Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ






Скачать 126.17 Kb.
НазваниеТопливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ
Дата публикации01.07.2016
Размер126.17 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
ТОПЛИВнО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИй КОМПЛЕКС

каК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ,

доктор технических наук

В. В. БУШУЕВ

(журнал «Энергия: экономика, техника, экология», №3, 1995, стр. 2–6)
ЭНЕРГОРАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗРАСТАЕТ
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) имеет важнейшее значение для экономики и безопасности России. ТЭК непосредствен­но влияет на жизнедеятельность населе­ния и материальное производство, обеспе­чивает значительную часть валютных пос­туплений страны. Доля ТЭК в экономике России по балансу 1993 г. составила: в общем объеме промышленной продук­ции — более 25 %, в доходной части федерального бюджета — 38 % (в том числе в промышленности — 62 %).

Несмотря на то, что потенциальные ре­сурсы и промышленные запасы топлива России в обозримом будущем вполне до­статочны для обеспечения собственных потребностей, из-за распада СССР и нарас­тания общеэкономического кризиса в Рос­сии состояние ТЭК крайне неблагополуч­но, что ведет не только к утрате позиций России на мировом рынке, но и угрожает надежности внутреннего энергоснабжения. Особенно резко упала добыча нефти с газовым конденсатом — за 1991—1993 гг. на 161 млн. т. В 1994 г. ожидается сокра­щение еще на 32 млн. т, то есть в 1994 г. уровень добычи составит лишь 62 % от 1990 г. В ближайшие годы ожидается продолжение общего спада. Состояние дей­ствующих мощностей отраслей ТЭК стано­вится критическим. Исчерпали свой про­ектный ресурс более половины оборудова­ния угольной промышленности, 30 % га­зоперекачивающих агрегатов, свыше 50 % износа имеют более 50 % оборудова­ния в нефтедобыче, в нефтепереработке износ фондов более 80 %, в электроэнергетике в ближайшее пятилетие отработает проектный ресурс половина электростан­ций страны.

Крайне негативно сказываются на дея­тельности ТЭК неплатежи потребителей, которые превысили к 1 сентября 1994 г. 37 трлн. руб., в то время как предприятия ТЭК должны своим поставщикам около 28,5 трлн. руб. Судьба предприятий ТЭК во многом будет зависеть от эффективно­сти правительственных мер, связанных со смягчением кризиса неплатежей: выпла­ты государственных задолженностей бюд­жетным предприятиям-потребителям энер­горесурсов, совершенствования вексельной системы оплаты и др.

Критическое финансовое положение от­раслей ТЭК, острый дефицит инвестиций в ТЭК, ухудшение состояния подготовлен­ной к разработке сырьевой базы, высокий уровень энергоемкости в России, сокраща­ющийся экспортный потенциал ТЭК — вот далеко не полный перечень факторов, составляющих угрозу энергетической без­опасности России.

Одной из важнейших причин неконку­рентоспособности отечественной продукции на мировом рынке является ее высокая энергоемкость, которая, несмотря на воз­росшие цены на энергоносители, не толь­ко не понижается, но в большинстве слу­чаев даже возрастает. Мнение о том, что именно рост цен на электрическую и теп­ловую энергию приводит к падению объ­емов производства продукции, не подтвер­ждают цифры, приводимые Госкомстатом России. Так, физический объем производ­ства промышленной продукции в I кварта­ле 1994 г. сократился по сравнению с I кварталом 1993 г. на 24,9 %, при этом потребление электроэнергии промышлен­ностью снизилось лишь на 13,3 %. Таким образом, падение объемов производства, как и в предыдущие периоды, в 1,8—1,9 раза больше сокращения потребления электроэнергии. Проводимые обследования выявляют наличие значительных непро­изводительных расходов тепловой и элек­трической энергии. Непроизводительный расход электрической энергии в 1994 г. почти в 5 раз (!) выше уровня потерь 1991 г. Энергорасточительность во всех сферах производства и быта обуславливает дополнительную нагрузку на ТЭК в объ­еме 250 млн. т у. т.

Действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию, таким образом, не стимулируют повышение эффективности энергопользования.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Мировой опыт последних десятилетий показал, что интенсификация энергосбе­режения невозможна без кратного увели­чения цен на энергию. Соотношение же внутренних и мировых цен на энергоре­сурсы у нас остается на недопустимо низ­ком уровне. Так, соотношение цен на нефть в сентябре 1994 г. было 28,9 % (против 46,1 % в марте того же года). Неудиви­тельно в этой связи, что дизельное топли­во, предназначенное для работы автотрак­торной техники, сжигается в котельных установках, значительное количество дру­гих нефтепродуктов также сжигается либо еще хуже — сливается в водоемы, загряз­няя окружающую среду.

В этих условиях проблема рационально­го использования природных энергетиче­ских ресурсов и устойчивого энергоснаб­жения потребителей обретает государствен­ное значение. Была образована Межведом­ственная комиссия по разработке комплексной топливно-энергетической про­граммы Российской Федерации на период до 2010 г. Программа «Энергетическая стратегия России», определяет и ранжи­рует цели, приоритеты, направления и средства региональной и технической по­литики развития ТЭК исходя из общих интересов экономики и социальных при­оритетов энергоснабжения потребителей. Цель программы — достижение среднеев­ропейских по уровню потребления и экологической безопасности условий жизни населения. Новая энергетическая полити­ка предусматривает в качестве стратеги­ческого направления социальную переори­ентацию ТЭК на приоритетное энергоснаб­жение населения, сельского хозяйства и коммунально-бытовой сферы за счет сни­жения энергопотребления в тяжелой про­мышленности, структурную перестройку энергопроизводящих отраслей с ориента­цией на «газовую паузу» и углубление переработки природных энергоресурсов, диверсификацию видов используемой энер­гии и структуры энергоисточников, обес­печивающую демонополизацию производ­ства, а также обеспечение баланса интере­сов потребителей и энергоснабжающих компаний, регионов и Федерации в целом.

Федеральные энергетические системы — газоснабжающая и электроэнергетическая, обеспечивающие эффективную интеграцию систем энергоснабжения регионов, форми­рование конкурентного внутреннего рын­ка и достойное участие на внешнем энер­гетическом рынке, будут по-прежнему являться основой развития российской энергетики.

Исходя из необходимости сохранения и укрепления энергетической независимос­ти России, основные приоритеты государ­ственной энергетической политики Рос­сийской Федерации можно сформулиро­вать как:

  • преодоление спада в производстве первичных топливно-энергетических ресур­сов;

  • обеспечение устойчивого снабжения народного хозяйства и населения страны всеми необходимыми видами энергоноси­телей;

  • снижение техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду;

— сохранение экспортного потенциала ТЭК, создание условий для расширения внешних рынков сбыта продукции.

Однако в отличие от прежней ориента­ции на крупномасштабное наращивание производства энергетических ресурсов, высшим приоритетом Энергетической стра­тегии России является повышение эффек­тивности энергопотребления и энергосбе­режение.

Отдавая приоритет повышению энерго­эффективности предприятий, мы в значи­тельной степени сможем «разгрузить» инвестиционную составляющую, необхо­димую для поддержания объемов добычи топливно-энергетических ресурсов страны, не говоря о том, что энергосбережение позволит на 15—20 % уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

Главной задачей и направлением энер­госбережения должна стать структурная перестройка энергопотребляющих отрас­лей, которая обеспечит прекращение ро­ста энергоемкости валового национально­го продукта к 1997 г. и снижение энерго­емкости ВНП на 20—25 % к 2010 г. Половину общего эффекта энергосбереже­ния (потенциал которого поставляет более 1/3 всего объема энергопотребления) пред­полагается достичь именно за счет перехо­да на менее энергоемкие технологии и производства.

Это относится, прежде всего, к крупным предприятиям, доля которых в потребле­нии энергии выше, чем в выпуске продук­ции. Организация постоянного энергети­ческого контроля и разработка мер воз­действия на такие предприятия позволят обеспечить надзор за рациональным ис­пользованием почти 70 % топлива и энер­гии, потребляемых промышленностью.

Свыше 60 % конечных энергопродуктов расходуется в промышленности на произ­водство конструкционных материалов, и переход к менее материалоемким произ­водствам представляет собой значитель­ный резерв энергосбережения.

Важнейшим этапом перестройки пред­приятий должно стать массовое оснаще­ние всех потребителей средствами учета, контроля и регулирования всех видов за­трачиваемых энергоресурсов.

Я перечислил лишь главные возможно­сти, связанные с проведением активной энергосберегающей политики, не затронув безотходных производств, совершенство­вания структуры транспортных перевозок и др. Мировой опыт свидетельствует о недостаточности только ценовых импуль­сов для проведения эффективной энерго­сберегающей политики. Необходимы до­полнительные экономические и норматив­ные меры, а также большая информаци­онная и пропагандистская работа для того, чтобы на смену энергорасточительству пришло энергосбережение.

Необходимо отметить, что политика энер­госбережения является приоритетной во всех без исключения странах с развитой экономикой, а в ряде стран ей присваива­ется высший приоритет (в Австрии, Да­нии, Ирландии, Италии, Швеции).

В апрельском номере журнала ЕсоЕnеrgy за 1994 г. отмечалось, что соотношение инвестиций в энергосбережение и затрат, необходимых для выработки такого же количества энергии, равняется 1 : 8. Пола­гаю, с нашими резервами энергосбереже­ния это соотношение еще больше. В усло­виях практически полного развала инве­стиционной сферы ТЭК реализация имею­щегося потенциала энергосбережения будет служить фактором, в значительной степе­ни стабилизирующим рынок энергоресурсов.
ИНВЕСТИЦИИ И ЦЕНЫ
Катастрофическая нехватка инвестиций на развитие объектов энергетики — одна из основных причин резкого углубления кризисных явлений в отраслях ТЭК. Бюд­жетные ассигнования практически отсут­ствуют, а остающиеся высокими темпы инфляции, тяжелейший налоговый пресс и несовершенный механизм ценообразова­ния не позволяют предприятиям ТЭК на­капливать необходимые для инвестицион­ной деятельности средства. Так, в январе-сентябре 1994 г. освоено 15,5 трлн. руб. капитальных вложений в целом по Мин­топэнерго, что по отношению к прогнозу составляет 45 %. По фактическому освое­нию капитальных вложений объем сокра­тился на 29,6 %.

«Энергетическая стратегия» в инвести­ционной политике исходит из того, что в переходный период должны быть сохране­ны внебюджетные фонды с последователь­ным сокращением доли централизован­ных средств и увеличением доли инвести­ций за счет средств местных бюджетов, создания новых производственных пред­приятий с привлечением акционерного капитала, долевых взносов организаций-потребителей, коммерческих структур и зарубежных партнеров. Общеотраслевые и межотраслевые централизованные инве­стиции в ТЭК должны иметь преимуще­ственно задельный характер для сооруже­ния крупных энергетических объектов (электростанций, магистральных нефтега­зопроводов, терминалов) и не должны пре­вышать 10 %. При этом основное внима­ние сосредотачивается не на вводе новых энергообъектов, а на коренной перестрой­ке существующих. И дело здесь не только в том, что средств на строительство энер­гетических гигантов у нас нет и в ближайшие годы не будет. Исходя из внутренних потребностей России в энергоресурсах в строительстве таких объектов нет необхо­димости.

В то же время создание крупных энер­гетических объектов в экспортных целях (освоение Ямала, арктического и дальне­восточного континентального шельфов, месторождений в Томской области) позво­лит привлечь значительные иностранные инвестиции, увеличивая экономический потенциал России и обеспечивая решение проблем занятости внутри страны.

Активизация инвестиционных процес­сов будет достигаться за счет создания условий для самофинансирования пред­приятий ТЭК. В этой связи особое значе­ние приобретает реформа ценообразова­ния. Отправная точка реформы заключа­ется в том, что ТЭК не может в силу своей высокой капиталоемкости оставаться на бюджетном финансировании, а должен стать, как и все остальные базовые отрас­ли экономики, самофинансируемой систе­мой с включением необходимых инвести­ций в цену продукта. Главная цель рефор­мы — в устранении диспропорций между ценами на энергоносители и ценами на потребляемую отраслями ТЭК продукцию промышленных предприятий. При этом допустимая нижняя граница диапазона регулирования определяется ценой само­финансирования энергетических предпри­ятий (компенсация всех затрат плюс полу­чение достойной прибыли), а верхняя — мировыми ценами на нефть и газ, умень­шенными на величину издержек, связан­ных с транспортом топлива из России. В конце прошлого года, непосредственно перед либерализацией цен на нефть, неф­тепродукты и уголь, средняя оптовая цена на последний покрывала лишь 15 % за­трат на его добычу, остальные 85 % долж­ны были покрываться дотациями из бюд­жета. Газовая и нефтяная промышлен­ность также не являются самоокупаемы­ми. Внутренние цены на нефть и газ в апреле 1994 г. составили 36 и 33 % от мировых цен соответственно, в то время как цена на чугун, медь и цемент — 80, 75 и 73 % соответственно. Аналогичная ситу­ация и в электроэнергетике, где утвержда­емые тарифы не включают покрытия за­трат на реконструкцию энергообъектов.

Необходимо отметить, что повышение цен на энергоресурсы до соответствия мировому уровню отнюдь не означает их равенства. При прочих равных условиях энергоемкость нашей экономики в 1,5—2 раза выше, чем в странах с развитой экономикой, поэтому фактические цены энергоносителей после их либерализации должны устанавливаться на уровне 50— 70 % от среднемировых. Приближение цен на энергоресурсы к соответствующему уровню мировых цен возможно лишь при приближении энергоемкости российского производства к уровню развитых стран, что может занять немало времени.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Среди важнейших приоритетов Энерге­тической стратегии особое место занимает региональная энергетическая политика, первоосновой которой выступает деление регионов на энергоизбыточные и энергоде­фицитные. Большинство регионов России не обеспечено в достаточной степени соб­ственными энергоресурсами, со временем их дефицитность будет только возрастать. Энергоизбыточными останутся Тюменская нефтегазовая провинция, КАТЭК, Кузбасс, Восточная Сибирь, в перспективе энерго­избыточным регионом может стать север европейской части. Федеральное устройст­во России предполагает разделение власт­ных функций, прав собственности и ответ­ственности за топливо- и энергообеспече­ние между субъектами Российской Феде­рации и Центром, в связи с чем необходимо долевое участие регионов и Федерации в целом в развитии межрегиональных энер­гетических комплексов.

Неравномерность размещения энергети­ческих ресурсов обуславливает необходи­мость проведения такой энергетической политики, которая была бы направлена на оптимизацию размещения добычи и пере­работки топливно-энергетических ресур­сов, самосбалансированность регионов. В этой связи поощряется создание интегри­рованных региональных (Ямалгазэнерго, КАТЭК), а также межотраслевых (от сква­жин до бензоколонки) структур. В рамках работы над Энергетической стратегией России с привлечением специалистов тер­риториальных органов управления разра­батывается ряд региональных энергети­ческих программ крупных экономических районов России.

Региональная политика в ТЭК направ­лена на создание условий для взаимовы­годного сотрудничества энергоизбыточных и энергодефицитных регионов России че­рез дальнейшее развитие технологически единых федеральных энергетических сис­тем, что служит важнейшим фактором экономической и политической интегра­ции страны.

Экологическая политика также требует совместного участия Федерации и регио­нов. Сегодня на долю предприятий ТЭК приходится около 48 % выбросов вредных веществ в атмосферу, до 36 % сточных вод, свыше 30 % твердых отходов. Необ­ходим постоянно действующий монито­ринг экологической обстановки в основ­ных районах добычи энергоресурсов (За­падная Сибирь, Кузбасс и др.).

В этой связи особое значение приобрета­ет создание новых прогрессивных техно­логий, уменьшающих отрицательное эко­логическое воздействие на окружающую среду (переработка золошлаковых отхо­дов, газификации угля, производство и использование водоугольного топлива и др.). Приоритетное финансирование (в угольной отрасли) должны получить науч­но-технические разработки, направленные на создание углепродуктов широкого ас­сортимента (в частности, термобрикетное производство на базе канско-ачинских уг­лей, являющееся безотходным и отвечаю­щее современным требованиям охраны окружающей среды). Прогнозные расчеты показывают, что потребление твердого топ­лива в коммунально-бытовой сфере к 2005 г. составит 140—150 млн. т, причем свыше 40 млн. т из этого объема должно быть удовлетворено за счет бурых углей, главным образом Канско-Ачинского бас­сейна.
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
Частью новых экономико-правовых от­ношений в ТЭК Российской Федерации должна стать система отношений со стра­нами бывшего СССР. При резком разли­чии между ними в возможностях энерго­обеспечения за счет собственных ресурсов, установление межгосударственных энерге­тических связей приобретает большое по­литическое значение. Топливо- и энерго-снабжающие системы имеют строго опре­деленные условия существования и разви­тия. В целях оптимального обеспечения потребителей в большинстве стран СНГ необходимо сохранение единого оператив­ного управления. В противном случае неизбежно привлечение значительных до­полнительных ресурсов и средств.

Реальность на сегодняшний день тако­ва, что в угоду политической независимос­ти новые государства утеряли многое из того, что было накоплено в течение деся­тилетий. Восстановление необдуманно и быстро порванных связей в условиях дек­ларированных суверенитетов не происхо­дит столь же быстрыми темпами. В целях создания среды, способствующей расши­рению и укреплению производственно-хо­зяйственных связей внутри бывшего СССР, важным представляется создание совмест­ных предприятий и организаций рыноч­ной инфраструктуры при участии всех заинтересованных сторон (стран): иннова­ционных и страховых компаний, консал­тинговых, маркетинговых фирм, банков и бирж, которые способствовали бы наибо­лее эффективному использованию вноси­мых ресурсов и средств.

В последнее время начинают проявлять­ся благоприятные тенденции, связанные с участием России не только в экспорте энергоресурсов (поставляющей, к приме­ру, нефть в обмен на оборудование из Украины, разрабатывающей месторожде­ния на территориях зарубежных стран и владеющей новыми транспортными ком­муникациями). Участие «ЛУКойла» в ба­кинском нефтяном контракте — также яркий пример нового подхода к сотрудни­честву со странами бывшего СССР и сви­детельство возрастающей конкуренции на внутреннем рынке России.

Принципы межгосударственного регу­лирования отраслей ТЭК и использования энергоресурсов должны быть закреплены системой законов и подзаконных актов стран СНГ, производителей и потребите­лей энергии. Хотелось бы надеяться, что создание Межгосударственного экономи­ческого комитета станет не только предпо­сылкой к дальнейшему укреплению свя­зей внутри СНГ, но и реальным инстру­ментом, позволяющим реализовывать вза­имовыгодные проекты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ icon1. Вторичный сектор экономики отрасли, перерабатывающие сырье
Урок Топливно-энергетический комплекс (тэк), его значение и проблемы. Состав, место и значение тэк в хозяйстве страны. Связь с другими...

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconПравительство российской федерации постановление от 28 декабря 1992...
...

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconМониторинг сми актуальные новости энергетики 04 октября 2013
Заместитель Министра энергетики РФ андрей Черезов выступил с докладом на заседании Госкомиссии по подготовке к Олимпиаде в Сочи

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconКлючевые слова: энергетическая стратегия России, энергетическая политика,...
Востоке России. Это формирование нефтегазовых комплексов, освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и Северных...

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconСулдуз муршуд оглы топливно-энергетический комплекс как основа стратегии...
Охватывает 1991–1995 гг и является периодом хаоса или упадка. Второй период, который начался с 1996 г и продолжается до настоящего...

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconЛекция Хозяйственные комплексы национальной экономической системы (8 ч.)
Промышленный и топливно-энергетический комплексы Беларуси. Агропромышленный комплекс Беларуси. Строительный комплекс Беларуси

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconПресс-служба министерства экономики республики татарстан
В мероприятии примут участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации О. В. Фомичев, исполнительный директор...

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconПрограмма пребывания 5 апреля 2014 года
Торжественное открытие с участием представителей Совета министров Республики Болгария, представителей министерства экономики и энергетики...

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconУстойчивого развития
Дураев Николай Никифорович – заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)

Топливно-энергетический комплекс как часть российской экономики заместитель министра Министерства топлива и энергетики РФ iconМинистерство финансов Российской Федерации Кабинет Министров Республики...
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия провинции Альберта (Канада) (экс-заместитель министра экономического развития...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную