Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121






НазваниеПрограмма спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121
страница1/7
Дата публикации03.11.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма спецкурса
e.120-bal.ru > Экономика > Программа спецкурса
  1   2   3   4   5   6   7


МАОУ Верещагинская средняя общеобразовательная школа №121


Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов
Учитель экономики МАОУ СОШ №121

Г.Верещагино Пермского края

Мальцева Елена Геннадьевна

Г.Верещагино

2009

Содержание:



  1. Введение …………………………………………………………………..стр.3

  2. Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории»….. стр.4

  3. Содержание спецкурса (разработка занятий)………………………….. стр.9

  4. Заключение……………………………………………………………….. стр.51

  5. Используемая литература……………………………………………….. стр.53


1. Введение.

Следуя веяниям времени, в 2000 году в учебный план нашей школы был введен предмет экономика. Преподаванием этого предмета в силу ряда обстоятельств, пришлось заняться мне, учителю географии. Не буду останавливаться на тех трудностях, которые пришлось преодолеть, осваивая новый, очень сложный, предмет. Отмечу лишь, что вместе с пониманием теоретической основы предмета, пришло и осознание важности этого предмета, необходимости экономического образования школьников. Со временем я поняла, что дать детям знания экономической теории без умения решать задачи невозможно. Тем более, что олимпиадные задания на 90% состоят из задач, которые школьники должны уметь решать. Два часа, отведенные в школьном плане на предмет экономика, не дают возможности уделить достаточно времени на формирование умений учащихся решать задачи по экономике. После введения в школе социально-экономического профильного обучения и переходе преподавания экономики на программу Иванова С.И., возникла острая необходимость создания спецкурса, на котором можно было бы заниматься только решением задач по экономической теории. Существующие сборники задач не подходили по содержанию ни под программу ЛипсицаИ.В., ни под программу Иванова С.И. Поэтому я решила собрать задачи по экономической теории из разных источников и выстроить их в программу спецкурса, соответствующую по содержанию предметной программе «Основы экономической теории» С.И.Иванова для 10-11 классов.

2.Программа спецкурса «Решение экономических задач».

Спецкурс «Решение экономических задач» предназначен для проведения внеклассных занятий в 10-11 классах социально-экономической направленности общеобразовательной средней школы. Программа составлена с учетом программ, рекомендованных МО, «Обязательного минимума содержания полного (общего) образования (приказ №56 МОРФ от 30.06.1999г.). Программа рассчитана на два года (64 часа, 1 занятие в неделю).

При формировании заданий спецкурса использовались следующие источники: «Сборник задач по экономике», Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. («Вита-Пресс»,2001); «Сборник заданий по экономике», Мицкевич А.А.(«Вита-_Пресс»,19997), Волков С.Д. Экономика: сборник задач. – М.: Гольф,2001; материалы ГУ ВШЭ, олимпиадные задачи разных лет.
Структура программы спецкурса.

Программа спецкурса включает следующие пункты:

1. Принципы и цели, сформулированные в пояснительной записке.

2. Структура и содержание курса (описание разделов, их взаимосвязь и последовательность). Содержание курса задает перечень и объем материала для изучения учащимися. Структура программы позволяет логично выстроить учебный материал с учетом требований стандартов школьного экономического образования, рассчитана на 64часа.

1.Пояснительная записка.

Практика преподавания экономической теории в классах социально-экономической направленности показала, что решение экономических задач вызывает наибольшее затруднение учащихся, а недостаток учебного времени не позволяет отработать умения решать экономические задачи в рамках учебного плана. Школьная программа не предполагает выработки прочных навыков в решении таких задач, и углубленное изучение этого вопроса возможно на внеклассных занятиях.

В связи с запросами учащихся при подготовке к итоговой аттестации и олимпиадам по экономике возникла идея разработки программы спецкурса «Решение задач по экономической теории».

Программа спецкурса позволяет глубже усвоить разделы учебной программы, отработать практически основные экономические понятия в процессе решения задач. Кроме того, решение задач позволяет контролировать уровень знания и понимания темы. Отработка умений решать задачи по экономике несет четкую практическую направленность, позволяет учащимся применить теоретические знания для анализа конкретных событий. Регулярное решение задач дает возможность систематизировать знания экономической теории.

Решение большинства экономических задач предполагает использование математической основы и достаточных знаний по алгебре, геометрии и др. разделам математики. Так, при решении задач, связанных с нахождением предельных величин, учащиеся должны уметь находить производную. Кроме того, программа спецкурса позволяет провести параллель с экономической реальностью жизни, позволяя воспитывать в ученике гражданина. Так, решение задач на расчет суммы налоговых обложений, требует знаний налоговых ставок и воспитывает в детях «правильное» отношение к необходимости уплаты налогов.

Цели изучения курса:

В результате изучения спецкурса учащиеся должны:

- иметь представление о различных методах решения экономических задач;

- знать алгоритмы решения экономических задач;

- сознательно применять приемы мышления: аналогия, сравнение, анализ, синтез;

- уметь применить теоретические знания на практике;

Задачи спецкурса:

- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой экономических знаний и умений, необходимых для продолжения образования;

- повышение качества знаний учащихся за счет расширения и углубления знаний в области решения экономических задач;

- развитие логического мышления, интуиции, индивидуальных способностей школьников;

- развитие нравственных качеств личности: настойчивости, трудолюбия, гражданственности;

- оказание помощи учащимся в подготовке к экзаменам, олимпиадам;

- оказание помощи при выборе будущей профессии.

Принципы построения курса:

- целесообразность. Объем содержания точно соответствует целям, заданным для каждого раздела и обеспечивает их достижение.

- целостность и системность. Все темы и блоки курса взаимосвязаны по содержанию, логически закончены.

- индивидуальный подход. Ученики изучают материал в том объеме, который удовлетворяет их познавательный интерес в данной области, является для них посильным.
2.Структура курса:

Все содержание курса разделено на две части. Каждая часть поделена на разделы, соответствующие темам программы «Основы экономической теории». Каждый раздел направлен на отработку основных понятий темы.

Раздел

Отрабатываемые понятия

Часть 1.Микроэкономика.

1.Фундаментальные проблемы экономики.

2. Спрос, предложение, рыночное равновесие.
3. Эластичность спроса и предложения.

4. Поведение потребителя.


5. Фирма, производство, издержки.


6. Конкуренция и рыночные структуры.
7. Рынки факторов производства.

8. Деньги и банковская система.
Часть 2.Макроэкономика.

9. Система национальных счетов.
10. Макроэкономическое равновесие.
11. Экономический цикл, занятость и безработица.
12. Инфляция.

13. Экономический рост.
14. Экономика и государство.
15. Международная торговля, валютный рынок.

16. Международное движение капиталов.


Альтернативные издержки, КПВ.

Спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, закон спроса, закон предложения, избыток, дефицит.

Ценовая эластичность спроса и предложения, эластичность по доходу, перекрестная эластичность.

Общая и предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, максимизация полезности, кривая безразличия, бюджетное ограничение.

Продукт фирмы, бухгалтерские и экономические издержки, общие, средние предельные издержки, оптимальный объем производства, прибыль фирмы.

Совершенная конкуренция, монополия, олигополия, максимальная прибыль.

Рынок труда, земельная рента, капитал и процент, дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость.

Ликвидность денег, норма резервирования, учетная ставка.
ВВП,ВНП, ЧНП, национальный доход, личный располагаемый доход.

Совокупный спрос, совокупное предложение, кривая SRAS, кривая LRAS.

Экономический цикл, подъем, рецессия, безработица, полная занятость, закон Оукена.

Инфляция, дефляция, дезинфляция, ИПЦ.

Темп роста ВВП, скорость экономического роста.

Монетарная политика, фискальная политика, налоги, денежная масса.

Экспорт, импорт, принцип абсолютного преимущества, принцип относительного преимущества, валютный курс, конвертируемость валют.

Платежный баланс.

Результативность обучения и уровень знаний определяется самостоятельными, проверочными и зачетными работами. В каждом разделе курса приведены образцы решения задач, что может оказать помощь преподавателю при проведении занятий. К каждой теме подобраны как однотипные задания, так и задачи разного уровня сложности, требующие глубокого понимания изучаемого вопроса и рассчитанные на учеников с высоким интеллектуальным уровнем. Тема 10 «Макроэкономическое равновесие» дополнена теоретическим материалом, не предусмотренным школьной программой «Основы экономической теории», но необходимым для решения задач по данной теме.

Не смотря на то, что изучение спецкурса рассчитано на 10-11 класс, отдельные разделы можно применять и в 9 классе (например, задачи темы 1 «Спрос, предложение, рыночное равновесие»).

Количество заданий в каждой теме подобрано с избытком с целью индивидуальной работы с учащимися и использования их для контроля усвоения знаний.

Данные задачи по экономической теории использую для работы на спецкурсе четвертый год, вижу определенные результаты, и планирую работать по этой программе в течение 2008-2009 учебного года.

Тематическое планирование спецкурса «Решение задач по экономической теории» (64 часа):

Часть 1.Микроэкономика.(32 часа)

1.Фундаментальные проблемы экономики.

2. Спрос, предложение, рыночное равновесие.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Поведение потребителя.

5. Фирма, производство, издержки.

6. Конкуренция и рыночные структуры.

7. Рынки факторов производства.

8. Деньги и банковская система.

Зачетное занятие

Часть 2.Макроэкономика.(32 часа)

9. Система национальных счетов.

10. Макроэкономическое равновесие.

11. Экономический цикл, занятость и безработица.

12. Инфляция.

13. Экономический рост.

14. Экономика и государство.

15. Международная торговля, валютный рынок.

16. Международное движение капиталов.

Зачетные занятия


3 часа

5 часов

4 часа

2 часа

6 часов

6 часов

3 часа

4 часа

1 час
4 часа

8 часов

5 часов

3 часа

2 часа

4 часа

4 часа

2 часа

2 часа


3.Содержание спецкурса (разработка занятий).

Часть 1.Микроэкономика.

1. Фундаментальные проблемы экономики.

Отрабатываются экономические понятия: Альтернативные издержки, КПВ.

Занятие №1.

Задача:

На одном поле фермер может вырастить 300т картофеля или 100т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 1т пшеницы равна 2т картофеля при максимальном урожае картофеля 400т. Постройте КПВ.

Решение:

Для того, чтобы построить КПВ, необходимо рассчитать альтернативные издержки выращивания 1т пшеницы на первом поле и определить возможный урожай пшеницы на втором поле.




Картофель, т

Пшеница,т

Альтерн. идержки 1т пшен.

1 поле

300

100




2 поле

400




2


а) На 1 поле альтернативные издержки выращивания 1т пшеницы равны 3 (300:100=3).

б) Возможный урожай пшеницы на 2 поле – 200т (400:2=200).

Т.к. альтернативные издержки выращивания 1т пшеницы на 1 поле выше, чем на втором, его выгоднее использовать под картофель, а второе поле под пшеницу. Точка перегиба кривой КПВ будет иметь координаты: 300т картофеля, 200т пшеницы.

Строим КПВ:



Решить задачи:

  1. Фермер имеет три поля, каждое из которых он может использовать под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 16 т картофеля, либо 4 т пшеницы, на втором – 8 и3 соответственно, а на третьем 4 и 2. Построить КПВ.

  2. На заводе имеется три цеха, выпускающие кастрюли и тазы. За день в первом цехе можно произвести 450 кастрюль или 150 тазов. Во втором цехе – 250 кастрюль или 125 тазов, а про третий цех известно, что альтернативной стоимостью одного таза являются 1,5 кастрюли при максимальном выпуске тазов – 100 штук. Построить КПВ.

  3. Построить КПВ по следующей информации. Максимальное производство масла составляет 135 тонн. При увеличении производства пушек с 0 до 30 для производства каждых 10 пушек придется пожертвовать снижением производства масла на 15 тонн.

Дальнейшее увеличение производства пушек с 30 до 60 приведет к увеличению альтернативной стоимости до 2 тонн за пушку. И, наконец, последние пушки будут обходиться по 3 т масла за штуку.
Занятие №2.

Задача 1. Страна производит автомобили и пушки.

Автомобили

5

4

3

2

1

0

Пушки

0

7

13

18

22

25

Определите альтернативные издержки:

А) одного дополнительного автомобиля

Б) одной дополнительной пушки

Задача 2. В таблице представлены данные, характеризующие потенциальные возможности экономики по выпуску потребительских и инвестиционных товаров:

Вид продукта



















Потребительские товары

0

1

2

3

4

5

Инвестиционные товары

15

14

12

9

5

0




  1. Используя данные, нарисуйте КПВ.

  2. Какова альтернативная стоимость производства третьей единицы потребительских товаров?

  3. Что показывает точка, соответствующая 2 ед. потребительских товаров и 10 ед. инвестиционных товаров?

  4. Определите характер и величину изменения альтернативных затрат при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на выпуск первой единицы этого вида продукции.

Задача 3.

Вид продукции
















Автомобили, шт.

0

2

4

6

8

Ткани, тыс. м

40

38

32

18

0

По приведенным в таблице данным рассчитайте величину альтернативных издержек для всех возможных вариантов выпуска автомобилей.

Занятие №3.

Задача 1.Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать может связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Постройте КПВ.

Задача 2. Отец, мать и сын приехали на дачу собрать черную смородину и прополоть грядки. Поработать на участке они могут только 6 часов. Отец собирает 5 л смородины в час, мать-8 л в час, сын – 3 л в час. С прополкой грядок мать справляется за 2 часа, сын – за 7 часов, отец – за 6 часов. Как семье распределить работу, чтобы собрать как можно больше смородины и успеть прополоть все грядки? Сколько смородины будет собрано?

Задача 3. Отец, мать, дочь и сын приехали на дачу. Им предстоит собрать крыжовник и натаскать песка для грядок. Поработать на участке они могут лишь 4 часа. Отец собирает в час 48 стаканов крыжовника, мать-31,5 ст., дочь – 25, сын – 42. Отец за час может принести 20 ведер песка, мать – 14 ведер, дочь – 12 ведер, сын – 18 ведер. Всего семье необходимо принести 100 ведер песка. Как семье распределить работу, чтобы собрать максимальное количество крыжовника? Сколько крыжовника будет собрано?

Дополнительные задачи.

  1. Семейное предприятие Ивановых может произвести 60 л кваса или 20 кг хлеба. Семейное предприятие Петровых может произвести 60 л кваса или 60 кг хлеба. Нарисуйте общую КПВ этих предприятий.

  2. Ирина, Полина и Ольга – специалисты по составлению контрольных заданий по экономике. За восьми часовой рабочий день Ирина может составить 4 задачи или 24 тестовых вопроса, Полина – 8 задач или 24 тестовых вопроса, Ольга – 6 задач или 30 тестовых вопросов. Постройте КПВ команды, состоящей из Ирины, Полины и Ольги. Определите минимальное время, необходимое им на составление экзаменационного задания, состоящего из 50 тестовых вопросов и 10 задач. Предполагается, что каждая задача и каждый тестовый вопрос имеют только одного составителя.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconПрограмма курса «Экономика в играх, задачах и упражнениях» (30 часов)...
Маоу «сош №145с углубленным изучением экономики, английского языка, математики, информатики «Экономическая школа»

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconУрок окружающего мира во 2 м классе по теме «Все профессии важны»
Васильева Вера Алексеевна, учитель начальных классов маоу сош №28 г. Калининграда

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconУчебно-методический комплекс маоу сош №138
В 2012-2013 учебном году в основной школе маоу сош №138 г. Челябинска укомплектовано 16 классов основной общей школы

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconМетодическое обеспечение для образовательного комплекса «Экономика»
Образовательный комплекс (далее ок) "Экономика" предназначен для факультативного применения при обучении школьников старших классов...

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconПрограмма среднего (полного) общего образования для учащихся 10-11...
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения средней общеобразовательной школы

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconЭлективный курс по выбору для учащихся 9,10, 11 классов общеобразовательных...
...

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconДипломом за оригинальное решение задач
Результаты проведения олимпиады по математике среди школьников 9-11 классов общеобразовательных школ и учащихся образовательных учреждений...

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconТема: Начало промышленного переворота в России Цели урока
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «школа 2100». Учитель истории и обществознания...

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconПрограмма спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса...
История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные...

Программа спецкурса «Решение задач по экономической теории» для учащихся 10-11 классов Учитель экономики маоу сош №121 iconПрограмма спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса...
История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную