Состав и структура расходов государственного бюджета России






Скачать 120.31 Kb.
НазваниеСостав и структура расходов государственного бюджета России
Дата публикации09.07.2016
Размер120.31 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Состав и структура расходов государственного бюджета России.

Расходы бюд­жета представляют экономические отношения, которые возни­кает между государством, с одной стороны, и предприятиями, ор­ганизациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и ис­пользования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фон­да.

Формирование расходов базируется на следующих принципах:

  • единые методологические основы;

  • существующие нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
    органы местного самоуправления имеют право увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг, в соответствии с имеющимися своими финансовыми возможностями.

Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, свя­занные с финансированием материального производства и с со­держанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально ана­лизировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

2) по функциональному назначению — на расходы на финан­сирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера – капитальные расходы.

Основная часть средств приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы – это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают капитальные вложения в ос­новные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.

В условиях перехода на рыночные отношения структура рас­ходов федерального бюджета претерпевает существенные измене­ния — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вло­жения.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финан­сирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономи­ки продолжает сохранять свое важное значение.

Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Фе­дерации на 2002 г. Данные приведены в таблице №2.


Всего расходов

1871871,1

в том числе



Государственное управление и местное самоуправление

56670,6

Судебная власть

18857

Международная деятельность

46653,8

Национальная оборона

281969,7

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

165999,4

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

29396,9

Промышленность, энергетика и строительство

53371,3

Сельское хозяйство и рыболовство

22267,6

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

9613,5

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

5304,3

Развитие рыночной инфраструктуры

20

Жилищно-коммунальное хозяйство



Предупреждение и ликвидация последствий

8400,7

Образование

78124,1

Культура, искусство и кинематография

10146,5

Средства массовой информации

9890,8

Здравоохранение и физическая культура

30694,9

Социальная политика

406250,5

Обслуживание государственного и муниципального долга

289734,3

Пополнение государственных запасов и резервов

527,3

Финансовая помощь бюджетам других уровней

245353,7

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

10230,3

Мобилизационная подготовка экономики

500

Исследование и использование космического пространства

9712

Расходы на проведение военной реформы

16545

Дорожное хозяйство

54519,4

Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды

11117,5



Структура расходов в федеральном бюджете на 2002 год.



Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:

государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

финансирование:

  • социально-культурных мероприятий,

  • обороны страны,

  • правоохранительной деятельности,

  • международного сотрудничества,

  • погашение и обслуживание государственного долга;

  • финансовая поддержка регионов.

Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отрасле­вые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осу­ществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

  1. К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содер­жание соответствующих органов государственной власти и мест­ного самоуправления — представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

  1. Расходы на судебную власть, правоохранитель­ную деятельность и обеспечение безопасности государства охваты­вают средства, необходимые для содержания органов прокурату­ры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

3. В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансо­вая поддержка по комплексному переустройству аграрного сек­тора. В этих целях средства направляются на проведение зе­мельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жи­лищное строительство на селе, возведение объектов здравоохра­нения, школ, строительство дорог, строительство и реконструк­цию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленно­сти, рыболовецкого флота.

Использование бюджетных средств для финансирования ка­питальных вложений ограничивается задачами общегосударст­венного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущест­венное направление состоит в создании относительно неболь­ших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации послед­ствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.

Правительством РФ приняты решения: о реструктуризации до 2005 г. долга предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд, предоставленных предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов РФ, распо­ложенных в Дальневосточном регионе, средств на компенсацию тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности федерального бюджета по ссудам субъектам РФ, сельское хозяйство которых пострадало от засухи.

4. Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культу­ру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гаранти­руется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наи­менее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увели­чению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядоче­нию заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расхо­дов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

5. Часть бюджетных средств направляется на оборону. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержа­ния боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищен­ности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и ря­дом других причин. В 2002 году расходы на оборону составляют 15% от общей суммы расходов Федерального. Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кре­дита по перепрофилированию оборонных предприятий на вы­пуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечест­венных и иностранных инвесторов.

6. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 1,5 % от общей суммы расходов Федерального бюджета на 2002 г.

7. Расходы на международную деятельность включают затра­ты по неторговым операциям (содержание российских учрежде­ний и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финан­сирование затрат в сфере международной деятельности охватыва­ет международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

8. Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (до 25,7% к общему объему расходов 2001года и 15,7% к общему объему расходов 2002года) и по расходам на фи­нансовую поддержку территорий (до 13% к общему объему расхо­дов федерального бюджета). Увеличение расходов по государст­венному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга.

В составе капитальных расходов федерального бюджета формируется бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом. Он исполь­зуется для кредитования, инвестирования и гарантийного обес­печения инвестиционных проектов.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности и др.

Средства бюджета развития направляются на финансирова­ние инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности; исполнение обязательств Правительства РФ по пре­доставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджет­ного финансирования, к основным принципам которого относятся:

1) достижение максимального эффекта при минимальных затратах;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

4) безвозвратность бюджетных ассигнований. Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Пра­вительства РФ на выполнение целевых программ развития.

В области расходов бюджета имеют место сущест­венные недостатки: бюджетные средства используются недоста­точно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не ре­шают многих насущных проблем социальной политики. Не ор­ганизовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. В связи с этим выделяют основные задачи в области государственных расходов:

  1. сократить число федеральных целевых программ, т.е. обеспе­чить концентрацию средств бюджета на наиболее эффек­тивных и социально значимых проектах.

  2. снизить расходы на содержание государственного аппарата;

  3. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого фи­нансирования проектов;

  4. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концен­трируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

  5. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

  6. усилить контроль за использованием бюджетных средств;

  7. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование и др.

В практическом использовании бюджетных отношений существуют три возможные состояния бюджетного фонда - дефицитный, профицитный и сбалансированный. Они отражают различное соот­ношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюд­жетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положитель­ное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным яв­ляется бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в про­цессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Де­фицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выра­жает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании го­сударством денежных средств сверх имеющихся бюджетных дохо­дов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюд­жетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, уве­личивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Состав и структура расходов государственного бюджета России iconЭкзаменационные билеты по экономике Билет №1
Понятие государственного бюджета. Источники доходов и статьи расходов государства">


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru