Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика»






Скачать 358.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика»
страница1/4
Дата публикации09.07.2016
Размер358.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра экономики и социальной работы

«Утверждаю»

заведующий кафедрой, д.э.н., профессор

Н.П. Иванов

____________________

«___» ________200__г.
Методические рекомендации к лекциям

по дисциплине «Макроэкономика»

направление подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)

форма обучения очная

Ставрополь

2015
ЛЕКЦИЯ 1. ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Цели лекции:

  1. обучающая – изучение теоретических основ и методологических подходов к изучению последствий государственного долга;

  2. развивающая – расширение представлений студентов о способах финансирования бюджетного дефицита;

  3. воспитательная – формирование критичного отношения к проблеме измерения дефицита государственного бюджета и величины государственного долга.


Задачи лекции:

- рассмотреть основные способы финансирования бюджетного дефицита;

- познакомиться с моделями платежеспособности по внутреннему и внешнему долгу;

- изучить проблемы измерения дефицита государственного бюджета и величины государственного долга;

- рассмотреть относительные условия платежеспособности с учетом роста реального выпуска и сеньоража;

- овладеть навыками оценки платёжеспособности и анализа факторов, влияющих на платежеспособность России.
Формируемые компетенции:

- способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
Учебные вопросы лекции:




Введение

1.

Способы финансирования бюджетного дефицита. Традиционный взгляд на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия государственного долга в открытой экономике. Гипотеза Барро-Рикардо.

2.

Связь моделей межвременного выбора И. Фишера, жизненного цикла Ф. Модильяни, постоянного дохода М. Фридмана и гипотезы Барро-Рикардо. Критика гипотезы Барро-Рикардо.

3.

Проблемы измерения дефицита государственного бюджета и величины государственного долга: неучтенные и обусловленные обязательства; бюджетирование капитала.

4.

Влияние инфляции: эффект Оливера-Танзи, инфляционный налог, эффект Д. Патинкина. Оценка скорректированной величины государственного долга России.

5.

Модели платежеспособности по внутреннему и внешнему долгу: «жесткие» и «относительные» условия платежеспособности.

6.

Жесткие условия для одного периода и межвременное бюджетное ограничение. Относительные условия платежеспособности с учетом роста реального выпуска и сеньоража.

7.

Особенности внешнего долга.

8.

Относительные условия платежеспособности с учетом роста реального выпуска и реального валютного курса, основанные на текущих доходах и доходах будущих периодов.

9.

Сравнительный анализ различных способов финансирования государственного долга

10.

Анализ факторов, влияющих на платежеспособность России. Эконометрические оценки платежеспособности России.




Заключение


Рекомендуемая литература:

Основная

1. Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций [Электронный ресурс]: учебник / Г. П. Журавлева; под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д.э.н. Г.П. Журавлевой. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2014. – 920 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394012907.html

2. Родионова, В. Г. Макроэкономика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Г. Родионова. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. – 206, [2] с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785703837733.html

3. Столяров, В. И. Экономика [Текст]: учеб. / В. И. Столяров. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 512 с. – 302 экз.
Дополнительная литература

1. Бомол, У.Дж Экономикс. Принципы и политика [Электронный ресурс]: учебник / У. Дж. Бомол., А. С. Блайндер.- М.: Юнити-Дана, 2012. – 904 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/169587

2. Елисеев, А. С. Экономика: Бизнес-курс МВА [Электронный ресурс / А.С. Елисеев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2012. – 498 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394019272.html

3. Кузнецов, Б.Т Макроэкономика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б. Т. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2012. 463 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149299

4. Миропольский, Д. Ю. Основы теоретической экономики. Теория альтернативных хозяйственных систем [Текст] : учеб. для вузов / Д. Ю. Миропольский, И. А. Максимцев, Л. С. Тарасевич. – СПб. : Питер, 2014. – 512 с. – 1 экз.

5. Райзберг, Б.А. Прикладная экономика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – 2-е изд. (эл.). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 318 с.: – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785996322633.html

6. Харвей, Дж Современная экономическая теория [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Дж. Харвей. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 730 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/169610

7. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. А.А. Кочеткова. – М.: Дашков и К., 2011. – 696 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114405
Вид лекции – вводная информационная.

Продолжительность лекции – 2 часа.




Введение

- 5 мин.

1.

Способы финансирования бюджетного дефицита. Традиционный взгляд на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия государственного долга в открытой экономике. Гипотеза Барро-Рикардо.

- 10 мин.

2.

Связь моделей межвременного выбора И. Фишера, жизненного цикла Ф. Модильяни, постоянного дохода М. Фридмана и гипотезы Барро-Рикардо. Критика гипотезы Барро-Рикардо.

- 10 мин.

3.

Проблемы измерения дефицита государственного бюджета и величины государственного долга: неучтенные и обусловленные обязательства; бюджетирование капитала.

- 10 мин.

4.

Влияние инфляции: эффект Оливера-Танзи, инфляционный налог, эффект Д. Патинкина. Оценка скорректированной величины государственного долга России.

- 10 мин.

5.

Модели платежеспособности по внутреннему и внешнему долгу: «жесткие» и «относительные» условия платежеспособности.

- 5 мин.

6.

Жесткие условия для одного периода и межвременное бюджетное ограничение. Относительные условия платежеспособности с учетом роста реального выпуска и сеньоража.

- 10 мин.

7.

Особенности внешнего долга.

- 5 мин.

8.

Относительные условия платежеспособности с учетом роста реального выпуска и реального валютного курса, основанные на текущих доходах и доходах будущих периодов.

- 10 мин.

9.

Сравнительный анализ различных способов финансирования государственного долга

- 5 мин.

10.

Анализ факторов, влияющих на платежеспособность России. Эконометрические оценки платежеспособности России.

- 5 мин.




Заключение

- 5 мин.



Оснащение лекции: мультимедийная презентация

Аннотация лекции

Введение

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности Рос- сии в долгосрочном периоде Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности
1. Способы финансирования бюджетного дефицита. Традиционный взгляд на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия государственного долга в открытой экономике. Гипотеза Барро-Рикардо

В случае когда расходы правительства превышают налоговые поступления, возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита.

1. Финансирование за счет налогов. Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера Кроме того, по мнению некоторых экономистов, существуют вполне объективные границы увеличения налоговых доходов.

2 Денежное финансирование. Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой ускорение инфляционных процессов В законодательствах многих стран запрещено или ограничено заимствование у Центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.

3. Продажа активов. Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае в конце концов будут проданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся Происходившая в России в 1992-1995 гг. приватизация государственных предприятий и продажа части золотого запаса могут служить примерами подобного финансирования бюджетного дефицита

4. Долговое финансирование. Правительство, обычно через посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга Общий объем непогашенных государственных облигаций образует государственный долг

Традиционный подход к оценке последствий государственного долга сформулирован в рамках схемы неоклассического синтеза в работе. Он интегрирует взгляды экономистов классического и кеинсианского направлений и подразумевает обсуждение положительных и отрицательных последствий государственного долга в экономике. В качестве положительных последствий отмечается его стимулирующий эффект для закрытой и большой открытой экономик в краткосрочном периоде, в качестве отрицательных – вытеснение инвестиций и чистого экспорта в кейнсианских моделях и уменьшение экономического потенциала в классических. Обсуждение краткосрочных и долгосрочных последствий государственного долга с позиций традиционного подхода осуществляется при помощи IS-LM анализа. Проведем его для открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала. Увеличение бюджетного дефицита, вызванное, например, снижением налогов, приведет к росту располагаемого дохода, а следовательно, и объема потребления. Увеличение потребительского спроса на товары и услуги в краткосрочном периоде вызовет рост объема производства (кривая IS сдвигается вправо вверх). Реальная ставка процента повысится, так как возросший доход повысит спрос на деньги. Тогда при прежней ставке процента спрос на деньги превысит реальные запасы денежных средств. Ставка процента возрастет. Повышение ставки процента приведет к снижению инвестиций и притоку капитала из-за рубежа, что увеличит обменный курс. В результате чистый экспорт упадет.

Согласно гипотезе Барро-Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики.

Идея Р. Барро состоит в следующем. Если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг. Рациональный потребитель понимает, что снижение налогов сегодня означает их увеличение в будущем, т. е. рассматривает возникшее увеличение дохода как временное и поэтому не увеличивает потребление, а сберегает образовавшийся излишек для выплаты в будущем возросшего налога. Таким образом, снижение государственных сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет. Изменения в бюджетно-налоговой политике могут повлиять на макроэкономические показатели, только если государство объявит о будущем снижении государственных расходов. Тогда потребители, ожидая соответствующего снижения налогов в будущем, могут уже сегодня увеличить объем потребления.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа...

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические рекомендации к лекциям по дисциплине «Стратегия и тактика...
Ок-2 готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические рекомендации по выполнению расчётно-аналитической работы...
«Анализ рисков и экономическая безопасность», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
...

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «макроэкономика»
Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» 1-е изд. / Под ред. Ю. В. Матвеева и О. В. Трубецкой....

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой...
«Банковское дело и рынок ценных бумаг», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Государственные...

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» / Академия труда и социальных отношений. Курган,...

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconМетодические рекомендации по проведению деловых игр курс «Макроэкономика»
Рецензенты: Г. В. Будкевич, доцент кафедры макроэкономика, кандидат экономических наук; П. В. Арефьев, доцент кафедры макроэкономика,...

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconПояснительная записка. Методические рекомендации по дисциплине «Документационное...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения

Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «Макроэкономика» iconКафедра политической экономии учебно-методические материалы по курсу: макроэкономика
Тараасевич Л. С. Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. М. Юрайт, 2006 Гл. 1 Кадомцева С. В., Леонова Т. Г., Миклашевская...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную