Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования»






Скачать 428.64 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования»
страница1/3
Дата публикации03.07.2016
Размер428.64 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

ЭКОНОМИКА
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины

по программам бакалаврской подготовки
022000.62 «Экология и природопользование»


Владивосток Издательство ВГУЭС
2014

ББК 65.9(2) 28


Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 «Экология и природопользование» на базе ФГОС ВПО.
Составитель: Филичева Т.П., канд. геогр. наук, доцент кафедры менеджмента

Утверждена на заседании кафедры менеджмента, протокол №14 от 15.03.2011 г. Редакция 2014 г., протокол кафедры №18 от 13.05.2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС, протокол №2 от 29.05.2014 г.

.


© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014
2

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологические проблемы занимают все более важное место в системе мировых приоритетов. Часто преобладает тра-диционно «узкий» подход к экономике природопользования. При этом в центре внимания оказываются две проблемы: рациональное использо-вание природных ресурсов и охрана окружающей среды. Решение мно-гих экологических проблем возможно только в рамках всей экономики в целом. Только разобравшись в сложившихся экономических структу-рах, особенностях функционирования отраслей, можно сформировать эффективную эколого-экономическую политику как в регионах так и в масштабах страны и экономические инструменты ее реализации. Со-временный макроэкономический подход к экономике природопользова-ния требует формирования иного эколого-экономического мышления в науке, исполнительных и законодательных структурах власти. Решаю-щие значения для разрешения противоречий между экономикой и при-родой имеет формирование устойчивого типа экономического развития.
Сейчас главной критической ситуацией является сложившийся техногенный природоразрушающий тип. И для решения многих стоя-щих перед экономикой страны задач необходима смена типов экономи-ческого развития. Данному вопросу уделено в дисциплине «Экономика природопользования» достаточно много внимания.
А также рассматриваются слабо изученные эколого-экономические проблемы, возникшие в условиях перехода к рыночной экономике: со-четание прямых и рыночных механизмов регулирования, определение экономической ценности и оценки природных благ, эффективности и платности природопользования и др.
Курс тесно связан с такими ранее изученными дисциплинами, как экономическая теория и макроэкономика, необходимыми для рассмот-рения теоретических и практических проблем экономики природополь-зования. Опираясь на целостный макроэкономический подход к анализу эколого-экономического развития страны можно по новому раскрыть само понятие природопользования.


3

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью настоящего курса дать необходимые знания экономических основ взаимодействия общества и природы, познакомить студентов с экономическими проблемами рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Основные задачи – научить определять экономическую ценность природных ресурсов, эффективность природопользования, дать оценку экологического воздействия и ущерба, выстраивать приоритеты и цели при разработке экологизации экономического развития.
1.2. Связь с другими дисциплинами
«Экономика природопользования» как учебная дисциплина в сис-теме подготовки специалистов базируется на знании основ статистики, основ экономики и бухгалтерского учета.


  1. Компетенции, которые должен приобрести студент

      • результате изучения дисциплины




    • результате изучения курса молодой специалист должен уметь верно ориентироваться в механизме взаимодействия общества и приро-ды. Научиться использовать рыночные инструменты в природопользо-вании, сочетать прямые и рыночные механизмы регулирования приро-допользования, овладеть методами определения экономической эффек-тивности и платности природопользования и создания системы стиму-лирования природоохранной деятельности.


В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции:


ООП

Вид компетенций

Компетенции

022000..62, Экология и природопользование. Экология и природопользование

Профессиональные

ПК-6 знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования

ПК-7 знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности


В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, владения:


ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

022000..62, Экология и природопользование. Экология и природопользование

ПК-6

Умения:

излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

учитывать важную роль предпринимательства в природопользовании и устойчивом развитии

Владение

навыками оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду; определения экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий

ПК-7

Умения

оценивать показатели состояния функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявлять причины изменения этих показателей и оценивать последствия таких изменений

































































1.4.Объем и сроки изучения курса
Дисциплина «Экономика природопользования» преподается сту-дентам очной формы обучения специальностям «Экология», в объеме 100 часов (в том числе 34 часа – лекции, 17 часов – практических занятий), 16 часов интерактивных занятий.
Интерактивные формы


№ темы

Название

Интерактивная форма

Часы



Устойчивое развитие

Деловая игра: расчет зависимости функций устойчивого развития от фак-торов: трудовых ресурсов, созданного капитала, средств производства, природных ресурсов, институционального фактора.

2



Природоемкость на макроуровне

Решение задач: Расчет показателя природоемкости на макроуровне

2



Природоемкость на отраслевом уровне

Кэйс: расчет показатели природоемкости на отраслевом уровне.

2



Природная ресурсоотдача

Решение задач: расчет показателя природной ресурсоотдачи.

2



Загрязнение атмосферы

Решение задач: расчет показателей за загрязнение атмосферы

4



Природные платежи

Деловая игра: расчет платежей за сбросы в водные ресурсы

4

Всего:

16



15


    1. Техническое и программное обеспечение


дисциплины
Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной презен-тационным оборудованием. Особых требований к техническому и про-граммному обеспечению практических занятий нет.


4

    1. Основные виды занятий




  • особенности их проведения при изучении дисциплины


Лекции читаются в потоке с использованием презентации. Практи-ческие занятия и семинары проводятся раз в две недели. На занятиях решаются задачи, выполняются тесты, обсуждаются важные вопросы, заслушиваются рефераты, проводятся деловые игры. Самостоятельная работа заключается в выполнении заранее заданной темы или подготов-ке реферата.
Промежуточный контроль осуществляется при помощи оценки вы-полнения контрольных работ, тестов, решения задач, подготовки рефе-ратов. Итоговая оценка формируется в баллах, включает результаты промежуточного контроля и сдачи экзамена в электронном виде.


5

    1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




  1. Перечень тем лекционных занятий


Разделы курса
В структуру курса входят четыре взаимосвязанных раздела:

Раздел I. Экономическое развитие и экономический фактор Раздел II. Переход от техногенного к устойчивому типу развития Раздел III. Экономические механизмы экологизация экономики
Раздел IV. Международный опыт и сотрудничество в решении эко-номических проблем
Темы лекционных курсов
Введение курса. Основные понятия: природная среда, природные ресурсы, природопользование. Классификация природных ресурсов и ее критерии: исчерпаемость, заменимость, собственность, использование.
Роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах.
Характеристики природных благ: общественные блага, совместное потребление, неисключимость. Антропогенное воздействие на природу и его результаты.
Контрольные вопросы:


  1. Какие вопросы изучает экономика природопользования?




  1. Дайте определение основанных понятий экономики природо-пользования: природной среды, природных ресурсов, природных усло-вий. Проанализируйте их взаимосвязь.




  1. Какие критерии классификаций природных ресурсов сущест-


вуют?


  1. Приведите примеры природных ресурсов, выделяемых по кри-терию использования.




  1. Приведите примеры влияния природных ресурсов на экономи-ческое развитие различных стран на разных исторических этапах.


Тема 1. Учет экологического фактора в экономических системах
Три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусствен-но созданные средства производства, природные ресурсы. Техногенный тип экономического развития, его особенности. Модели технического типа: фронтальная экономика, концепция охраны окружающей среды. Теория эктопии. Глобальные экономические проблемы: изменение кли-мата, истощение озонового слоя, сокращение биоразнообразия, обезле-сение, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового


6

океана. Связь глобальных экономических проблем с другими пробле-мами: демографической, продовольственной и. др. Форма антропоген-ного воздействия на окружающую среду.
Концепции мирового развития в связи с экономическими ограни-чениями. Социальные и экономические проблемы в докладах Римскому клубу.
Контрольные вопросы:


  1. Какие факторы лежат в основе экономического развития?




  1. В чем заключаются функции природного капитала?




  1. Назовите характерные черты техногенного типа экономическо-го развития.




  1. Какую экономическую систему называют «фронтальной эконо-микой»?




  1. Объясните причины появления концепции охраны окружающей


среды.


  1. Перечислите глобальные экологические проблемы, объясните причины их возникновения.




  1. Как интерпретируются экологические проблемы в докладах Римскому клубу.


Тема 2. Устойчивое экономическое развитие
Определение устойчивого развития, его основные черты. Экономи-ческие аспекты устойчивого развития. Экономические приоритеты ус-тойчивого развития. Производственная функция экономического роста в рамках концепции устойчивого развития. Понятие слабой и сильной устойчивости в связи с взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью различных видов капитала (человеческого, физического, природного). Понятие критического природного капитала. Индикаторы устойчивого развития. Система экономико-экономического учета. Показатель «ис-тинных сбережений».
Контрольные вопросы:
1. Дайте экономическую трактовку определению устойчивого раз-вития.
1. Проанализируйте этапы становления концепции устойчивого развития.
1. В чем заключается различия между слабой и сильной устойчи-востью?
1. Объяснения значения производственной функции экономиче-ского расчета в рамках концепции устойчивого развития.

1. Назвать критерии устойчивого развития.
1. Какие существуют подходы к разработке индикаторов устойчи-вого развития?

1. В чем заключается суть «истинных сбережений»?


7

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» составлена в соответствии с требованиями ооп: 020801. 65 «Экология»...

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconПрограмма по дисциплине «Экономика природопользования»
Программа по дисциплине «Экономика природопользования» для студентов экономического факультета по специальности– 080502. 65 «Экономика...

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономка природопользования»...
Экономика природопользования [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 20 с

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа по дисциплине опд. В. 03. Экономика природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа по дисциплине гсв. В. 03. Экономика природопользования
Рабочая прграмма утверждена на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа дисциплины экономика природопользования направление подготовки
Дисциплина «Экономика природопользования» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла и является...

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа по экономике природопользования специальность 080111 Маркетинг
Рабочая программа дисциплины экономика природопользования регионального компонента цикла опд по специальности Маркетинг и составлена...

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика природопользования...
Основной целью изучения дисциплины «Экономика природопользования и природоохранной деятельности» заключается в формировании знаний...

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа по дисциплине в экономика и прогнозирование промышленного природопользования
По профилю подготовки Безопасность жизнедеятельности в техносфере; Охрана природной среды и ресурсосбережение

Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» iconРабочая программа по дисциплине сд. 07. Экономика и прогнозирование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную