Рекомендуемая структура экзаменационного эссе






Скачать 98.74 Kb.
НазваниеРекомендуемая структура экзаменационного эссе
Дата публикации29.06.2016
Размер98.74 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Рекомендуемая структура экзаменационного эссе

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.

Вступление


Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть.


Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следующим примером ...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…


Заключение


Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…


Экономика. Основные проблемы:

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11 .Две стороны общественного разделения труда — специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15.Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении социальных благ.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Роль государства в регулировании экономики.

ПРИМЕРЫ ГРАМОТНЫХ ЭССЕ

«Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок»

(Э. Гроув)

1. Данное высказывание Э. Гроува можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, автор говорит нам о позитивной роли конкуренции в экономике страны и об опасности ее свертывания, а с другой, о необходимости не только внутренней, но и внешней конкуренции, когда экономическое соревнование идет не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. С автором трудно не согласиться, ведь именно конкуренция стимулирует увеличение ассортимента товаров, повышение их качества, сокращение цены, она вынуждает производителя изучать спрос, совершенствовать производственный процесс, сокращать издержки. В целом, она служит ускорителем экономического развития.
Рассматривая высказывание с точки зрения экономической теории, можно обратиться к таким темам как типы экономических систем, виды конкуренции, монополия, экономический рост. Именно конкуренция создает большинство преимуществ рыночной экономической системы перед командной. Однако, следует помнить, что полностью свободная рыночная экономика чревата жестокими методами конкурентной борьбы, чрезвычайной эксплуатацией рабочих, упадком таких малодоходных сфер как образование, наука, высокое искусство. Поэтому, как у любого социального явления, у конкуренции есть две стороны. Кроме того, реальная чистая конкуренция сегодня встречается редко, господствует монополистический и олигополический виды конкуренции, идут процессы монополизации. В современной экономике роль государства состоит в том, чтобы создавать условия для законной конкуренции, развития важнейших общественных, но неконкурентных благ, ограничивать монополии.

Рассмотрим на конкретных примерах влияние внешней и внутренней конкуренции на развитие экономики в разных странах. Удобнее всего, для подтверждения позиции автора, сравнить две крупнейших экономики XX века - командную в СССР и смешанную в США. В области развития производства товаров легкой и пищевой промышленности, США добились полного обеспечения внутренних потребностей и производили товары на экспорт, в СССР же наблюдался дефицит в этих отраслях экономики. Однако в сфере, где существовала конкуренция между странами, к примеру, в военном производстве или освоении космоса, СССР показывал высокие результаты. Отсутствие конкуренции производителей в СССР привели к тому, что самая большая страна мира, обладающая богатейшими природными ресурсами, не могла обеспечить себя не только промышленными, но и продовольственными товарами, например, зерном.

Таким образом, экономическая теория и реальные экономические процессы подтверждают слова Гроува.
«Наилучшая экономическая система—это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются»

(Дж. Гэлбрейт).

2Высказывание американского экономиста и политолога Дж. Гэлбрейта открывает простор для размышлений. Смысл высказывания заключается в том, что оценка любой экономической системы должна основываться на том, насколько хорошо она удовлетворяет основные потребности людей. Автор затрагивает проблему эффективности экономических систем. Иначе говоря, он ставит вопрос о том, насколько эффективно решаются основные социальные задачи в различных типах экономических систем?

Я полностью согласен с позицией автора высказывания, потому что любая экономическая система должна стремиться к максимальному использованию всех имеющихся ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей людей. Простому человеку абсолютно всё равно, как называется экономическая система в его стране, для него принципиально важны другие вопросы, в частности вопросы уровня жизни, социальной защиты, обеспечения экономической свободы и т. д.

В данном высказывании можно выделить несколько аспектов: сущность трёх главных вопросов экономики; сущность основных типов экономических систем; варианты решения трёх главных вопросов экономики в традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических системах; социальные задачи, решаемые в рамках экономических систем; особенности развития экономических систем на современном этапе.

Остановимся подробно на таком аспекте, как варианты решения трёх главных вопросов экономики в различных типах экономических систем. Это позволит раскрыть главные вопроси экономики, через их решение представить сущность экономических систем, через анализ их сущности оценить эффективность каждой из них.

Любое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делаем свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики (что производить?, как производить?, для кого производить?).

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определённые тип и экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная. Под экономической системой понимается способ организации совместной деятельности людей в обществе. Понятие экономической системы включает формы собственности, законодательную систему, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе. Рассмотрим сущность экономических систем.

В условиях традиционной экономической системы три главных вопроса экономики решаются в соответствии со сложившимися традициями. Главным стимулом экономической деятельности в условиях этой системы становится стремление выжить. Достоинства данной системы — предсказуемость и стабильность. К серьёзным недостаткам можно отнести низкий уровень жизни, трудности, связанные с проникновением научно-технического прогресса, отсутствие экономического роста. Это, безусловно, препятствует удовлетворению возрастающих потребностей людей. Централизованная система, которую ещё называют плановой, административной, командной, характеризуется тем, что государственная собственность является основной формой собственности. Три главных вопроса решаются центральными государственными органами. Это находит отражение в государственных планах, которые имеют форму директив, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизованная экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. В результате — успехи в естественнонаучной сфере, освоении космоса, обеспечении обороноспособности v страны, создание мощных систем социальной защиты и т. д. Однако централизованная экономическая система СССР оказалась неспособной создать условия для развития личной инициативы. Проиллюстрируем это положение примером. Как известно, одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного распределения. Если предприятие работало с большой прибылью, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства. Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококвалифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столько материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинтересованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в результатах своего труда. К каким последствиям это привело? Постепенно стало нарастать отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Вывод: подавление экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов ведёт к ухудшению качества экономического роста, его замедлению, а это, в свою очередь, негативно отражается на уровне жизни людей.

Рассмотрим, как решаются главные вопросы экономики в условиях рыночной системы. Свободные цены и влияние рыночной информации — основа их решения. Свободой выбора в условиях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ресурсов и потребители. Данная система отличается невероятным динамизмом. Она приглашает людей к творчеству и экспериментированию, вознаграждает тех, кто вносит в жизнь новизну. Неудивительно, что страны, создавшие рыночную экономику (в первую очередь, страны Западной Европы и США), добились беспрецедентных в истории объёмов производства, разнообразия благ и общего благосостояния. К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. Вместе с тем в данной экономической системе возникают проблемы, которые она не в состоянии решить. Инфляция, безработица, возникновение монополий, цикличность развития экономики, неравномерность распределения доходов граждан — примеры несостоятельности, а проще говоря, «провалов» рынка. В случаях несостоятельности рынка люди сталкиваются с тем, что их потребности в полной мере не удовлетворяются. Как следствие — вмешательство государства в экономику и формирование смешанной экономической системы.

Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.

Собственно говоря, в реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Таким образом, в современном мире имеются различные типы экономических систем, которые по-разному решают главные вопросы экономики. Для большинства людей наибольшее значение имеет вопрос об эффективности экономической системы. Как показывает опыт развитых государств мира, наибольших успехов в решении основных задач, стоящих перед обществом, добились страны со смешанной экономикой, в основе которой лежат рыночные механизмы».

/из книги Воронцова А.В., Соболевой О.Б., Шевченко С.В.

«Как надо и как не надо писать эссе»/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconМетодические рекомендации по написанию эссе Эссе фр essai "опыт"
Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconПамятка Как научиться писать эссе по обществознанию
Предлагаю памятку по написанию эссе и практическое занятие по отработке навыков написания эссе по обществознанию. Внимание! все практические...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconПамятка Как научиться писать эссе по обществознанию
Предлагаю памятку по написанию эссе и практическое занятие по отработке навыков написания эссе по обществознанию. Внимание! все практические...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconИстория южных и западных славян ч. Средние века
Введение в курс. Его предмет, характер, структура, продолжительность, территориальные и хронологические рамки. Форма отчетности....

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconСочинение в жанре эссе для школьников явление новое и перспектив­ное....
Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная автор­ская позиция, искренность, эмоциональность...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconЭссе (от французского "essai", англ. "essay", "assay" попытка, проба;...
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconIndustrial Organization Задание для выполнения эссе (реферата)
Тема эссе (реферата) выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем эссе – 5...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconЧто такое эссе?
Краткий словарь литературоведческих терминов: эссе – «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта,...

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconФорма промежуточной аттестации реферат, эссе
Допуском к итоговой аттестации является сдача реферата и эссе в установленные сроки

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе iconУрок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9)...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную