Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования






НазваниеТема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования
страница1/4
Дата публикации07.11.2016
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4

Раздел 5. Особенности экономического развития цивилизации России (XIII–XX вв.)




Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования





Цель: подведение экономических итогов экономического развития России в конце XX – начале XXI вв.

Задачи:

  • выявить причины необходимости реформ начала 1990-х гг.;

  • выяснить причины и уяснить сущность «шоковой терапии»;

  • понять принципы экономической политики России в 1990–е гг.;

  • определить закономерности приватизационных процессов в России и их особенности;

  • определить основные моменты процессов глобализации финансов;

  • определить основные тенденции экономического развития страны в эпоху второго этапа НТР.


Оглавление

Раздел 5. Особенности экономического развития цивилизации России (XIII–XX вв.) 1

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования 1

11.1. «Шоковая терапия» и либерализация цен 1

11.2. Перестройка отношений собственности. Приватизация и акционирование 10

11.3. Финансовый кризис 1998 года 25

11.4. Социально–экономические проблемы РФ на современном этапе 30

Выводы 33

Вопросы для самопроверки 34

Библиография 34



11.1. «Шоковая терапия» и либерализация цен


В 1992 г. российской экономике была осуществлена попытка быстрых радикальных реформ – «шоковая терапия», хотя на практике существует и другой метод – эволюционный переход к рыночной экономике, который достаточно успешно применяется в Китае. Однако правительством был выбран первый, монетаристский вариант.

Программа «шоковой терапии" разработана специалистами МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Она предусматривает ускоренные преобразования в течение 10–15 лет и включает комплекс реформ, состоящий из четырех групп, или пакета мер:

  1. Макроэкономическая стабилизация – ужесточение налоговой и кредитной политики, ликвидация избыточной денежной массы с целью избегания инфляции.

  2. Либерализация предпринимательской деятельности – приватизация, развитие негосударственных форм собственности, структурная перестройка и ликвидация монополий.

  3. Пересмотр роли государства – реформы законодательная, институциональная, социальная, государственных финансов и налогообложения.

  4. И, наконец, либерализация экономики в целом, т. е. снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, – ключевой момент в переходе от командной, планово–распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, дерегулирование экономики – демонтаж институтов планово распределительной системы, ограничивающих экономическую свободу, в том числе снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, т. е. либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям были предприняты в России в 1992 г. Главный элемент указанных процессов — либерализация цен. Почему это так?

Во–первых, это наиболее ответственный шаг, конкретные последствия которого предвидеть трудно, хотя заведомо ясно, что поначалу эти последствия будут негативны: скачок инфляции, снижение уровня жизни, адаптационный кризис производства. Поэтому большинство других мероприятий программ направлено либо на предупреждение этих последствий, либо на их смягчение и сокращение post factum. Во вторых, этот шаг должен в короткие сроки привести к решению наиболее одиозных проблем командной экономики: устранение товарного дефицита, оздоровление бюджетов всех уровней путем ликвидации в них дотаций к твердым ценам, запуск механизма спроса и предложения. В сущности это запуск рыночной экономики, за которым начинается ее саморазвитие. В–третьих, это изменение основных установок поведения экономических агентов.

Накануне и после либерализации цен велось много дискуссий о ее значении, о времени проведения и т. п. Многие задавали вопрос: а что, собственно, сделало первое правительство Гайдара? Ведь процесс освобождения цен начался давно и к моменту официального решения стал фактом, который этим решением был лишь легализован. На самом деле речь идет о важнейшем институте рыночной экономики. Свободные цены именно институт, более всех других влияющий на поведение Контролируемые цены влекут за собой действие закона «дать меньше — получить больше». Дефицит — прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен — крупнейшее, революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ, хотя оно может занимать совсем мало времени. Возможны два варианта либерализации цен — поэтапный и единовременный.

Поэтапный был предложен в программе «500 дней», а также в ряде вариантов программы правительства Рыжкова, хотя главным в его плане в конечном счете оказался единовременный административный пересмотр цен, традиционно проводившийся в советской экономике и никакого отношения крыночным реформам не имевший.

Правда, сторонники этого варианта уверяли, что пересмотр цен снимет основные диспропорции и облегчит шок от последующей либерализации. Единовременная либерализация цен – разовый акт, имеющий то преимущество, что дополнительные диспропорции, порождаемые разрывом между этапами в случае поэтапной либерализации, здесь отсутствуют. Единовременный самым быстрым образом будет способствовать свободному формированию цен продавцами и покупателями. По сути в России был реализован смешанный вариант, в основном единовременный, но в некоторых секторах – поэтапный. Еще в январе 1991 г. (до распада СССР) правительством были в значительной мере освобождены оптовые цены: 40 % цен на изделия легкой промышленности; 50 % — на машины и оборудование; 25 % – на сырье. Розничные цены оставались государственными, и только в апреле произошло административное повышение — в среднем на 70 %.В номенклатуре розничных цен 55 % оставались твердыми, 15 % — регулируемыми (устанавливались лимиты), 30% договорными, т. е. практически свободными.

Для реформаторов, начавших работать с Б.Н. Ельциным осенью 1991 г., вопрос либерализации цен – очевидный и главный вкупе с макроэкономической стабилизацией. В октябре 1991 г. президент выступает в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен, и получает на год чрезвычайные полномочия. 3 декабря подписан указ о либерализации цен с середины декабря. Его исполнение отложено до 2 января по просьбе союзных республик. Отрицательный эффект понятен: объявлено заранее, что рост инфляционных ожиданий обеспечен.

2 января 1992 г. – происходит единовременный отпуск цен, которые еще оставались под контролем. После этого дня свободными стали 80 % оптовых и 90 % розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и плата за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть — в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления — в 4,7; на уголь — в 5,5 раза. Это было неудачное решение, во многом обусловившее колоссальный рост цен в 1992 г. Пятикратное повышение цен на нефть и нефтепродукты сразу задало как бы нижнюю планку повышения всех остальных цен. Можно условно предположить: не будь этого, цены в 1992 г. могли вырасти не в 26,а в 8 – 10 раз. Цены на нефть либерализовали в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт — переход к свободным ценам на уголь в 1993 г. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий – газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т. п.

Главные вопросы, которые определяли успех,— будет ли, как обещали, устранен дефицит, нужна ли была такая быстрая либерализация. То, что российская экономика к концу 1991 г. с точки зрения товарной обеспеченности дошла до глубочайшего кризиса, лучше всего характеризуют реальные факты. Сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам было отмечено уже в 1990–1991 гг. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме»,снизилась за 1991 г.на 24 % (с 1835 до 1393 ты с.т).Тот же показатель по молокопродуктам вообще составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн т).Консервы, которые годами лежали на прилавках продуктовых магазинов, стали раскупаться со стремительной быстротой: продажа мясных консервов возросла почти в 2 раза (с 806 до 1595 млн усл. банок).

Если товарные запасы в розничной торговле (наконец года) в днях товарооборота в 1985 г. составляли 93 дня, то в 1990 г. этот показатель снизился до 44, а в 1991-м – и вовсе до 39 дней. По оценкам Всемирного банка, дефицит реконструированной бюджетной системы в 1991 г. составил 31 % ВВП. Потоки рублей из республик изливались в Россию. Денежная масса выросла в 4,4 раза, еще подконтрольные цены — в 2 раза (на 101,2 %).Дефицит валюты для оплаты централизованного импорта за 10 месяцев 1991 г. составил 10,6 млрд долл. Для его покрытия последнее союзное правительство продало часть золотого запаса на 3,4 млрд долл., растратив, кроме того, средства предприятий, организаций, местных органов власти на счетах Внешэкономбанка СССР на 5,5 млрд долл. На 1 января 1992 г. золотой запас составил 289,6 т .Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар – 1 кг на человека в месяц, мясопродукты – 0,5 кг (с костями), масло животное – 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн т в месяц в январе 1992 г.ресурсов в наличии было 3 млн т. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн т. Чтобы закупить такое количество, требовалось около 3 млрд долл. В кредит уже никто не поставлял.

В этих условиях у Правительства не оставалось никакого другого пути, кроме как пойти на быструю и масштабную либерализацию цен. Это и было сделано, т. к. никакого выбора не было. Только «быстро и спешно», за что потом Гайдара критиковали несчетно. Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. 29 января 1992 г. Президент подписал Указ «О свободе торговли». Подобный опыт был в Польше и он принес успех. В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение, естественно, составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществам и, наркотиками, лекарственными средствами и другими товарами, реализация которых была запрещена или ограничена законодательством.

Было установлено, что предприятия и граждане могут свободно осуществлять торговлю. Ответственность за качество реализуемых товаров возлагалась на предприятия и граждан, осуществляющих торговлю. Местным органам власти и управления указывалось на необходимость содействия свободной торговле предприятий и граждан, обеспечения свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации. Указ «О свободе торговли» сыграл значительную роль в формировании динамичного потребительского рынка. Люди безбоязненно могли продать накопившиеся у них товарные излишки. А излишки эти были немалые, т. к. в условиях тотального товарного дефицита все старались закупить больше. Никто не мог быть привлечен к ответственности за спекуляцию. Могли, если это было выгодно, купить в одном месте и перепродать в другом.

В общем, такая анархия свободного рынка со всеми ее недостатками (антисанитарией и т. д.) выполнила свою историческую миссию, и достаточно скоро указ после разного рода исправлений и дополнений утратил былое значение. В результате пусть не сразу, но потребительский рынок стал насыщаться. Начался рост товарных запасов в розничной торговле:49 дней в конце 1992 г. против 39 годом ранее и 56 дней в конце 1993 г. В 1992 –1993 гг. статистика исчисляла коэффициент насыщенности рынка, основываясь на данных обследования в 132 городах по 98 продуктам. Коэффициент подсчитывался как отношение числа городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследованных городов. В феврале 1992 г. этот коэффициент равнялся 35 % (по продовольственным товарам), в 1993 г.он достиг 70 %,а в октябре 1994 г.— 92 %, и его публикация вскоре прекратилась за ненадобностью. Впервые с 1928 г.граждане России расстались с дефицитом. Ответы на поставленные выше вопросы в обоих случаях положительные: скорость либерализации оправданна, важнейший результат — насыщение рынка — достигнут самое большее за 2 года. Длительность во многом объясняется политикой региональных и местных властей, на которых Гайдар переложил инициативу контроля или освобождения цен на основные продовольственные товары. В середине 1992 г. регулирование цен было введено в 23 регионах из 89, через год — более чем в 50. Кое-где регулирование превышало объем, предусмотренный декабрьским Указом Президента о либерализации цен.

Однако удержать инфляцию не получилось. Рост цен превзошел все прогнозы реформаторов. Планировалось, что цены в январе – феврале 1992 г. вырастут в 2–2,5 раза, но оказалось, что только за январь потребительские цены выросли в 3,5 раза. Сопротивление жесткой финансово–кредитной политике было отчаянным, объективно обусловленным глубокими структурными деформациями. Инфляционный навес оказался в России очень большим. Инфляция на долгие месяцы стала выражаться в двузначных цифрах в месяц. Экономика приблизилась к гиперинфляции, порогом которой считается, по определению, уровень в 50 % роста цен в месяц.

Конечно, от этого страдало население, особенно его малообеспеченная часть. Рост цен в первый год после их либерализации всегда значителен. Интересно в этой связи сопоставление по странам. Для России таким годом стал 1992-й — 2508 %, а 1991-й — для Болгарии (457 %), Чехословакии (54 %), Венгрии (33 %), Румынии (252 %). В Польше в первый год после либерализации (1990) рост цен составил 249 %. Как видим, Россия – безусловный лидер.

Более того, и во второй год после отпуска цен их рост оставался в России чрезвычайно большим: 844 % за 1993 г. И только в 1994 г. он составил 215 % ,что примерно соответствовало показателям других стран с переходной экономикой. Только у них эти цифры были в первый год после либерализации цен. Повышение цен на нефть моментально подтолкнуло директоров на неправедный путь, многие стали повышать цены на свою продукцию в 10–15 раз против 1991 г. Хрестоматийным стал пример, характеризующий рост цен на тяжелые трактора, выпускавшиеся одним из оборонных заводов России: если до либерализации цена на трактор равнялась 21тыс. руб., то в конце марта 1992 г. (т .е.спустя всего три месяца) она была уже 600 тыс. руб. Только ли недостатком последовательности и решительности можно было объяснить столь взрывной рост цен? Видимо, нет. Инфляционный навес не удалось сократить до либерализации цен. Это не могло не привести к бегству от денег. Люди и избавлялись от них, несмотря на то, что реальная заработная плата в промышленности, например, в январе 1992 г. снизилась на 60 % (при росте номинальной на 40 %).

Существенную роль в раскручивании инфляционной спирали сыграли и немонетарные факторы. Высокий уровень монополизации экономики, несмотря на принятие в 1991 г. Закона «О конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», объективно способствовал быстрому росту цен.

Наконец, отсутствовала элементарная деловая культура эффективного рыночного хозяйствования. Большую прибыль, как известно, можно получать не только за счет ее прямого увеличения, но и за счет снижения издержек производства. Но к этому еще предстояло прийти. В 1992 г., в который Россия вступила с пустыми прилавками, о снижении себестоимости никто не задумывался – и так купят, другого нет. Экономическое поведение предопределялось объективными факторами, агенты и действовали соответственно. Новые институты только постепенно начинали влиять на поведение экономических агентов.

Если правительство освобождаете цены, то должно освободить и доходы. Поэтому либерализация доходов населения, заработной платы также стала важнейшим направлением реформ правительства Е. Гайдара. Устанавливалось, что предприятия и организации самостоятельно определяют размер средств, направляемых на потребление. Заслуживают внимания результаты снятия ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление. Доля оплаты труда в денежных доходах населения сократилась с 69,9 % в 1992 г .до 37,8 % в 1995 г. Напротив, в эти же годы резко возросла доля доходов, квалифицируемых в статистике как «доходы от предпринимательской деятельности и др.»: с 16,1 до 49,4 %,что отражает в значительной мере уход личных доходов в тень. Быстро росла и степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Максимального значения этот показатель — коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) — достиг в 1994 г. – 0,409.На долю пятой группы населения (с наибольшими доходами) приходилось 46,3 % общего объема денежных доходов населения, в то время как на долю первой группы (с наименьшими доходами)пришлось лишь 5,3 % .Заработная плата работников предприятий и организаций, несмотря на ее дерегулирование, не успевала в своем росте за темпами инфляции: среднемесячная начисленная заработная плата возросла с 22 долл.в 1992 г. до 98 долл. в 1994 г .и до 157 долл.в 1996 г., а затем упала в 1998 г. ниже уровня 1994 г. Хотя предприятия и организации теперь самостоятельно определяли размер средств, направляемых на потребление, государство не могло не регулировать размер месячной оплаты труда, ниже которого предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно правовых форм хозяйствования не имели права ее опускать. Это так называемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В связи с высокими темпами инфляции МРОТ довольно часто пересматривался. Уровень минимальной заработной платы никогда и близко не приближался к уровню прожиточного минимума. В этом смысле категория минимальной заработной платы пока не выполняла той роли, которую она должна была выполнять. Соотношение МРОТа и прожиточного минимума к 1996 г. достигло 20,5 %,и только к 2000 г. планировалось выйти на соотношение один к двум.

Однако государство, желая хоть как-то воздействовать на инфляцию, не удержалось от попытки регулировать расходы на оплату труда через определенный порядок налогообложения затрат на оплату труда, превышающих их нормируемую сумму. Этот порядок заключался в том, что сумма фактических расходов на оплату труда основного персонала сравнивалась с их нормируемой величиной, и если фактические расходы были больше нормируемых, то это превышение облагалось налогом по той же ставке, что и прибыль (35%).

Несмотря на преобладание в парламенте левых и популистов, удалось избежать автоматической индексации доходов в меру роста цен. Применялись только компенсации для пенсионеров, инвалидов и работников бюджетной сферы. По этой причине сократились разрывы между максимальными и минимальными пенсиями практически до незначимых величин. Все же инфляционного давления со стороны доходов в России практически не было.

Еще один вопрос, который попыталось решить правительство в 1990-е годы – это вопрос об открытости экономики. Открытая экономика, обеспечивающая свободное движение товаров, людей и капиталов, почти столь же важный институт эффективной рыночной экономики,как и свободные цены. Конечно, рыночная экономика может быть открытой или закрытой, в отличие от плановой, которая может быть только закрытой. Но эффективная рыночная экономика с активной конкуренцией может быть только открытой. В ходе рыночных реформ в России открытие экономики имело особое значение. Во–первых, как и свободная торговля, оно позволяло ускорить насыщение рынка, ликвидировать дефицит, что в сочетании со свободными ценами было вполне возможно. При этом рост цен должен был оказаться ниже, если бы макроэкономическая политика проводилась достаточно жестко. Во–вторых, открытие экономики наносило удар по советскому монополизму, сразу снимая вопрос о том, можно ли вводить свободные цены, не создав конкурентной среды. Конечно, при этом конкуренция не возникала между российскими производителями. Но они лишались возможности реализовать выгоды монопольного положения, занимаемого ими в закрытой советской экономике, получали свободный доступ к товарам, ранее казавшимся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли («челноки»). Это снижало социальную напряженность, расширяло социальную базу реформ. Это было особенно необходимо, поскольку открытие экономики весьма и весьма болезненная мера, пожалуй, не менее шоковая, чем либерализация цен, хотя и более растянутая во времени. Предприятия, кое-как продававшие свою продукцию на закрытом рынке, при свободном импорте и более жестких бюджетных ограничениях, теряли рынок и проваливались. Результат — спад производства, для которого открытие экономики было едва ли не самым сильным фактором. Оно наряду со свободными ценами являлось мощным импульсом структурных сдвигов, особенно в первой фазе реформ, когда структурная перестройка носила пассивный, разрушительный характер.

Этап либерализации внешнеэкономических связей начался в 1992 г. Соответствующий Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» был подписан в ноябре 1991 г. И это был один из первых важных шагов команды Е. Гайдара. В соответствии с Указом всем «зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности» было разрешено осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации.

Валютные операции должны были осуществляться на основании лицензий. Банкам, уполномоченным на ведение валютных операций на территории РФ, было разрешено открывать валютные счета всем юридическим лицам и гражданам. Иностранная валюта, находящаяся на счетах граждан, должна была выдаваться по их требованию без каких–либо ограничений и разрешений. Центральному банку рекомендовано самостоятельно определять с 1 января 1992 г. курс рубля, используемый для расчета рублевого покрытия части валютной выручки предприятий, подлежащей обязательной продаже. Это одна из немногих ограничительных мер, которая содержалась в Указе. Были отменены ограничения на участие граждан и юридических лиц во внешней торговле, на проведение валютных операций через уполномоченные банки, включая ограничения на покупку наличной валюты. Важнейшее значение имело решение о том, что курс рубля к иностранным валютам должен складываться на основе спроса и предложения на аукционах, биржах, межбанковском рынке при купле продаже валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами и гражданами. С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Затем аналогичные площадки были открыты в других крупных городах. Это была конечная точка и логическое завершение цикла мер по открытию экономики. Рубль, по сути, уже тогда стал конвертируемым по текущим операциям.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconТрансформация модели хозяйствования во франции на рубеже XX-XXI вв
Южная Корея, Тайвань, Гонконг и др модели хозяйствования, каждая из которых имеет свои особенности. В данной работе рассмотрена французская...

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconТематика контрольных работ по дисциплине «Экономика аграрного сектора»
...

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconТема Модели государственного регулирования рыночной экономики
Теоретический аспект управленческой деятельности государства и ее составные части

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconОглавление 1 Введение 1
Актуальность темы. В конце прошлого начале нынешнего десятилетня многие государства Африки приступили к реформированию экономики...

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconКонцепция структурной перестройки и развития легкой промышленности...
Главной задачей Концепции является определение государственной стратегии по ключевым проблемам структурной перестройки и общих положений...

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconПрограмма дисциплины Имитационные модели экономических механизмов...
Общая схема и прототип модели однопродуктовой модель замкнутой рыночной экономики

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconТема основы анализа спроса и предложения Основную роль в рыночной...
Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей играют цены. Рынок...

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования icon1. Экономическая газета
Республике Беларусь. Она выходит с декабря 1992 года. История "ЭГ" неотделима от рыночных преобразований в нашей стране. Газета одной...

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconОдно из преимуществ командно-административной экономики состоит в
Фактором, обусловившим необходимость перехода от командной к рыночной экономике в России, не является

Тема 11. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования iconУчебно-методический комплекс по курсу истории экономики (Для факультета мэо)
Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную