Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства»






Скачать 169.01 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства»
Дата публикации01.11.2016
Размер169.01 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-

педагогический университет»

Институт экономики и управления

Кафедра прикладной экономики
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по ПО

_____________ В.Я. Шевченко

«___» ______________ 2010 г.

4164
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»

(ГОС-2000)

Для студентов всех форм обучения

специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (030500)

специализации Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве (030516.18)


Екатеринбург 2010
Рабочая программа дисциплины «Экономика туризма и гостиничного хозяйства» (ГОС - 2000). Екатеринбург, 2010. – 12 с.

Составитель: канд. пед. наук, доцент А.В. Ефанов

Одобрена на заседании кафедры прикладной экономики. Протокол от 30. 08. 2010 г. № 1.


Заведующий кафедрой М.Г. Лордкипанидзе


Рекомендована к печати методической комиссией Института экономики и управления РГППУ. Протокол от 15. 09. 2010 г. № 1.


Председатель

методической комиссии ИнЭУ РГППУ Ф.Д. Босько

© Российский государственный

профессионально-педагогический университет, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа дисциплины «Экономика туризма и гостиничного хозяйства» соответствует требованиям государственного стандарта по содержанию и уровню подготовки педагогов профессионального обучения для системы начального, среднего и дополнительного профессионального образования, курсовой подготовки и бизнес-образования.

Цель дисциплины «Экономика туризма и гостиничного хозяйства»
Целью изучения дисциплины «Экономика туризма и гостиничного хозяйства» является формирование у студентов целостного представления о экономических основах функционирования туристской отрасли, финансово-хозяйственной деятельности предприятий сферы туризма и гостиничной индустрии.

Задачи дисциплины «Экономика туризма и гостиничного хозяйства»:

  • познакомить студентов с основными закономерностями, категориями, понятиями, используемых экономической наукой;

  • познакомить студентов с экономическим механизмом функционирования туристского предприятия;

  • способствовать приобретению студентами профессиональных знаний и умений, необходимых для организации и ведения самостоятельной профессиональной деятельности в сфере туризма;

  • формировать психологическую готовность и развивать мотивацию к самостоятельному овладению дополнительными знаниями и учениями в области профессиональной деятельности;

  • развивать экономическое мышление у будущих педагогов профессионального обучения.



Место и роль курса «Экономика туризма и гостиничного хозяйства» в системе профессионально-педагогического образования
Дисциплина «Экономика туризма и гостиничного хозяйства» является составной частью учебной программы будущих педагогов профессионального обучения в сфере туризма.

Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими стандартами. При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её прикладной характер, показывать, где и когда получаемые знания и умения могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. Данный курс способствует развитию у студентов современного экономического мышления, а значит и формированию экономической культуры поведения.

Содержание дисциплины предполагает проведение занятий в различных организационных формах: лекции, практические занятия, деловые игры, самостоятельная работа студентов со справочной литературой, встречи с представителями реального сектора экономики, посещение работающих туристских и гостиничных предприятий, выставок, музеев.

Требования, предъявляемые к уровню и объёму знаний, полученных студентами в процессе изучения курса
В результате изучения курса студент должен знать:

  • основы рыночной экономики и аспекты экономической деятельности туристских фирм;

  • общую ситуацию и наиболее значимые процессы идущие в сфере туризма в стране и за рубежом;

  • понятийно-терминологический аппарат, используемый для характеристики экономической деятельности туристского предприятия;

  • экономические основы и показатели функционирования туристской отрасли и гостиничного хозяйства;

  • виды туристских ресурсов;

  • основы функционирования предприятий сферы туризма и гостиничного хозяйства в рыночной экономики;

  • состав материальной базы предприятий туризма, формы и системы оплаты труда, методику формирования затрат и ценообразования на туристском предприятии;

  • методику оценки эффективности деятельности туристского предприятия.



Требования, предъявляемые к умениям и навыкам, полученными студентами в процессе изучения курса
В результате изучения курса студент должен уметь:

  • находить и использовать разнообразную информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

  • рассчитывать экономические показатели функционирования туристской отрасли;

  • анализировать структуру туристской отрасли в стране и регионе;

  • проводить расчёт экономических показателей работы туристского предприятия;

  • рассчитывать себестоимость и цену турпродукта;

  • рассчитывать заработную плату персонала гостиницы, турфирмы;

  • рассчитывать экономическую эффективность функционирования туристского предприятия и гостиницы.




  1. ВИДЫ И ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ,

ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»

для специальности 050501.65 (030500.18) «Профессиональное обучение (экономика и управление)»,

специализации – Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве



Объём учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий

Форма обучения



Очная

Заочная с полным сроком

Заочная сокращённым сроком

1. Виды и объём учебной работы, в час.

1.1. Общая трудоёмкость дисциплины

100

100

100

1.2. Аудиторные занятия

44

12

12

1.2.1. Лекции

30

6

6

1.2.2. Практические занятия

14

6

6

1.2.3. Лабораторные работы

-

-

-

1.3. Самостоятельная работа

66

88

88

1.3.1. Курсовая работа

-

-

-

1.3.2. Контрольная работа

-

20

20

1.3.3. Расчётно-графическая работа

-

-

-

1.3.4. Подготовка к практическим и семинарским занятиям, итоговой отчетности

66

68

68

2. График изучения дисциплины

2.1. Курс

III

III

II

2.2. Семестр

5-й

5-й

3-й

2.3. Экзамен (семестр)

-

-

-

2.4. Зачёт (семестр)

5-й

5-й

3-й

2.5. Курсовая работа (семестр)

-

-

-

2.6. Контрольная работа

5-й

5-й

-




  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»

ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ



Наименование темы дисциплины

Специализации 030516.18

Количество аудиторных часов

Лекций

Прак. зан.

Лаб. зан.

1. Туризм как явление национальной и мировой экономики

2

-

-

2. Экономические основы туризма и гостиничного хозяйства

4

-




3. Туристский рынок и его особенности

2

2

-

4. Предпринимательская деятельность в сфере туризма

2

2

-

5. Основные средства туристского предприятия и гостиницы

4

2

-

6. Оборотные средства туристского предприятия и гостиницы

4

2

-

7. Оплата труда в гостиницах и на предприятиях туризма

6

2

-

8. Себестоимость и ценообразование в гостиницах и на предприятиях туризма

2

2

-

9. Бизнес-планирование на предприятиях туризма и гостиничного бизнеса

4

2

-

Итого по видам занятий

30

14

-

Всего по дисциплине

44






3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (РАЗДЕЛОВ) ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Туризм как явление национальной и мировой экономики

Предмет экономики туризма и гостиничного хозяйства. Социально-экономические факторы развития туризма. Туризм – динамично развивающийся сектор экономики. Взаимосвязь туризма и общественного хозяйства страны. Роль и место туристской отрасли в экономическом развитии страны и мира. Макроэкономические показатели развития туризма. Конкурентоспособность национальной туристской продукции на мировом рынке. Международные туристские связи.

Тема 2. Экономические основы туризма и гостиничного хозяйства

Взаимосвязь туризма и экономики страны. Туризм – как сфера социально-культурного сервиса. Понятие «отрасль туризма». Роль и место туризма в составе отраслей хозяйственного комплекса страны. «Дерево» туризма. Зависимость экономики страны от туризма. Туристские ресурсы. Страны, отправляющие и принимающие туристов. Туристский баланс. Занятость в туристской индустрии. Влияние туризма на регион. Экономическое значение туризма. Экономические показатели развития туризма. Экономическая эффективность туризма: понятие, критерии. Эффект мультипликации.
Тема 3. Туристский рынок и его особенности

Понятие туристского рынка. Функции туристского рынка. Субъекты туристского рынка. Спрос и предложение на туристском рынке. Показатели спроса. Графики спроса. Основные элементы, определяющие принятие потребителем решения. Сегментация туристского рынка.

Экономические закономерности функционирования туристского рынка. Схема функционирования туристского рынка. Туристский кругооборот. Конкуренция на рынке туризма, её роль и значение. Хозяйственный риск. Сезонность функционирования туристского рынка. Способы влияния на сезонную неравномерность спроса. Коэффициент сезонности.

Понятие «туристский продукт» и его содержание. Туристские впечатления. Особенности туристского продукта. Потребители туристского продукта. Туристские расходы.. Торговая марка предприятия.
Тема 4. Предпринимательская деятельность в сфере туризма

Сущность и содержание предпринимательской деятельности. Особенность предпринимательской деятельности в туризме. Организационно-правовые формы предприятий туризма. Учредительные документы. Порядок регистрации и ликвидации туристского предприятия. Хозяйственный риск на предприятиях туризма. Минимизация хозяйственного риска.
Тема 5. Основные средства туристского предприятия и гостиницы

Основные средства предприятия туризма: понятие, структура, назначение, показатели использования. Источники формирования основных средств предприятия. Учёт основных средств. Виды стоимостной оценки основных средств предприятия. Физический и моральный износ основных средств. Амортизация основных средств. Эффективность использования основных средств на предприятиях туризма. Аренда. Арендные отношения на предприятиях туризма.
Тема 6. Оборотные средства туристского предприятия и гостиницы

Оборотные средства предприятия туризма: понятие, назначение, структура, показатели использования. Кругооборот оборотных средств на предприятиях туризма. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Показатели эффективности использования оборотных средств. Источники формирования оборотных средств.
Тема 7. Оплата труда в гостиницах и на предприятиях туризма

Состав и структура персонала на предприятиях туризма. Формы и системы оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда. Повременная форма оплаты труда. Бестарифная форма оплаты труда. Понятие эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Научная организация труда (НОТ) в гостиницах и на туристских предприятиях.
Тема 8. Себестоимость и ценообразование в гостиницах и предприятиях туризма

Сущность и классификация издержек туристского предприятия. Формирование себестоимости и цены на туристские услуги. Последовательность расчета себестоимости. Калькуляция себестоимости. Структура себестоимости тура. Методика расчёта.

Цена: сущность и её функции. Ценообразование на предприятиях туризма и его особенности. Факторы, влияющие на цену турпродукта, гостиничной услуги. Принципы определения цены на туристские услуги. Политика цен и стратегия сбыта турпродукта. Сущность налогов и их функции. Основные налоги, сборы и платежи предприятий туризма. Экономические показатели работы предприятия. Прибыль. Показатели прибыли (валовая, чистая). Рентабельность. Показатели рентабельности.
Тема 9. Бизнес-планирование на предприятиях туризма и гостиничного бизнеса

Необходимость бизнес-планирования на предприятиях туризма. Основные разделы бизнес-плана туристского предприятия (резюме, характеристика продукта, план маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, оценка риска, финансовый план). Этапы разработки бизнес-плана. Оценка эффективности инвестиционного проекта бизнес-плана. Потенциальные источники инвестиций в туризме. Окупаемость инвестиций. Безубыточность предприятий туризма. Способы расчёта окупаемости инвестиций.

4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА


  1. Предмет и задачи курса «Экономика туризма и гостиничного хозяйства».

  2. Социально-экономические факторы развития туризма.

  3. Роль и место туристской отрасли в экономическом развитии страны.

  4. Понятие и состав туристской индустрии.

  5. Тур как экономическая категория.

  6. Экономическое содержание туризма.

  7. Экономические показатели развития туризма.

  8. Понятие, функции и особенности туристского рынка.

  9. Спрос и предложение на туристском рынке. Закономерности функционирования туристского рынка.

  10. Особенность функционирование туристского рынка. Туристский кругооборот.

  11. Характеристика сезонности функционирования туристского рынка.

  12. Туризм как сфера предпринимательской деятельности. Понятие, виды и типы предпринимательства.

  13. Конкуренция на туристском рынке, её роль и значение.

  14. Организационно-правовые формы предприятий туризма и их характеристика.

  15. Понятие и анализ структуры основных средств на предприятиях туризма.

  16. Учёт основных средств на предприятиях туризма. Виды стоимостной оценки основных средств.

  17. Износ основных средств предприятия туризма. Виды износа.

  18. Назначение амортизации основных средств предприятия туризма.

  19. Понятие и анализ структуры оборотных средств предприятия туризма.

  20. Применение сдельной формы оплаты труда в туризме.

  21. Применение повременной формы оплаты труда в туризме.

  22. Научная организация труда на предприятиях туризма.

  23. Сущность и классификация издержек туристского предприятия.

  24. Формирование и расчёт себестоимости туристских услуг. Анализ структуры себестоимости.

  25. Цена и ценообразование на предприятиях туризма. Факторы ценообразование.

  26. Экономическая сущность показателей прибыли и их применение на практике.

  27. Экономическая сущность показателей рентабельности и их применение на практике.

  28. Источники инвестиций в туризме. Окупаемость инвестиций в туризме.

  29. Роль и значение бизнес-планирования в деятельности туристского предприятия. Основные этапы бизнес-планирования.



4. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Не предусмотрен.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




5.1. Литература


Основная

  1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. – М.: Дело, 2004.

  3. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  4. Гостиничный и туристский бизнес: Учебник. / Под ред. А.Д. Чудновского. – М.: ЭКМОС, 2002.

  5. Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. / Под ред. В.А. Квартального – М: Финансы и статистика, 2004.

  6. Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 2002.

  7. Экономика современного туризма: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  8. Экономика туризма: Учебник. / Под ред. В.А. Квартального – М: Финансы и статистика, 2004.

  9. Яковлев Г.А. Экономики и статистика туризма: Учеб. пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005.



Дополнительная


  1. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  2. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: ЮНИТИ, 1993.

  3. Айчистова О.В. и др. Введение в бизнес туроперейтинга: Учеб.-метод. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.

  4. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

  5. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учеб. пособие. – СПб.: Невский фонд, 1999.

  6. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. – М.: Изд-во «Герда», 1996.

  7. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. – Мн.: Экономпресс, 1998.

  8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туриста. – М.: Аванта, 2000.

  9. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: Изд-во БГЭУ, 1999.

  10. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  11. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Иностранная литература, 1999.

  12. Кротова Е.Л. Концепция развития туризма в Свердловской области. – Екатеринбург, 1998.

  13. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 1996.

  14. Основы менеджмента туризма: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Зорина. – М.: ЮНИТИ, 1996.

  15. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  16. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  17. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учеб.-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.

  18. Соловьёв Б.Л., Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства. – М.: Феникс, 1997.

  19. Толковый словарь туристских терминов / Сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Русский язык, 1994.

  20. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. – М.: ЭКМОС, 2002.

  21. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Изд-во «Ось-89», 1997.

  22. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес: Практ. пособ. для турфирм и клиентов. – М.: ЮНИТИ, 1997.

  23. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  24. Экономика туризма и социально трудовые отношения: Учебник / Под ред. Г.Г. Меликьяна. – М.: ИНФРА-М, 1996.



5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Отсутствуют.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Отсутствует.

Рабочая программа дисциплины

«ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»
(ГОС – 2000)

Подписано в печать 18.01.2006. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл.печ.л. 0,69. Уч.-изд.л. 0,74. Тираж 50 экз. Заказ № 10-р.

____________________________________________________________________

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconОбразовательная программа, реализуемая вузом по специальности 080502....
Образовательная программа, реализуемая вузом по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного...

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Объектом дисциплины «Организация производства на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» являются предприятия и организации...

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconВлияние социально-экономических факторов на развитие ресурсного потенциала...
Работа выполнена на кафедре «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» Института туризма и гостеприимства (г....

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconДисциплина: «Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства» Форма обучения
Дисциплина: «Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства»

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconБизнес-планирование в туризме и индустрии гостеприимства
«Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства», по направлению подготовки

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины: 36 10. 1Литература 36...
«Организация гостиничного хозяйства в зарубежных странах» составлен в соответствии с программой дисциплины по специальности 080502...

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconРабочая программа по дисциплине дс. 02. 11. Экономика международного и отечественного туризма
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры сервиса, туризма и связей с общественностью

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconРабочая программа учебной дисциплины экономика гостиничного, ресторанного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconСостояние и перспективы развития гостиничного бизнеса Республики Армении
Институт туризма и гостеприимства, филиал фгоувпо российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

Рабочая программа дисциплины «экономика туризма и гостиничного хозяйства» iconРабочая программа дисциплины
Цель дисциплины – сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма и компетенции...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную