГЭ привела  к тому, что по России средние баллы по вузу в целом (по всем категориям зачисленных на бюджетные места) снизились на 3-5 баллов по сравнению с 2013 годом, при этом количество абитуриентов имеющих низкие баллы уменьшилось.

Средний балл ЕГЭ выпускников школ составил 57,7 баллов (в 2013 году – 63,0), средний балл зачисленных – 64,1 балла (в 2013 году – 67,8). То есть в 2013 году разница баллов ЕГЭ между выпускниками школ и поступившими в вузы составляла 4,8 балла. В 2014 году – 6,4 баллов.

Следует отметить, что в 2014 году доля поступивших в вузы выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ ниже соответствующего показателя 2013 года.

Средний балл ЕГЭ выпускников школ в разрезе регионов колеблется от 31,7 до 59,0. При этом в 6 регионах средний балл ЕГЭ выпускников школ составил менее 45 баллов, в 39 регионах – 45-55 баллов, в 37 регионах более 55 баллов.

Самый низкий средний балл ЕГЭ выпускников школ республики Ингушетия (31,7 баллов), самый высокий у выпускников школ г. Москвы – 59 баллов.

Средний балл зачисленных в вузы России равен 64,1. В разрезе регионов средний балл колеблется в диапазоне от 47,7 до 73,8.

В 26 регионах средний балл ЕГЭ зачисленных составил 47,7-58 баллов, в 48 регионах 58-68 баллов, в 5 регионах более 68 баллов.

Самый низкий балл в вузах Карачаево-Черкессии – 47,7 баллов, самый высокий в Саратовской области – 73,8 баллов.

Наиболее высокий средний балл зачисленных на следующих направлениях подготовки

1. Прикладные математика и физика – 89,8

2. Международные отношения – 87,2

3. Зарубежное регионоведение – 85,3

4. Фундаментальные математика и механика – 83,7

5. Востоковедение и африканистика – 81,9

6. Стоматология – 79,3

7. Лингвистика – 79,2

8. Политология – 77,7

9. Юриспруденция – 77,7

10. Электроника и автоматика физических установок – 77,2

11. Таможенное дело – 77,0

12. Лечебное дело – 76,8

13. Реклама и связи с общественностью – 76,6

14. Журналистика – 76,5

15. Экономика – 76,0

16. Перевод и переводоведение – 75,0

17. Философия – 74,7

18. Фундаментальная и прикладная химия – 74,4

19. Бизнес-информатика – 74,2

20. Информационная безопасность автоматизированных систем – 73,8
Средний балл ЕГЭ принятых на бюджет в негосударственных вузах, основную долю приема в которых составляют гуманитарные и экономические направления подготовки, составил 65,5, что выше среднего значения по России на 1,4 балла.

Средний балл в филиалах вузов, в том числе и филиалах ведущих вузов, существенно ниже балла головных вузов и равен 60,5.

Средний балл ЕГЭ поступивших на программы прикладного бакалавриата составил 58,0. Данный показатель на 7,8 баллов ниже, чем по поступившим на программы академического бакалавриата, что объясняется спецификой требований к обучающимся по программам прикладного бакалавриата, возможностью освоения в период обучения сопряженной программы СПО и/или рабочей профессии и, соответственно, несколько иным качеством компетенций абитуриентов.

Столь высокие требования привели к тому, что в некоторых вузах остались незаполненными бюджетные места – не нашлось абитуриентов, удовлетворяющих этим требованиям.  В целом мы считаем, что качество приема с учетом принятых вузами решений существенно повысилось.

Общий бюджетный прием по очной форме обучения в вузах на программы бакалавриата и специалитета составил 300,8 тысяч человек, т.е. 93,1% от установленного объема КЦП.

КЦП выполнены в 4 субъектах РФ, не выполнены – в 75 субъектах.

Полностью выполнены КЦП в 20,3% вузов.

Не выполнены КЦП в 79,7% вузов.

Из 30 негосударственных вузов, получивших КЦП в 2014 году, 19,0% не выполнили КЦП к 11 августа и объявили дополнительный прием. Общий объем невыполнения КЦП в негосударственных вузах по состоянию на 11 августа составил 171 бюджетное место (11,0% от установленного объема КЦП).

Новый закон об образовании определил  новый механизм целевого приема. Основная особенность в том, что обучение по целевому направлению предусматривает в первую очередь взаимные обязательства студента и работодателя по трудоустройству. Теперь каждый поступивший по целевому приему обязан пойти на работу в организацию, указанную в договоре о целевом обучении.

Несмотря на такое существенное условие объем целевиков не сократился по сравнению с прошлым годом и составил более 11,5% от общего количества принятых, a средний балл приема с учетом целевиков и льготников незначительно (0.5-1 балл) ниже общих средних баллов по вузу, что говорит о высоком качестве набора для данных категорий абитуриентов.

Средний балл ЕГЭ поступивших по целевому приему равен 60,7, что ниже среднего по России по всем категориям зачисленных на 3,9 балла.

Еще одним нововведение нового закона об образовании стало выделение отдельной квоты для приема детей инвалидов и детей сирот. Эта квота составляет не меньше 10% от объема КЦП в каждом вузе. При этом результаты приемной кампании показывают, что количество таких детей, поступивших в этом году в вузы в целом составляет около 3%. То есть установленная законом квота позволяет в полном объеме решить вопрос о приеме льготных категорий граждан.

Все победители и призеры всероссийской олимпиады школьников, Чемпионы и призеры Олимпийских и паралимпийских игр, которые захотели поступить в вузы, стали студентами. На сегодняшний день у нас есть информация о поступлении в вузы 4 тысяч олимпиадников.

Впервые в соответствии с новым законом вузы учитывали индивидуальные достижения обучающихся (при прочих равных, без добавочных баллов). Это и школьные портфолио, и дипломы региональных олимпиад и творческих конкурсов, и золотые школьные медали.

Объем бюджетных мест, установленный для приема крымчан составил более 16 тысяч мест. В этом году были установлены особые правила приема для Крымчан, в том числе и по срокам проведения приемной кампании. В вузы, которые расположены на территории всей России прием уже закончен.

По результатам приема в российские вузы принято 1155 граждан из Крыма.

В крымские вузы прием еще продолжается. Пока можно только предварительно сказать о конкурсной ситуации, которая составляет в среднем 4,3 человека на место.

В 17 вузов было установлено более 2,5 тысяч мест для приема граждан, вынужденно покинувших территорию Украины. Места выделены вузам Ростовской, Белгородской, Воронежской областей, Ставропольского края и других регионов России. Выпускники украинских школ не сдают ЕГЭ и в России поступают в вузы по результатам вступительных испытаний, которые проводятся вузами самостоятельно.

Эти особенности предусмотрены порядком приема в вузы для всех граждан, которые закончили не российские школы. Сейчас эта квота полностью заполнена.

В 2014 году было увеличено количество мест для приема иностранцев в российские вузы на бюджетные места. В прошлом году их было 10 тысяч, а в этом уже 15 тысяч мест. И все они заполнены. То есть интерес к российскому образования со стороны иностранных абитуриентов не упал.

Сейчас мы работаем над увеличением квоты приема иностранных граждан до 20 тысяч человек ежегодно.
Основные изменения в системе высшего образования

За последние годы в России сложилась образовательная сеть, в которой значительную часть составляют филиалы московских, крупных региональных и негосударственных вузов.

Результаты мониторинга и проведенных в этом году проверок Рособрнадзора показали в первую очередь низкую эффективность негосударственного сектора и филиальной сети государственных вузов. В подавляющем большинстве они не отвечают предъявляемым требованиям, требуют серьезного пересмотра и реорганизации их деятельности.

Большая доля студентов (более 60%) в филиалах вузов, обучается по заочной форме обучения по образовательным программам в области юриспруденции, экономики и управления. При этом подготовка по этим специальностям ведется в филиалах находящихся в шаговой доступности от крупного государственного вуза и по демпинговым ценам. Такое дублирование направлений подготовки и проводимая ценовая политика не способны удерживать требуемый уровень качества высшего образования, привлекать высококвалифицированных преподавателей и порождают «нездоровую» конкуренцию среди вузов.

По итогам мониторинга в 2014 году в отношении 220 филиалов государственных вузов учредителями должны быть разработаны и утверждены планы-графики реорганизационных мероприятий, предусматривающие, в том числе полное прекращение набора на обучение в данных филиалах уже с текущего года, кроме того в 157 филиалах вузов Минобрнауки рекомендовано прекратить набор на непрофильные специальности.

В настоящее время по итогам мониторинга 2012-2013 года изданы приказы о реорганизации 23 вузов и 173 филиалов. По результатам мониторинга образовательных организаций, нуждающихся в оптимизации деятельности, проведенного в ноябре 2013 г., в отношении 83,1% (59) образовательных организаций отмечено повышение значений показателей эффективности их деятельности по сравнению с предыдущим годом. Из 133 филиалов, нуждающихся в оптимизации деятельности, 22 (16,5% от общего числа) – на основании решений ученых советов образовательных организаций ликвидированы. Из оставшихся – 111 филиалов 105 (94,6%) довели значения минимум трех показателей эффективности деятельности до пороговых значений.

Обязательным условием реорганизации является обеспечение прав преподавателей и студентов на завершение учебы на тех же условиях и по той же образовательной программе. Принимая решение о реорганизации, учредители должны определить, где студенты будут завершать образование.

Минобрнауки России организована специальная горячая линия для студентов реорганизуемых вузов. В каждом регионе совместно с Российским союзом ректоров и Ассоциацией негосударственных вузов определены центры ответственности и помощи студентам по продолжению обучения.

Кроме того, в настоящее время созданы и функционируют 8 региональных комиссий по контролю качества образования федеральных округах Российской Федерации, которые активно содействуют учредителям образовательных организаций, лишенных лицензий, в переводе студентов в иные образовательные организации высшего образования, а также контролируют соблюдение трудовых прав при сокращении научно-педагогических работников.

Таким образом, проводится поэтапная работа по реорганизации или оптимизации вузов, которая не приводит к исключению обучающихся, обеспечивается завершение обучения, одновременно с прекращением приема.

Наша цель к 2017 году за счет проведенных мероприятий получить принципиально другой ландшафт системы высшего образования.

К 2017 году структура сети высшего образования должна будет выглядеть следующим образом: на фоне сокращения почти в 3,5 раза вузов и филиалов, не способных обеспечить должный уровень подготовки студентов, значительно усилится роль крупных региональных вузов в субъектах Российской Федерации; произойдет укрупнение и концентрация ресурсов, что позволит нацелиться на решение социальных вопросов и удовлетворение региональных потребностей экономики в подготовке специалистов, в результате повысится качество приема абитуриентов.

Минобрнауки России разрабатывается проект модернизации сети высшего образования с учетом региональных особенностей образовательных кластеров для обеспечения кадровой потребности реальных отраслей региональной экономики. В рамках проекта предполагает определить регионы, экономическому развитию которых будет способствовать развитие образовательной сети с точки зрения подготовки кадров, а также проработать оптимальные модели и механизмы включения вузов в развитие регионов по приоритетным направлениям их развития.

Осуществленный анализ деятельности региональных вузов позволит Минобрнауки России выработать предложения по модернизации сети высшего образования с учетом региональных особенностей образовательных кластеров для обеспечения кадровой потребности реальных отраслей региональной экономики, и разработать эффективные комплексные региональные модели модернизации региональных образовательных систем высшего образования, рекомендации по формированию программ развития опорных региональных вузов на основе соответствующих критериев (подготовка квалифицированных кадров для приоритетных секторов региональной экономики и регионального рынка труда; повышение качества образовательных программ по приоритетным направлениям регионального развития в соответствии с международными стандартами; развитие прикладных исследований для нужд предприятий региона и др.).

Кроме того Минобрнауки России реализуется комплекс мероприятий по обеспечению подготовки кадров в интересах оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время в вузах Минобрнауки осуществляется подготовка более 40 тыс. специалистов для организаций ОПК в рамках государственного плана подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Также Министерством объявлен открытый конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования. Конкурс предусматривает выделение дополнительной субсидии вузам, предложившим лучшие программы развития системы подготовки кадров для ОПК, включая проекты, направленные на совершенствование содержания и технологий целевого обучения студентов по образовательным программам высшего и среднего образования в интересах организаций ОПК, а также проекты по инфраструктурному обеспечению целевого обучения. Новые образовательные модули в рамках проектов должны быть разработаны образовательными организациями совместно с оборонными предприятиями, которые, по условиям конкурса, гарантируют софинансирование программы. Важно, что в программе будут участвовать только студенты, заключившие с оборонными предприятиями договор, который предусматривает их обязательное трудоустройство по специальности после окончания обучения. В программу будет вовлечено 3000 студентов последних курсов, обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования. Общий объем средств, направленных на поддержку программ развития системы подготовки кадров для ОПК в рамках данного конкурса, составляет 551,6 млн. рублей.

Минобрнауки России ведется работа по модернизации содержания образования. Федеральным законом от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено обязательное требование учета профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). За период после вступления в силу нового закона об образовании проведена модернизация и разработано 691 ФГОС всех уровней высшего образования. Обеспечено введение программ аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки в уровень программ высшего образования. Минобрнауки России разработан механизм учета положений профстандартов при разработке и внесении изменений в ФГОС, включая обеспечение контроля за соответствием ФГОС положениям профстандартов.

Кроме того, предусмотренная Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ высшего образования (далее – ПОА) предполагает закрепление за работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией (далее – аккредитующие организации) функционала по признанию качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов. Минобрнауки России проводит работу по формированию организационных механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Минобрнауки России, в том числе предполагающий учет результатов профессионально-общественной аккредитации в конкурсе на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В целях обеспечения формирования примерных образовательных программ в соответствии с проектируемыми ФГОС, в настоящее время формируется принципиально новая система учебно-методических объединений (далее - УМО) в сфере высшего образования. Всего будет сформировано 57 УМО, по одному по каждому направлению подготовки или специальности высшего образования. 57 УМО будут объединяться в 9 координационных советов УМО, по одному в каждой области образования. Таким образом, впервые сеть УМО покроет все направления подготовки и специальности высшего образования.

Минобрнауки России с 2014 года реализуется серия проектов по модернизации педагогического образования. Основной целью, которой планируется достичь в результате реализации проекта по модернизации педагогического образования, является обеспечение возможности изменения содержания всей системы педагогического образования. Речь не только об образовательных модулях, которые должны задать стандарт качества подготовки педагогов. Речь и об организационных решениях, позволяющих интегрировать высшее педагогическое образование со средним профессиональным и со школами.

Образовательные модули, организационные решения должны быть не только разработаны, но и апробированы, проверены на реализуемость в реальных школьных условиях. В настоящее время в реализации проектов по модернизации педагогического образования участвуют в качестве основных исполнителей 13 образовательных организаций высшего образования из 5 федеральных округов, в качестве соисполнителей – 22 образовательные организации, сеть которых покрывает всю территорию Российской Федерации. Уже в 2014 году студенты вузов, участвующих в проекте, будут учиться по новым программам и образовательным траекториям.

Еще одним важным проектом, направленным на укрепление кадрового потенциала Российской Федерации, является проект социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией. На реализацию мероприятий проекта выделены ассигнования федерального бюджета в размере 4,41 млрд. рублей. За сроки реализации в 2014-2016 гг. планируется:

обучение не менее 1500 граждан Российской Федерации в ведущих иностранных образовательных организациях по приоритетным для российской экономики специальностям и направлениям подготовки;

трудоустройство не менее 1500 участников Программы, завершивших обучение в ведущих иностранных образовательных организациях, в организации-работодатели, в том числе зарегистрированные на территориях опережающего социально-экономического развития, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Одним из инструментов повышения уровня доступности высшего образования является образовательный кредит.

Эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (далее – эксперимент), проводился в период 2007-2013 гг. В период 2010-2013 гг. ежегодно осуществлялся отбор образовательных организаций высшего образования для участия в эксперименте. За период реализации эксперимента заключено 2440 договоров на предоставление образовательных кредитов, которые продолжат субсидироваться Минобрнауки России в новом учебном году. За получением образовательного кредита обращались студенты 158 вузов в том числе 2-х вузов стран СНГ. Наибольшее количество студентов, оформивших образовательный кредит с государственной поддержкой, обучается в НИУ «Высшая школа экономики», МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, МФТИ, Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана, Московском физико-техническом институте. Для предоставления из федерального бюджета субсидий на оформление образовательных кредитов Минобрнауки России заключило соглашения с ОАО «Сбербанк России», АКБ «Союз» (ОАО), ЗАО КБ «Росинтербанк».

Объем денежных средств, выданных банками-участниками эксперимента за период проведения эксперимента, составил – 542,4 млн. рублей. Объем субсидии из средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам, предоставляемым студентам в рамках эксперимента (далее – субсидия), перечисленной Минобрнауки России банкам – участникам эксперимента за период проведения эксперимента, составил 42,2 млн. рублей.
Выводы
Проведенная работа по формированию механизмов мониторинга деятельности вузов, запуск проектов по структурному и содержательному изменений системы высшего образования в 2014 году в целом обеспечили существенное повышение качества приема в вузы, в том числе на программы инженерно-технического профиля.



О готовности учреждений образования – 12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О готовности организаций профессионального образования iconВ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010...
«создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование...

О готовности организаций профессионального образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский учет бюджетных организаций»
Программа курса “Бухгалтерский учет бюджетных организаций” составлена в соответствии с требования государственного образовательного...

О готовности организаций профессионального образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
Основная задача изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)»-реализация требований, установленных Государственным образовательным...

О готовности организаций профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

О готовности организаций профессионального образования iconМетодические указания по проведению учебной практики по профилю «Экономика...
Методические указания предназначены для бакалавров направления 38. 03. 01 (080100) «Экономика», профиль «Экономика предприятий и...

О готовности организаций профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций»

О готовности организаций профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Профиль Экономика предприятий и организаций; Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Финансы и кредит

О готовности организаций профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Финансы и кредит, Экономика предприятий и организаций

О готовности организаций профессионального образования iconС. В. Большаков финансы организаций в инновационной экономике
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

О готовности организаций профессионального образования iconРабочая программа дисциплины в. Дв 1 Внешнеэкономическая деятельность...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 080100 «Экономика»...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную