Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент»






Скачать 295.34 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент»
страница1/3
Дата публикации19.01.2015
Размер295.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
e.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По специальности 080507 – «Менеджмент организации»

По направлению: 080500 – «Менеджмент»

Калининград – 2010 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История экономики» предназначен для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» и бакалавров, обучающихся по направлению: 080500 – «Менеджмент». Дисциплина относится к ГСЭ и

изучается в 1 семестре.

    Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника.



1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «История экономики» является формирование у будущих менеджеров знаний о хозяйственном опыте, накопленном в результате хозяйственной деятельности человеческого общества на различных стадиях развития.
Задачи курса:

  • формирование у студентов исторически обоснованного видения современного состояния российской и мировой экономики;

  • углубление знаний об особенностях российской экономики, ее специфике по сравнению с экономикой других стран;

  • рассмотрение этапов эволюции экономической политики, форм и способов целенаправленного воздействия государства на экономическую жизнь общества;

  • выяснение взаимосвязи и взаимозависимости различных форм экономической организации и экономической политики.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

  • иметь представление: об основных тенденциях и особенностях

    развития социально-экономической структуры в основных странах и

    регионах мира, обращая особое внимание на изменение роли России в мировой системе хозяйства на различных этапах развития; о неэкономических (политических, культурных и др.) факторах, влияющих на хозяйственную деятельность; о причинах и факторах, стимулирующих или тормозящих экономическое развитие разных стран с древнейших времен до наших дней.

    знать: базовые понятия и термины, связанные с хозяйственной деятельностью, экономическими субъектами и институтами;

    закономерности развития и этапы становления мировой экономики, начиная с первобытнообщинного строя и до наших дней; основные этапы экономического развития России.

    уметь: сопоставлять историко-экономические события с точки зрения их хронологической последовательности, находить причинно-следственные связи между ними, объяснять характер их эволюции; самостоятельно интерпретировать и давать логичное объяснение экономическим явлениям и процессам, имевшим место в прошлом, находить причинно-следственные

    связи и извлекать опыт, необходимый для развития российской экономики;

    грамотно применять понятия и термины экономической истории в ходе дальнейшего обучения по специальности

1.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
«История экономики» относится к циклу Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В методическом плане она базируется на результатах освоения таких дисциплин ООП, как: философия, логика, русский язык и культура речи, культурология и отечественная история .

История экономики в системе экономических наук играет фундаментальную роль, так как дает материал для последующего анализа и обоснования новых экономических учений (концепций), создает наиболее благоприятные условия для комплексного системного подхода к изучению специальных экономических дисциплин. Особенно важное значение эта дисциплина имеет для экономической теории, где история мировой экономики выполняет следующие функции:

  • иллюстративную – примерами их истории мировой экономики подтверждается действие выведенных экономической теорией экономических законов;

  • критическую – экономической историей проверяется научность, правдивость теоретических обобщений и устанавливается хронологическая граница действия общественно-экономических законов.

Знание истории экономики позволит студентам успешно освоить финансовые и управленческие дисциплины.
1.4. . Формы контроля знаний студентов

  • Текущий контроль: посещение лекций и практических занятий.

  • Промежуточный контроль: после завершения аудиторных занятий студенты пишут контрольную работу по предложенной тематике. Работа сдаётся на проверку до начала сессии, её успешное выполнение является условием допуска к экзамену.

  • Итоговый контроль: в период сессии студенты сдают экзамен в форме тестирования.


2. Тематический план учебной дисциплины




п/п

Наименование разделов

и тем

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

1.

Основные черты

экономического развития древних цивилизаций



11,5


1

0,5


10

2.

Экономика стран Западной Европы в эпоху феодализма

11,5

1

0,5

10

3.

Особенности феодальной системы хозяйства в России

10

0,5

0,5

9

4.

Зарождение капиталистического хозяйства в странах Западной Европы

11,5

1

0,5

10

5.

Особенности формирования капиталистического хозяйства в России

10,5

1

0,5

9

6.

Индустриализация и капиталистическая модернизация

11

0,5

0,5

10

7.

Мировой экономический и социальный кризис 1914–1945 гг.

11,5

1

0,5

10

8.

«Перестройка» советской экономики и ее итоги (1985–1991 гг.)

10,5

1

0,5

9

9.

СССР — Россия: смена модели экономического развития в 90-е гг. XX века. Основные направления развития в начале XXI века

11

1

-

10




ИТОГО:

90

8

4

78

3. Содержание курса

3.1 Лекционные занятия:
Тема 1. Основные черты экономического развития древних цивилизаций
Основные этапы хозяйственной эволюции первобытного общества, их характеристика. Признаки первобытнообщинного строя. Община – главная хозяйственная форма первобытной эпохи. Первое крупное разделение труда и его значение для общественного производства. Второе крупное общественное разделение труда: предпосылки и следствия. Третье общественное разделение труда и вызванные им изменения в хозяйственной деятельности. Основные черты «неолитической революции». Бронзовый век. Железный век. Причины разрушения первобытнообщинного строя.

Разложение первобытнообщинного строя и особенности перехода различных народов к классовому обществу (рабовладению, феодализму).

Место Древнего Востока в мировой истории. Причина появления первых цивилизаций на Востоке. Рабовладельческие государства Древнего Востока. Свободные общинники.

Античная система хозяйства: предпосылки возникновения и основные характеристики. Основные этапы экономического развития античных государств. Экономическое развитие Древней Греции. Основные этапы экономического развития Древней Греции. Военная демократия Экономическое развитие Древнего Рима. Военные захваты и развитие

торговых связей. Особенности развития ремесла и торговли
Тема 2 .Экономика стран Западной Европы в эпоху феодализма

Возникновение и формирование феодальной экономики. Место

феодализма в мировой истории и его периодизация. Основные признаки феодализма. Специфические черты социально-политического строя феодального общества.

Роль общины в феодальной экономике. Система земельных отношений. Формы феодальной ренты. Типы феодального хозяйства. Основные хозяйственные формы эпохи феодализма: феодальное поместье, ремесленный цех, торговая гильдия.

Организация труда в феодальном поместье. Методы усиления эксплуатации крестьянского труда.

Хронологические границы и стадии развития феодализма в Западной Европе. Особенности феодальной экономики: Франции, Англии, Германии.

Аграрная экономика. Причина возникновения западноевропейских городов. Экономическая роль средневековых городов. «Коммунальные революции». Цеховая организация ремесла. (Отраслевая структура ремесла.)

Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капитализма.
Тема 3. Особенности феодальной системы хозяйства в России

Организация феодального хозяйства в Киевской Руси. Пути образования и функции древнерусских городов. Особенности организации ремесленного производства. Развитие внутренней и внешней торговли. Возникновение денежной системы. Истоки русского предпринимательства.

Формы хозяйствования и структура экономики в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Формы землевладения и эволюция отношений зависимости. Феодальная рента и ее виды. Торговля и денежное обращение.

Тема 4. Зарождение капиталистического хозяйства в странах Западной Европы

Великие географические открытия. Экономические предпосылки. Условия. События. Последствия Великих географических открытий. «Революция цен». Новые формы организации производства (мануфактуры). Формирование мирового рынка. Новые формы организации торговли (товарные биржи). Рождение колониальной системы.

Влияние Великих географических открытий на экономическое развитие Европы. Закономерности формирования капиталистической экономики

в Западной Европе. Особенности становления капиталистического

способа производства в Голландии. Переход к капиталистическому

хозяйству в Англии. Отличительные черты генезиса капитализма во

Франции и германских княжествах. Экономическая роль государства

в становлении индустриальной системы во Франции и Англии.
Тема 5. Особенности формирования капиталистического хозяйства в России

Особенности начального этапа первоначального накопления капитала в России. Аграрно-индустриальный тип российской экономики. Политические и экономические предпосылки петровских преобразований. Реформы Петра I и их последствия для социально-экономического развития страны.

Усиление вмешательства государства в экономику.

Крестьянское хозяйство в системе общинной организации: социальное расслоение или хозяйственное неравенство. Экономический строй русской мануфактуры. «Манифест о свободе предпринимательства». Ускорение темпов роста промышленности. Россия как мировой лидер металлургического производства.

Техническое состояние промышленной сферы экономики.

Торговля и денежное обращение. Развитие внутреннего рынка.

Отмена внутренних торговых пошлин.

Роль государства во внешней торговле России. Таможенная политика. Продолжение протекционистской политики в области внешней торговли. Развитие денежной системы. Выпуск бумажных денег как источник покрытия бюджетного дефицита. Внешние государственные займы.

Система государственных кредитных учреждений: сохранные казны, приказы общественного призрения, Государственный Заемный банк. Социально-экономическая политика Екатерины II. Секуляризация церковных земель. Укрепление экономического могущества дворянства.

Экономика России в конце XVIII – первой трети XIX вв. Складывание разрешительной системы предпринимательской деятельности. Сепаратное акционерное законодательство и развитие акционерных обществ. Становление биржевой системы. Значение реформы 1861 г. для развития капиталистических отношений.

Тема 6. Индустриализация и капиталистическая модернизация

История промышленного переворота и индустриализации. Промышленный переворот в Англии. Его хронология, главные направления и социально-экономические последствия. Особенности промышленного переворота в странах Европы, США и Японии. Финансовые источники капиталистической индустриализации.

Отраслевая структура экономики в эпоху промышленного капитализма. Новый этап в формировании международного разделения труда, развития мирового рынка. Деформация отраслевой структуры экономики колониальных и зависимых стран.

Темпы и характер экономического развития США между первой и второй буржуазной революциями. Причины отставания в уровне развития капитализма в континентальной Европе.

Факторы и особенности развития промышленности в России.

Социально-экономическая политика правительства России на рубеже

веков. Реформы С. Ю. Витте. Стабилизация финансовой системы.

Введение винной монополии. Протекционистские меры во внешней торговле. Железнодорожное строительство.Предпосылки и факторы активной роли государства в индустриализации.

Изменение структуры внутреннего рынка. Россия в системе международного рынка и конце XIX – начале XX вв.

Экономический подъем 1909–1913 гг. Капитализм в России и конце XIX – начале XX вв.: характер, уровень, направления эволюции. Специфические черты дореволюционной рыночной модели.
Тема 7. Мировой экономический и социальный кризис 1914–1945 гг.

Обострение борьбы за рынки продовольствия и сырья. Экономические последствия Первой мировой войны в странах - победителях и проигравших странах. Революция в России. Земельная реформа. Продразверстка.

Национализация промышленности. Послевоенное восстановление и

переход к НЭПу. Коллективизация и индустриализация.

Развитие экономики США. «Великий кризис» и «новый курс» Рузвельта. Послевоенная Германия. «Великий кризис» в Германии. Приход Гитлера к власти. Огосударствление германской промышленности. Подготовка к войне. Экономическое развитие Англии. Экономика английских колоний. Франция: социалистические правительства у власти.

Япония: военная диктатура и экономика.

Экономические предпосылки и последствия Второй мировой войны. Экономическая гегемония США после Второй мировой войны. Послевоенное восстановление народного хозяйства.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 080500 «Менеджмент»...
Мировая экономика: Учебно – методический комплекс./ Авт. – т. Р. Д. Власенко– Спб.: Ивэсэп, 20. – с

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 080500. 62 (521500)-Менеджмент...
Экономическая география: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Слободина Н. Д. Спб.: Ивэсэп, 2006. 68 с

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507,...
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconОдобрено умс управления факультета международный менеджмент Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» включает в себя тематический...

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 521500 «Менеджмент»...
Экономика предприятия: Учебно – методический комплекс./ Авт. – сост. Л. И. Смирнова, А. Б. Смирнов. – Спб.: Ивэсэп, 2004. – с

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080500 (061100) «менеджмент...
Учебно-методический комплекс по «Деловому английскому языку» Авт сост. Р. С. Горская. – Спб.: Спбивэсэп, 2006

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconПрограмма комплексного государственного экзамена для специальности...
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, с учетом требований учебного плана, рекомендаций Учебно-методического...

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconУчебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному...
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» По направлению: 080500 «Менеджмент» iconПрограмма утверждена в 2010 году. Переиздана в 2013 году рабочая...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную